Научная статья на тему 'Школьная социальная работа в США'

Школьная социальная работа в США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SCHOOL SOCIAL WORK / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL POLICIES IN SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пусяк Галина Саввовна

Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в США. Представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School social work in the United States

History of school social work formation and development in the United States is considered in this article; theoretical models of school social work and main methodological approaches to its definition are given.

Текст научной работы на тему «Школьная социальная работа в США»

Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 113-114

УДК 316

ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США

© 2012 г. Г.С. Пусяк

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 05.04.2012

Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в США. Представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.

Ключевые слова: школа, школьная социальная работа, воспитание, социальная политика в сфере школьного образования.

Школьная социальная работа является специализированной областью практики в профессии социального работника. Школьные социальные работники привносят особые знания и навыки в систему образования. Они играют важную роль в формировании целей школьного обучения, предоставляют консультационные услуги для детей и подростков в школах США; расширяют ресурсность школьников (взаимодействие «семья - школа - общество»).

Причины появления социальной работы в школах

Первые школьные социальные работники появляются благодаря тому, что условия в семье, обществе, школе препятствуют нормальному обучению и не выполняются школьные обязательства (в течение XX века школы расширили свою миссию и сферы своей работы - в большей степени по интеграции и формированию уважения к индивидуальным различиям детей).

В 1906-1907 годах в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго появляются первые школьные социальные работники, «навещающие на дому учителя». Их цель - развитие взаимопонимания и коммуникации между школой и общинами иммигрантов, оказание помощи в предупреждении отставания и правонарушений, способствование улучшению посещаемости занятий.

В 20-30-х годах XX века особое внимание в школьной социальной работе уделяется вопросам адаптации ребенка. Возрастает роль психического здоровья школьников (З. Фрейд), а также роль «работы со случаем» (Милфордские конференции). Появляется национальная ассоциация навещающих на дому учителей.

В 30-60-е годы XX века сокращается число школьных социальных работников (депрессия 30-х годов, II Мировая война). Флоренцией Пул разрабатывается концепция школьной социальной работы, ориентированная на потенциально сильное взаимодействие методов социальной работы и миссии школы для достижения сложных личных, семейных и организационных целей.

В 50-70-е годы в школьной социальной работе усиливается интерес к социальным вопросам, возрастает значение групповой формы работы в школах. Происходит расширение сферы деятельности социальных работников в школах, разрабатываются стандарты профессиональной деятельности школьного социального работника. Основными объектами социальной работы в школе становятся ученики, родители и учителя.

Школьная социальная работа начинает развивать свою методологию, теории; проводятся исследования в области школьной социальной работы. Складываются четыре модели практики: клинические теории; теории социального изменения; организация школьного сообщества; социальная модель взаимодействия. Кристаллизуются кластеры школьной социальной работы (Лела Костин), сосредоточенные на школах и сообществах, недостатках и особенностях систем, взаимодействии с характеристиками учащихся в различных трудных ситуациях. Закрепляются функции социальных работников в школах:

- индивидуальная работа с клиентом-учеником;

- работа с родителями, семьей;

- взаимодействие с учителями.

114

Г.С. Пусяк

Школьная социальная работа - значительная и развивающаяся сфера деятельности. С 70-х годов ХХ века в различных штатах появляются новые организации социальных работников, проводятся три конференции по школьной социальной работе. Начинают издаваться журналы «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».

Список литературы

1. Clark J.P., Alvarez M. Response to Intervention: A Guide for School Social Workers. Oxford Press, 2010. P. 21-35.

2. Ehrentreich J. The Altruistic Imagination: A History of Social Work and Social Policy in the United States. Cornell University Press, 1985. P. 187-189.

SCHOOL SOCIAL WORK IN THE UNITED STATES G.S. Pusyak

History of school social work formation and development in the United States is considered in this article; theoretical models of school social work and main methodological approaches to its definition are given.

Keywords: school, school social work, education, social policies in school education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.