Научная статья на тему 'Профориентационная работа в сельской школе. Из опыта работы'

Профориентационная работа в сельской школе. Из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Галина Ивановна

Представлен опыт работы педагогического коллектива Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Посерская основная общеобразовательная школа» по реализации социальных проектов в условиях малокомплектной школы, способствующих приобретению учащимися профессиональных навыков и знаний, возможности попробовать свои силы в разных сферах трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в сельской школе. Из опыта работы»

Раздел IV

Организация профориентационной и воспитательной работы

УДК 37.048.45

ББК Ч420.242

Г.И. Симонова

Профориентационная

работа в сельской школе.

Из опыта работы

Представлен опыт работы педагогического коллектива Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Посерская основная общеобразовательная школа» по реализации социальных проектов в условиях малокомплектной школы, способствующих приобретению учащимися профессиональных навыков и знаний, возможности попробовать свои силы в разных сферах трудовой деятельности.

Ключевые слова: социальные проекты, малокомплектная школа, сельскохозяйственные профессии.

Малокомплектная школа. - это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села или другого малонаселенного пункта. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организуются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Изучая проблемы малокомплектной школы, Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Ели-

сеева констатируют, что она живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, всеобщему укладу сельской жизни. В селе дети гораздо чаще приходят в школу, чем в городе: вечером в школе они занимаются в спортивном зале, в кружках, готовятся к различным мероприятиям школы, села.

Наша сельская малокоплектная школа находится на территории поселения, где из двух крупных сельскохозяйственных предприятий осталось одно. Рядом не имеется никаких промышленных предприятий, население либо работает в социальной сфере, либо вовсе безработное. В районе только одно учреждение, дающее профессиональное образование для выпускников школ, - это филиал Пермского агропромышленного техникума. Поэтому вопросы профориентации встают особенно остро.

Начиная с первого года существования школы особенный упор делался на сельскохозяйственные профессии, что на тот период времени являлось для нас основным направлением профориентации. Основная цель на тот момент времени: остановить отток выпускников школы в город, убедить их после окончания обучения в вузах и сузах вернуться в родную деревню дипломированными специалиста-

ми. В течение ряда лет в школе имелись бригады животноводов, кото-

рые занимались откормом телят в колхозе «Победа», а также заготовкой кормов. Учащиеся каждое утро и вечер шли на ферму: кормили телят, чистили в стойлах, выгоняли их на выпас; таким образом, дети на практике знакомились с профессией животновода. Помимо этого на уроках сельскохозяйственного труда им преподавались теоретические основы ухода за крупным рогатым скотом.

В это же время изучали и механизацию, весной и осенью учащиеся участвовали во вспашке полей.

Затем школе был отведен участок земли площадью 4 га, на котором выращивались все необходимые овощи для школьной столовой. Излишки урожая реализовывались в детские сады и школы района. При школе стали создаваться бригады полеводов, которые в зимнее время изучали теоретические основы выращивания картофеля, капусты, моркови, свеклы, томатов, а весной и летом реализовывали полученные знания на практике: выращивали рассаду, высаживали, ухаживали за растениями, собирали урожай.

Уходом за растениями занимались не только старшеклассники, а все учащиеся школы, начиная с первого класса: они помогали ухаживать за рассадой, пололи, собирали осенью урожай.

Планомерно изучая основы животноводства и полеводства, мы решали ряд профориентационных задач: помощь в выборе видов и форм профессиональной подготовки (учебная ориентация); помощь в выборе профессий, соответствующих интересам и способностям каждого (профессиональное ин-

формирование); знакомство с миром профессий, в первую очередь сельскохозяйственных (просвещение).

Полученные средства распределялись советом старшеклассников: на зарплату, на приобретение ТСО, мебели, подарков и т.д. Дети учились не только выращивать урожай, но и реализовывать его, распределять заработанные средства.

Наряду с этим юноши 10, 11-го класса приобретали профессию тракториста-машиниста, а девушки - швеи. Многие из них и до сей поры работают в этих отраслях, имеют свои индивидуальные хозяйства, создают индивидуальные предприятия (ИП) по пошиву и моделированию одежды.

После перехода школьной столовой на аутсорсинг продукция, выращиваемая учащимися, перестала пользоваться спросом, так как ИП сами снабжали себя овощами. В то же время, начиная с осени 2004 года, в школе резко сократился контингент учащихся, и от больших площадей пришлось постепенно отказаться. На данный день приусадебный участок составляет всего несколько соток, но и на нем мы выращиваем капусту, морковь, свеклу, лук для воспитанников нашей дошкольной группы, что позволяет перераспределить расходы и увеличить долю фруктов в рационе детского питания.

Сейчас профориентационная работа ведется через различные акции и реализацию школьных социальных проектов, кружковую работу и экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми.

Образовательной формой, кото-

рая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов является социально-образовательный проект. Как отмечают А. Гуревич, Е. Хижнякова, социально-образовательный проект - это наиболее сложная форма, предполагающая включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный переход ребенка к осуществлению самостоятельного общественного действия.

С помощью социально-образовательных проектов школа решает очень важные задачи, воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, с уважением относящихся к любому труду.

Разрабатывая и реализуя социальные проекты, учащиеся знакомятся не только с профессиями, «традиционными» для сельской местности. Так как на территории нашей деревни давно нет колхоза, мы знакомим ребят с различными профессиями, они пробуют себя в роли модельеров, журналистов, ландшафтных дизайнеров, педагогов, строителей. Так, после перевода детского сада в здание школы наши учащиеся своими руками сделали площадку для дошколят: установили все игровое и спортивное снаряжение, под руководством взрослых построили ве-

ранду, песочницу, в здании школы развели небольшой зимний сад. Так был реализован социальный проект в 2010-2011 учебном году. В 20112012 году был реализован другой социальный проект - «Зона отдыха». Над этим проектом плодотворно потрудились учащиеся 1 и 4-го, 8 и 9-го классов. Ранее заброшенный участок школьной территории стал местом посещения всех жителей деревни и ее гостей.

Все это позволяет познакомить ребят с разнообразием мира профессий, попробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности и сделать правильный выбор дальнейшей жизненной траектории. Среди наших выпускников есть педагоги, хирурги, бухгалтеры, работники культуры и правоохранительных органов, успешные фермеры, адвокаты, работники торговли, кандидат наук, помощник прокурора.

Анализируя свою работу, мы можем сделать вывод: учащиеся нашей школы имеют представление о многообразии мира профессий, обладают практическими навыками, т.к. каждый на протяжении девяти лет может реализовать себя в любой из них; учащиеся знают, какие качества и требования нужны в той или иной отрасли, что помогает им осмысленно выбирать предметы для более глубокого изучения. А самое главное, мы видим, что выпускники смогут найти свое место на рынке труда, смогут правильно выбрать дальнейшую траекторию своего развития.

Список литературы:

1.Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.

2.Гуревич А., Хижнякова Е. Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов // Социальная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 78-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.