Научная статья на тему 'Формирование самооценки младших подростков в практике проектной деятельности'

Формирование самооценки младших подростков в практике проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / PROJECT METHOD / YOUNGER TEENAGER / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожемяченко Наталия Геннадьевна

Статья посвящена проблеме формирования личности школьника в условиях современных образовательных технологий. Приводятся данные эксперимента, проведенного на уроках информатики в 5-6 классах с использованием межпредметных связей. Особое внимание обращается на то, что использование проектной технологии в обучении младших подростков создает благоприятные условия для становления у них опыта самостоятельной познавательной деятельности и положительных личностных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожемяченко Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-estimation Development of Younger teenagers During Implementing Projects

Article discusses the issue of the development the personality of the school student in the conditions of modern educational technologies. The data of the experiment carried out at lessons of information science in grades 5-6 are discussed. A special attention is drawn to the use of design technology in training younger teenagers. It is argued that it creates favorable conditions for experience in independent cognitive activities and positive personal changes.

Текст научной работы на тему «Формирование самооценки младших подростков в практике проектной деятельности»

вующие методики и активно применяя но- экскурсионную деятельность учащихся,

вые творческие, внедряя их в школьные уч- деятельно вовлекая самих учащихся в этот

реждения, независимо от их типа. процесс, в том числе и как организаторов.

Таким образом, средние общеобразова- Более того, эта деятельность должна носить

тельные учреждения как институт среды преобразующий, инкультурирующий, вос-

должны активно организовывать туристско- питательно-образовательный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов Ю. С. Организационно-педагогические условия туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях: Монография / Ю. С. Константинов, Г. И Зорина; Российская международная академия туризма. М.: Логос, 2011. 191 с.

REFERENCES

1. Konstantinov Ju. S. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija turistsko-kraevedcheskoj dejatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: Monografija Ju. S. Konstantinov, G. I Zorina; Rossijskaja mezhdunarodnaja akademija turizma. M.: Logos, 2011. 191 s.

Н. Г. Кожемяченко

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования личности школьника в условиях современных образовательных технологий. Приводятся данные эксперимента, проведенного на уроках информатики в 5-6 классах с использованием межпредметных связей. Особое внимание обращается на то, что использование проектной технологии в обучении младших подростков создает благоприятные условия для становления у них опыта самостоятельной познавательной деятельности и положительных личностных изменений.

Ключевые слова: метод проектов, младший подросток, самосознание, самооценка.

N. Kozhemyachenko

Self-estimation Development of Younger teenagers During Implementing Projects

Article discusses the issue of the development the personality of the school student in the conditions of modern educational technologies.

The data of the experiment carried out at lessons of information science in grades 5-6 are discussed. A special attention is drawn to the use of design technology in training younger teenagers. It is argued that it creates favorable conditions for experience in independent cognitive activities and positive personal changes.

Keywords: project method, younger teenager, self-consciousness, self-estimation.

При изучении любой дисциплины важ- щихся. Создание на уроках творческой об-

ным является развитие как интеллектуаль- становки и возможности самореализации

ных, так и творческих способностей уча- для каждого ученика отвечает требованиям

личностно-ориентированного подхода к обучению, утверждая при этом ценность личности ребенка.

Современные дети — это уже не «чистый лист», на который педагог наносит знания. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личностных качеств, познавательных и творческих способностей. В таких условиях детей необходимо учить воспринимать и усваивать информацию, структурировать ее, выделяя главное, находя связи. Наряду с этим важно также развивать умение учащихся самостоятельно ставить задачи и находить оптимальные методы решения. Поэтому среди большого числа педагогических технологий, применяемых в системе образования, важная роль отводится таким технологиям, где учитель выступает не как источник учебной информации, а становится организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло с учетом индивидуальных способностей каждого из них.

Речь идет о проектном обучении, где целью является создание условий, при которых у учащихся возникает необходимость самостоятельно приобретать знания из разных источников, учиться использовать эти знания для решения различных практических и познавательных задач. При групповой работе у ребят формируются такие коммуникативные и исследовательские навыки и умения, как выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента. И, что очень важно, у учеников формируется умение анализировать, строить гипотезы, развивается системное мышление.

Метод проектов связан с гуманистическими взглядами в философии образования, разработанными в начале ХХ века американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Он выдвинул идею создания «инст-

рументальной педагогики, согласно которой обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия, способом самостоятельного постижения истины. Для этого решаемая задача или проблема должна быть взята из реальной жизни, будучи знакомой и значимой для ребенка.

