Швыдько Зоя Владимировна,
г. Ноябрьск
СГ)
^0 ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности - важнейшей компетенции -нацелено проектное обучение.
В ряде публикаций последних лет, посвящённых проектному обучению (ПО), доказывается актуальность и практическая необходимость введения ПО в учебно-воспитательный процесс школы. Остаётся неясным, как это сделать в конкретной школе, с конкретным коллективом детей и учителей. Этот вопрос требует детального рассмотрения.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение.
Продумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и анализ результатов - это всё проектирование, которое помогает решать различные проблемы, делать выбор способа решения проблемы
оптимальным. Умение самостоятельно решать проблемы необходимо и для самостоятельной познавательной деятельности. Если мы ставим задачу обучить ребёнка самостоятельной активности в деле его самообучения (учения) с одновременным освоением проектирования как такового, мы обязаны вооружить его способами, приёмами такой деятельности. То, что называлось «научитьучиться». Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (над-предметному) умению, как некоей компетентности.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Актуальность обусловлена тем, что система проектного обучения предоставляет возможность повысить эффективность обучения информатике, способствует общему развитию учащегося, учитывая психологические, физиологические особенности, индивидуальные интересы учащихся. В какой-то степени эти вопросы может разрешить внедрение в учебный процесс методик проектной деятельности, но, к сожалению, их не так много. Поэтому необходимо проводить исследования по разработке методик проектной деятельности.
Цель исследования - разработать и обосновать методическую систему проектного обучения информатике в начальной школе.
Объект - проектная деятельность школьников с использованием информационных технологий.
Предмет - проектно-ориентированное обучение информатике в начальной школе как средство повышения мотивации обучения с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся.
Гипотеза. Если реализовать непрерывное обучение информатике с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся на основе проектного обучения с использованием информационных технологий, то это позволит повысить мотивацию учения и стимулировать познавательные процессы учащихся.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
• проанализировать педагогическую, методическую и научно-техническую литературу по данной теме;
• изучить педагогический опыт преподавания информатики, провести исследование имеющейся практики;
• выявить значение проектной деятельности для учащихся начальной школы;
• разработать практические рекомендации по реализации проектного обучения информатике в начальной школе.
Метод проектов приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.
Особенность реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца - до получения продукта - начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана
с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модель отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений - с руководителем проекта как с равноправным партнером.
Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться и в начальной школе.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Продуктом проектной деятельности могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарий и прочее.
Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом - анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.
Последовательность работы над проектом (по В.В. Гузееву) проходит шесть стадий (табл. 1).
Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер (поздравительная открытка), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко стоящие во времени и важные для ребенка (подготовка к ближайшему празднику, подарок подшефным из детского сада и т.п.). Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций. Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизирует личностную позицию школьника, формирует представление о человеке как субъекте труда.
Проектная деятельность межпредметна и поли-функциональна. Интеграция знаний других наук, необходимых для обоснования проекта, переводит учебный предмет информатику в разряд интеллектуально насыщенных и повышает ее значимость. Это отражается на сфере познавательных интересов, происходят изменения в системе отношений школьников к учебным
Таблица 1
Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование 1. Определение: Источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета) 2. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса 3. Распределение задач (обязанностей) между членами команды Вырабатывают план действий. Формулируют задачи Предлагает идеи, высказывает предложения
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты Выполняют исследование, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и/ или выводы Анализ информации. Формулировка выводов Анализируют информацию Наблюдает, советует
Представление или отчет Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Отчитываются, обсуждают Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета
предметам. Ранжирование отношения школьников к учебным предметам в классах позволяет констатировать, что информатика как учебный предмет занимает лидирующее положение наряду с такими предметами, как математика и русский язык.
