Научная статья на тему 'Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности'

Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2087
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РОЛЬ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТАТУС ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL IMPROVEMENTS / MOTIVES OF SPORTING ACTIVITY / ROLE OF ATHLETIC ACHIEVEMENTS / PERSONAL QUALITIES / STATUS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматривается включение человека в спортивную деятельность. В определённый период желания, стремления, направленность личности ещё окончательно не сформировались. То же самое можно сказать об осознании спортсменами в этот момент своих обязанностей и долга. Если учесть, что подобные образования личности бывают достаточно изменчивы, то становится ясной вся сложность включения их в структуру способностей спортсмена. Ни один другой специалист не должен обладать столь ярко выраженными способностями прохождения системы подготовки, как спортсмен. В этом отношении большинство других видов деятельности находится в более выгодном положении, потому что в них человек включается в более зрелом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sporting Activity as a Factor of Developing Universal Personality Characteristics and Traits

The article deals with the inclusion of man in sports activities. At a certain period desires, commitments, focus and other personality characteristics have not yet fully formed. The same can be said about the athletes' awareness of their responsibilities and duties. If we take into account that these characteristics of the personality are quite volatile, the whole complexity of their inclusion in the structure of the athletes' abilities becomes clear. In the abilities of the athletes, as in no other abilities of the representatives of other activities, they take an important place. No other expert should have such pronounced abilities in the process of training as an athlete. In this respect, most other activities are in a better position because people are involved in them in their adulthood.

Текст научной работы на тему «Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности»

УДК 316.61 ББК Ю952

Константин Николаевич Пружинин,

кандидат педагогических наук, доцент, Восточно-Сибирская академия образования

(Иркутск, Россия), e-mail: 959kpn@mail.ru

Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности

В статье рассматривается включение человека в спортивную деятельность. В определённый период желания, стремления, направленность личности ещё окончательно не сформировались. То же самое можно сказать об осознании спортсменами в этот момент своих обязанностей и долга. Если учесть, что подобные образования личности бывают достаточно изменчивы, то становится ясной вся сложность включения их в структуру способностей спортсмена. Ни один другой специалист не должен обладать столь ярко выраженными способностями прохождения системы подготовки, как спортсмен. В этом отношении большинство других видов деятельности находится в более выгодном положении, потому что в них человек включается в более зрелом возрасте.

Ключевые слова: физическое совершенствование, мотивы спортивной деятельности, роль спортивных достижений, личностные качества, статус личности.

^nstantm Nikolaevich Pruzhinin,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, East-Siberian Academy of Education (Irkutsk, Russia), e-mail: 959kpn@mail.ru

Sporting Activity as a Factor of Developing Universal Personality Characteristics and Traits

The article deals with the inclusion of man in sports activities. At a certain period desires, commitments, focus and other personality characteristics have not yet fully formed. The same can be said about the athletes’ awareness of their responsibilities and duties. If we take into account that these characteristics of the personality are quite volatile, the whole complexity of their inclusion in the structure of the athletes’ abilities becomes clear. In the abilities of the athletes, as in no other abilities of the representatives of other activities, they take an important place. No other expert should have such pronounced abilities in the process of training as an athlete. In this respect, most other activities are in a better position because people are involved in them in their adulthood.

Keywords: physical improvements, motives of sporting activity, role of athletic achievements, personal qualities, status of the individual.

Становление человека как личности невозможно без самоактивности, т. е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Сфера физической культуры и спорта в определённом отношении предоставляет особенно благоприятные условия для проявления жизненной активности. Сама природа средств физического воспитания, необходимость регулярного преодоления трудностей в процессе физического совершенствования, стимулирующая роль спортивных состязаний и достижений - всё это и многое

другое требует возрастающих проявлений активности личности и тем самым способствует её развитию.

Спорт не без основания считают «школой воли», «школой эмоций», «школой характера». В сфере спортивной деятельности раскрываются многие черты нравственного статуса личности, т. к. в обыденных ситуациях повседневной жизни не так часто приходится сталкиваться со столь высокими запросами к проявлению волевых качеств и саморегуляции, какие предъявляют спортивные состязания и спортивная деятельность в целом.

