Научная статья на тему 'Профориентационная работа в процессе преподавания биологии'

Профориентационная работа в процессе преподавания биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / БИОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / МЕДИЦИНСКИЕ ПРОФЕССИИ / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / PROFESSIONAL ORIENTATION / BIOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / BIOLOGICAL CYCLE / MEDICAL PROFESSIONS / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна

Одной из задач современной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Содержание школьных предметов биологического цикла позволяет учителям проводить в процессе обучения разностороннюю профессиональную ориентацию учащихся с учетом потребностей народного хозяйства своего края. Хорошо продуманная работа по профессиональной ориентации не мешает осуществлению основных учебных целей урока. Сведения профориентационного характера становятся логическим продолжением и дополнительной информацией к учебному материалу. Цель рассмотрение возможности использования уроков биологии в качестве площадки для профориентационной деятельности. При организации и проведении работы по профессиональной ориентации учащихся необходимо учитывать интересы самих школьников. Однако профориентация должна не только давать школьнику представление о профессии, но и заставлять его задуматься над тем, сможет ли он овладеть ею. Учитель должен помочь ученику найти свой ориентир в мире профессий. Для этого необходимо воспитать в школьниках умение оценивать свои возможности и сопоставлять их с требованиями, предъявляемыми к людям той или иной специальности. Систематическая, целенаправленная профориентационная деятельность всего педагогического коллектива в тесном контакте с семьей, при активной шефской помощи промышленных предприятий может оказать учащимся помощь в правильном выборе будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFORENTENTAL WORK IN THE PROCESS OF BIOLOGY TRAINING

One of the tasks of the modern school is to bring its graduates to a justified choice of profession. The content of the school subjects of the biological cycle allows teachers to conduct versatile professional orientation of students in the process of teaching, taking into account the needs of the national economy of their land. Well thought out work on vocational guidance does not interfere with the implementation of the main learning objectives of the lesson. Information professional orientation character is a logical continuation and additional information to the educational material. The goal is to consider the possibility of using biology lessons as a platform for career guidance. When organizing and conducting work on the vocational guidance of students, it is necessary to take into account the interests of the students themselves. However, the professional orientation should not only give the pupil an idea of the profession, but also make him think about whether he will be able to master it. The teacher should help the student find his landmark in the world of professions. To do this, it is necessary to raise the ability of students to assess their abilities and compare them with the requirements imposed on people of a particular profession. Systematic, purposeful career guidance activity of the whole pedagogical team in close contact with the family, with the active assistance of the industrial assistance of enterprises, can help the pupils in the correct choice of the future profession.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в процессе преподавания биологии»

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ...

УДК 37.047(075.3)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

© 2018

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры товароведения и технологии продуктов питания Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362000, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Аннотация. Одной из задач современной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Содержание школьных предметов биологического цикла позволяет учителям проводить в процессе обучения разностороннюю профессиональную ориентацию учащихся с учетом потребностей народного хозяйства своего края. Хорошо продуманная работа по профессиональной ориентации не мешает осуществлению основных учебных целей урока. Сведения профориентационного характера становятся логическим продолжением и дополнительной информацией к учебному материалу. Цель - рассмотрение возможности использования уроков биологии в качестве площадки для профориентационной деятельности. При организации и проведении работы по профессиональной ориентации учащихся необходимо учитывать интересы самих школьников. Однако профориентация должна не только давать школьнику представление о профессии, но и заставлять его задуматься над тем, сможет ли он овладеть ею. Учитель должен помочь ученику найти свой ориентир в мире профессий. Для этого необходимо воспитать в школьниках умение оценивать свои возможности и сопоставлять их с требованиями, предъявляемыми к людям той или иной специальности. Систематическая, целенаправленная профориентационная деятельность всего педагогического коллектива в тесном контакте с семьей, при активной шефской помощи промышленных предприятий может оказать учащимся помощь в правильном выборе будущей профессии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, биология, воспитательный процесс, образование, биологический цикл, медицинские профессии, народное хозяйство.