Эти данные имеют огромный психологический смысл, т.к. при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла, отличающиеся новизной, в сравнении с деятельностью в детском саду, в связи с тем, что именно они обеспечивают насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности младшего школьного возраста. Таким образом, технологии с элементами проектной деятельности привлекают возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, т.е. соответствуют стандартам развивающего обучения. Это подтверждает функцию положительной учебной мотивации проектной деятельности, что позволяет учителям использовать метод проектов не только на занятиях по информатике, а в процессе преподавания других учебных дисциплин, да и сами проекты могут носить междисциплинарный характер, что делает усвоение знаний более прочным, осознанным.
Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которой начинается со второго класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего, развивая такие характеристики, как произвольность психических про-
цессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.
В то время как в традиционном обучении учитель использует специальные приемы внешнего контроля для поддержания произвольности познавательных процессов, (призывы-указания типа «не отвлекайтесь», «внимание», «тишина» и т. п.), сама сущность проектной деятельности побуждает познавательные процессы актуализировать и развивать элементы произвольности. В этом смысле проектную деятельность можно рассматривать как зону ближайшего развития познавательной сферы младших школьников.
В традиционном обучении, как показывают многочисленные исследования, структура учебной деятельности формируется стихийно. Все внимание и учителя, и учащихся направлено на усвоение знаний, умений, навыков, которые с психологической точки зрения должны служить лишь материалом для формирования отдельных учебных операций. В проектной деятельности структурные компоненты формируются не стихийно, а открыто, в процессе выполнения заданий проекта. В то время как в концепции развивающего обучения вводятся специальные задания по отработке каждого компонента в структуре учебной деятельности, проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.
Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сфор-
мулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные задания, умения и навыки (точнее - чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.
Особенности отношений в системе «учитель-ученик» в традиционной педагогике:
Учитель учит - ученик учится Учитель знает все - ученик не знает ничего Учитель думает - ученик воспроизводит знания, получаемые в готовом виде
Учитель говорит - ученик слушает Учитель управляет - ученик подчиняется Учитель выбирает - ученик принимает Учитель активен - ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается
Учитель авторитарен - ученик несвободен Учитель является субъектом - ученик объектом обучения.
При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения «учитель-ученик»:
□ Ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом
□ Ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний
□ Учитель экспериментирует, раскрывая возможные формы и методы эксперимента, организовывая познавательно-трудовую деятельность учащихся
□ Ученик активен - учитель создает условия для проявления активности
□ Ученик субъект обучения - учитель партнер
□ Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Работа над проектом формирует положительную мотивацию по отношению к учебному процессу. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Формирование мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать, из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, - каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте?
Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла
учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.
Изучение мотивации учителем имеет свою специфику по сравнению с изучением мотивации в исследовательских целях, так как учитель не располагает для этого специально отведенным временем, ему надо, как правило, сочетать изучение мотивации с учебным процессом.
Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
• наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
• использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде «контрольной работы», в форме заданий классного руководителя на классном часе;
• индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика; анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.
В исследовании доказано, что участие в коллективной и групповой работе улучшает учебную деятельность и повышает мотивацию слабоуспевающих школьников. Через групповую работу учитель может управлять развитием личностных взаимоотношений внутри группы и тем самым социальных мотивов. В условиях групповой и коллективной работы резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю и товарищам, число контактов и разнообразных форм общения со сверстниками в ходе учения. Таким образом, можно говорить о существенном влиянии коллективной и групповой учебной работы на все виды социальной мотивации.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют: общая атмосфера в школе и классе, включенность ученика в коллективистические формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Внедрение в учебный процесс системы проектного обучения предоставляет возможность повысить мотивацию, эффективность обучения информатике, способствует общему развитию учащегося, учитывая психологические, физиологические особенности, индивидуальные интересы учащихся.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся начальной школы, было проведено исследование.
Задачи исследования:
• провести входной диагностический контроль по выявлению уровня школьной мотивации;
• проведение серии экспериментальных занятий, с применением метода проектов, направленного на повышение учебной мотивации учащихся;
• провести выходной диагностический контроль с целью сравнения динамики уровня школьной мотивации.