Учащиеся младшего подросткового возраста как нельзя более подходят для вовлечения их в проектную деятельность. Это объясняется тем, что у 10-12-летних школьников формируются новые мотивы учения, которые связаны с расширением и углублением знаний, с формированием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься самостоятельным творческим трудом и интересной работой. Значительное повышение как познавательной, так и творческой активности проявляется в любознательности, в желании чувствовать и видеть практическую значимость усвоенного учебного материала, а также в стремлении делать что-то своими руками. Подростки могут как самостоятельно, так и с помощью своих старших товарищей или взрослых что-либо конструировать, строить, рисовать. Потребность и намерение делать что-то «по-взрослому» способствует самосовершенствованию ребят, побуждает стремление к самообразованию.

Этот возраст можно охарактеризовать как период противоречий, притязаний на взрослость и признание, как время углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению. Компонентом самосознания, в значительной части регулирующим поведение и деятельность личности младшего подростка, является самооценка. Она формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, в ходе получения обратной связи от окружения, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе.

Участие в проекте — это одновременно и процесс деятельности, и процесс межличностного взаимодействия со сверстниками. Можно выделить по продолжительности следующие виды проектной работы в практике преподавания: краткосрочный проект (2-6 ч.); среднесрочный (12-15 ч.) и долгосрочный, требующий значительных затрат времени для поиска и анализа материала. Но какой бы ни был проект, в его структуре всегда есть основные этапы: организационный, исполнительский, результативный этап, рефлексия. В проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки.

Рефлексивные

• Осмысление задачи, для решения кото -рой недостаточно имеющихся знаний.

• Способность ответить на вопрос: что необходимо знать для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские)

• Применение способа действия с привлечением знаний из различных областей.

• Нахождение недостающей информации самостоятельно.

• Запрос к учителю о нахождении необходимой информации.

• Поиск нескольких вариантов для решения проблемы.

• Выдвижение гипотезы.

•Выявление и установление причинноследственных связей.

Работа в сотрудничестве

• Коллективное планирование.

• Партнерское общение.

• Взаимопомощь при решении общих задач.

• Поиск и исправление ошибок в работе других участников группы.

• Развитие осознания значимости коллективной работы.

Управленческие

• Планирование деятельности, времени, ресурсов.

• Принятие решения и прогнозирование их последствий.

• Анализ собственной деятельности, ее ход и промежуточные результаты.

Коммуникативные

• Ведение дискуссии.

• Отстаивание своей точки зрения.

• Нахождение компромисса.

Презентационные

• Произнесение монологической речи.

• Уверенность перед аудиторией.

• Использование различных средств наглядности при выступлении.

• Ответы на незапланированные вопросы.

Навыки проектирования необходимы в

любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными проблемами, узнают много нового, используют свои знания. Правильно организованная проектная работа способствует самостоятельному получению ребятами знаний и накоплению опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая инициативу и рефлексию и формируя критическое мышление.

Как показывает личный опыт работы с учащимися 5-6 классов специализированной школы № 35 г. Севастополя, наибольший интерес вызывает у них практикоориентированный проект. А особенно положительно зарекомендовал себя метод проектов с использованием межпредметной связи. Так, например, учитель информатики в сотворчестве с любым учителем-предметником может организовать проектную работу учеников по избранной теме.

На уроках информатики в 5 классе, согласно программе обучения, учащиеся уже уверенно пользуются инструментами графического редактора Paint, умеют набирать, форматировать и редактировать тексты в программе Word Pad; а в 6 классе знакомятся с основами создания презентаций в Power Point и хорошо ориентируются в файловой структуре информации. При ра-

боте над проектом ребята, таким образом, используя эти умения, навыки и опыт, создают электронные тематические презентации ознакомительного характера с иллюстрациями, с анимацией и с комментариями, брошюры-сборники задач, наглядный и раздаточный материал, небольшие справочники, плакаты. Возможно также создание в ходе проекта учебных дидактических материалов для учеников начальной школы (по предварительному заказу и согласованию).

