Научная статья на тему 'Особенности использования возможностей информационных и коммуникационных технологий на уроках географии'

Особенности использования возможностей информационных и коммуникационных технологий на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / COMPETENCE OF THE TEACHER / УРОК ГЕОГРАФИИ / GEOGRAPHY LESSON / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PROCESSING / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДАННЫЕ / ELECTRONIC DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магамедов Зайнди Аладиевич, Курбанов Тагир Курбанович

В нашем исследовании раскрывается проблема использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) учениками. Выявлены основные преимущества применения ИКТ на уроках географии. Разные специалисты по-разному оценивают применение компьютера на уроках. Одни выступают за, подчеркивая крайнюю необходимость использования средств ИКТ в системе образования, другие же дают предпочтение традиционной форме обучения на уроках. Однако полного отказа от использования компьютера в обучении не наблюдается. Очень важно учесть его целесообразность в процессе использования. Следует отметить тот факт, что в последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебной деятельности. Ученики теряют интерес к учебе в силу перезагруженности программ в школе. Появляется необходимость в нетрадиционной организации процесса обучения. Именно такой подход обеспечит эффективные результаты учебной деятельности, где ученик активно, с увлечением будет работать на уроке. Использование ИКТ на уроках географии способствует формированию зоны учащихся, делая учебный процесс привлекательнее и ярче. Применение ИКТ позволяет включить новые информационные ресурсы, благодаря которым мы можем дополнительно мотивировать и заинтересовать детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN GEOGRAPHY LESSONS

Our study focuses on the use of means of information and communication technologies (ICT) students. The main advantages of using ICT in geography lessons. Different experts have different opinions on the use of the computer in the classroom. Some were in favor, emphasizing the urgent need to use ICT in the education system, while others give preference to the traditional form of teaching. However, the complete rejection of the use of computer in teaching is not observed. It is important to consider its feasibility in use. It should be noted the fact that the last time students there is a lack of motivation to educational activity. Students lose interest in learning because of the overloaded programs in the school. There is a need for non-traditional organization of the learning process. This approach will ensure effective results of training activities, where the student actively, with passion will work in the classroom. The use of ICT in geography, contributes to the formation of students, making the learning process more attractive and brighter. The use of ICT to enable new information resources, using what we can further motivate and interest children.

Текст научной работы на тему «Особенности использования возможностей информационных и коммуникационных технологий на уроках географии»

Magamedov Zajndi Aladievich, Kurbanov Tagir Kurbanovich FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION ..

pedagogical sciences

УДК 371.3

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

© 2018

Магамедов Зайнди Аладиевич, заместитель директора по учебно-производственной работе, аспирант Гудермесский педагогический колледж (366201, Россия, Гудермес, ул. Хасбулатова, 1 б e-mail: [email protected]) Курбанов Тагир Курбанович, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, аспирант Дагестанский государственный технический университет (365000, Россия, Махачкала, пр. И. Шамиля 70 e-mail: [email protected]) Аннотация. В нашем исследовании раскрывается проблема использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) учениками. Выявлены основные преимущества применения ИКТ на уроках географии. Разные специалисты по-разному оценивают применение компьютера на уроках. Одни выступают за, подчеркивая крайнюю необходимость использования средств ИКТ в системе образования, другие же дают предпочтение традиционной форме обучения на уроках. Однако полного отказа от использования компьютера в обучении не наблюдается. Очень важно учесть его целесообразность в процессе использования. Следует отметить тот факт, что в последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебной деятельности. Ученики теряют интерес к учебе в силу перезагруженности программ в школе. Появляется необходимость в нетрадиционной организации процесса обучения. Именно такой подход обеспечит эффективные результаты учебной деятельности, где ученик активно, с увлечением будет работать на уроке. Использование ИКТ на уроках географии способствует формированию зоны учащихся, делая учебный процесс привлекательнее и ярче. Применение ИКТ позволяет включить новые информационные ресурсы, благодаря которым мы можем дополнительно мотивировать и заинтересовать детей.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, учебный процесс, компетентность учителя, урок географии, информационные ресурсы, образовательная среда, системы обработки информации, электронные данные.

FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IN GEOGRAPHY LESSONS

© 2018

Magamedov Zajndi Aladievich, Deputy Director for training and production work, post-graduate student Gudermes teachers College (366201 Russia, Gudermes, St Khasbulatov, 1 b e-mail: [email protected]) Kurbanov Tagir Kurbanovich, senior lecturer of the Department "Informatics and computer engineering", postgraduate student Dagestan State Technical University (365000, Russia, Makhachkala, prospekt I. Shamilya 70 e-mail: [email protected]) Abstract. Our study focuses on the use of means of information and communication technologies (ICT) students. The main advantages of using ICT in geography lessons. Different experts have different opinions on the use of the computer in the classroom. Some were in favor, emphasizing the urgent need to use ICT in the education system, while others give preference to the traditional form of teaching. However, the complete rejection of the use of computer in teaching is not observed. It is important to consider its feasibility in use. It should be noted the fact that the last time students there is a lack of motivation to educational activity. Students lose interest in learning because of the overloaded programs in the school. There is a need for non-traditional organization of the learning process. This approach will ensure effective results of training activities, where the student actively, with passion will work in the classroom. The use of ICT in geography, contributes to the formation of students, making the learning process more attractive and brighter. The use of ICT to enable new information resources, using what we can further motivate and interest children.

Keywords: information and communication technologies, educational process, competence of the teacher, a geography lesson, information resources, educational environment, information processing, electronic data.

В наши дни одним из главных атрибутов повседнев- тодической подготовки преподавателя. Под методологи-

ной жизни является компьютер, который нашел актив- ческой компетентностью учителя следует понимать:

ное применение не только в прикладных науках, но и - совокупность знаний преподаваемого предмета;

занял практически все области профессиональной дея- - уровень предметной ориентации в современных ис-

тельности. следованиях;

Не случайно новое тысячелетие называют «информа- - уровень владения методиками преподавания;

ционной эпохой», ведь теперь информация становится - умение выбирать или разрабатывать необходимую

самым важным продуктом. Каждая страна стремится для конкретного образовательного процесса, техноло-

иметь широкий доступ к информации и стать лидером гию, методику.

по качеству образования. Средства информационных и Говоря о профессиональной компетентности препо-

коммуникационных технологий прочно вошли во все давателя, можно привести следующие ее составляющие:

сферы педагогического образования, где компьютер • совокупность научных знаний;

стал для учителя и учащегося главным источником ре- • анализ учебного материала по предмету;

шения всех своих профессиональных задач [2]. • разработка определенной предметной технологии

Сегодня перед школьным образованием стоят следу- или методики;

ющие задачи: подготовить учащегося к профессиональ- • организация нетрадиционных форм занятий по пре-

ной деятельности в новой, высокоразвитой, динамично подаваемой дисциплине;

меняющейся информационной среде; обеспечить воз- • применение деятельностного подхода к процессу

можность получения дальнейшего образования посред- обучения;

ством использования современных ИТ обучения [3]. • готовность к использованию инновационных тех-

Следует сказать, что одним из факторов, который нологий обучения;

определяет качество образования, является уровень ме-_• эмоционально-ценностного отношения к природе,

педагогические науки

Магамедов Зайнди Аладиевич, Курбанов Тагир Курбанович ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ...

обществу и человеку.

Разные специалисты по-разному оценивают применение компьютера на уроках. Одни выступают за, подчеркивая крайнюю необходимость использования средств ИКТ в системе образования, другие же дают предпочтение традиционной форме обучения на уроках. Однако полного отказа от использования компьютера в обучении не наблюдается. Очень важно учесть его целесообразность в процессе использования. Следует отметить тот факт, что в последнее время у обучающихся наблюдается слабая мотивация к учебной деятельности. Ученики теряют интерес к учебе в силу перезагруженности программ в школе. Появляется необходимость в нетрадиционной организации процесса обучения. Именно такой подход обеспечит эффективные результаты учебной деятельности, где ученик активно, с увлечением будет работать на уроке.

В нашем же исследовании раскрывается проблема использования средств ИКТ учениками в частности на уроках географии [1]. Именно правильное, целесообразное применение компьютера на уроках обеспечит формирование у учащегося экологической компетентности, что, в свою очередь, представляет собой совокупность и опыт видов действий обучающихся экологической направленности. К таким действиям можно отнести соблюдение здорового образа жизни, соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды, решение экологических проблем, проведение исследований в области экологии, разработка авторских проектов экологической тематики и т.п., что привело бы к формированию у ученика экологической культуры. В наши дни в образовательном процессе имеется целостный набор интерактивных средств для формирования у ученика экологической культуры, т.е. информационные и коммуникационные средства обучения географии. Среди них в качестве примера можно привести учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, которые предназначены для преподавания определенного курса географии. Например, «География. Начальный курс. 6 класс», «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс» и т.п.

Такие издания имеют соответствующую программе курса структуру, в которую входят:

• иллюстрации по каждой теме и разделу курса;

• мультимедиа компоненты (анимационные изображения, звуковых эффекты, видеоизображение, и т.д.), которые поддерживают ту или иную тему.