Опытно-экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ №11 г. Ноябрьск. Работа предусматривала несколько этапов.
В ходе эксперимента участвовал и две группы детей 2 класса по 10 человек. В качестве контрольной и экспериментальной групп были дети общеобразовательного класса, которые по составу гетерогенны и имели примерно одинаковый уровень мотивации на момент внедрения эксперимента. За основу методики диагностики уровня школьной мотивации был взят тест по определению уровня школьной мотивации (Автор Н.Г. Лусканова).
Цель: выявление уровня учебной мотивации.
Материал: листы для ответов.
Форма проведения: индивидуально и фронтально.
Процедура проведения:
После раздачи листов для ответов и заполнения сведений об учащемся дается инструкция.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, относящиеся к школьной жизни. Выберите один из вариантов ответов («а», «б» или «в») и запишите его напротив номера вопроса».
Вопросы анкеты
1. Нравится ли тебе в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром ты с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) не знаю
в) хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра необязательно приходить в школу, ты бы пришел или нет?
а) да
б) не знаю
в) нет
4. Хочешь ли ты, чтобы иногда отменяли какие-нибудь уроки?
а) да
б) не знаю
в) нет
5. Хочешь ли ты, чтобы учитель не задавал никаких домашних заданий?
а) да
б) не знаю
в) нет
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены?
а) да
б) не знаю
в) нет
7. Часто ли ты рассказываешь родителям о школе?
а) да, часто
в) не рассказываю вообще
б) редко
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) не знаю
в) да, хотел бы
9. Есть ли у тебя друзья в школе?
а) да, много
б) несколько
в) нет совсем
10. Нравятся ли тебе твои одноклассники?
а) да, очень
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов
Ответы учащихся оцениваются следующим образом: за каждый ответ «а» начисляется 3 балла, за ответ «б» -1 балл, за ответ «в» - 0 баллов. Затем полученные баллы суммируются, и делается вывод об уровне учебной мотивации.
25-30 баллов - высокий уровень
20-24 балла - средний
15-19 баллов - внешняя мотивация
10-14 баллов - низкая
менее 10 баллов - негативное отношение к школе
Интерпретация результатов
Высокий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе.
Внешняя мотивация свидетельствует о том, что ребенка привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы.
Низкий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет.
Система проектного обучения предоставляет возможность повысить мотивацию обучения информатике, способствует общему развитию учащегося, учитывая психологические, физиологические особенности, индивидуальные интересы учащихся, их родителей и региональные экономические условия. Учебный процесс, организованный в рамках проектного обучения информатике, естественным образом создает ситуа-
цию успеха учащегося. Это способствует повышению производительности восприятия учебного материала
и, как следствие, улучшает показатели успеваемости и качества знаний.
Для выявления динамики развития учебной мотивации на третьем этапе нашего исследования мы практически проверяем нашу гипотезу по тесту по определению уровня школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова).
В результате проведённой диагностики можно сделать вывод, что в экспериментальной группе детей изменились уровни учебной мотивации, а в другой группе изменения не произошли.
Анализируя данные диагностики, можно сделать выводы, что после проведения занятий с применением метода проектного обучения в экспериментальной группе 2 класса просматривается рост показателей. Наглядно изменения уровней учебной мотивации у детей экспериментальной группы можно увидеть на диаграмме.
Анализируя проведённое исследование - включение в учебный процесс серии экспериментальных занятий с применением метода проектов, направленного на повышение учебной мотивации учащихся, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс системы проектного обучения предоставляет возможность повысить мотивацию, способствует общему развитию учащегося. Улучшение показателей дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по развитию учебной мотивации учащихся заслуживающими внимания.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках ин-
форматики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.
Работа над проектом :
• прививает общую информационную культуру школьника;
• развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
• реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
• является платформой для реализации межпредметных связей,
• формирует положительную учебную мотивацию.
