УДК 372.862 ББК 74.263.2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. Н. Шкура, Л. Г. Зверева
Аннотация. В статье анализируются практические методы и формы развития исследовательского потенциала обучающихся посредством активного использования в учебном процессе решения различных исследовательских задач на всех уровнях освоения курса «.Информатика и ИКТ». Изучен педагогический опыт использования исследовательской деятельности в общем курсе общеобразовательной школы «Информатика и ИКТ». На примере используемых видов исследовательской деятельности показаны пути взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, что является неотъемлемой частью преподавания информатики. Рассматриваемый метод обучения ведет к успешной ориентации в информационном пространстве, а также делается акцент на перспективах развития информатики как учебной отрасли в целях повышения информационной культуры школьников. В статье выделяется мысль о том, что исследовательская деятельность способствует повышению мотивации учащихся к изучению информатики.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, задание, проект-исследование, реализация ФГОС.
RESEARCH ACTIVITY IN COMPREHENSIVE SCHOOL, IN THE PROCESS OF MASTERING THE COURSE „INFORMATICS AND ICT": THE PRACTICAL ASPECT
A. N. Shkura, L. G. Zvereva
Abstract. The article analyzes the practical methods and forms of developing the students' research potential through the active use of solving various research problems at all levels of development of the course „Informatics and ICT". The pedagogical experience of using research activities in the General course of secondary school „Informatics and ICT" is studied. On the example of the used types of research activities the ways of interaction between the participants of the educational process are presented, which is an integral part of teaching Informatics. The considered method of training leads to a successful orientation
in the information space, and also focuses on the prospects of development of Informatics as an educational industry in order to improve the information culture of students. The article highlights the idea that research activities contribute to increasing the motivation of students to study computer science.
Keywords: research activity, task, research project, implementation of Learning standards.
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обладание навыками проектной и учебно-исследовательской деятельности является обязательным метапредметным результатом освоения основной образовательной программы [1, с. 14].
В основной школе претворяется в жизнь междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Активизация учебно-исследовательской деятельности школьников невозможна без формирования положительного отношения к этому виду деятельности. Модернизация системы российского образования привела к переходу к новым образовательным стандартам, которые в свою очередь изменили взгляд на образование [2, с. 133].
Применение компьютеров на уроках информатики дает возможность ученикам при решении задач из различных областей (математические, физические, экономические задачи) заниматься исследовательской работой. Кроме того, им следует уметь формулировать задачу, находить ее решение и давать оценку полученному результату.
Исследование является одним из видов познавательной деятельности человека, предполагающих обнаружение, установление, осознание действительности, приобретение новых знаний [3, с. 1].
Проблема исследования - обоснованность и необходимость применения исследовательской деятельности в учебном процессе.
Гипотеза исследования - активное использование исследовательской деятель-
ности в учебном процессе способствует повышению мотивации учащихся к изучению информатики.
Объект исследования - исследовательская деятельность, как неотъемлемая часть учебного процесса.
Предмет исследования - использование исследовательской деятельности в учебной деятельности при овладении общего курса общеобразовательной школы «Информатика и ИКТ».
Нормативно-правовую основу исследования составил Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
В качестве информационной базы исследования были использованы публикации педагогов, практикующих применение исследовательской деятельности в учебном процессе.
Методологической основой исследования стали: теоретический анализ научной литературы, метод случайной выборки, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в системном представлении применения различных упражнений для развития исследовательского потенциала школьников.
Практическая ценность работы состоит в возможности применения результатов работы в практической деятельности педагогов.
Валидность исследования - считаем, что методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам, так как выявление условий и направлений влияния использования исследовательской деятельности в учебном процессе возможно по большей части путем анализа практического опыта педагогов.
В целях выявления практических аспектов применения исследовательской деятельности в учебном процессе нами был исследован практический опыт педагогов, осуществляющих преподавание общего курса общеобразовательной школы «Информатика и ИКТ». Анализ проводился методом случайной выборки, для изучения были использованы наиболее, на наш взгляд, интересные, емкие и актуальные методики, используемые педагогами. При изучении были использованы общедоступные публикации, размещенные на официальных сайтах: открытыйурок.рф, kopilkaurokov.ru, Infourok.ru.
Рассмотрим основные упражнения и задания, которые предлагаются к использованию в практической деятельности при преподавании курса «Информатика и ИКТ». Для всестороннего изучения разделим выявленные нами практические методики на два блока:
1. Задания, предлагаемые к использованию в начальной школе:
а) задания, являющиеся стимулятором постановки вопроса.
