ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В данной статье автор делиться собственным многолетним опытом по использованию новых форм уроков, инновационных технологий и методов преподавания, которые применяются им уже на протяжении более двадцати лет и носят системный характер. Имея большой опыт в применении проектного метода в работе, показывает эффективность и целесообразность данной методики, отвечающей современным требованиям личностно-ориентированного, компетентностного подхода преподавания в современной школе.
Урок - это главное действо в школьной жизни, это место, где развиваются дети и учитель. Да, и учитель! Потому что урок
- это сотворчество, это - сотрудничество, это - диалог, это - открытие.
Чтобы урок был для детей интересным, он должен быть полезным, т.е. носить практико-ориентированный характер. На каждом занятии ребенок должен прочувствовать и понять, где он на практике, в конкретной жизненной ситуации может применить те знания, умения и навыки, которые получит на уроке.
Исследовательский метод обучения предполагает, что учащиеся сами овладе-
I
Л.В. Ильина
Ключевые слова:
метод проектов, практикоориентированный характер обучесния, исследовательский метод обучения.
вают понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в той или иной степени организованного учителем. В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Практикоисследовательская направленность урока в виде проектной деятельности - это и есть та «тропинка», которая выводит ребенка на широкую жизненную дорогу инициативы, творчества и созидания.
Велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. От проектов дополнительного образования до курсового проектирования в предпрофессиональной подготовке. От проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Проектирование может быть индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное, международное.
Изучая на уроке ту или иную тему (при этом выбираю наиболее сложные разделы), предлагаю ребятам работу в создании монопроекта (проект в рамках одного предмета); создаем на уроке как конечный продукт программу, имеющую практическое применение. Работа над монопроектом предусматривает часто применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. На уроке четко обозначаются цели и задачи проекта, а также обращается внимание учеников на то, какие знания и умения они приобретут в результате исследования данной проблемы. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (как творческие домашние задания, в рамках научного общества учащихся, на элективных занятиях). Например, изучая массивы, предлагаю следующие темы монопроектов: определение победителя спортивных соревнований с выдачей ведомости (данные берем у учителей физкультуры), определение популярности политиков, певцов, товаров, школьных предметов (опросы проводим тут же на уроке среди учеников по запланированной заранее логике групповой работы), определение магазина в ближайшем районе с самой низкой (высокой) ценой того или иного товара (обработка результатов исследований учащихся), поиск учеников класса с лучшим средним баллом (по результатам итоговых оценок), определение наиболее богатых и наиболее бедных месторождений нефти (по данным Интернет) и т.п. Разнообразие тем подобных задач очень велико.
Наибольший интерес у ребят вызывают индивидуальные долгос-
рочные проекты, над которыми они работают от одного до нескольких месяцев, выполняя их как итоговые работы после изучения крупного блока материала. Эти проекты повышают уровень знаний и компетенций учащихся в тех или иных вопросах. Выполняются они во внеурочное время в качестве творческих домашних заданий, в научном ученическом обществе «Лидеры прогресса», факультативной, элективной работе.
За двадцать с лишним лет моей работы мы создали с ребятами сотни проектов. Тематика их была разнообразна, но всегда практически реализуема. В первые годы работы, в конце 80-х - начале 90-х годов, когда компьютер только входил в образовательный процесс при недостатке обучающих предметных программ, многие наши проекты носили межпредметный характер, были нацелены на применение их учителями-предметниками на уроках в виде демонстрационных, обучающих, контролирующих программ. В школе была создана медиатека более чем из 300 таких проектов, созданных детьми и используемых учителями-предметниками, на уроках по биологии, физике, химии, географии, математике, литературе, истории, иностранному языку и др. Работа велась по принципам сотрудничества обучаемых и обучающих, учителя-предметники, по сути, были постановщиками задач, учащиеся - разработчиками проектов. Мы совместно разрабатывали сценарии, обсуждали детали, источники сбора материала. Но приоритеты и инициатива всегда оставались за учеником. Это в нашей работе было непреложным правилом. А фантазия ребят безгранична и беспредельна! Поэтому мы имели огромное разнообразие видов и форм уроков. Приведу один пример проекта, созданного учениками 11-го класса для урока математики в 4-ом классе. Четвероклассники «штурмовали» разноуровневые вершины гор, где устанавливались разноцветные флажки. Цвет зависел от правильности введенного решения, что давало учителю, взглянув на мониторы, легко и быстро оценить учащихся. Использовались групповые формы работы - игровые эстафеты устного счета, где ответы передавались от компьютера к компьютеру, и у команды-победительницы, пришедшей к финишу первой, играла победная музыка. Выполняли проверочную работу «Умные кубики», где на оборотной стороне кубика появлялось задание, а после введенного правильного ответа кубик переворачивался лицевой стороной, образуя часть цельного красочного рисунка, в случае неправильного ответа кубик закрашивался черным цветом. После выполнения всех заданий рисунок представлялся учителю, давая возможность быстрой проверки
заданий у всего класса. А в конце урока вместо традиционных оценок у каждого ребенка на экране появлялась его оценка за труд в виде Умной Совы («5»), Мудрого Кролика («4»), или Незнайки (всем остальным). Про эмоциональный эффект, а, следовательно, и результативность таких уроков говорить излишне. После звонка малыши хором кричали нам «Спасибо!», а уходя из компьютерного класса, каждый спрашивал: «А когда мы еще к вам придем?».
