шко
ПА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Александр Васильевич Гаврилин,
руководитель филиала Столичной финансово-гуманитарной академии, Владимир
Михаил Ильич Овечкин,
директор Лесниковской средней школы, Владимирская область Ольга Викторовна Пискунова,
педагог Лесниковской средней школы, Владимирская область
• модель «Школа социализации» • новые условия хозяйствования
• разновозрастной коллектив • школьное самоуправление • производственная деятельность школьников
Модель «Школа социализации» ± ▼ »уже более 10 лет успешно реализуется в Лесниковской школе. Это игровая организация всей её жизнедеятельности (подробный аналог социально-экономических отношений в государстве).
Игра моделирует хозяйственно-экономическую и отчасти управленческую деятельность государства. Выпускается собственная валюта, работают банк, служба занятости (биржа труда), производственные и коммерческие фирмы и т.п. В соответствии с конституцией и нормативными актами разработано положение, регулирующее гражданство, функционалы различных служб и ведомств. Устанавливаются премии за успехи в учёбе и побе ду в олимпиадах, ставки зарплаты и налогов (подоходного и из прибыли фирм), процентные ставки по банковским вкладам, правила получения лицензии на различную деятельность и т.д.
Творческий поиск и профессиональная педагогическая смелость позволили инициативной группе педагогов переосмыслить содержание обучения и воспитание школьников. Главной нашей целью стало наиболее полное раскрытие личных качеств и природных способностей ученика и учителя, воспитание человека нравственного, душевно привязанного к своей малой Родине, трудолюбивого, способного к самореализации в меняющемся мире.
Одной из первых в районе школа перешла на новые условия хозяйствования, позволяющие самостоятельно решать вопросы финансово-хозяйственной деятельности и социального развития, кадрового обеспечения.
С 1988 года в школе работает хозрасчётный разновозрастный отряд «Современник», куда вошли учащиеся с 5-го по 11-й класс, объединившиеся на основе добровольного труда и коллективного самоуправления. Так началось освоение окружающей среды и преобразование её в воспитательное пространство.
Чародное образование 1'2010
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Механизированное звено обрабатывает приусадебные участки жителей своей деревни и близлежащих деревень, оказывает транспортные услуги населению. Причём ветеранам войны обработка приусадебных участков производится бесплатно, а членам педагогического коллектива школы, ветеранам педагогического труда, вдовам, мужья которых погибли в годы Великой Отечественной войны, — на льготных условиях. В 2008 году прибыль отряда составила 90 000 руб. (максимальная заработная плата — 5 тыс. руб. и более).
За счёт денежных средств, заработанных учащимися и педагогами, были приобретены музыкальный центр, три компьютера, трактор « МТЗ-82 ». Полученная прибыль направлялась на оборудование и оснащение учебных кабинетов, эстетическое оформление школы, на проведение различных культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, бесплатное питание учащихся, учителей, технического персонала, выплату премий и пособий, бесплатное обучение старшеклассников (тракторист категории
«В», «С», «Е»).
Затем от традиционной организации производительного труда перешли к организации всей жизнедеятельности школы в форме экономической игры «Бизнес». Были созданы органы самоуправления, производства, банковской и торговой системы (Большой Совет, мэрия, биржа труда, бухгалтерия, торговые и сервисные предприятия, социальная и рекламно-информационная служба). В обращение была выпущена собственная валюта «ропс».
Постепенно игра становилась всё более значимой для детей и взрослых и всё больше оказывала влияние как на процессы обучения, так и воспитания. Со временем она переросла в социально-экономическую игру «Маленькая страна». Фактически была создана в игровой форме школьная республика — модель социально-экономических отношений государства.
Такая модель организации всей жизнедеятельности школы даёт социальную защищённость и способствует социализации ребёнка
не столько через запреты и распоряжения, сколько через создание условий, побуждающих личность к саморазвитию, к пониманию договорной основы общественных отношений и их закономерностей, особенно в условиях рынка. Она создаёт условия для самореализации ученика и учителя. При этом гарантируется высокий уровень творчества и психологический комфорт участникам этой игры.
Развитие воспитательного пространства школы идёт по нарастающей. От просто экономической игры, приобщающей к основам экономических знаний и обеспечивающей успешное выполнение трудовых дел, организационно-функциональная структура (структурный уровень системы) выросла до «школьной республики», в которой появился и свой печатный орган — газета «Маленькая страна». Президент республики выбирается всеобщим тайным голосованием после тщательного обсуждения предвыборных программ всех кандидатов.
Этот, казалось бы, «несерьёзный», игровой порядок школьной жизни способствует успешному развитию и социализации выпускников. Все учащиеся воспринимают социальные законы и овладевают социальной компетентностью не через поучения и заучивание требований, а без принуждения. Высшая мера наказания в школе-республике — лишение гражданства.
За несколько лет изменилось отношение ребят к сельскохозяйственной деятельности. Если раньше приходилось долго убеждать и даже заставлять ребят добросовестно работать, то сейчас практически все учащиеся хотят трудиться, поскольку видят реальные результаты своего труда. Сельскохозяйственную продукцию с пришкольного участка продают в детские сады и школы района, а также односельчанам.
Народное образование 1'2010
А.В. Гаврилин, М.И. Овечкин, О.В. Пискунова. Школа социализации
Школьная столовая обеспечивается продукцией на весь учебный год. В овощехранилище закладывается достаточное количество лука, картофеля, моркови, капусты, свеклы. Заготавливаются сухофрукты, варенье, маринуются огурцы, помидоры. Зимние сорта яблок хранятся до декабря. Кроме того, школа заготавливает шиповник, мяту, чай-траву, смородиновые листья. Учащиеся раз в неделю получают фиточай и круглый год овощи и заготовленные фрукты.
Процесс социализации поддерживается программой гражданско-патриотического воспитания. Педагоги нашей школы стремятся к тому, чтобы ученики были не только грамотными людьми, но и патриотами, любящими родной край, его прошлое, и сегодняшний день, умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться о её преумножении, способными творчески и радостно трудиться, преданными родному краю, семье.
Ребята с удовольствием посещают занятия кружка «Краеведение». Программа занятий увлекательна и интересна (походы, экскурсии, изучение традиций и обычаев Владимирского края, своей деревни). Проводятся встречи с местными старожилами, которые рассказывают об истории своей деревни. Учащиеся собрали богатый и интересный материал по истории деревни Лесниково и родного края. Свои исследования они представляют на различных краеведческих конференциях.
Каковы результаты реализации описанной модели? Прежде всего полное отсутствие правонарушений в школе на протяжении более 10 лет. Успешная социализация выпускников.
Треть выпускников школы регулярно поступает в высшие учебные заведения, столько же — в средние специальные учебные заведения, 25% остаётся работать на селе механизаторами и фермерами.
Сотрудничество учителей и учеников не прекращается и после окончания ребятами школы, а выходит на качественно новый уровень. Как большого праздника ждут всегда встречи с выпускниками и учителями бывшие наши воспитанники. Перед уходом на службу в армию, будучи в отпуске, сразу после демобилизации, юноши первым делом идут в школу, пишут добрые письма.
Десять выпускников школы пошли по стопам учителей. Медицинские работники, агрономы, инженеры, зоотехники, ветврачи, воспитатели детского сада, специалисты лесного хозяйства и связи, работающие в настоящее время на территории Лесниковского сельского округа — наши выпускники.
Общими усилиями, творческим подходом к делу школа превратилась из казенного здания во второй родной дом, двери которого всегда открыты для ребят. В школу они идут с охотой в ожидании интересных встреч. НО