Пример. Задание «Угадай, о чем спросили».
Учитель говорит, что ему было задано несколько вопросов, он на них ответил и передает ответ: «Я люблю собак». Обучающимся следует понять, в чем смысл поставленных вопросов, и сформулировать их [3, с. 3];
б) приемы образования проблемной ситуации на уроке, направленные на включение всех учащиеся в активную фазу деятельности.
Пример: проблемные ситуации, происходящие с «удивлением».
Во время рассмотрения темы «Признаки объекта» предлагается исследовать классы объектов на выделение ряда признаков предмета. Перед этим дети уже делали задания на обнаружение лишнего предмета по одному признаку. Задание представляет собой определенную сложность, в связи с этим учитель вначале самостоятельно показывает лишний предмет и просит указать классифицирующий признак.
Задание. Проанализировать слова: лиса, соловей, лес, корова. Какое слово является лишним? Представить доказательства этого.
Учитель. Что вы можете сказать о словах:
лиса, соловей, корова;
лиса, соловей, лес.
Какой признак их объединяет? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Проблема: лишним может оказаться любое слово.
Дети должны поочередно доказать это, например:
• лиса и соловей живут в лесу, то есть лишнее слово - корова;
• лиса, соловей, корова - одушевленные, то есть лишнее слово - лес;
в) задания компьютерного практикума. Принцип индивидуальной направленности и межпредметности наиболее явно проявляется в компьютерном практикуме, когда знания и умения в области ИКТ обучающиеся используют для решения информационных задач из различных предметных областей.
Пример: урок во 2-м классе - моделирование ситуации «Ферма». С детьми обсуждается, для чего нужны рассмотренные животные, чем они полезны человеку, как можно разместить зверей. Затем ученики создают свою модель фермы.
Это задание носит творческий характер, его формулируют в более обобщенном виде, и от ученика требуется значительная самостоятельность. Оно направлено на учащихся, обладающих более высоким уровнем мыслительной деятельности.
Например, на вашей ферме количество птиц не должно быть больше количества зверей. Птицы и звери не могут находиться в одинаковых вольерах.
Решение в рамках практической работы таких задач межпредметного характера с элементами исследования развивает творческие способности ребенка.
Для младших школьников лучше решать одну задачу совместно, так как это повышает у учащихся их коммуникационные и организационные компетенции.
Ученики начальной школы только начинают свою проектную деятельность, и главное для них - ощущение собственного роста в условиях ситуации успеха;
г) использование метода проектов. Некоторые педагоги предлагают принять элементы метода проектов уже с первого класса, после изучения темы «графический редактор» [4, с. 7].
Можно использовать такой проект-исследование, как «Вкусная азбука», где на каждую букву алфавита дети должны изобразить съедобный предмет и придумать загадки для нарисованных предметов (на выбор ребятам предлагается 2-3 буквы).
Также могут быть использованы такие проекты, как: «Мое имя», «Моя семья» (2-й класс); Закладки для книг и календари (программа «Tarzan Print, 3-й класс»); «Моя сказка», «Фамильное дерево» (различные графические редакторы); Сборник ребусов и шарад (Word, 4-й класс); Времена года (PowerPoint, 4-й класс) и др.
2. Задания, предлагаемые к использованию в средней школе:
а) поступательная активизация исследовательской деятельности на всем периоде обучения: с 5-го по 9-й класс (нами осуществлена выборка используемых упражнений 5-го, 7-го и 9-го класса, которая показывает общую методику преподавания):
• 5-й класс.
При изучении содержательной линии «Компьютер» используются следующие задания:
1) Учебная задача: «Составление словаря для начинающих».
Задание выполняется во время исследования назначения устройств компьютера. Цель задания - сформировать умения давать определения понятиям. Дети могут творчески оформить свои работы.
2) Исследовательский проект по теме «Докомпьютерная история развития вычислительной техники».
Во время выполнения проекта учащиеся подбирают информацию и литературу из разных источников, анализируют, сравнивают быстроту действия изобретенных средств вычислений. Исходя из примера научных достижений, надо стараться прогнозировать, делать предположения о дальнейших этапах развития вычислительной техники.
3) Проект-исследование «Самая нужная буква».