Во время разработки проектов идет активная работа по межпредметным связям через интегрированные уроки. Применение компьютерной техники на занятиях по различным предметам позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит учителя к необходимости пересмотреть классические способы подачи учебного материала, внедрять инновации, где знание компьютерных технологий и техники является средством для познания мира. На таких альтернативных уроках достигается понимание учениками практического использования знаний и навыков, которые они получали на уроках информатики, видя, как много новых возможностей они получают в средствах и способах изучения и обработки информации - экспериментировать, анализировать, делать выводы. Как, например, в научно-исследовательском проекте по физике одного из учеников «Экспериментальная имитационная модель распада атомных ядер», используемом учителями физики на уроке-исследовании, где в интерактивном режиме рассматривается динамика радиоактивного распада атомных ядер для разных законов их жизни (проект разработан на основе примера из пособия В.М. Нечаева издательства «Интеллект-центр», Москва, 2001 г.). Проект по биологии «Класс млекопитающих» создан для рейтингового контроля знаний по разноуровневой технологии. Проекты по иностранному языку используют различные методические приемы такие, как «Воображаемое путешествие» «Семейный альбом», «Город моей мечты» и др.
На таких занятиях учащиеся, представившие свои работы, ощущают значимость своего труда, поскольку на уроке используются их проекты. У школьника развиваются очень важные качества: осознание того, что он может быть полезен, может найти применение своим способностям, знаниям и умениям, что это будет востребовано обществом, а, значит, у него есть шанс быть успешным и удовлетворенным своей деятельностью.
Защита проектов проходит в основном в виде творческих мастер-
ских или деловых игр с приглашением педагогов, которые участвуют в оценке работы. За работу ставится три оценки: самооценка, оценка экспертной группы, оценка учителя. Ученик, давая самооценку работе, говорит, почему именно эта тема его заинтересовала, какие были трудности при изучении и исследовании тех или иных вопросов (если были таковые), что он узнал нового, чему научился, какую практическую пользу получил, где он видит применение приобретенных компетенций в профессиональной деятельности. Экспертная группа оценивает работу с практической точки зрения и пользы ее применения, за качество предоставленного материала, за межпредметные связи, эрудицию. Например, групповой проект по русскому языку на образно-эмоциональной основе «Напиши мне письмо. Эпистолярный жанр», был по достоинству оценен всеми учителями русского языка и всеми применяется на уроках при изучении данной темы. Я оцениваю работу за конструктивность, композиционность, аргументированность, грамотность, сложность, эстетику оформления, инновационность. Оценки, как правило, достаточно высокие.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в школе требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов процесса образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, установок и педагогических средств, осознания необходимости внедрения инноваций как одного из направлений модернизации образования. Эти задачи могут решаться в школе при наличии группы педагогов-единомышленников во главе с руководителем образовательного учреждения. И такое единомыслие и порыв были в нашем коллективе, поэтому еще в далеком 1993 году школа провела семинар для руководителей образовательных учреждений района по теме «Компьютеризация образовательного процесса», поделившись опытом проектной деятельности учащихся. Все открытые интегрированные уроки были проведены по сценариям проектов, выполненных учениками: урок математики в 4-ом классе (ученики владели компьютером, так как в то время в школе, одной из первых в районе и в области было введено преподавание информатики с 3-го класса по программе «Роботландия»). Сценарий урока описан мною выше. Урок математики в 9-ом классе «Исследование квадратичной функции», урок английского языка в 11-ом классе «Я - через 20 лет», урок «Роботландии» в 3-ем классе. Участники открытого мероприятия дали высокие оценки работе школы в данном направлении, сказали много лестных слов ребятам,
создавшим данные проекты. Какое счастье было видеть лица детей, получивших такие высокие отзывы об их труде! Кстати, все они стали успешными профессионалами-программистами. И не только они, за эти годы многие десятки выпускников выбирали профессию программистов и специалистов по информационным технологиям, будучи увлеченными этой деятельностью в школе.