PROFORENTENTAL WORK IN THE PROCESS OF BIOLOGY TRAINING

© 2018

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science and Food Technology North Ossetian State University K.L. Khetagurova (362000, Russia, Vladikavkaz, Vatutina street, 46, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Abstract. One of the tasks of the modern school is to bring its graduates to a justified choice of profession. The content of the school subjects of the biological cycle allows teachers to conduct versatile professional orientation of students in the process of teaching, taking into account the needs of the national economy of their land. Well thought out work on vocational guidance does not interfere with the implementation of the main learning objectives of the lesson. Information professional orientation character is a logical continuation and additional information to the educational material. The goal is to consider the possibility of using biology lessons as a platform for career guidance. When organizing and conducting work on the vocational guidance of students, it is necessary to take into account the interests of the students themselves. However, the professional orientation should not only give the pupil an idea of the profession, but also make him think about whether he will be able to master it. The teacher should help the student find his landmark in the world of professions. To do this, it is necessary to raise the ability of students to assess their abilities and compare them with the requirements imposed on people of a particular profession. Systematic, purposeful career guidance activity of the whole pedagogical team in close contact with the family, with the active assistance of the industrial assistance of enterprises, can help the pupils in the correct choice of the future profession.

Keywords: professional orientation, biology, educational process, education, biological cycle, medical professions, national economy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из задач современной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Содержание школьных предметов биологического цикла позволяет учителям проводить в процессе обучения разностороннюю профессиональную ориентацию учащихся с учетом потребностей народного хозяйства своего края. Хорошо продуманная работа по профессиональной ориентации не мешает осуществлению основных учебных целей урока. Сведения профориентационного характера становятся логическим продолжением и дополнительной информацией к учебному материалу [1-5].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Владикавказ расположен в зоне развитого сельского хозяйства, в окружении фермерских хозяйств, специализирующихся в основном на полеводстве, овощеводстве и садоводстве и требующих постоянного притока рабочих. Этот приток может быть обеспечен, в частности, за счет выпускников средних школ, сознательно выбравших себе профессию, так или иначе связанную с работой в названных отраслях хозяйства. Это обстоятельство обусловило необходимость начать на уроках биологии серьезный разговор Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

о профессиях, нужных полеводческим, овощеводческим и садоводческим хозяйствам [6-8].

Формирование целей статьи (постановка задания) -рассмотрение возможности использования уроков биологии в качестве площадки для профориентационной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Уже на первом уроке ботаники, рассказывая о значении этой науки, подчеркиваю, что знание закономерностей роста и развития растений необходимо при выращивании сельскохозяйственных культур [9].

В связи с изучением материала о посеве семян необходимо отметить, что получение высоких урожаев зависит от того, насколько полно агрономы учитывают биологические особенности выращиваемых растений и конкретные условия местного хозяйства. Рассказывая о специфике труда специалистов, занятых в растениеводстве, важно отметить какое значение имеет хорошо организованная работа в этой отрасли хозяйства для дальнейшего развития экономики государства.

Несколько шире раскрываются особенности профессии агронома при изучении темы «Выращивание растений в парниках и теплицах». Здесь говорится о том, что работать в теплицах могут люди, знакомые с вопросами агротехники выращивания растений, так как получение

Tsagaraeva Elena Feliksovna pedagogical

PROFORENTENTAL ... sciences

высоких урожаев зависит от многих причин: правильной обработки почвы, применения удобрений, ухода за растениями, своевременной уборки урожая [10-12].

В ходе изучения последующих тем ботаники рассказывается о профессии агронома, который определяет оптимальные сроки посева, сроки и нормы внесения удобрений, решает, какие культуры возделывать на определенных почвах.

Об особенностях профессии садовода говорится при изучении темы «Семейство розоцветных», приводятся сведения о потребностях хозяйств в высококвалифицированных специалистах-садоводах [13-15].

