Научная статья на тему 'Влияние физкультурно-спортивной деятельности в социализации и профессиональном самоопределении спортсменов'

Влияние физкультурно-спортивной деятельности в социализации и профессиональном самоопределении спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1058
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОТИВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SOCIALIZATION / MOTIVES OF SPORTS ACTIVITIES / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматривается роль физкультурно-спортивной деятельности спортсменов, закончивших спортивную карьеру, в их социализации и профессиональном самоопределении. Использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретённых в процессе спортивной деятельности, мотивы (мотивы выбора вида спорта, специальности; отношение к учебной деятельности, профессиональной деятельности), ценностные ориентации (это жизненные планы, удовлетворённость профессиональной деятельностью), социальный статус и мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Effect of Physical Training and Sports Activities on the Socialization and Professional Self-determination of Athletes

The article examines the role of physical training and sports activities for athletes, who completed their sports careers, in their socialization and professional self-determination. The author considers the use of universal properties and personality traits acquired during sports activities in the real life, motives (motives of choice of sport, profession, attitude to training activities, occupational activities), values (life plans, satisfaction with professional activities), social status and mobility.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурно-спортивной деятельности в социализации и профессиональном самоопределении спортсменов»

УДК 796 (075)

ББК 74.267.5

К. Н. Пружинин г. Иркутск, Россия Влияние физкультурно-спортивной деятельности в социализации и профессиональном самоопределении спортсменов

В статье рассматривается роль физкультурно-спортивной деятельности спортсменов, закончивших спортивную карьеру, в их социализации и профессиональном самоопределении. Использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретённых в процессе спортивной деятельности, мотивы (мотивы выбора вида спорта, специальности; отношение к учебной деятельности, профессиональной деятельности), ценностные ориентации (это жизненные планы, удовлетворённость профессиональной деятельностью), социальный статус и мобильность.

Ключевые слова: социализация, мотивы физкультурно-спортивной деятельности, профессиональное самоопределение.

K. N. Pruzhinin Irkutsk, Russia The Effect of Physical Training and Sports Activities on the Socialization and Professional Self-determination of Athletes

The article examines the role of physical training and sports activities for athletes, who completed their sports careers, in their socialization and professional self-determination. The author considers the use of universal properties and personality traits acquired during sports activities in the real life, motives (motives of choice of sport, profession, attitude to training activities, occupational activities), values (life plans, satisfaction with professional activities), social status and mobility.

Keywords: socialization, motives of sports activities, professional self-determination.

В условиях усложнения современной социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Н. И. Шивандрин отмечает, что термин «социализация» связан с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Физическая культура и спорт оказывают глубокое, многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно. В процессе реализации потребностей в физическом (прежде всего) и духовном развитии средствами физической культуры и спорта происходит социализация человека.

Проявление социализирующей роли спорта весьма многообразно. Специфика спорта требует тесных совместных действий; а это ведёт к образованию большого числа общественных связей официального и неофициального характера, на основе которых формируются специфические формы общественного поведения, действующие и

за пределами спортивного движения. Происходит, следовательно, своеобразный «перенос» в системе поведения.

Важно отметить, что приёмы и навыки, приобретённые в спортивных организациях, используются и в тех видах деятельности, которые непосредственно со спортом не связаны; члены спортивных организаций принимают участие в крупных общественных кампаниях; с помощью спорта молодёжь приобщается к жизни общества.

Отношения и нормы поведения в спорте стали настолько очевидным инструментом социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и пр., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем активнее происходит вовлечение в спорт, тем больше проявляется возможностей и разнообразия в формах самой социализации. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популяризацию спорта [2].

Достигаемый в процессе занятий спортом высокий уровень потенциалов организма и полу-

78

© К. Н. Пружинин, 2011

ченный багаж полезных навыков и умений в большой мере предрешают форсированное освоение профессионально-трудовой, военной и иной социальной деятельности.

