УДК 378.016:738
© К.Н. Пружинин
ШКОЛА СПОРТА КАК СФЕРА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается включение человека в спортивную деятельность.
Ключевые слова: физическое совершенствование, мотивы спортивной деятельности, роль спортивных достижений, личностные качества, статус личности.
K.N. Pruzhinin
SCHOOL OF SPORT AS A SPHERE OF EDUCATION THE PERSONAL FEATURES IN THE PROCESS OF CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION
The article considers an inclusion of person in sports activities.
Keywords: physical improvement, motives of sports activities, role of athletic achievements, personal features, status ofpersonality.
По утверждению Р. А. Пилояна, использование различных средств воздействия на человека в области физической культуры и спорта выходит далеко за рамки телесности. В связи с этим ее стоит называть «отраслью культуры тела и духа», понимая под духом эмоции, воображение, эстетику, мотивацию, волю, интеллект и нравственность как психические процессы, свойства и способности [4].
По мнению ряда исследователей (Л.И. Лубы-шева, Э. Майнберг, О. Grnpe и др.) [3], для спортсмена спорт является школой воспитания характера, школой честной игры, эмоций, физического и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный «полигон», на котором, помимо двигательных, формируются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.
Однако спорт не всегда дает только положительный воспитательный эффект, реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует, а более всего от конкретной системы социальновоспитательных отношений, складывающихся в сфере спорта и в связи с ним. Те же самые свойства спорта, благодаря которым в определенных ситуациях он оказывается эффективным средством воспитания положительных качеств личности, могут способствовать формированию и развитию негативных личностных качеств.
Исследовательская проблема, вытекающая из изложенного выше, сформирована следующим образом: спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств,
Становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Сфера физической культуры и спорта в определенном отношении предоставляет особенно благоприятные условия для проявления жизненной активности. Сама природа средств физического воспитания, необходимость регулярного преодоления трудностей в процессе физического совершенствования, стимулирующая роль спортивных состязаний и достижений - все это и многое другое требуют возрастающих проявлений активности личности и тем самым способствуют ее развитию.
Спорт не без основания считают «школой воли», «школой эмоций», «школой характера». В сфере спортивной деятельности раскрываются многие черты нравственного статуса личности, т.к. в обыденных ситуациях повседневной жизни не так часто приходится сталкиваться со столь высокими запросами к проявлению волевых качеств и саморегуляции, какие предъявляют спортивные состязания и спортивная деятельность в целом.
Можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированных восприятий в спорте являются личностные качества спортсмена. В терминах сила, быстрота, точность, выносливость и понятиях сила, подвижность, аккуратность и стойкость характера заключены далеко не простые аналогии. Проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни приводит к существенным системным изменениям в психике спортсменов.
которые являются ключевыми в спорте и востребованы во многих других видах деятельности человека.
В исследовании приняли участие выпускники физкультурно-спортивных учебных заведений Иркутской области. На разных этапах его в период 2007-2011 гг. было охвачено 487 человек. В основном исследовании приняли участие 136 выпускника указанных учебных заведений, из них 65 человек имеют спортивный разряд, 34 -кандидаты в мастера спорта, 34 присвоено звание «мастер спорта» и 3 - звание «мастер спорта международного класса». Высшее образование имеют 59%, среднее специальное - 41%. Средний возраст респондентов составляет 35,8 лет.
Все респонденты были разделены на следующие группы: работающие в правоохранительных органах (23%), государственных (18%) и коммерческих (23%) структурах; руководящие работники общественных и образовательных заведений (36%). Эти группы определились как основные направления в ходе обработки данных о респондентах.
Обратимся к ответам респондентов о том, какие качества личности были воспитаны у них в результате спортивной деятельности. Следует отметить, что по всей совокупности опрошенных сложилась следующая тенденция (рис. 1).