Последние годы внесли некоторую корректировку в тематику нашей проектной деятельности. Мы заинтересовались новыми проблемами, которые ставила сама жизнь: развитие рыночных отношений, новые идеологические концепции и ценности духовно-нравственного воспитания, развитие информационно-коммуникационных технологий. С учениками 10-11-ых классов выполнен двухлетний проект - интегрированный компьютеризированный курс «Введение в рыночную экономику», моделирующий рыночную среду, разработанный учебным центром «Сименс». Выполняли мы этот групповой проект в рамках интегрированных уроков информатики и экономики, на факультативных и элективных занятиях. Курс в первую очередь рассчитан на начинающих бизнесменов, направлен на развитие у них предпринимательского мышления. В проекте реализован интерактивный метод обучения в режиме постоянного диалога с компьютером. Курс основан на условном примере деятельности начинающего предпринимателя Карла, который постоянно расширяет свое предприятие. За Карла решения принимает программа, а ученик ведет свою стратегию, сравнивая свои результаты с его данными, и в случае получения худших итоговых показателей учится у него. Ребята с необычайным интересом работали в этом проекте, и некоторые из них, возможно, и под влиянием этой работы стали успешными предпринимателями. Итоговый урок
- защита проекта - проводился на районном творческом методическом Дне «Творческая лаборатория учителя» в виде деловой игры. Класс делился на 4 группы: экспертная экономическая группа, аналитическая группа, группа маркетинга, рекламная группа. Экспертная группа активно участвует в принятии решений в организации предприятия Карла, составляет собственные имитационные экономические модели
- собственную стратегию, сопоставляет свои полученные результаты с результатами Карла, экспериментирует, проводя большую исследовательскую работу, пытаясь добиться максимально лучших показателей в получении прибыли. Представитель группы маркетинга объясняет присутствующим понятие «Маркетинг-микс» - четыре влияющих фак-
тора на сбыт товара: качество продукции, цена, организация продажи, реклама. На аналитическую группу возложена основная функция обобщения материала, изученного на предыдущих занятиях (рефлексивный анализ), связи его с изучением новых понятий, выявления и объявления лучших предпринимателей. Работа рекламной группы
- это элемент игры, введенный с целью придать уроку эстетическое наполнение, привлечь в проект всех тех ребят, для которых основная часть проекта доставляла трудности. Ребята приготовили рекламные буклеты и придумывали рекламный девиз и логотип (бренд) на каждый продукт (проект разработан на примере производства лимонада и мороженого), чтобы это было эстетично и ненавязчиво. То есть в проекте каждый нашел то направление, в котором он применил свои способности, ощутив свою полезность и значимость в той или иной деятельности, что, несомненно, способствует повышению самооценки, уверенности в себе.
Кроме всего прочего, конечно же, на занятии ребята показывали свои ИКТ-компетенции - владение компьютером и компьютерными технологиями, которые формируются у них на уроках информатики и которые, как было подчеркнуто в заключительной части урока, служили как инструмент, как средство решения практических исследовательских задач. Это был один из самых значимых, серьезных, многим ребятам полюбившихся проектов.
