Научная статья на тему 'Применение информационнокоммуникационных технологий на уроках чеченского языка в старшей школе'

Применение информационнокоммуникационных технологий на уроках чеченского языка в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / COMPUTER NATIVE LANGUAGE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова М.С.

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий на уроках чеченского языка. Добывая знания по чеченскому языку с помощью ИКТ, ученик формирует и метапредметные навыки поиска, отбора, переработки информации. Формируются и другие умения работать в группах, в парах, индивидуально. Применение ИКТ позволяют разнообразить образовательный процесс обучения на различных этапах урока. Формирование и сохранение интереса к предмету сегодня во многом способствует использование в процессе обучения средств массовой информации и новейших компьютерных технологий. Они позволяют педагогу более эффективно добиваться поставленных целей и задач, развивать отношения сотрудничества с учениками и находиться с ними в едином пространстве современного информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF THE CHECHEN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article deals with the use of information and communication distinctive technologies at Chechen lessons. Extracting knowledge on the Chechen language by means of ICT, the pupil forms and metasubject skills of search, selection, processing of information. Other skills to work in groups, in pairs, individually are also formed. The use of ICT allows to diversify the educational process of learning at different stages of the lesson. The formation and preservation of interest in the subject today is largely facilitated by the use of the media and the latest computer technologies in the learning process. They allow the teacher to more effectively achieve the goals and objectives, to develop relations of cooperation with students and to be with them in a single space of the modern information society. The computer, like any tool, can be used in different ways, with different success, setting different tasks.

Текст научной работы на тему «Применение информационнокоммуникационных технологий на уроках чеченского языка в старшей школе»

4. Kochetkova E.F., Oparina O.N. Osobennosti i problemy polovogo dimorfizma v sporte. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. Iyul', 2014; № 7. Available at http://web.snauka.ru/issues/2014/07/35829

5. Kochetkova E.F., Oparina O.N. «Rol' fizicheskoj kul'tury v sohranenii reproduktivnogo zdorov'ya». Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2014; № 3 - 4 (22).

6. Menstrual'nyj cikl. Material iz Vikipedii- svobodnoj 'enciklopedii. Available at:_https://ru.wikipedia.org/wiki

7. Gerkan L.V. Problemy zhenskogo sporta i rabota s zhenskimi sportivnymi gruppami. Teoriya ipraktika fiz. kul'tury. 1966; 3: 68 - 69.

8. Blankers-Kun, Fanni. Material iz Vikipedii - svobodnoj 'enciklopedii. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ data obrascheniya 04.04.18

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 371

Ibragimova M.S., teacher, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), Email: akilamkcson@mail.ru

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF THE CHECHEN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL. The article deals with the use of information and communication distinctive technologies at Chechen lessons. Extracting knowledge on the Chechen language by means of ICT, the pupil forms and metasubject skills of search, selection, processing of information. Other skills to work in groups, in pairs, individually are also formed. The use of ICT allows to diversify the educational process of learning at different stages of the lesson. The formation and preservation of interest in the subject today is largely facilitated by the use of the media and the latest computer technologies in the learning process. They allow the teacher to more effectively achieve the goals and objectives, to develop relations of cooperation with students and to be with them in a single space of the modern information society. The computer, like any tool, can be used in different ways, with different success, setting different tasks.

Key words: computer native language, information and communication technologies.

М.С. Ибрагимова, преподаватель Чеченского государственного педагогического университета, г. Гоозный,

E-mail: akilamkcson@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий на уроках чеченского языка. Добывая знания по чеченскому языку с помощью ИКТ, ученик формирует и метапредметные навыки поиска, отбора, переработки информации. Формируются и другие умения работать в группах, в парах, индивидуально.

Применение ИКТ позволяют разнообразить образовательный процесс обучения на различных этапах урока. Формирование и сохранение интереса к предмету сегодня во многом способствует использование в процессе обучения средств массовой информации и новейших компьютерных технологий. Они позволяют педагогу более эффективно добиваться поставленных целей и задач, развивать отношения сотрудничества с учениками и находиться с ними в едином пространстве современного информационного общества.

Ключевые слова: компьютер, родной язык, информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности. В последние годы, происходит внедрение компьютера на уроках. Учителя стали активно использовать на своих уроках интерактивные доски.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.