По мнению А. Л. Попова, сущность спортивной деятельности заключается в её прикладном характере, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистической, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях. Спортивные достижения, как правило, служат дополнительной рекомендацией, а иногда являются обязательным условием для приёма на работу. Автор считает это очень важным фактором для спортсменов, всецело посвятивших лучшие годы своей жизни спорту.

Можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированных восприятий в спорте являются личностные качества спортсмена, ведь сила, быстрота, точность, выносливость как физические качества спортсмена, подвижность, аккуратность и стойкость как свойства характера - это не просто аналогия.

Проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни приводит к существенным системным изменениям в психике спортсменов. Надёжность соревновательных действий спортсмена находится в теснейшей зависимости от надёжности поведения человека в различных условиях жизнедеятельности.

Специфика спортивной деятельности заключается в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения данной мотивации - сопоставление собственных результатов с достижениями других спортсменов, включённость спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждение, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Всё сказанное позволяет представить процесс социализации спортсменов в виде следующей схемы (рис. 1).

Мотивационно-ценностные ориентиры

Рис. 1. Процесс социализации спортсменов

На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что к показателям социализации специалистов в сфере физической культуры и спорта можно отнести:

- использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретённых в процессе спортивной деятельности (здесь мы подразумеваем: проявление жизненной активности; отрицательные и положительные личностные качества; цели спортивной деятельности и их реализация);

- мотивы (мотивы выбора вида спорта, специальности; отношение к учебной и профессиональной деятельности);

- ценностные ориентации (это жизненные планы, слагаемые жизненного успеха; удовлетворённость профессиональной деятельностью; требования к работе, жилищные условия, заработная плата; зависимость между стажем и направлением профессиональной деятельности);

- социальный статус и мобильность (преимущества спортсменов перед представителями других видов деятельности; профессиональная самостоятельность, творческая активность) [2].

Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно

отнести подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.

Процесс социализации, как известно, начинается задолго до прихода в спортивную секцию, но формирование и развитие личности происходит на протяжении всего периода занятий спортом, именно в это время спортсмен обретает ценности физической культуры и спорта. Благодаря результатам социализации создаются предпосылки формирования профессиональной направленности, успешного овладения профессией и эффективного выполнения работы специалиста.

Рассмотрев характеристику мотивов, повлиявших на выбор той или иной специальности, а также мотивов занятий спортом, мы получили результаты, которые свидетельствуют о том, что у всех опрошенных достаточно ярко выражена потребность в самоактуализации, т. е. стремление к реализации своих целей, способностей, развитию собственной личности в целом. Формирующиеся ценностные ориентации влияют на удовлетворённость своей работой. В связи с этим представляло интерес, какое количество респондентов работали или не работали в области физической культуры и спорта, а также причины отказа от специальности и стаж работы.

По всей совокупности опрошенных было выявлено 21,3 % респондентов, которые не работали по специальности и сразу ушли в другую профессиональную область. Большинство же опрошенных (78,7 %) имели довольно продолжительный опыт работы по специальности - в среднем

12,3 года. Это свидетельствует о том, что большинство респондентов прошли стадию профессиональной адаптации, у них сложились достаточно адекватные профессиональные представления об избранной специальности и «уход из профессии» они совершили осознанно.

Результаты свидетельствуют, что прямая зависимость между опытом и продолжительностью работы по специальности, а также направлением профессиональной деятельности отсутствует. Поэтому, кроме количественного необходим и качественный анализ причин, побудивших субъектов сменить род своей деятельности. Полученные результаты свидетельствуют, что среди всех категорий опрошенных полное разочарование в специальности отсутствует (0,0 %). Таким образом, к смене сферы деятельности в основном привели внешние социальные мотивы, связанные с материальным и семейным благополучием.

Установлено, что наибольшая выраженность и мотивированность смены рода деятельности наблюдается у опрошенных, работающих в коммерческих и правоохранительных органах, тогда как среди работающих руководителями и в государственных структурах данные мотивы выражены менее явно, возможно, что данные категории опрошенных вообще не указывают истинные причины смены деятельности.