Такое задание учащиеся очень любят. В кусочке какого-либо текста следует подсчитать количество букв алфавита А-Я, имеющиеся в тексте. Сколько раз они встретят, например, букву «В», а сколько раз - букву «Ф». Учитель может группам учащихся дать разные тексты из 3-4 предложений. Осуществляя подсчет, ребята делают определенные выводы. Учитель указывает на то, что на клавиатуре компьютера буквы расположены не в алфавитном порядке. А как же тогда? Ребята, оценивая результаты своего мини-эксперимента, предполагают, что наиболее часто встречающиеся символы находятся в центре клавиатуры. И это фактически так, каждый символ имеет «Зону ответственности» определенного пальца кисти руки [3, с. 1].
• 7-й класс.
Во время изучения темы «Свойства объектов» учащимся дается задание провести мини-исследование. Дети набирают слово «Информатика» в текстовом процессоре Word Pad и поочередно сохранят в разных форматах: файл RTF, текстовый документ, текстовый документ Unicode. Исследовав свойства каждого файла, сравнивая размеры, предпринимают попытку объяснить, почему возникли различия. Учащиеся предполагают разные гипотезы. Ответ на вопрос они узнают при исследовании нового материала по теме «Текстовый процессор».
• 9-й класс.
На уроках, знакомящих учащихся с основами работы в электронных таблицах Excel, предлагается выполнение проекта «Кроссворд». В процессе работы над проектом учащиеся учатся использовать таблицы в нестандартных ситуациях и приходят к
выводу, что таблицы - это не только формулы, функции, но еще развлечение. В результате каждый участник проекта создаст свой кроссворд и поработает над решением чужого. Основным вопросом во время создания данного проекта является следующий: кроссворд в Excel - это вообще возможно? Также решается ряд учебных вопросов: где используется табличная информация? какую информацию можно представить в виде таблиц? как преобразовать текстовую информацию в табличную? как с помощью таблиц можно создать кроссворд?
План проведения данного проекта предполагает несколько этапов:
• актуализация (проверка начальных знаний по теме «Электронные таблицы Excel»);
• подготовительный (выбрать тему, разработать вопросы и придумать внешний вид кроссворда);
• разработка (создание самого кроссворда);
• тестирование (на этом этапе проверяется работоспособность кроссвордов);
• защита проекта (готовый кроссворд).
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практиче-ской деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью к преподавателю или к одноклассникам. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно в процессе объяснения однокласснику. Лучшие работы могут распечатываться и использоваться учителями-предметниками на уроках и внеклассных мероприятиях. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретенных ими знаний [5, с. 5].
На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей. При этом они должны научиться формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
Итак, проведенный системный анализ практического опыта учителей, преподающих курс «Информатика и ИКТ», показал, что:
1) учителя достаточно активно используют по различным содержательным линиям курса комплексы учебно-исследовательских заданий по информатике для учащихся на всех этапах преподавания;
2) рабочие моменты по формированию поисково-исследовательских способностей нужно проводить по возможности на каждом уроке;
3) при проведении уроков курса «Информатика и ИКТ» предпочтительнее использовать личностно-ориентированный и проблемный методы обучения, так как общепринятый объяснительно-иллюстративный метод с самого начала подразумевает умственную неактивность обучающихся, что не помогает в развитии логического мышления детей. Метод проблемного обучения не предоставляет знания в готовом виде, а вынуждает детей активно искать, заставляет их рассуждать и делать свои небольшие открытия [4, с. 2];
4) необходимо достаточно полно рассматривать основы современной науки в удобной и понятной для учащихся форме. Кроме того, должна быть представлена определенная взаимосвязь, которая будет обеспечивать их систематическое изучение [6, с. 51];
5) задания исследовательской направленности предлагается использовать на всех уровнях обучения. При этом задания исследовательской направленности предлагаются использовать на всех уровнях обучения. Развитие исследовательского потенциала учащихся является системным и непрерывным процессом, ведь формирование исследовательских способностей начинается с началом обучения ребенка в школе. С этой целью используются разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса, так как развитие навыка постановки вопроса и понимание ответа следует рассматривать в качестве одной из наиболее важных целей осуществления исследований;
6) возможно использовать элементы метода проектов уже начиная с 1-го класса;
7) реализацию комплекса учебно-исследовательских заданий обеспечивают следующие педагогические условия: создание совместной поисковой деятельности «учитель - ученик», оказание методической поддержки через конкретизацию требова-
ний к выполнению различных видов учебно-исследовательских заданий;
8) использование исследовательской деятельности в учебном процессе повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, что способствует повышению мотивации учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Рыбалкина М. С., Зверева Л. Г. Формирование компетентностей на уроках математики и их влияние на развитие школьников // Слагаемые педагогической практики: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 2018. - С. 133-136. - URL: https:// emc21.ru/wp-content/uploads/2018/05/15267 09130_Rybalkina-M.pdf (дата обращения: 24.03.2019).