В качестве такого примера можно привести проектную работу учащихся 6 «А» класса города Севастополя в 2010 году. Основная организационная задача, которая была поставлена перед шестиклассниками

— проведение внеклассного мероприятия по природоведению «Черное море — удивительный мир» для учеников начальной школы. Участие в проекте было добровольным, желающих набралось 9 человек, которые и составили творческую группу. Помогали учащимся в подготовке классный руководитель и учитель информатики. Содержательная основа проекта охватывала такие учебные предметы и области знаний, как краеведение, окружающий мир, основы безопасной жизнедеятельности, история, экология. Творческую группу решено было разделить на представителей наук: «ихтиологи», «экологи», «историки». Усилия

школьников при помощи и поддержке педагогов были направлены на формирование у них умений выделять основные этапы работы, видеть конечную цель и стремиться к ней, учитывать временной фактор. В ходе подготовки внеклассного мероприятия ребята учились находить информацию из различных источников. Они самостоятельно или по предварительному заданию учителя посещали библиотеку и искали материал в Интернете для сообщений, комментариев к слайдам презентации, для составления вопросов и ответов викторины. Необходимым и очень важным в ходе работы над проектом было совместное посещение музея Института биологии южных морей «Аквари-

ум», Краеведческого музея, Дельфинария, музея-заповедника Херсонес, поскольку полученную информацию учащимся необходимо было сравнивать, анализировать, а также принимать самостоятельное решение относительно того, в каком виде лучше представить эти данные для маленьких детей. Большой интерес вызвало участие шестиклассников в экологическом десанте в прибрежной полосе от пляжа «Солнечный» до Херсонеса и экскурсия для наблюдения за животными и растениями. После сбора всей необходимой информации они приступили к подготовке презентации своего проекта, в которую включили фотографии, отснятые самостоятельно, текстовые сообщения, вопросы викторины. Помимо работы за компьютером, ребята нарисовали несколько красочных плакатов на тему охраны моря.

Как показали итоги данного проекта, ученики 6 класса в целом справились с задачей с хорошими практическими результатами для себя. Проведенное для третьеклассников мероприятие «Черное море — удивительный мир» запомнилось им надолго не только как увлекательное и интересное по содержанию, но и потому, что ведущими были дети. А учащиеся, входившие в состав творческой группы, впоследствии под руководством тех же учителей продолжили исследования по основным разделам темы, внесли существенные дополнения и подготовили презентацию проекта к защите на ежегодном заседании школьного Научного общества.

Необходимо отметить, что электронные презентации стали привычным и важным дополнением к публичным выступлениям. Презентации могут присутствовать в проекте как продукт (таблицы, схемы, брошюры, плакаты и т. п.); также отдельной обобщающей презентацией сопровождается и сама защита проекта. Оценить этот проект, таким образом, можно по двум основным направлениям: за содержательную часть, т. е. собственно глубину исследования, за убедительность презентации и за техниче-

ский уровень: качество выполнения продукта, стиль оформления. Процедура защиты и последующего оценивания очень важна. Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (например, не более 7-10), и должны быть известны всем участникам до начала работы над проектом. При защите проекта у ребят формируются такие умения, как тщательное продумывание фразы, комментария, регламентирование отведенных 5-8 минут. Дети учатся уверенно держаться во время выступления, отвечать на вопросы, отстаивая свою точку зрения.

Приобретенные умения и навыки, результат, полученный в ходе работы над проектом, а также оценка этого результата другими людьми (сверстниками, учителями-жюри), в значительной степени влияют на формирование самооценки младшего подростка. Оценка учителем и, что особенно важно для младшего подростка, сверстниками его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем обычная отметка по предмету за предъявленные знания. Такая оценка формирует у учащегося ощущение собственной ценности, которое он сможет проносить в относительно неизменном виде сквозь различные жизненные ситуации.

Зачастую по окончании работы над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, и тогда отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Применение метода проектов в работе с учащимися 5-6 классов позволяет учителю организовать практическую деятельность в интересной, осознанной, увлекательной для учащихся младшего подросткового возраста форме, направить усилия на достижение значимого для них результата; успешно решать проблему мотивации, а также формировать и совершенствовать общую культуру общения и социального поведения учеников в целом.

Для младших подростков метод проектов открывает широкие возможности:

- получить оценку, выставленную за старание самостоятельно расширить свои знания;

- найти своим знаниям практическое применение, сформировать умение работать в коллективе для достижения общей цели;

осмысленно осваивать программные средства и вычислительную технику.

Таким образом, метод проектов можно по праву считать весомым фактором формирования адекватной самооценки учащихся младшего подросткового возраста и хорошим стимулом для дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.