В процессе выявления степени удовлетворённости профессиональной деятельностью были получены следующие показатели: по всей совокупности опрошенных 55,7 % удовлетворены своей нынешней профессией, 14,8 % не удовлетворены, 29,5 % затруднились дать ответ.

Анализ данных по каждой группе позволил выявить следующую закономерность: наибольший процент удовлетворённости своей деятельностью (78,6 %) отмечается у работающих в коммерческих структурах. Очевидно, это связано с высокими заработками и относительной независимостью, так как данная группа опрошенных работает только на себя, в отличие от работающих в государственных структурах, имеющих самый низкий показатель по этому вопросу - 27,3 %.

Интересно отметить такой факт, что по всей совокупности опрошенных 80,3 % хотели бы вернуться к работе в сфере физической культуры и спорта. Среди подгрупп высший показатель (100 %) желающих вернуться - в группе работающих руководителями в общественных и общеобразовательных заведениях, у работающих в правоохранительных органах и коммерческих структур - по 85,7 %, самый низкий (45,5 %) - в группе работающих в государственных структурах.

Безусловно, текучесть кадров вызвана и материальными трудностями, но, на наш взгляд, немаловажной причиной этого является также и то, что в профессиональной подготовке недостаточно учитываются внутренние ресурсы, психологические механизмы, которые актуализируют роль воспитанника в профессиональном самовыражении, важность его личностных, качественных ориентаций.

Из вышеприведённых данных следует, что степень удовлетворённости профессией во многом зависит от того, что представляет для респондентов наибольшую ценность в их работе.

Очевидно, что успешность занятий спортом способствует приобретению социального статуса. К тому времени, когда спортсмен начинает учёбу в физкультурном учебном заведении, приобретён-

ный статус начинает приносить непосредственные плоды, влияя на его продвижение по социальной лестнице. Кроме того, занятия спортом способствуют формированию навыков лидерства, уверенности в себе, качеств, важных в стрессовых ситуациях, и других социальных характеристик, которые помогают при профессиональном самоопределении. Всё это создаёт условия, способствующие социальной мобильности спортсменов.

Поэтому представляло особый интерес, какие преимущества респонденты имеют перед своими коллегами.

По всей совокупности опрошенных на первое место выдвигается такой показатель, как «хорошая физическая подготовка» (42,6 %), на второе

- «имею тактический и психологический опыт в борьбе за успех» (37,7 %), далее следует «дисциплинированность и организованность», выработанная за время спортивной деятельности (36,1 %), четвёртое и пятое места занимают «лидерские качества» (34,4 %) и «умение добиваться поставленных целей», «коммуникабельность» (по 29,5 %).

Показателями профессиональной компетентности являются образование, стаж работы и деятельность, направленная на повышение квалификации. В связи с этим было необходимо установить, каковы потребности респондентов в повышении ими профессиональных знаний.

По всей совокупности опрошенных 31,1 % респондентов повысили свой образовательный уровень в таких вопросах, как «управление персоналом, менеджмент», «юриспруденция», «пользование компьютером». Не испытывают потребности в повышении профессиональных знаний

21,3 %, а по таким направлениям, как «рыночная экономика» и «различные технологии» - 16,3 % и 11,5 % соответственно.

Результаты опроса относительно прохождения дополнительного обучения бывшими спортсменами показали, что многие специалисты (52,5 %) занимаются самообразованием, окончили различные курсы 21,3 % по всей совокупности опрошенных, 9,8 % респондентов получили дополнительное высшее образование или учатся (4,9 %), проходят обучение в аспирантуре 3,3 %. Это ещё раз подтверждает, что образовательный процесс должен инициироваться и определяться самим человеком в зависимости от его образовательных целей и потребностей, а главное - замысла, который он стремится реализовать средствами образования.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что особое значение для подготовки жизне-

способного и социально активного молодого поколения имеет приобретение спортсменами мобилизационных ценностей, которые приобретаются в результате спортивной деятельности. К их числу относятся: способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто найти выход из сложной ситуации.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение опыта накопления резерва способностей человека. Осваивая всё новые, неизведанные ранее рубежи, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию человеческих возможностей и намечают новые ориентиры своих будущих достижений.