3. Бахуревич С. В. Учебно-исследовательские задания и проекты по информатике и ИКТ. - URL: https://infourok.ru/uchebnoissledovatelskie-zadaniya-i-proekti-po-informa tike-i-ikt-770044.html (дата обращения: 24.03.2019).
4. Серебрякова Н. А. Формирование исследовательских способностей младших школьников. - 15.01.2019. - URL: http://открытыйурок.рф/статьи/519 024/ (дата обращения: 24.03.2019).
5. Темирова З. А. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатике. - URL: https://ko pilkaurokov.ru/informatika/meropriyatia /proiektno_ issliedovatiel_skaia_dieiat iel_nost_uchashchikhsia_na_urokakh_informat (дата обращения: 24.03.2019).
6. Зверева Л. Г., Власова А. Н., Решетникова Г. И. Проблемы преподавания математики в современной школе // Аллея науки. - 2018. - Т. 4, № 9 (25). - С. 51-54.
7. Проблемы и возможности развития системы высшего образования в РФ / А. В. Никитина, Л. Г. Зверева, Е. А. Тремиля, М. А. Кротова // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 3 (35). - С. 156-160.
8. Никитина А. В., Погодина И. А., Аванесян Э. Г. Теоретическая платформа развития системы управления персоналом и ее модернизация с помощью образовательных технологий вузов // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 1 (33). - С. 189-192.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovani-ya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 No. 1897).
2. Rybalkina M. S., Zvereva L. G. Formirovanie kompetentnostey na urokakh matematiki i ikh vliyanie na razvitie shkolnikov. In: Slagaemye pedagogicheskoy praktiki. Proceedings of the IV International scientific-practical conference. 2018, pp. 133-136. Available at: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2018/05/1526709130_Rybalkina-M.pdf (accessed: 24.03.2019).
3. Bakhurevich S. V Uchebno-issledovatelskie zadaniya i proekty po informatike i IKT. Available at: https://infourok.ru/uchebnoissledovatelskie-zadaniya-i-proekti-po-informa-tike-i-ikt-770044.html (accessed: 24.03.2019).
4. Serebryakova N. A. Formirovanie issledovatelskikh sposobnostey mladshikh Shkolnikov. 15.01.2019. Available at: http://otkrytyyurok.rf/stafi/519024/ (accessed: 24.03.2019).
5. Temirova Z. A. Proektno-issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya na urokakh infor-matike. Available at: https://kopilkaurokov.ru/informatika/meropriyatia/proiektno_issliedo-vatiel_skaia_dieiatiel_nost_uchashchikhsia_na_urokakh_informat (accessed: 24.03.2019).
6. Zvereva L. G., Vlasova A. N., Reshetnikova G. I. Problemy prepodavaniya matematiki v sovremennoy shkole. Alleya nauki. 2018, Vol. 4, No. 9 (25), pp. 51-54.
7. Nikitina A. V., Zvereva L. G., Tremilya E. A., Krotova M. A. Problemy i vozmozhnosti razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v RF. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2018, No. 3 (35), pp. 156-160.
8. Nikitina A. V, Pogodina I. A., Avanesyan E. G. Teoreticheskaya platforma razvitiya sistemy upravleniya personalom i ee modernizatsiya s pomoshchyu obrazovatelnykh tekh-nologiy vuzov. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2018, No. 1 (33), pp. 189-192.
Зверева Лариса Геннадиевна, кандидат экономических наук, кафедра математики и информатики Ставропольского государственного педагогического института e-mail: [email protected]
Zvereva Larisa G., PhD in Economics, Mathematics and Informatics Department, Stavropol State Pedagogical Institute e-mail: [email protected]
Шкура Александр Николаевич, студент 5-го курса Ставропольского государственного педагогического института, филиал в г. Буденновске e-mail: [email protected]
Shkura Alexander N., 5th year student, Stavropol State Pedagogical Institute, a branch in Budennovsk e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2019 The article was received on 27.03.2019