Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 113-114
УДК 316
ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США
© 2012 г. Г.С. Пусяк
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 05.04.2012
Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в США. Представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.
Ключевые слова: школа, школьная социальная работа, воспитание, социальная политика в сфере школьного образования.
Школьная социальная работа является специализированной областью практики в профессии социального работника. Школьные социальные работники привносят особые знания и навыки в систему образования. Они играют важную роль в формировании целей школьного обучения, предоставляют консультационные услуги для детей и подростков в школах США; расширяют ресурсность школьников (взаимодействие «семья - школа - общество»).
Причины появления социальной работы в школах
Первые школьные социальные работники появляются благодаря тому, что условия в семье, обществе, школе препятствуют нормальному обучению и не выполняются школьные обязательства (в течение XX века школы расширили свою миссию и сферы своей работы - в большей степени по интеграции и формированию уважения к индивидуальным различиям детей).
В 1906-1907 годах в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго появляются первые школьные социальные работники, «навещающие на дому учителя». Их цель - развитие взаимопонимания и коммуникации между школой и общинами иммигрантов, оказание помощи в предупреждении отставания и правонарушений, способствование улучшению посещаемости занятий.
В 20-30-х годах XX века особое внимание в школьной социальной работе уделяется вопросам адаптации ребенка. Возрастает роль психического здоровья школьников (З. Фрейд), а также роль «работы со случаем» (Милфордские конференции). Появляется национальная ассоциация навещающих на дому учителей.
В 30-60-е годы XX века сокращается число школьных социальных работников (депрессия 30-х годов, II Мировая война). Флоренцией Пул разрабатывается концепция школьной социальной работы, ориентированная на потенциально сильное взаимодействие методов социальной работы и миссии школы для достижения сложных личных, семейных и организационных целей.
В 50-70-е годы в школьной социальной работе усиливается интерес к социальным вопросам, возрастает значение групповой формы работы в школах. Происходит расширение сферы деятельности социальных работников в школах, разрабатываются стандарты профессиональной деятельности школьного социального работника. Основными объектами социальной работы в школе становятся ученики, родители и учителя.
Школьная социальная работа начинает развивать свою методологию, теории; проводятся исследования в области школьной социальной работы. Складываются четыре модели практики: клинические теории; теории социального изменения; организация школьного сообщества; социальная модель взаимодействия. Кристаллизуются кластеры школьной социальной работы (Лела Костин), сосредоточенные на школах и сообществах, недостатках и особенностях систем, взаимодействии с характеристиками учащихся в различных трудных ситуациях. Закрепляются функции социальных работников в школах:
- индивидуальная работа с клиентом-учеником;
- работа с родителями, семьей;
- взаимодействие с учителями.
114
Г.С. Пусяк
Школьная социальная работа - значительная и развивающаяся сфера деятельности. С 70-х годов ХХ века в различных штатах появляются новые организации социальных работников, проводятся три конференции по школьной социальной работе. Начинают издаваться журналы «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».
Список литературы
1. Clark J.P., Alvarez M. Response to Intervention: A Guide for School Social Workers. Oxford Press, 2010. P. 21-35.
2. Ehrentreich J. The Altruistic Imagination: A History of Social Work and Social Policy in the United States. Cornell University Press, 1985. P. 187-189.
SCHOOL SOCIAL WORK IN THE UNITED STATES G.S. Pusyak
History of school social work formation and development in the United States is considered in this article; theoretical models of school social work and main methodological approaches to its definition are given.
Keywords: school, school social work, education, social policies in school education.