УДК 373.1.013
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Ацдатпа
M акал ада шагын мектепте балалардын, да-рындылыгын дамыту у™11 жагдай жасаудын, мацыздылыгы непзделедг «Дарынды балалар» тусшЫн аныктауга эртурл1 тэсшдерге назар ау-д ары лады.
Шагын мектептщ oiлi ivi беру ортасында ба-лалардыц дарындылыгын дамыту жагдайларын сипаттауга ерекше назар аударылады.
Аннотация
В статье обосновывается значимость создания условий для развития одаренности детей в малокомплектной школе. Обращается внимание на разные подходы к определению понятия «одаренные дети».
Особое внимание уделяется описанию условий развития одаренности детей в образовательной среде малокомплектной школы.
s
Annotation
The article emphasizes importance of ^ creating conditions for development of children's 2 giftedness at a small school. Some attention is drawn to different approaches to how to define the 2 concept "gifted children."
Special attention is paid to the description - of the conditions for development of children's □ giftedness in learning environment at a small ? school.
Проблема изучения особенностей работы с £ одаренными детьми в школе является актуаль-
S ной на протяжении нескольких десятилетий.
2—
1 Потребности педагогической науки, социаль-
2 ные ожидания современного общества и госу-х дарства бросают вызов, заставляют переосмыс-X ливать процесс развития одаренности у детей в s процессе обучения.
А. С. Кебиспаева,
учитель казахского языка и литературы,
Жуковская основная школа, Костанаискии район, Костанайская область
(статья подготовлена под руководством О. С. Парц, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики
Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия)
Неггзг! создер: дарындыльщ, дарынды балалар, дамыту шарттары, бтм беру ортасы, шагын жинацты мектеп.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, условия развития, образовательная среда, малокомплектная школа.
Keywords: giftedness, gifted children, conditions of development, educational environment, small school.
Принимая во внимание, что в школе любого вида есть одаренные дети, рассмотрим необходимые условия для успешного развития одаренных детей в условиях малокомплектной школы.
Н.С.Лейтес выделяет три категории учащихся, которые в социально-педагогической практике привычно именуются одаренными:
1) «дети с высоким 10»;
2) дети, достигшие заметных высот в различных видах деятельности;
3) дети, имеющие высокую креативность [2,с. 412].
■ -V V» «-»
В реальной педагогической практике научились разделять следующие категории одаренных обучающихся.
К первой категории одаренных обучающихся относят детей, показывающих высокие показатели по уровню общей одаренности.
Детей, которые показывают успехи в различных областях деятельности, современная педагогическая практика относит ко второй группе одаренных. В данную группу, не имея особых препятствий на пути, определяют детей с помощью экологически валидных методов. В нее относят одаренных юных музыкантов, художников, математиков, спортсменов, часто именуют их талантливыми детьми.
В третью группу часто относят «академически одаренных» детей, которые хорошо обучаются в школе [3, с.440].
В своей образовательной деятельности мы придерживаемся понимания, что одаренные дети - это дети, которые значительно опережают своих сверстников в умственном развитии либо демонстрируют выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.).
Малокомплектная школа, как определено Законом Республики Казахстан
«Об образовании», - это общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. Перед современной малокомплектной школой стоят непростые по ее возможностям задачи:
• обеспечение потребностей учащихся в общем среднем образовании;
• выравнивание стартовых возможностей выпускников школы с целью получения ими в дальнейшем профессионального образования.
Это предполагает, что, несмотря на неравномерную наполняемость в классах, отсутствие одного или нескольких классов, недостаточную оснащенность современным оборудованием, нехватку педагогических кадров и прочие трудности малокомплектной школы, в ней также необходима работа с одаренными учащимися, которая требует в свою очередь определенных условий.
Анализ научных трудов Г. Айзенка, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.Д. Ле-витова, В.Н. Дружинина, У. Эшби, связанных с проблемами одаренности детей, позволил выделить основные этапы работы с одаренными детьми.
На подготовительном этапе должна проводиться психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с одаренными детьми, в рамках которой педагогический коллектив изучит социальные и психофизиологические особенности данного контингента детей, овладеет необходимым диагностическим инструментарием, научится выявлять одаренность детей по определенным критериям и осуществлять грамотное педагогическое сопровождение их обучения. Изначально педагогу следует применять один из основных эмпирических методов исследования - наблюдение. В про-
о?