Благодаря внедрению проектной деятельности в
процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.
Проектный метод объективно востребован школой, но успех развития и использования проектного обучения, в первую очередь, зависит от формирования в образовательном пространстве школы необходимых и достаточных условий его реализации: информатизации обучения, формирования проектировочного стиля мышления у педагогов.
Таким образом, использование новых информационных технологий ориентировано не столько на поддержку традиционных форм и методов обучения и воспитания, сколько на создание новых методик, способствующих интенсификации процесса развития личности школьника. Виртуальные формы и методы обучения дают широкие возможности для учета осо-
бенностей учащихся и их развития, предоставляя неограниченные просторы для самопознания и самосовершенствования. С учетом этих особенностей ведется индивидуальная работа, как в параллели классов, так и по вертикали классов. Тем самым обучение становится для учащихся понятным, интересным, т.е. обучение становится мотивированным, следовательно - адаптивным, вызывая активную рефлексию, а значит, и возможность констатации увеличения качества знаний при проведении мониторинга.
Приложение
Комплекс учебных проектов для учащихся начальной школы
Учебный проект «Шифровка»
Основные этапы
Первый этап
• Знакомство с текстом рассказа и уяснение общего смысла.
• Выделение отдельных смысловых фрагментов (объектов).
• Организация учащихся по группам и распределение фрагментов для дальнейшей работы.
• Уточнение задания общего и по группам.
• Составление плана работы, определение сроков.
Второй этап
• Редактирование фрагментов.
• Знакомство с некоторыми способами шифрования, выбор методов дешифрования данного сообщения.
Выполнение задания по дешифрованию сообщения.
Третий этап
• Обсуждение окончания рассказа, выбор варианта.
• Окончательная сборка рассказа.
• Форматирование: выравнивание по ширине, красная строка, шрифт.
• Разработка стилевого решения и оформление.
Подготовка к печати и печать рассказа.
Материалы к проекту
Рассказ
Деревня, лето в разгаре. Июльская жара уже к 11 часам давала о себе знать. В это время спрятаться от зноя можно было только в гуще леса или в воде.
Вася Егоров проснулся в 8 утра, выглянул в окно. Солнце былоуже высоко, освещало (...). Вася приехал из города, чтобы отдохнуть и провести лето у бабушки. Здесь было (...).
Позавтракав, Вася выбежал из дома. Чтобы дорога через лес не казалась такой длинной и утомительной, Вася по пути мечтал о каких-нибудь чудесах или приключениях. Вот, если бы, например, (...). Но какие приключения могут быть в наше время!
Вася не заметил, как свернул с привычной тропинки и углубился в чащу. Заметив незнакомую обстановку, он (...). Надо отдохнуть, а затем поразмыслить и найти тропинку. Вася обратил внимание на овраг, который терялся за поворотом. Вася вспомнил, что место, которое он облюбовал, также было возле оврага.
«Значит, этот овраг выходит к озеру», - обрадовался Вася. Он пошел по дну оврага и вскоре оказался на берегу озера у своего места. Вася с наслаждением опустился на ярко-зеленую траву, оглянулся по сторонам - рядом никого не было. Вдруг его взгляд упал на небольшую белую коробочку, заклеенную прозрачной липкой лентой.
«Интересно, что же там? Вчера ее не было, иначе я бы непременно заметил», - размышлял Вася, открывая коробочку. В ней лежали несколько сложенных вдвое листочков, на которых что-то было написано. Вася поочередно развернул три листочка, пытаясь прочитать текст. Но не тут-то было: с ходу прочитать их не удалось. На одном листочке он увидел буквы русского алфавита, которые не складывались в понятные слова. На втором листочке было много цифр от О до 9. Третий листочек содержал цифры и буквы.
Основательно потрудившись, вечером Вася прочитал записки. Они были одинакового содержания: (...) (вставить расшифрованный текст записки). (...) (написать окончание рассказа).