В дальнейшем было выполнено много интересных проектных работ, в том числе, и экономической направленности, защита которых проходила в разнообразных формах: деловых игр, конференций, творческих мастерских, конкурсов различных уровней. Среди большого множества работ хочется назвать некоторые:
• Задача на оптимизацию. «Расчет оптимального рациона питания», исследовательская работа по составлению дневного рациона питания, с учетом минимальной суточной нормы потребности человека в необходимых питательных веществах, получаемых из соответствующего набора продуктов и с минимальной стоимостью продуктов. Подводя итоги и давая самооценку, автор подчеркивает, что, работая над проектом, перечитала много соответствующей литературы и материалов из Интернет, открыла для себя очень много нового и полезного, узнала цены на многие продукты. Практическая польза от такой работы, несомненно, велика для любого человека, заинтересованного в здоровом питании. Также результатами работы может
воспользоваться любая организация общепита, в частности школьная столовая.
• Организация работы агентства недвижимости: операции подбора вариантов обмена, покупки и продаж жилой площади по выдвинутым условиям и требованиям клиента. Обработка баз данных в электронных таблицах. Материал для базы данных был собран по данным газетных объявлений нашего района и отражал реальную картину на данный момент времени, работа могла бы использоваться работниками агентств недвижимости, как подчеркивал автор.
• «Книжная торговля». «„.Я получила богатый опыт в финансово-экономических и организационных вопросах торгового бизнеса», - такую самооценку дает автор этого проекта.
• Банковские финансовые операции. При работе над проектом автору пришлось изучить много дополнительных финансовых функций. Мы познакомились с алгоритмом некоторых банковских расчетов, что вызывало большой интерес и имело большую пользу (кстати, и для меня тоже!). Вот слова автора из заключения: «Работая над проектом, я почувствовала себя чуть-чуть финансистом, чуть-чуть работником банка, поняла, что, оказывается, могу разобраться в сложных банковских операциях, и для себя решила, что могу войти в ЦБ РФ не как клиент, а как незаменимый работник».
• Обработка базы данных по безработным с предложениями выгодных вариантов как для клиентов, так и работодателей по профессиям, образованию, заработной плате, месту проживания и месту нахождения предприятия и другим условиям. Использовались материалы Интернет, исследовались данные о востребованности специалистов той или иной профессии, образования.
• Информационный бюллетень - учащиеся создают школьную газету, используя информационные компьютерные технологии. Изучают эстетические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензура. Изучают рекомендации по написанию статей, каким образом новости могут отражать ценности общества, какие темы интересны широкому кругу читателей. Развивают навыки проведения интервью. Создают структуру и оформление школьной газеты «Школьное слово».
• Портфолио для успешной карьеры. Оценка профессиональной предрасположенности, группы профессий и подготовка к профессии, подготовка карьерного портфолио.
Для выпускников актуален вопрос выбора профессии, поэтому у них вызывает интерес проект «Портфолио для успешной карьеры». Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Работая над проектом, ребята исследуют различные должности и развивают навыки поиска работы, учатся формулировать цели карьеры, учатся правильно, грамотно преподнести себя через резюме, приобретают навыки ведения диалога с собеседником. Все это способствует их более быстрой социализации, помогает занять свою нишу в этом мире.
Информационные технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.
Защита проекта проходит в виде ролевой игры. Ребята делятся на «работодателей» и «интервьюируемых». Создается также группа наблюдателей классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог. Все они работали с ребятами во время подготовки проекта.
Класс подготовлен к уроку: несколько столов - полукругом, где сидят «работодатели». Они заранее придумали название корпорации, девиз и логотип. Ситуация продумывалась так, чтобы к одному «работодателю», было несколько претендентов, т.е. создается конкуренция. После знакомства с резюме начинается собеседование (ребята заранее исследуют круг вопросов, которые, как правило, задаются на собеседованиях - информация из Интернет). Затем интервьюируемый демонстрирует свое портфолио-презентацию. На каждую вакансию выбирается только один претендент. Ребята получают «уроки жизни». За «справедливостью» и «объективностью» следят наблюдатели. В конце урока именно они дают оценку и тем и другим. Все поздравляем «счастливчиков», получивших работу, тем, кому «не повезло», желаем не отчаиваться, сделать выводы и работать над собой. Подводя итоги занятия, я не выставляю ребятам оценку за информационные технологии, тем самым еще раз показывая детям, что здесь был не урок информатики, здесь был «урок жизни», именно за это они получили сегодня оценку (как правило все - пятерку!), а за информационные технологии они получат оценку на следующем уроке.
