Педагогика
УДК: 37.015.42
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Малгаров Иннокентий Иннокентьевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ШКОЛЬНИКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: УСЛОВИЯ, ПРЕДПОЧТЕНИЯ,
БЕЗОПАСНОСТЬ
Аннотация. В статье предпринята попытка на примере крупнейшего по территории и малонаселенного региона - Республики Саха (Якутия), где наблюдается тенденция положительной динамики использования информационных технологий в образовательном процессе, проводить исследования по раскрытию отношения, обучающихся к цифровой образовательной среде, их предпочтения, отношение к процессу обеспечения личной информационной безопасности. Результаты исследования показали нам установить предпочтения школьников к тому или иному способу общения через систему интернет.
Ключевые слова: школьники, цифровая среда, интернет, Якутия, информационная безопасность, информационная культура.
Annotation. In article an attempt on the example of the largest across the territory and the sparsely populated region - the Sakha (Yakutia) Republic where sharp information technology development is observed is made, to investigate conditions of access for school students to the digital environment, their preferences, the attitude towards personal information security. Results of a research allow to draw a conclusion on need of development of information culture of school students and the digital educational environment for schools.
Keywords: school students, digital environment, Internet, Yakutia, information security, information culture.
Введение. Доступность информационных ресурсов через глобальную сеть Интернет является неотъемлемым признаком информационного общества. Однако, наряду с доступностью информации появляются новые факторы риска и угрозы, которые сегодня принимают экзистенциальный характер, так как реальные социальные потребности человека в общении, в усвоении новых знаний, а также в творчестве переносятся в цифровую среду. Лишение доступа к данной среде у человека, проводящего в ней значительную часть своего времени, может привести к заметному раздражению и дискомфорту.
Современные дети и подростки, являющиеся истинными «цифровыми аборигенами» («Digital Natives») [10], чаще всего становятся уязвимыми перед такими опасностями, так как, несомненно, существует прямая зависимость между уровнем активности в цифровой среде и со степенью возможных рисков, угроз.
В статье предпринята попытка на примере крупнейшего по территории и малонаселенного региона -Республики Саха (Якутия), где наблюдается резкое развитие информационных технологий, исследовать условия доступа школьников к цифровой образовательной среде, их предпочтения, отношение к личной информационной безопасности.
Изложение основного материала статьи. Основываясь на научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного задания на период с 2010 по 2013 годы, регистрационный номер НИР: 8.4796 на тему «Разработка интегрированных технологий обеспечения информационной безопасности и здоровьесбережения школьников и студентов в условиях цифрового образования» под руководством Е.А. Барахсановой нами определены концептуальные подходы, принципы обеспечения информационной безопасности и здоровьесбережения школьников и студентов в условиях цифрового образования, обоснованы теоретико-методологическое основы внедрения интегрированных технологий обеспечения информационной безопасности в условиях цифрового образования, сформированы баз данных для определения структуры модели обеспечения учета затраченного времени при работе на компьютере [4, 6-7].
Проведен сравнительный анализ международного и российского опыта в подходах к формированию информационной безопасности и здоровьесбережения школьников в условиях цифрового образования. Систематизирована и проанализирована информация о влиянии TV в городских и сельских школьников Якутии. Определена структура концептуальной модели педагогического обеспечения информационной безопасности в школьном образовании. Разработан инструментарий мониторинга [1-2, 6-9].
Результаты исследования отражены в публикациях членов творческой группы (Е.А. Барахсанова, С.В. Панина, М.С. Прокопьев, В.А. Варламова, М.А. Сорочинский, Малгаров И.И. и др.) и опубликованы в зарубежных и отечественных журналах с индексом цитирования БД скопус и РИНЦ [1-3, 6-9].
Следует отметить, что мы придерживаемся в следующем определении понятия «цифровая образовательная среда» - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями.