Записка Привет, Вася!
Приходи завтра в шесть утра ловить рыбу.
Витя
Шифровка 1 РСЙГЁУ, ГБТА!
РСЙЦПЕЙ ИБГУСБ Г ЩЁТУЭ ФУСБ МПГЙУЭ СЬВФ.
ГЙУА
Шифровка 2
16 17 09 02 05 19 34 00 02 33 18 32 36 16 17 09 22 15 04 09 00 08 33 02 19 17 33 00 02 00 25 05
18 19 29 00 20 19 17 33 00 12 15 02 09 19 29 00 17 28 01 20 35
02 33 18 33 Шифровка 3
11 12 И 30 Е 14 34 00 30 А 13 Я 36 11 12 И 17 0 32 И 00 03 А 30 14 12 А 00 30 00 20 Е 13 14
24 00 У 14 12 А 00 07 О 30 И 14 24 00 12 Ы 29 У 35 30 И 14 Я Шифровка 4
010001 100010 010010 001010 000011 000110 010100
000000 000000 000011 000001 010011 100001 100100
010001 001010 010010 001010 010111 010000 000101
000000 000001 001001 000001 000011 010100 010010
000000 011110 000011 011010 000110 010011 010100
000000 001101 010101 010100 010010 000001 000000
010000 010010 000011 001010 010100 011110 000000
011101 000010010101 100011 000011 001010 010100 100001
Порядковые номера букв алфавита и знаков препинания
a б в г д е ё ж
1 2 3 4 5 6 7 8
000001 000010 000011 000100 000101 000110 000111 001000
3 и й к л м н о
9 10 11 12 13 14 15 16
001001 001010 001011 001100 001101 001110 001111 010000
п р с т У Ф X ц
17 18 19 20 21 22 23 24
010001 010010 010011 010100 010101 010110 010111 011000
ч ш Щ ъ ы ь э ю
25 26 27 28 29 30 31 32
011001 011010 011011 011100 011101 011110 011111 100000
я » ! пробел
33 34 35 36 0
100001 100010 100011 100100 000000
Задания для творческих групп
Работа с текстом:
1. Прочитать текст и разбить его на смысловые объекты (фрагменты).
2. Озаглавить каждый объект (фрагмент).
3.Вместо точек вставить подходящие по смыслу слова (группы слов).
Дешифрование:
1. Составить алфавит кода.
2. Сформулировать правило кодирования (декодирования).
3. Применить правило кодирования и алфавит, расшифровать записку.
Составление окончания рассказа:
1. Придумать окончание рассказа и набрать его.
2. Сохранить текст в виде отдельного документа.
Общее задание:
1. Фрагменты оформленных текстов переслать по локальной сети и поместить в общую папку.
2. Обсудить варианты окончания рассказа и выбрать наиболее интересный текст.
3. Соединить (слить) в единый документ: фрагменты текста, расшифрованный текст записки, окончание рассказа.
4. Оформить текст рассказа, используя графические объекты (элементы).
5. Распечатать рассказ на принтере.
Учебный проект «Загадки про компьютер»
Образовательные цели:
• помочь учащимся в определении понятия «информация», формах ее представления;
• закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
• закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
• формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач,
усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
Развивающие цели:
• развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.
Воспитательные цели:
• воспитывать информационную культуру.
Оборудование: терминальный класс, IBM - Windows
ХР, локальная сеть, проектор, экран; карточки для «Звездочки обдумывания»: «ЗАГАДКА», «Найти информацию о компьютере», «Как лучше работать?», «Как составить загадку?», «Разработка загадки», «Как оформить загадку?», «Интересно представить»; Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point.
Тип проекта:
По деятельности учащихся - информационнотворческий проект;
По комплексности - монопроект;
По характеру контактов - внутриклассный;
По дидактической характеристике - групповая деятельность учащихся;
По доминирующей деятельности уч-ся - практикоориентированный проект;
По продолжительности - мини-проект.
Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; дома необходимо было найти источники, в которых есть информация о компьютерах. На урок пригласить родителей, учителей, старшеклассников.
Организационная часть.
Активизация учащихся на восприятие материала урока. Представление жюри.
Постановка проблемы.
Здравствуйте, ребята. Я ученый кот Мурлыка, пришел к вам неспроста. Побывал я ныне на уроке информатики у первоклассников. Очень им нравится заниматься информатикой и, главное, работать на персональном компьютере. Захотелось мне проверить, как много они уже знают про эту «умную» машину. Решил задать первоклассникам загадку, да вот беда - не нашел. Ребята, помогите придумать загадку про компьютер, да заодно и меня поучите составлять загадки.
- Что же надо знать, чтобы составить загадку про компьютер?
Разработка «Звездочки обдумывания»
Найти информацию о компьютере.
- Что такое информация?
Информация - это сведения о предметах и явлениях окружающего нас мира. Информация, получаемая человеком, обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем мире.
- Откуда же мы можем получить информацию о компьютере? (Из книг, ПК, Интернета, энциклопедий и др. - все это носители информации).
- Что мы должны рассмотреть у компьютера? (Состав, действия, признаки и определить на какие предметы они похожи), т.е. составить таблицу признаков.
Как составить загадку?
На прошлом уроке мы учились составлять загадки. Давайте напомним себе, что для этого надо знать? (Состав - на что похоже. Действия - кто делает такие же действия. Признаки предметов).
Как работать?
Дети предлагают работать в группе.
Когда работаем в группе, с чего начинаем работу?
С распределения ролей.
Разработка «Схемы ролей в группе».
Рассаживание детей по группам.
Распределение ролей в группе.
- Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа. Еще раз «пройдемся» по «звездочке обдумывания».
Сбор информации - вся группа.
Составление загадки - вся группа Оформление загадки (эскиз) - вся группа.
Представление загадки - наборщик таблицы, наборщик загадки, художник - оформитель, защитник проекта ( помогает наборщикам и оформителям), готовит текст защиты загадки.
Повторение алгоритма работы.
Напоминаю вам алгоритм работы:
1. Разработка загадки.
2. Оформление загадки на ПК.
3. Сбор файлов по сети.
4. Защита проектов.
- Когда вы все обсудите в группе, подготовите загадку, тогда подходите к ПК для подготовки слайдов презентации.
Работа в группах по составлению загадки.
Работа за компьютером.
Наборщик таблицы признаков работает в программе Power Point на заранее созданной страничке.
СОСТАВ НА ЧТО ПОХОЖЕ
ДЕЙСТВИЯ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ
Наборщик загадки набирает текст загадки в программе Word.
Оформитель работает в Paint.
Защитник готовит защиту по следующим пунктам:
1. Расскажи, как вы работали над проектом.
2. Прочитай загадку.
3. Вам понравилось работать?
4. Что было трудным?
Сбор файлов по сети для подготовки презентаций.
Защита проектов.
Презентация с загадкой группы выводится на экран, а «защитник» ведет защиту. Дети задают вопросы, высказывают предложения, чтобы загадка стала интереснее.
Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
Приятным Неприятным
Однообразным Разнообразным
Интересным Скучным
Желательным Нежелательным
Легким Трудным
Нужным Ненужным
Беспокойным Спокойным
Простым Сложным
Непонятным Понятным
Полезным Бесполезным
Оценка жюри по оценочным листам проекта Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:
Оценочный лист проекта Группа №___Тема про-
екта «Загадка о компьютере»
Этапы выполнения проекта Оценки
1. Исследовательский (Сбор информации)
2. Работа в группе
3. Защита проекта
Общая оценка
Учитывая общее мнение всех участников урока, отбирается лучший проект.
Заключительное слово кота Мурлыки.