142

© К. Н. Пружинин, 2012

Можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированных восприятий в спорте являются личностные качества спортсмена. В терминах «сила», «быстрота», «точность», «выносливость» и понятиях силы, подвижности, аккуратности и стойкости характера заключены далеко не простые аналогии. Проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни приводит к существенным системным изменениям в психике спортсменов.

По утверждению Р. А. Пилояна, использование различных средств воздействия на человека в области физической культуры и спорта выходит далеко за рамки телесности. В связи с этим её стоит называть «отраслью культуры тела и духа», понимая под духом эмоции, воображение, эстетику, мотивацию, волю, интеллект и нравственность как психические процессы, свойства и способности [4].

По мнению ряда исследователей (Л. И. Лу-бышева; Э. Майнберг; О. Grupe и др.) [3], для спортсмена спорт является школой воспитания характера, школой честной игры, эмоций, физического и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный «полигон», на котором помимо двигательных формируются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.

Однако спорт не всегда даёт только положительный воспитательный эффект, реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует, а более всего от конкретной системы социальновоспитательных отношений, складывающихся в сфере спорта и в связи с ним. Те же самые свойства спорта, благодаря которым в определённых ситуациях он оказывается эффективным средством воспитания положительных качеств личности, могут способствовать формированию и развитию негативных личностных качеств.

Исследовательская проблема, вытекающая из изложенного выше, сформирована следующим образом: спортивная деятельность характеризуется направленностью не только на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые являются ключевыми в спорте и являются востребо-

ванными во многих других видах деятельности человека. В исследовании (2007-2011 гг.) приняли участие выпускники физкультурноспортивных учебных заведений Иркутской области (487 чел.). В основном исследовании приняли участие 136 выпускников, из них: 65 человек имеют спортивный разряд, 34 -кандидаты в мастера спорта, 34 присвоено звание «мастер спорта» и 3 чел. имеют звание «мастер спорта международного класса». Высшее образование имеют 59 %, среднее специальное - 41 %. Средний возраст респондентов составляет 35,8 лет.

Все респонденты были разделены на следующие группы: работающие в правоохранительных органах (23 %), государственных (18 %) и коммерческих (23 %) структурах; руководящие работники общественных и образовательных заведений (36 %). Эти группы определились как основные направления в ходе обработки данных о респондентах.

Обратимся к ответам респондентов о том, какие качества личности были воспитаны у них в результате спортивной деятельности. Следует отметить, что по всей совокупности опрошенных сложилась следующая тенденция (рис. 1).

14,8

3,3

6,6 6,6

□ целеустремлённость

□ самоуверенность

□ дисциплинированность □упрямство

□ решительность

□ нетерпимость

□ настойчивость

□ беспощадность

□ самостоятельность

□ жестокость

□ терпеливость

□ осторожность

□ дружелюбие

□ неумение проигрывать

□ другое

Рис. 1. Качества личности, воспитанные в процессе спортивной деятельности, %

Наряду с такими качествами, как: целеустремленность, дисциплинированность (47,5 %), самостоятельность (45,9 %), дружелюбие (39,3 %), терпеливость (34,3 %), решительность (32,8 %), настойчивость (31,1 %), - у спортсменов обнаруживаются и отрицательные черты, появившиеся в процессе занятий спортом, причём практически весь состав этих качеств с максимальными показателями относительно других групп выражен в группе рабо-

14

тающих в правоохранительных органах. Так, в данной группе респондентов жестокость присуща 17,1 %, беспощадность - 14,3 %, нетерпимость - 21,4 %, самоуверенность - 28,6 % и неумение проигрывать - 21,4. Такое качество. как «дружелюбие», в этой группе не выделил никто - 0,0 %. Очевидно, это обусловлено тем, что все респонденты этой группы занимались индивидуальными видами спорта (классической борьбой, рукопашным боем, плаванием), в то время как успехи «командных» видов спорта напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности.