<
са С
со <
с, из О 3
ы —
УЗ
С
С-.
и
ьг и ы
У
С еЗ О
м
5:
Щ
Ы
и ©
С
и г,
сп <
а.
из
Ш
и 2
и о
цессе наблюдения за индивидуальными проявлениями учащихся как в урочной, так и внеурочной деятельности, педагог должен обращать внимание на детей с оригинальным (нестандартным) мышлением; детей с высоким уровнем развития памяти, внимания, воображения; детей, проявляющих повышенный интерес к определенным сферам деятельности и отличающихся высокой академической успеваемостью.
На начальном этапе важно выявить мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности, сфере интересов и особенностях личностного развития их ребенка, а также получить профессиональное заключение психолога о коэффициенте умственного развития ребенка, о наиболее проявившемся виде одаренности и т.д.
Следующим этапом в работе педагога с одаренными детьми является формирование образовательно-познавательной среды для развития неординарных спо-собностейучащихся. То есть, для обеспечения развития внутреннего потенциала ребенка, его способностей при выполнении стандартных учебных действий, способствующих успехам в учебе, в школе необходимо создать соответствующее образовательное пространство. Именно в образовательном пространстве создаются условия для развития способности быть автором, создателем своей жизни, учиться ставить цели и находить пути их достижения, для максимально возможного использования обучающимися своих возможностей, освоения способов взаимодействия с другими детьми, постоянного стимулирования позитивного проявления способностей [5, с.243-264].
Полагаем, что деятельность общеобразовательного учреждения (малокомплектной школы) по развитию одаренности детей будет успешной при
следующих условиях.
Первое условие - наличие грамотно построенного уровневого содержания образовательного процесса, который ориентирован на развитие интеллектуальных способностей одаренного учащегося. Вместе с этим работа с одаренными детьми разнообразна и многопланова. Это должно выражаться в групповых занятиях с одаренными учащимися на повышенном уровне, возможно применение и индивидуальных занятий, если в этом есть необходимость.
Второе условие - необходимость обеспечения социализации и мотива-ционного сопровождения организации учебного и внеучебного процессов. Интеграция общего и дополнительного образования детей становится важным условием перехода к новым образовательным стандартам.
При всей бесспорной самоценности детства основной задачей школы является подготовка ребенка к жизни. Одаренный ребенок должен понимать требования и нормы общества, уметь включаться в групповую работу разного типа. Это особенно важно, если учесть, что именно проблемы социализации достаточно болезненны для многих одаренных детей, прежде всего для особо одаренных.
Третьим условием является организация непрерывной системы повышения квалификации педагогов для развития одаренности учащихся в малокомплектной школе. Выполнение данного условия происходит через целевые семинары, создание творческих групп для овладения методикой работы с одаренными учащимися. В данном целенаправленном процессе необходимо участие психологов. Для обобщения опыта возможно проведение научно-практических конференций по проблемам развития одаренных
П
детей в условиях малокомплектной школы. Все это подкреплено периодическим контролем за динамикой обучения педагогов.
Многие ученые (JI.M. Долгополова, В.П. Лебедева, A.M. Матюшкин, И.М. Никольская, В.И. Панов, Т.А. Поярова) утверждают, что педагогам необходимо определить стратегию и форму обучения одаренных детей. Так, в рамках нашей работы стратегия обучения определяется как «совокупность действий педагога, призванная повышать эффективность функционирования обучаемой системы» [4, с.159-169].
Таким образом, решая вопросы развития одаренности обучающихся, современная малокомплектная школа должна учитывать особенности социума и создавать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, способствовать его самореализации, дифференцировать учебную работу в соответствии с состоянием здоровья, способностями, возможностями каждого школьника и потребностями семьи в его образовании [1].
ЛИТЕРАТУРА
1.Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании».
2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды /Н.С. Лейтес. - М.: МПСИ, 2003.-412 с.
3.Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры - 2-е изд., испр. и доп.
- М.: Издательство Юрайт, 2016. - 440с.
- Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
4.Ушатикова И. И. Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы / И.И. Ушатикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2013. -№1. -С. 159169.
5.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. Основные концепции одаренности и творчества. Под ред. Богоявленской Д.Б. М., __ 1997. -с.243-264.
<
03
С
СО
Сч
'Л
О
3
ИЗ
С
а.
ы
и
t=t О н
W 2 S
S ы и е с и
е