При изучении курса зоологии, в зависимости от конкретного учебного материала, школьники знакомятся профессиями, связанными с необходимостью знания особенностей биологии различных представителей того или иного класса животных, их значения в народном хозяйстве. В частности, при изучении в VII классе темы «Класс Рыбы» происходит знакомство с профессиями, которые связаны с промыслом и разведением рыбы -профессиями рыбака и рыбовода. Рассказывается о том, какие серьезные задачи стоят перед рыбным хозяйством России, какое современное оснащение имеет рыболовный флот, отмечается, что профессия рыбака и рыбовода предполагает не только хорошее знание биологии рыб (например, особенностей и сроков размножения различных видов рыб, их нерестовых и кормовых миграций), но и требует воспитания в себе лучших человеческих качеств - выдержки, собранности, чувства товарищества и коллективизма [16-18].

На уроке, посвященном вопросам искусственного разведения рыб и особенностям прудового рыборазведения, характеризуется работа рыбовода. (В целях профессиональной ориентации широко используются результаты работы школьников Северной Осетии в составе групп «голубых» патрулей.)

С профессией птичницы школьники знакомятся на заключительном уроке по теме «Класс Птицы». Используется конкретный опыт работы одного из птицеводческих хозяйств. Учащиеся убеждаются, что рабочие птицеводческих специальностей должны хорошо знать различные породы домашних птиц (кур, индеек, уток, гусей), иметь представление о направлении их продуктивности. На экскурсии птицеводство характеризуется как одна из эффективных отраслей сельского хозяйства, поставленных на промышленную основу, отмечается, что в современных птицеводческих хозяйствах - птицефабриках - применяется комплексная механизация и автоматизация трудоемких производственных процессов

[19].

С профессией животновода школьники знакомятся при изучении в курсе зоологии темы «Класс Млекопитающие». При характеристике специальности отмечается, что работнику этого профиля необходимо знать биологические особенности основных сельскохозяйственных животных, их значение в народном хозяйстве. Знакомство с животноводческими профессиями осуществляется на примере местных хозяйств. Наиболее продуктивными отраслями животноводства является разведение крупного рогатого скота и птицеводство [20-21].

В России большой известностью и уважением пользуются ученые-селекционеры. И это не удивительно. Здесь расположены известные далеко за ее пределами крупные селекционные центры. Известны имена ученых-селекционеров и школьникам. Первые сведения о селекционерах и характере их деятельности получают в V классе, на первом вводном уроке ботаники. Затем этот разговор продолжается при изучении цветка, цветковых растений, основных растительных групп, происхождения культурных растений. Более подробно характеризуется профессия селекционера при изучении семейства злаков, и особенно в разделе «Основы генетики и селекции». Рассказывается о советских селекционерах П. П. 318

Лукьяненко, В. Н. Ремесло, В. С. Пустовойте [22].

При изучении темы «Значение млекопитающих и их охрана» можно школьникам даются знания о профессии зверовода; современные зверофермы - это целый комплекс сооружений, представляющий собой настоящую «фабрику пушнины», работа по выведению новых пород животных, отличающихся разнообразной расцветкой меха, сложна и ответственна. Зоотехники-звероводы следят за особенностями развития молодых лисиц, соболей, норок, за соблюдением правильного режима питания, ухаживают за животными. Ветеринарный врач всегда может оказать соответствующую медицинскую помощь [1-3].

С профессиями лесника и лесовода школьники знакомятся во многих темах биологических курсов. Характеризуя различные аспекты работы в лесных хозяйствах, заповедниках, отмечается, что лесники и лесоводы должны хорошо знать видовой состав растений на охраняемой ими территории, особенности жизни обитающих здесь животных, их поведение. Леснику необходимы и такие качества человека, как нетерпимость к злу, браконьерству, сила воли, чтобы встать, если потребуется, на защиту законности и правопорядка.