Следовательно, по своему социальному статусу спортсмен в современных условиях более независим, изобретателен, образован. Но его образование должно быть непрерывным, широким и продолжаться всю социально активную жизнь.

Проведённое исследование и полученные в ходе его проведения результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Выявлено, что признаки социализации у специалистов в сфере физической культуры и спорта имеют некоторые отличия от представителей других видов деятельности, что вызвано следующими причинами.

Подготовка спортсмена, которая занимает больше места по времени, по общему вкладу энергии, чем в других видах деятельности чередуется с соревнованиями. Вследствие этого спортсмены показывают свои наивысшие результаты (имеют спортивный разряд - 47,5 %, кандидаты в мастера спорта - 24,6 %, мастера спорта - 24,6 %, мастер спорта международного класса - 1,6 %) в возрасте 15-30 лет, когда деятели других сфер ещё только проходят подготовку или начальные этапы адаптации.

Человек включается в спортивную деятельность в раннем возрасте. В связи с этим желания, стремления, направленность, сознание и образование личности в этот момент ещё окончательно не сформировались. Ни один другой специалист не должен обладать столь ярко выраженными способностями прохождения системы подготовки, как спортсмен. В этом отношении большинство других видов деятельности находятся в более выгодном положении, потому что в них человек включается в более зрелом возрасте.

2. К показателям социализации специалистов в сфере физической культуры и спорта следует отнести: использование в реальной жизни универсальных свойств и качеств личности, приобретённых в процессе спортивной деятельности; мотивационную сферу; ценностные ориентации; социальный статус и мобильность.

3. Нами выявлено, что в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают разнообразные межличностные отношения. Специфически спортивные отношения, так или иначе, включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, освоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта. Следовательно, спортивная деятельность является важным средством социализации личности в современных социально-экономических условиях.

4. Достижения в спорте могут прямо или косвенно способствовать переходу спортсмена на более высокий социальный уровень, что подтверждается реальными наблюдениями: спортсмены, действительно, используют предоставляемые им возможности, реализуя свои мобилизационные качества для получения образования (высшее образование имеют 59 %, среднее специальное - 41 %), повышения своего социального статуса и престижа, приобретения высокостатусных профессий (руководители в правоохранительных органах (23 %), государственных (18 %) и коммерческих (23 %) структурах, руководящие работники общественно-образовательных заведений (36 %)).

5. В подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта выявлено серьёзное противоречие. С одной стороны, спортивная деятельность в современном обществе становится эффективным средством социализации и в сочетании с фундаментальным содержанием образования обеспечивает необходимые стартовые возможности для дальнейшего самоопределения специалиста. С другой стороны, долгое время подготовка специалистов оценивалась по количественным, а не качественным показателям, в результате чего сложилось поверхностное представление о модели специалиста в современных условиях. Следовательно, одна из актуальных задач образовательных учреждений состоит в разработке механизма и условий формирования адекватной модели специалиста, способного реализовать себя.

6. Современная модель образования позволяет в значительной степени снять противоречие между потребностью людей в образовании как самостоятельной ценности и потребности в данной профессии. Если предыдущая (до перестроечного периода) модель профессионального физкультурного образования выполняла сугубо социальную функцию - приобретение профессии, и государство предоставляло обязательную работу, то многофункциональность современного физкультурного и дополнительного образования (окончили ВУЗ - 9,8 %, сейчас учатся - 4,9 %, учатся в аспирантуре - 3,3 %) позволяет реализоваться самым разным интересам и потребностям личности.

Список литературы

1. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-13.

2. Пружинин К. Н. Педагогические условия социализации специалистов в области физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 143 с.

3. Ильинич В. И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 1999. 448 с.

Рукопись поступила в редакцию 26.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.