Ключевой принцип информатизации образования - Принцип организации цифровой образовательной среды основывается в следующих принципах: открытости, доступности, ответственности, полезности.
В настоящее время, как отмечается многими исследователями в области реализации электронного обучения в региональной системе образования Республики Саха (Якутия) (Е.А. Барахсанова, А.И. Голиков, М.С. Прокопьев, Т.Н. Лукина, В.М. Саввинов, Е.В. Никитина и др.) [6-9] в основе которого лежит массовое применение информационных средств и все актуальнее становится проблема научно-методического обеспечения цифровой образовательной среды вуза и школы (Е.З. Власова, Е.А. Барахсанова, Сорочинский М.А.) [1]. Мы становимся свидетелями модернизации и информатизации системы высшего образования, в котором все большее внимание уделяется на внедрения цифровых технологий в образовательном процессе. В этой связи следует отметь, что, что качество образовательного процесса во многом определяется использованием современных образовательных технологий [1-4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается наше исследование связана с определением педагогической целесообразности создания цифровой образовательной среды.
На вопрос - «Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий и среды обучения?».
В качестве основного метода исследования мы использовали онлайн анкетирование [5], т.к. данный метод позволяет быстро и точно получить результаты вне зависимости от местонахождения респондента. В анкетировании приняли участие 236 обучающихся из 24 школ Республики Саха (Якутия). Средний возраст респондента - 13,9 лет. Среди них 119 респондентов учатся в сельских школах, что составляет 50,4% от всего количества принявших участие в опросе.
В Республике Саха (Якутия), в связи с удаленностью территорий, слабой развитостью каналов связи, а также ее дороговизной, в отличие от центральной части России не получил развитие доступ в интернет по проводным каналам связи. С развитием информационных технологий, в т.ч. спутниковых каналов связи, появилась возможность организации доступа в интернет через мобильные устройства. Поэтому у 95% опрошенных учащихся школ имеется свой личный смартфон и планшетный компьютер. У 35% респондентов есть возможность доступа к интернету через домашний компьютер. Что касается доступа в интернет через школьный компьютер, то к нему беспрепятственный доступ имеют лишь 8% участников опроса. Это говорит
0 том, что в школах Якутии недостаточно создаются условия доступа учащихся в интернет.
Рассмотрим продолжительность времяпровождения в сети Интернет. Все опрашиваемые школьники в своих ответах отметили, что пользуются интернетом каждый день. 5% отметили, что проводят в интернете до
1 часа в сутки и только по крайней необходимости. 27% опрошенных указали, что проводят в Сети 1-3 часа, чтобы ответить на сообщения, найти необходимую информацию если это необходимо. 44% честно признались, что в свободное время от 3 до 5 часов в сутки могут иногда «зависнуть» в глобальной сети. 19% «заглядывают» в интернет постоянно, на это у них уходит 5-8 часов личного времени. 5% опрошенных в интернете проводят более 8 часов, считают, что «живут в интернете». Полученными данными подтверждены факты высокой онлайн-активности школьников, которые были получены в аналогичных опросах [2].
Если говорить о содержании онлайн-активности, то 79% опрошенных в интернете занимаются поиском разнообразной интересной информации, фото, видео, музыки, новостей. Информацию для учебы ищут чуть меньше - 54%, а образовательными сайтами пользуются лишь 22%, столько же учатся в онлайн-курсах. Онлайн-общение, как и ожидалось ранее, сохраняет лидирующие позиции в содержании онлайн-активности школьников. 69% учащихся общаются с друзьями в социальных сетях, при этом 38% постоянно следят за обновлениями новостей друзей. Играют в онлайн-игры 31% опрошенных детей. 29% являются читателями интернет-СМИ, 12% любят писать комментарии и участвовать в обсуждениях, 4% ведут свой персональный блог, в т.ч. видеоблог на видеохостинге YouTube. Юными покупателями в онлайн-магазинах и участниками разнообразных акций являются 21% опрошенных, 6% пользуются услугами онлайн-банкинга, столько же респондентов получают государственные услуги через Портал госуслуг. Низкая скорость интернета, отсутствие денежных средств на легальный контент вынуждает 45% опрошенных скачивать фильмы, музыку и другие продукты. Как видно, содержание активности школьников весьма разнообразно. Необходим рост посещений образовательных сайтов, вовлеченности в онлайн-курсах, при этом воспринимать возможности цифровой среды не только с позиции потребления, но и с позиции создания нового контента.