Если для победы в лыжной гонке достаточно проявить индивидуальное мастерство, то для победы в большинстве спортивных игр или состязаний в экипажах этих факторов может оказаться недостаточно, поскольку в них необходимо владение приёмами совместных действий. Оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играет взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные ситуации, умение в необходимый момент предстать перед соперником единым сплочённым коллективом, являются предметом особой заботы тренеров и спортсменов.

В группе руководителей общественных и образовательных заведений 45,5 % составляют респонденты «командных» видов спорта (волейболисты, баскетболисты, футболисты). Для данной группы характерны высокие показатели (относительно других групп) по таким качествам, как «целеустремлённость» и «самостоятельность». Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения и располагает большими возможностями для их совершенствования, так же как и личностных качеств спортсмена. Очевидно, что не всегда эти качества возникают сами по себе, но в данной группе они, вероятно, возникли в результате положительной направленности спортивной деятельности.

В группе респондентов, работающих в государственных структурах, шесть показателей занимают ведущие места относительно других групп: «целеустремленность», «решительность», «настойчивость», «терпеливость», «осторожность», «дружелюбие». Первые три качества относятся к волевым характеристикам личности, и, возможно, именно они помогли

бывшим спортсменам занять руководящие посты; последние же три качества, по-видимому, вырабатывают определённую «гибкость» в профессиональных и межличностных отношениях. Следует отметить, что в данную группу вошли респонденты, занимавшиеся такими видами спорта, как лёгкая атлетика, гимнастика, лыжные гонки и велоспорт.

Рассмотрим группу респондентов, работающих в коммерческих структурах. В этой группе выявлены самые низкие показатели (относительно других групп) по таким качествам, как «целеустремлённость», «самоуверенность», «дисциплинированность», «решительность», «нетерпимость», «жестокость»; самый высокий показатель здесь - «упрямство». Очевидно, это связано с тем, что данная группа объединила представителей самых разных видов спорта (стрельба, гребля, спортивное ориентирование, борьба, лыжи, плавание, хоккей, футбол, гимнастика, лёгкая атлетика).

По мнению Дж. Кретти, у игроков командных видов спорта, так же как и индивидуальных, имеется потребность в достижении цели, перед ними ставятся цели, которые в результате их достижения, превышения или невыполнения формируют уровень притязаний.

Уровень притязаний - одна из важнейших характеристик личности, определяющая относительно устойчивый уровень надежды на успех в деятельности. Уровень притязаний характеризует степень надежды на успех, трудность или лёгкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели, желаемый уровень самооценки (высокой, адекватной или заниженной). При этом не всегда для надежды на успех есть реальные предпосылки, или, напротив, низкий уровень притязаний сопряжён со слабой уверенностью в успехе, несмотря на реальный шанс победы. Оптимальным для спорта следует признать слегка завышенный уровень притязаний - на грани адекватного и высокого [2]. Иными словами, степень успеха или неудачи обычно выявляется при сравнении поставленных целей с достигнутыми результатами.

Для выявления уровня притязаний респондентам был задан вопрос «Ставили ли Вы перед собой цели в спорте?». По всей совокупности опрошенных 91,8 % ответили утвердительно, примерно такая же картина наблюдается и в других группах (рис. 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос «Ставили ли Вы перед собой цели в спорте?»

Из приведённых данных видно, что наибольший процент неосуществлённых целей - в группах руководителей общественных и образовательных заведений (72,7 %), а также у

работников коммерческих структур (71,4 %); успешнее всех удалось реализовать поставленные цели работающим в правоохранительных органах (50 %) (рис. 3).

50

40

30

20

10

О -I-------------^--------------1------------^-------------

Работающие Работающие руководите-

в правоохранитель- лями в общественных и ных органах, % образовательных заведе-

ниях, %

Работающие в государственных структурах, %

Работающие в коммерческих структурах, %

еда «Нет

Рис. 3. Ответы на вопрос «Удалось ли Вам осуществить поставленные цели?»

