Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 115-116
УДК 316
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США
© 2012 г. Р.М. Русинов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
rusinov@mail.ru
Поступила в редакцию 05.04.2012
Рассматриваются особенности университетской подготовки школьных социальных работников в США, формы подготовки, особенности и содержание учебных планов направления. Приведен конкретный пример программы подготовки магистров в сфере школьной социальной работы университета Сент-Луиса.
Ключевые слова: социальная работа в США, профессиональное образование в сфере социальной работы.
В США обучение школьной социальной работе осуществляется при условии наличия у студента степени магистра социальной работы, а также соответствующей программы в университете, аккредитованной региональным отделением Совета по образованию в области социальной работы.
Программа по подготовке школьных социальных работников создана для развития в специалистах в данной области компетенций и практических навыков работы в стандартных и нестандартных, первичных и вторичных системах образования. Такие компетенции включают в себя оценку потребностей учеников; разработку и реализацию мероприятий по активному вмешательству в проблемную ситуацию; привлечение по мере необходимости специалистов из других областей.
Школьные социальные работники являю т-ся важной частью команды, обладая многими междисциплинарными знаниями. Они помогают разрешать проблемные ситуации учеников, вызванные такими факторами, как эмоциональные проблемы; низкая самооценка; жестокое обращение с детьми и насилие в семье; бедность и безработица; попытки суицида; наркотическая и алкогольная зависимость; подростковая беременность и раннее роди-тельство; дискриминация по различным признакам; плохая посещаемость и успеваемость и др.
Формы и продолжительность обучения:
1) очная форма обучения (2 года);
2) заочная форма обучения (3-4 года);
3) вечерняя форма обучения (2-3 года).
4) сокращенная форма обучения (при наличии степени бакалавра социальной работы) (1018 месяцев).
Вне зависимости от формы обучения каждую программу можно разделить на две части: базовую и расширенную. В первой части студенты получают фундаментальные знаниями и практические навыки работы с отдельным человеком, семьей, организацией и общиной. Вторая часть магистратуры подразумевает определение студентом области своих научных интересов. Расширенный курс основывается на знаниях, ценностях и навыках, полученных студентом во время основной части и имеет своей целью повышение компетентности студентов в вопросе разрешения более сложных практических проблем в той области, которую они выбрали.
В дополнение к полученной степени магистра социальной работы студент может выбрать ту или иную специализацию, при этом область научных интересов студента должна быть к ней близка. Для того чтобы студент мог выбрать в качестве специализации программу подготовки школьных социальных работников, в качестве области научных интересов чаще всего указывается работа с детьми, молодежью и семьёй. Данная специализация предполагает изучение нескольких курсов в дополнение к уже пройденным в рамках магистерской программы, а также прохождение стажировки в 1 -2 школах.
Приведем в качестве примера Программу подготовки магистров социальной работы университета Сент-Луиса.
116
Р.М. Русинов
По этой программе готовят студентов к работе в современных практических условиях в соответствии с выбранной ими областью научных интересов; учат их действовать как агентов изменений, способствующих созданию личного и общественного благополучия; формируют готовность участвовать в профессиональной, научно обоснованной практической работе с непрерывно меняющейся средой. Студенты разрабатывают свои программы по развитию компетенций как на микроуровне в области социальной работы с индивидуумом, семьёй или группой, так и на макроуровне в области управления, планирования, программирования и организации работы с сообществом.
Программа подготовки магистров в области социальной работы состоит из 57 часов аудиторных и практических курсов. Длительность каждого отдельного курса составляет 3 часа, если не указано иное.
Обязательные курсы (продолжительность 18 часов):
- социальная политика;
- человеческое поведение и социальная среда;
- практическая социальная работа с индивидуумом, семьёй, группой;
- практическая социальная работа с сообществом и организациями;
- основной интегративный семинар;
- основная практика I.
Дополнительные курсы для тех, чьи научные интересы лежат в области «Работы с семьёй»:
- взаимодействие с семьёй в стрессовой ситуации;
- основы семейной практики;
- социальная юстиция;
- методы исследования I;
- методы исследования II;
- интегративный семинар по работе с семьёй;
- практические занятия II;
- практические занятия III;
- практические занятия IV;
- 5 элективных курсов по выбору студента (15 кредитных часов);
- Ценности и этические нормы практической социальной работы.
Студентам, заинтересованным в школьной социальной работе как в своей будущей профессиональной деятельности, факультет социальной работы университета Сент-Луиса предоставляет возможность обучения по специализированной программе, по окончании которой выдается сертификат и делается соответствующая запись в дипломе.
Для получения данной специализации студенты должны получить оценку 4 или выше по каждому из следующих курсов:
- Школьная социальная работа;
- Вмешательство при работе с детьми и подростками с девиантным поведением.
Кроме того, студенты должны пройти минимум 600 часов стажировки в государственной школе под руководством практического школьного социального работника.
Список литературы
1. Официальный сайт школы прикладных социальных наук г. Кливленда США. - URL: http:// msass .case. edu/academic/ssw/index.html
2. Официальный сайт школы социальной работы государственного университета г. Детройта США. - URL: http://socialwork.wayne.edu/msw/index.php
TRAINING FOR SCHOOL SOCIAL WORKERS IN THE UNITED STATES
R.M. Rusinov
The features of university training for school social workers in the United States are consid-ered in this article together with the forms of training, specifics and content of curriculum in this field. Particular example of master program in school social work in the University of St.Loius is provided.
Keywords: social work in the United States, professional training in Social Work.