По предпочтениям в способах общения через интернет мнения распределились следующим образом: 84% предпочитают мобильные мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber и т.д.). К слову, самым популярным в Республике Саха (Якутия) является мобильный мессенджер WhatsApp, который установлен почти в каждом смартфоне жителя республики. Люди старшего поколения переходят на использование смартфонов именно из-за возможности установки данного мессенджера в данных устройствах. 54% выбирают в качестве способа общения - социальные сети (Вконтакте, Instagram, Facebook, Twitter, Одноклассники и т.д.). 7% используют IP-телефонию (сервисы аудио-, видеозвонков, Skype и т.д.). Всего 2% опрошенных используют электронную почту прямому назначению - как способ общения. Это говорит о том, что новое поколение предпочитает способы мгновенного обмена сообщений.
На вопрос о том, что мешает им пользоваться интернетом еще активнее, почти половина респондентов (43%) ответили, что физически не хватает времени и они сильно нагружены. 22% признались, что доступ ограничивают родители. 32% уверены, что виновата низкая скорость интернет-соединения, причем 70% из них составляют учащиеся сельских школ. Порядка 1-2% респондентов отметили, что еще более активно пользоваться интернетом они не могут по причине отсутствия личного гаджета, недостатка средств на услуги связи, из-за того, что быстро разряжается аккумулятор на устройстве, на улице не могут использовать смартфон из-за холода. 26% считают, что им никто и ничто не мешает, причем 71% из них учатся в городских школах. Как мы видим, учащиеся школ чувствуют себя сильно нагруженными, что у них не хватает свободного времени, прослеживается роль родителей в контроле за безопасностью детей, есть разница между развитостью инфраструктуры связи сельской и городской местности.
Если говорить об источниках сведений по информационной безопасности для школьников, то большинство - 51% получают эти представления на уроках в школе, 39% опрошенных об этом напоминают их родители, 35% через средства массовой информации, 12% при разговоре с друзьями, самостоятельно через свой личный опыт предпочитают 35% респондентов. 6% опрошенных заявили, что абсолютно не интересуются информационной безопасностью. Ответы школьников на данный вопрос говорят о том, что единые уроки по информационной безопасности детей, проводимые по всей стране, а также школьные уроки информатики играют важную роль в формировании у обучающихся представлений об информационной безопасности. Рост ИКТ-компетентности родителей привел к тому, что они стали более авторитетными для своих детей в области информационных технологий по сравнению результатами аналогичных исследований [3] пятилетней давности. Средства массовой информации, в связи с постепенным переходом в цифровую среду, сохраняют своя влияние на развитие детей.
Из всего количества опрошенных у 69% имеются страницы в социальных сетях. 81% детей, которые имеют свои страницы в социальных сетях, указывают свою фамилию, имя, 55% размещают свое фото, 52% указывают дату рождения, 28% - номер телефона, 6% - адрес проживания, 5% - места посещений. Стоит отметить, что у 41% опрошенных на страницах настроен приватный режим, то есть личную информацию могут просматривать только ограниченный круг лиц. По результатам видно, что дети весьма осторожно относятся к распространению своих персональных данных, доверяют самым близким людям.