Однако, если рассматривать, какие цели ставили перед собой респонденты, то окажется, что группа работников коммерческих структур отличается от остальных тем, что такой показатель, как «стать олимпийским чемпионом», занял в ней последнее место (0,0 %), тогда как в других

группах он занимает второе-третье ранговые места (рис. 4). На первое место с явным преимуществом во всех группах вышел показатель «получить звание мастера спорта». Можно предположить, что для большинства респондентов данная цель была самой реальной и доступной.

Работающие в правоохранительных органах, %

Работающие руководителями в общественных и образовательных заведениях, %

Работающие в государственных структурах, %

I | Стать олимпийским чемпионом

□ Чемпионом страны

□ Чемпионом города

I | Выполнить норматив КМС

Работающие в коммерческих структурах, %

□ Чемпионом города

□ Чемпионом области или республики

□ Получить звание мастера спорта

Рис. 4. Ответы на вопрос «Какие цели Вы ставили в спорте?»

Без сформированной психологической готовности к профессиональной или другой деятельности, без определённого уровня развития важных личностных качеств творческая, активная личность невозможна [6]. Поэтому, по мнению Е. В. Утишевой, «для современного постсоциали-стического общества, поощряющего личную конкурентоспособность, спортивная деятельность может стать моделью, поскольку одна из характерных черт спорта - борьба за первенство, за исключительное право считаться лучшим, быть лидером. Спорт становится одним из действенных средств социализации личности. Такие качества и черты личности, как высокая личная активность, способность к систематической упорядоченной деятельности, способность к мобилизации, инициативность, при необходимости аскеза и др., необходимые в спортивной деятельности, в современном обществе способствуют формированию современного типа личности» [6].

Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно отнести: подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.

Хотя невозможно отрицать, что спорт может быть источником насилия, однако примеров его позитивного влияния, как свидетельствует опыт международного спортивного содружества, намного больше [7]. Действительно, нередки случаи, когда побудительной силой занятий спортом выступают асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счёт превосходящей физической силы) либо внешняя атрибутика (красивая фигура, яркая спортивная форма, «модность» вида спорта и т. п.). Однако спортивная деятельность предоставляет огромные возможности для формирования нравственных принципов, и первоначально достаточно низкие мотивы занятий спортом в дальнейшем способны трансформироваться в более содержательные и социально значимые.

Задача специалистов заключается не только в том, чтобы помочь выработать спортивно-моторные навыки, но и в том, чтобы обеспечить усвоение навыков социальных, позволяющих преобразовать первоначально социально низкую мотивацию в более значимую, в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть специалист должен стремиться к воспитанию человека как активного участника общественного прогресса.

Список литературы

1. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 1983. 176 с.

2. Кретти Б. Д. Психология в современном спорте: пер. с англ. Ю. Л. Ханина. М.: ФиС, 1978. 224 с.

3. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 4. С. 11-13.

4. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Наука, 1984. 198.

5. Пружинин К. Н. Педагогические условия социализации специалистов в области физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 143 с.

6. Утишева Е. В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 48 с.

7. Чернецкий Ю. М. Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. Челябинск, 2002. № 1.

Spisok literatury

1. Volkov V M., Filin V. P. Sportivnyj otbor. M.: FiS, 1983. 176 s.

2. Kretti B. D. Psihologija v sovremennom sporte: per. s angl. Ju. L. Hanina. M.: FiS, 1978. 224 s.

3. Lubysheva L. I. Social'naja rol' sporta v razvitii obwestva i socializacii lichnosti // Teorija i praktika fiz. kul'tury. 2001. № 4. S. 11-13.

4. Pilojan R. A. Motivacija sportivnoj dejatel'nosti. M.: Nauka, 1984. 198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pruzhinin K. N. Pedagogicheskie uslovija socializacii specialistov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: dis. ... kand. ped. nauk. Ulan-Udje, 2003. 143 s.

6. Utisheva E. V Fizkul'turnoe obrazovanie: social'no-pedagogicheskie i sociolo-gicheskie prob-lemy: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1999. 48 s.

7. Cherneckij Ju. M. Filosofskie konceptual'nye osnovy izuchenija olimpizma i olimpijskogo obrazovanija // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. Cheljabinsk, 2002. № 1.

Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.