Спасибо вам, уважаемые третьеклассники, за ваши загадки. Я полностью согласен с мнением большинства, с той загадкой, которую определили как лучшую. Я обязательно загадаю ее первоклассникам. Это сделает их уроки еще интереснее. А сейчас пришло время расставания. До свидания, ребята. До новых встреч!
Тема проекта «Создание ребусов»
Цели:
• Создание силами учащихся ребусов по курсу информатики средней школы. Привлечение школьников к освоению возможностей компьютерной графики и оформлению текстовых документов.
• Обобщение и применение для решения реальной задачи знаний о способах и методах ввода, редактирования графической и текстовой информации; развитие у школьников умения письменно, при помощи компьютера излагать мысли, оформив их в виде электронного документа.
• Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополни-тел ьну ю л ите рату ру.
• Обобщение знаний основного программного материала.
Задачи:
Обучающие - повторение и проверка умений учащимися пользоваться современными информационными технологиями.
Развивающие - развитие логического мышления, воображения, творчества, зрительного внимания, умения мыслить нестандартно.
Воспитательные - развивать навыки работы в группах, информационную культуру
При изучении темы «Кодирование информации» мы говорим о том, что существуют три способа кодирования (шифровки, засекречивания) информации: графический, то есть с помощью рисунков или значков; числовой - с помощью чисел; символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Ребус является универсальным способом кодирования информации, где применяются все три способа, и является наиболее понятным для учеников младшего и среднего звена (показать на примерах в виде небольшого состязания).
Оборудование: плакаты: пословица на русском и латинском языках - «ребус», правила составления ребусов, оформление ребуса (как расположить на листе); компьютерная графика; импортирование объектов; листы с правилами (на парту); карточки с заданиями.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (распечатки на листах стих с фоном и картинками).
3. Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
4. Изложение нового материала, Составление учениками краткого конспекта лекции.
5. Практическая работа по карточкам.
6. Проверка работ.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об использование рисунков или картинок при оформлении работ или документов. В течение урока мы рассмотрим примеры вставки картинок попробуем сами оформить документ, но об этом попозже.
Давайте вспомним:
- Что такое компьютерная графика?
Ответ: это рисунки, созданные с помощью компьютера специальной программой, которая называется графический редактор.
- Какие виды графики бывают?
Ответ: растровые и векторные (показать 2 рисунка и проговорить их отличия).
- Где используется компьютерная графика?
Ответ: в кино, играх, полиграфии (это отрасль промышленности, которая делает печатную продукцию - книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты, упаковки для товаров), на ее основе работают системы автоматического проектирования, некоторые художники предпочитают холсту графический экран, а графический редактор - волосяным кистям и масляным краскам ( показать на примерах - плакат).
И даже в медицине САПР находит применение, можно смоделировать ход операции.
4, Изложение нового материала.
- А как вы думаете, можно ли использовать рисунки для шифровки записи слов?
Ответ: да, например в ребусах.
Ребус - это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков.
Разгадайте следующий ребус:
(ИНТЕРНЕТ)
Название «ребус» произошло от латинской пословицы «Не словами, а при помощи вещей (rebus)» (плакаты с пословицей на латинском и русском языках).
ИСТОРИЯ РЕБУСОВ
Напомним, что слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed re bus» - «не словами, а при помощи вещей»). Это загад ка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространенных игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из
НЕТ
стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur», буквально- «о делах, которые творятся»), В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И, Волковым в журнала «Нива».
Учитель: Документы бывают разные. Сегодня нам с вами предстоит научиться создавать один из них. Это ребус. Сначала давайте посмотрим программу, которая вам расскажет как разгадывать ребусы и попробовать свои силы. Ученики садятся за компьютеры и работают с программой «АЗЫ ИНФОРМАТИКИ - РЕБУС». (5-7 мин - без записи)
PESVC
5.Презентация проекта: каждая пара показывает свои ребусы за компьютерами, а остальные их отгадывают и говорят, если необходимо, как можно было бы их оформить еще.