На вопрос «У кого ты просишь помощи, если у тебя случаются неприятности в интернете?» 30% обучающихся ответили, что в такую ситуацию они не попадали. Из попадавших в подобные ситуации 48%
ответили, что обращаются к друзьям, одноклассникам, 32% к родителям, 20% предпочитают никому не рассказывать, пытаться разобраться самостоятельно, а к школьным учителям с такой проблемой не обратился никто. Это говорит о крайне низком доверии детей к учителям в разрешении личных проблем.
На проблему пользования смартфонами обучающимися в школе респонденты ответили следующим образом: 6% считают, что нужно полностью запретить учащимся пользоваться смартфонами в школе; 39% согласны с тем, чтобы ограничить пользование гаджетами во время урока (например, собирать устройства на время урока в ящик); 54% считают, что надо обратить внимание на культуру получения информации, поведения на уроке; 1% затруднились ответить. Из ответов видно, что учащиеся считают весьма целесообразным ограничение пользования смартфонами во время урока, понимают, что им трудно себя контролировать и это оказывает негативное влияние на их учебные результаты. Однако, большинство против запретных мер, считают, что необходимо добиться того, чтобы учащийся мог самостоятельно регулировать свое поведение в сторону развития своей информационной культуры.
Выводы. Использование цифровой образовательной среды в образовательном процессе включены в требование ФГОС нового поколения и относятся к приоритетным направлениям информатизации образования, а также входит Программу Правительства «Цифровая экономика».
Цифровая образовательная среда способствует к совершенствованию содержания образования, к повышению информационной компетентностьи обучающихся в области использования цифровых технологий и ресурсов, содействует использованию преподавателями электронных ресурсов в профессиональной деятельности, в результате которого повышается качества обучения в образовательных организациях.
Литература:
1. Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Создание сетевого консорциума педагогических вузов как фактор устойчивого развития регионального образования // Современное образование:традиции и инновации.
- №3. - 2016. - С. 20-24.
2. Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2017. №8.
3. Варламова В.А., Барахсанова Е.А. Исследование цифровой компетентности старшеклассников и родителей г. Якутска // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 2014. С. 30-32.
4. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образоватеьного форума СВФУ. - 2014.
- С. 191-199.
5. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. №1.
6. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. - 2012ю - N3. С. 27-32.
7. Сорочинский, М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза / М.А. Сорочинский // Общество: социология, психология, педагогика. - №8. - 2018.
8. Barakhsanova E. A., Savvinov V. M., Prokopyev M. S., Vlasova E. Z., Gosudarev I. B. Adaptiv education technologies to train Russian teachers to use e-learning. IEJME — MATHEMATICS EDUCATION 2016, VOL. 11, NO. 10, 3447-3456
9. Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corporate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas // Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.
10. Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants. From On the Horizon // NCB University Press. Vol. 9. 2001. No. 6. P. 1-6.
Педагогика
УДК 371 38
аспирантка 2 курса кафедры русского языка как иностранного Батищева Екатерина Вадимовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному Аладышкина Людмила Владимировна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. Известно, что в социально-философском аспекте понятие «межкультурная коммуникация» исторически возникает как констатация факта взаимодействия культур. Здесь культура рассматривается как одна из основ социально-коммуникативного процесса, поскольку выступает как динамическая и многогранная система, пронизывающая все аспекты жизни общества, влияющая на развитие и саморазвитие человека, формирование его собственной картины мира, определяющая его отношение к другим людям. При этом коммуникативные процессы способствуют обновлению культуры, а человек выступает одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия культур.
Ключевые слова: методика преподавания, межкультурная коммуникация, интерактивные методы. Annotation. It is known that in the socio-philosophical aspect of the concept of "intercultural communication" historically arises as a statement of the fact of interaction of cultures. Here, culture is considered as one of the foundations of the social and communicative process, as it acts as a dynamic and multifaceted system that permeates all aspects of society, affecting the development and self-development of a person, the formation of his own picture of the world, determining his attitude to other people. At the same time, communicative processes contribute to the renewal of culture, and a person acts as both a subject and an object of interaction of cultures.