В моей практике темы проектов чаще всего относятся к конкретному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем
требующему привлечения знаний учащихся из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. В сотрудничестве с учителями-предметниками мы выполнили множество различных проектов, в том числе и по духовно-нравственному воспитанию.
Средствами проектной деятельности создается воспитательно-образовательное пространство школы, обеспечивающее интеллектуальную, творческую, личностную самореализацию, становление духовнонравственного мира обучающихся.
Вот только некоторые проекты этого направления: исследовательско-краеведческий проект «На родимой Земле небольшой монастырь», в котором исследуется судьба Дубенского монастыря, построенного в честь победы на Куликовом поле с участием Дмитрия Донского. Проект, приуроченный к году семьи, над которым работала группа старшеклассников « История любви». Работа посвящена исследованию истории жизни семьи последнего русского Императора Николая II. Сколько теплоты и любви вложили авторы в эту работу! Исследовав огромный объем материала, в основном опубликованные материалы приближенных к семье лиц, сложилась картина семейных традиций, взаимоотношений, твердых моральных, религиозных устоев в воспитании царских детей, их трепетное и заботливое отношение к родителям и друг к другу, бескорыстная любовь к отечеству Работу смотрели и ученики, и учителя, и родители
- и все дали высокую оценку авторам проекта. Хочется здесь привести отзывы родителей после просмотра этой работы: «Великолепная работа для ума, души и сердца, которое не остается равнодушным, спокойным и безразличным ни у детей, ни у взрослых... Хочется много переоценить, переосмыслить, и, может быть, даже что-то изменить в себе...».
Это ли не главная цель педагога, заставить работать сердце, ум и душу подопечного!
Важно, чтобы дети знали историю своего края, своего города, района, те места, где живут и трудятся их родители, где проходит их детство. Необходимо, чтобы они знали о славных тружениках и героях Великой Отечественной войны - земляках, прославивших Малую Родину. Школа проводит большую поисково-исследовательскую работу в этом направлении. Вот некоторые наши проекты:
«К Родине великая любовь с края родного начинается. Краснозаводск
- от прошлого к современности», «В.Ф. Боков. Слово о поэте-земляке», «Патриоты Радонежья», «Герои спорта», «Рдултовский - основатель
Краснозаводского химического завода», «Николай Монетов. Герой через полвека» - о летчике-земляке, герое России. Все проекты с глубоким анализом, с богатым поисково-исследовательским материалом, проникнутые гордостью, добром и любовью к родному краю и его жителям. Такие работы не могут не затронуть глубоких патриотических чувств ребят и не заронить в их сердца зерна добропорядочности, нравственности и патриотизма.
Близки по целям и воспитательным задачам проекты, формирующие мировоззренческие взгляды на взаимоотношения с родителями в семье, с педагогами, с друзьями. Вот некоторый перечень тем проектов этого направления: «Наша классная семья», «Летопись истории школы», «Школа будущего», «О первом директоре школы - почетном гражданине Сергиево-Посадского района, заслуженном учителе РСФСР, участнике Великой Отечественной войны Кондратьеве А.В.», «Город доброты», «Вера в могучую силу семьи», «Семья - остров Веры, корабль Надежды, гавань Любви», «Детям отдаем мы все на свете», «Напиши мне письмо...», «Педагогические династии», «Учителю поем мы славу», «Дорогою добра», «Наша новая школа».
Выполнение проектов и участие в них дает ребятам большую подготовку к жизни, адаптацию к современным условиям и требованиям. Мне очень хочется верить, что наши уроки не пройдут для них даром, а для нас, педагогов, нет выше цели и награды - благополучия и успешности наших учеников.
Литература
1. Кульневич С.В. и др. Проблемные уроки: Пособие для уч., метод., рук. учеб. завед., студентов пед. завед., слушателей ИПК. Ростов н/ Дону: Учитель, 2007.
2. Лакоценина Т.П. и др. Альтернативные уроки: Пособие для уч., метод., рук. учеб завед., студентов пед. завед., слушателей ИПК. Ростов н/ Дону: Учитель, 2007.
3. Лакоценина Т.П. и др. Инновационные уроки: Пособие для уч., метод., рук. учеб завед., студентов пед. завед., слушателей ИПК. Ростов н/ Дону: Учитель, 2007.