Содержание многих курсов позволяет включить в урок сведения о медико-биологических профессиях. В зависимости от темы урока, характеризуются особенности специальностей врача-терапевта, уролога, невропатолога, стоматолога, хирурга, окулиста, реаниматолога, особенности профессии медицинской сестры.

Ориентации учащихся на медицинские профессии в значительной степени помогают различные внеклассные мероприятия: вечера, встречи с медицинскими работниками и т. д.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. При организации и проведении работы по профессиональной ориентации учащихся необходимо учитывать интересы самих школьников. Однако профориентация должна не только давать школьнику представление о профессии, но и заставлять его задуматься над тем, сможет ли он овладеть ею. Учитель должен помочь ученику найти свой ориентир в мире профессий. Для этого необходимо воспитать в школьниках умение оценивать свои возможности и сопоставлять их с требованиями, предъявляемыми к людям той или иной специальности.

Только систематическая, целенаправленная про-фориентационная деятельность всего педагогического коллектива в тесном контакте с семьей, при активной шефской помощи промышленных предприятий может оказать учащимся помощь в правильном выборе будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беликова Л.Ю. Профориентационная работа как фактор профессионального самоопределения выпускников гимназии //Педагогическое образование и наука. 2008. № 4. С. 73-74.

2. Голерова О.А. Профориентационная работа с подростками: проективная методика «путеводитель» // Школьные технологии. 2012. № 3. С. 165-171.

3. Изиева Б.А. Профориентационная работа педагога с учащимися //Вестник социально-педагогического института. 2012. № 1. С. 41-44.

4. Панина С.В. Управление профориентационной работой в общеразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-151.

5. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.

6. Rosenthal A. Writing, directing and producing documentary films and videos. Boston, 1996. 225 p.

7. Боброва Н.В. Профориентационная работа со школьниками средствами дисциплин гуманитарного и

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ...

социально-экономического блоков //Формирование профессиональной среды в условиях учебно-воспитательного процесса ВУЗа: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Пермь. 2014. С. 18-19.

8. Ионина Н.Г. Профориентационная работа при обучении биологии как направление воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО //Биология в школе. 2015. № 6. С. 38-43.

9. Малышко И.Ю. Профориентационная работа с воспитанниками детского дома //Пути обновления современного образования: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Якутск. 2015. С. 134-135.

10. Текуева Д.Б. Профориентационная работа в учреждениях СПО //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 35-39.

11. Меерзон Т.И. Профориентационная работа как фактор оптимизации выбора профессии подростками // Внешкольник Оренбуржья. 2012. № 3. С. 21-24.

12. Дзитоев Г.Р., Бигаева И.М. Профориентационная работа ВУЗов со школьниками //Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7. С. 87.

13. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 143-148.

14. Maslow A.N. Motivation and personality. N.Y., 1994. 246 p.

15. Кудряшов И.В., Прашкович Н.Г. Профориентационная работа как необходимая составляющая модели вузовской педагогической практики //Современная педагогика. 2014. № 9. С. 82-85.

16. Трикула Л.Н., Коренева О.С. Профориентационная работа в школе: диагностика и проблемы //Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 105-109.

17. Бугаева Е.Э. Профориентационная работа на уроках технологии в пятом классе: проект «Профессии родителей» //Школа и производство. 2015. № 4. С. 38-39.

18. Краснова А.З. Профориентационная работа в пред-профильной подготовке школьников //Образование. Технология. Сервис. 2014. № 1. С. 168-171.

19. Conley D.T. Preparing students for life after high school // Educational leadership. 2002. № 7. Р. 123-129

20. Шатунова О.В., Фаляхов И.И. Профориентаци-онная работа учителя технологии в современной школе //Научный альманах. 2015. № 9. С. 656-659.

21. Кузнецова М.В. Профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал. Концепт. 2015. Т. 27. С. 41-45.

22. Цагараева Е.Ф. Об экологическом воспитании школьников //Сохранение биологического разнообразия - основа устойчивого развития: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Грозный. 2016. С. 385-389.

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.