Сегодга необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общение с ребятами на уроках родного языка, позволило сделать вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъ-

явления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. При этом демонстрируется не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения) [1].

Использование ИКТ на уроках чеченского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Как показали результаты наблюдения и беседы, учитель чеченского языка Цихаева Заира Ризвановна проводит урок чеченского языка, применяя и используя информационные технологии. С помощью мультимедийного проектора на уроках демонстрируются слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. При этом наблюдается стабильная результативность по предмету от 75% до 85%".

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать инфор-

мационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному. Вот некоторые программы, которые можно использовать на разных этапах урока:

1. При изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point).

2. Закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

3. Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4. Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «1С: Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);

5. Тренировка конкретных способностей учащегося (память, мышление) [2].

Хотелось бы отметить, что в информационном обществе, когда главным ресурсом является информация, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Необходимо повысить качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применять активные методы обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; разработать новые информационные технологии обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение

Библиографический список

средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; разработать информационные технологии дистанционного обучения; совершенствовать программно-методического обеспечения учебного процесса. Это все и есть задачи, которые стоят перед информатизацией образования. А мы знаем, что информатизация - это есть процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Появилось новое направление деятельности педагога -разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

«Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения» [3].

Как показал анализ образовательной практики - опыта применения ИКТ учителями страны, применение ИКТ способствует:

- активному использованию Интернет ресурсов не только педагогами, но и учащимися - например, при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.;

- вовлечению учащихся в сознательную деятельность по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа;

- формированию у учащихся готовности к жизни в информационном обществе, культуры использования персонального компьютера как средства решения задач различных сфер деятельности.

1. Ипполитова М.И. Формирование познавательной активности учащихся в процессе проблемного изложения материала учителем (при изучении предметов гуманитарного цикла). Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 1977.

2. Сексенбаева Ж.Б ИКТ в работе русоведа. Available at: https://mfourok.ru/ikt-v- rabote-rusoveda-2337584-page2.html

3. Ткаченко Е.С. Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе для повышения качества образования. Available at: http:// www.rusnauka.com/13_EISN_2012/Matemathics/2_107497.doc.htm

References

1. Ippolitova M.I. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya v processe problemnogo izlozheniya materiala uchitelem (pri izuchenii predmetov gumanitarnogo cikla). Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1977.

2. Seksenbaeva Zh.B IKT v rabote rusoveda. Available at: https://infourok.ru/ikt-v-rabote-rusoveda-2337584-page2.html

3. Tkachenko E.S. Ispol'zovanie IKT v uchebno - vospitatel'nom processe dlya povysheniya kachestva obrazovaniya. Available at: http://www. rusnauka.com/13_EISN_2012/Matemathics/2_107497.doc.htm

Статья поступила в редакцию 07.04.18

УДК 378 13.00.02

Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alena-nik67@yandex.ru

MUSIC INFORMATICS AS A COMPONENT OF MUSICAL EDUCATION. The article presents a program on "Music Informatics" for future teachers and musicians. The work shows stages of forming of the knowledge of teachers-musicians in the field of digital information technologies. The author reveals forms of work online, the necessary knowledge and skills in the use of broadcast material in the Internet, the use of various types of recording and processing information of the music material, etc. The author focuses on the need to study the content components of music education, based on the inclusion of the concepts of "music computer", "electronic musical instrument" in the system of training teacher-musician in the field of information technology and music informatics. The author pays special attention to the role of music-computer and cloud-oriented technologies in the system of modern music education.

Key words: music computer, electronic musical instrument, system of teacher-musician training, information technologies in music, Music Informatics, music computer technologies, mobile technologies, modern music education.

Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, E-mail: alena-nik67@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена программа «Музыкальная информатика» для будущих педагогов и музыкантов, этапы формирования знаний педагогов-музыкантов в области цифровых информационных технологий. Представлены формы работы в режиме онлайн, необходимые знания и навыки в использовании широковещательного материала в сети Интернет, использование различных видов записи и обработки информации к музыкальному материалу и др. Автором акцентируется внимание на необходимости изучения содержательных компонентов музыкального образования, основанных на включении понятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.