и целеустремленность
■ самоуверенность
П дисциплинированность
□ упрямство
■ решительность
□ нетерпимость И настойчивость П беспощадность
■ самостоятельность
■ жестокость О терпеливость П осторожность
■ дружелюбие
■ неумение проигрывать
■ другое
Рис. 1. Качества личности, воспитанные в процессе спортивной деятельности, в %
Наряду с такими качествами, как целеустремленность, дисциплинированность (47,5%), самостоятельность (45,9%), дружелюбие (39,3%), терпеливость (34,3%), решительность (32,8%), настойчивость (31,1%), у спортсменов обнаруживаются и отрицательные черты, появившиеся в процессе занятий спортом, причем практически весь состав этих качеств с максимальными показателями относительно других групп выражен в группе работающих в правоохранительных органах. Так, в данной группе респондентов жестокость присуща 17,1%, беспощадность - 14,3%, нетерпимость - 21,4% самоуверенность - 28,6% и неумение проигрывать -21,4%. Такое качество, как «дружелюбие», в этой группе не выделил никто - 0,0%. Очевидно, это обусловлено тем, что все респонденты этой группы занимались индивидуальными видами спорта (классической борьбой, рукопашным бо-
ем, плаванием), в то время как успехи «командных» видов спорта напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности.
Если для победы в лыжной гонке достаточно проявить индивидуальное мастерство, то для победы в большинстве спортивных игр или состязаний в экипажах этих факторов может оказаться недостаточно, поскольку в них необходимо владение приемами совместных действий. Оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играет взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные ситуации, умение в необходимый момент предстать перед соперником единым сплоченным коллективом, являются предметом особой заботы тренеров и спортсменов.
Рис. 2. Ответы на вопрос «Ставили ли Вы перед собой цели в спорте?»
В группе руководителей общественных и образовательных заведений 45,5% составляют респонденты «командных» видов спорта (волейболисты, баскетболисты, футболисты). Для данной группы характерны высокие показатели (относительно других групп) по таким качествам, как «целеустремленность» и «самостоятельность». Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения и располагает большими возможностями для их совершенствования, так же как и личностных качеств спортсмена. Очевидно, что не всегда эти качества возникают сами по себе, но в данной группе они, вероятно, возникли в результате положительной направленности спортивной деятельности.
В группе респондентов, работающих в государственных структурах, шесть показателей занимают ведущие места относительно других групп: «целеустремленность», «решительность», «настойчивость», «терпеливость», «осторожность», «дружелюбие». Первые три качества относятся к волевым характеристикам личности, и, возможно, именно они помогли бывшим спортсменам занять руководящие посты, последние же три качества, по-видимому, вырабатывают определенную «гибкость» в профессиональных и межличностных отношениях. Следует отметить, что в данную группу вошли респонденты, занимавшиеся такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, лыжные гонки и велоспорт.
Рассмотрим группу респондентов, работающих в коммерческих структурах. В этой группе выявлены самые низкие показатели (относительно других групп) по таким качествам, как
«целеустремленность», «самоуверенность», «дисциплинированность», «решительность», «нетерпимость», «жестокость», самый высокий показатель здесь - «упрямство». Очевидно, это связано с тем, что данная группа объединила представителей самых разных видов спорта (стрельба, гребля, спортивное ориентирование, борьба, лыжи, плавание, хоккей, футбол, гимнастика, легкая атлетика).
По мнению Дж. Кретти, у игроков командных видов спорта, так же как и индивидуальных, имеется потребность в достижении, перед ними ставятся цели, которые в результате их достижения, превышения или невыполнения формируют уровень притязаний.
Уровень притязаний - одна из важнейших характеристик личности, определяющая относительно устойчивый уровень надежды на успех в деятельности. Уровень притязаний характеризует степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели, желаемый уровень самооценки (высокой, адекватной или заниженной). При этом не всегда для надежды на успех есть реальные предпосылки, или, напротив, низкий уровень притязаний сопряжен со слабой уверенностью в успехе, несмотря на реальный шанс победы. Оптимальным для спорта следует признать слегка завышенный уровень притязаний - на грани адекватного и высокого [2]. Иными словами, степень успеха или неудачи обычно выявляется при сравнении поставленных целей с достигнутыми результатами.
Для выявления уровня притязаний респондентам был задан вопрос «Ставили ли Вы перед собой цели в спорте?». По всей совокупности
опрошенных 91,8% ответили утвердительно, примерно такая же картина наблюдается и в других группах (рис. 2).