Приложение
Оформление РЕБУСА
1. Сделать эскиз (решение) в тетради (слово разобрать на части (маленькие слова), к ним подыскать картинки из Microsoft Clippart или нарисовать самостоятельно с помощью графического редактора).
2. Вставить рисунок:
1|п-ініі№ I Га:нф ! ГІ'Уі'
I I
сунії gfc
гifWKTfT-ifc-t MSW
■ I ■ ¡rnwm
J.
Учитель: Возвращаемся за парты. Вы посмотрели, как можно разгадать ребусы, попробовали их дома сделать сами, так давайте же сформулируем основные правила, по которым можно их придумывать самим, (обсуждаем + делаем выводы + на доске плакаты с основными правилами + на парту лист с правилами.)
• Щелкнуть по рисунку два раза левой кнопкой мыши, в появившемся окне (Формат рисунка) выбрать закладку (Положение), установить нужный параметр расположения рисунка (в РЕБУСЕ - за текстом).
Приложение Карточки (слова для ребусов)
Компьютер Монитор Винчестер память Редактирование рисунок
Форматирование таблица Диаграмма символ Дисковод Кодирование
Мышка Колонки Алгоритм программа Информация Орнамент
Каталог файл Информатика графика Документ блокнот
Корзина папка Интерфейс алфавит Принтер сканер
Примеры готовых работ:
4. Практическая работа (2 человека = 1 рисует + 1 помогает).
Задание: самостоятельно разработайте ребусы для слов с карточки, оформите их.
Рисунок б (колонки)
Рисунок 8 (мышка)
Афанасьева А.П.,
к.пс.н., доцент ИСИ МГУДТ Стрыгина М.Н.,
педагог-психолог ЦО № 491 соискатель МГПУ ИППСО
Шекспир прославился трагедиями, Крылов - баснями, Кольцов и Бернс - песнями, Андерсен
- сказками. Об Г.Х Андерсене писать трудно. Во-первых, это сказочник столь большой величины, что испытываешь робость, говоря о его творчестве. Во-вторых, он так мастерски исповедовал свою жизнь сам, что сразу понимаешь, как многообразна и сложна эта личность. Нарисовать психологический портрет, не расплескав всю палитру личностных характеристик, трудно, но перечитать его сказки заново и прикоснуться к этому неиссякаемому духовному роднику возможно, а именно сейчас, очень важно.
Данная статья представляет собой анализ жизни и творчества датского сказочника Г.Х. Андерсена с целью выявления ценностно-смысловой сферы творца, которая многогранно проявляется через символизм сказок.
Наиболее благодатным материалом для презентации символического образа могут служить именно сказки Г.Х. Андерсена, так как они особенно симво-личны. Описывая обыденные факты повседневной жизни, сказочнику удалось донести до читателя ценностный потенциал символа. Философская глубина и простота повествования соседствуют в сказках
Г.Х. Андерсена, что делает их актуальными во все времена, так как сказочный мир, наполненный символическими образами, благодаря фантазии автора, вводит нас в мир реальный, а сама сказка обеспечивает перестройку ценностно-смысловой организации личности.
Новизна и актуальность исследовательского подхода состоит в том, что имеется возможность с психологических позиций оценить жизнь и творчество Г.Х. Андерсена в рамках понимания ценностносмысловой сферы личности. Предлагаемый путь анализа представляет собой композиционное единство, где особенности художественного образа, многообразие тем, лингвистическое мастерство автора позволяют через символизм его сказок выявить иерархию ценностей творца и понять его личностные смыслы.
К.Г. Юнг источником творческого начала считает символ, который способен указать на смысл, находящийся даже вне досягаемости сознания. Произведение, наполненное символами, согласно его теории, действует вдохновляюще, оно будоражит душу, заставляет думать о символе даже тогда, когда разгадать его полностью невозможно. Символ - бесконечное искушение и безграничный