Рис. 3. Ответы на вопрос «Удалось ли Вам осуществить поставленные цели?»
Рис. 4. Ответы на вопрос «Какие цели Вы ставили в спорте?»
Из приведенных данных видно, что наибольший процент неосуществленных целей - в группах руководителей общественных и образовательных заведений (72,7%), а также у работников коммерческих структур (71,4%), успешнее всех удалось реализовать поставленные цели работающим в правоохранительных органах (50%) (рис. 3).
Однако если рассматривать, какие цели ставили перед собой респонденты, то окажется, что группа работников коммерческих структур отличается от остальных тем, что такой показатель, как «стать олимпийским чемпионом», занял в ней последнее место (0,0%), тогда как в
других группах он занимает второе-третье ранговые места (рис. 4).
На первое место с явным преимуществом во всех группах вышел показатель «получить звание мастера спорта». Можно предположить, что для большинства респондентов данная цель была самой реальной и доступной.
Без сформированной психологической готовности к профессиональной или другой деятельности, без определенного уровня развития важных личностных качеств творческая, активная личность невозможна [6]. Поэтому, по мнению Е.В. Утишевой, «для современного постсо-циалистического общества, поощряющего лич-
В.А. Садовский, Г.Я. Галимов, Р.Д. Санжаева. Проектная деятельность в системе профилированной физической подготовки студентов учебных заведений железнодорожной отрасли
ную конкурентоспособность, спортивная деятельность может стать моделью, поскольку одна из характерных черт спорта - борьба за первенство, за исключительное право считаться лучшим, быть лидером. Спорт становится одним из действенных средств социализации личности. Такие качества и черты личности, как высокая личная активность, способность к систематической упорядоченной деятельности, способность к мобилизации, инициативность, при необходимости аскеза и другие, необходимые в спортивной деятельности, в современном обществе способствуют формированию современного типа личности» [6].
Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно отнести: подготовленность к длительному тренировочному процессу, социальнопсихологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.
Хотя невозможно отрицать, что спорт может быть источником насилия, однако примеров его позитивного влияния, как свидетельствует опыт международного спортивного содружества, намного больше [7]. Действительно, нередки случаи, когда побудительной силой занятий спортом выступают асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы) либо внешняя атрибутика (красивая фигура, яркая спортивная форма, «модность» вида спорта и т.п.). Однако спортивная деятельность предоставляет огромные
возможности для формирования нравственных принципов, и первоначально достаточно низкие мотивы занятий спортом в дальнейшем способны трансформироваться в более содержательные и социально значимые.
Задача специалистов заключается не только в том, чтобы помочь выработать спортивномоторные навыки, но и в том, чтобы обеспечить усвоение навыков социальных, позволяющих преобразовать первоначально социально низкую мотивацию в более значимую, в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть специалист должен стремиться к воспитанию человека как активного участника общественного прогресса.
Литература
1. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: ФиС, 1983. - 176 с.
2. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте / пер. с англ. Ю.Л. Ханина. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.
3. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984.
5. Пружинин К.Н. Педагогические условия социализации специалистов в области физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003. - 143 с.
6. Утишева Е.В. Физкультурное образование: Социально-педагогические и социологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 48 с.
7. Чернецкий Ю.М. Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1.
Пружинин Константин Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и методики Восточно-Сибирской академии образования, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова 267/2, 24, тел.8(3952)42-49-74, 89148990003, [email protected]
Pruzhinin ^^stanM Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and methodology, East Siberian Academy of Education, 664033, Irkutsk, Lermontov str., 267/2-24, ph. 8(3952)42-49-74, 89148990003, [email protected]
УДК 378:796 © В.А. Садовский, Г.Я. Галимов, Р.Д. Санжаева
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ
Проективная деятельность студента формируется в процессе физического воспитания при условиях знания специфики будущей двигательной активности производственной деятельности; сформированности профессионально важных физических способностей; умения проектировать и моделировать физкультурнооздоровительную работу.
Ключевые слова: проективная деятельность, профессионально ориентированная система физического воспитания, индивидуальные способности будущих руководителей.