Что касается интерактивного практикума, это, прежде всего, контрольные вопросы и тесты, словари терминов, а также список персоналий. Сюда же можно отнести и дистанционное обучение. Для обеспечения интеграции новых ИКТ средств с привычной организацией урока важно соблюдать комплексное использование интерактивных и аудиосредств [4]. Такой подход помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности здесь выступает как стимул в процессе когнитивизации деятельности учащихся, который создает эмоциональную сферу обучения. Компьютерная техника, а конкретно, интерактивные средства обучения позволяют сделать урок ярким и насыщенным. Их присутствие на уроках дает возможность пересмотреть те или иные способы презентации теоретического материала по курсу географии. В таких случаях компьютер может выполнять самые разные функции, такие как: источник информации, способ мониторинга образовательного процесса, устройство для тренинга, средство контроля и т.д.

Следовательно, значение компьютера на уроках географии огромно, так как он обеспечивает дифференциацию процесса обучения, развивает самообразование, обеспечивает доступность к учебному материалу.

Итак, приведем основные преимущества применения ИКТ на уроках географии:

- ознакомление с географическими открытиями посредством показа видеороликов, фотографий;

- «оживление карт»;

- демонстрация огромного разнообразия природы и животного мира, а также процесс взаимодействия человека с ними;

- представление графического материала;

- активизация учебного материала и т.д.

При подаче нового материала ИКТ упрощают восприятие сложных тем того или иного раздела. На стадии закрепления и контроля можно использовать тестовые задания на компьютере, что позволит оценить уровень знаний ученика не только учителем, но и им самим.

Очень интересно проходят уроки географии с применением электронных карт. Демонстрационные возможности такого рода интерактивных электронных карт намного выше, чем бумажных.

Можно выделить следующие главные преимущества интерактивных электронных карт:

• интерактивные карты позволяют приближать выбранные определенные участки земной поверхности и более детально их рассмотреть;

• с помощью интерактивных электронных карт можно снимать часть обозначений, что делает работу с картой проще и нагляднее;

• можно отмечать рисунки;

• можно делать надписи с помощью обычной или экранной клавиатуры.

• с помощью интерактивных электронных карт можно включать и выключать слои с разной информацией;

• увеличивать масштаб, что акцентирует внимание учеников на важных моментах. Разумеется, они не способны заменить традиционный географический атлас на печатной основе, однако они удачно дополняют его, в частности при проверке знаний [5].

Безусловно, использование на уроке таких демонстрационных средств, как рисунки в учебнике, анимации, слайды, атласы, видео уроки, карты и т.п., так или иначе, влияет на воображение, формируя у учеников образные представления и понятия. Большой интерес в ходе урока географии могут также вызвать электронные справочники и энциклопедии [6]. Однако, важно отметить, что не всегда в подобных учебных пособиях можно найти необходимую информацию для конкретного случая конкретному классу или учителю. Именно в таких случаях учителю следует прибегать к использованию средств ИКТ на уроке.

Согласно специфике курса географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ:

- обучающие;

- тренировочные;

-контролирующие,

- имитационные,

- демонстрационные,

- мультимедиа-учебники.

- справочно-информационные,

В большинстве случаев применения средств ИКТ, учитель географии чаще прибегает к помощи таким прикладным программам, как Power Point, Movie Maker, которые позволяют создать компьютерные лекции и уроки-презентации [8]. Это и позволит закрепить знания, умения и навыки, повторить пройденный материал, систематизировать знания учеников и провести мониторинг эффективности применения средств ИКТ на уроках.

Что касается проведения лекции в форме презентации посредством использования программы Power Point, то это, в первую очередь, логически и тематически связанный алгоритм информационных объектов, который по своей последовательности демонстрируется на экране. Здесь могут быть использованы изображения (слайды), звуковые эффекты и видеоролики [10].

Чтобы поддерживать эффективность включения слайдов в учебный процесс, помимо демонстрационного материала необходимо использовать также схемы и

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

115

Magamedov Zajndi Aladievich, Kurbanov Tagir Kurbanovich FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION ..

pedagogical sciences

таблицы.

Рассматривая урок закрепления, обобщения и систематизации знаний, прежде всего, следует сказать, что это урок, который направлен на контроль учителем уровня освоения учебного материала учащимися. Здесь со стороны учителя требуется постоянное внимание к ответам учеников, чтобы понять качество усвоения материала по той или иной теме или разделу. В таких случаях процесс использования презентации может быть самым разным: можно вывести учебные задачи на монитор, после чего переходить к решению их всем классом, или же можно придумать игровую ситуацию с применением иллюстративного материала по изучаемой теме [9].

Именно после таких уроков у учеников в памяти откладывается яркий образ пройденного материала. Использование иллюстративного материала по той или иной изучаемой теме помогает учителю мотивировать когнитивную активность школьника [7].

Важно также подчеркнуть, что немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе, что позволяет ребятам перекинуть свои знания в новые условия учебного процесса и быстрее находить отображаемый объект.

Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что использование компьютерных технологий на уроках географии способствует формированию зоны учащихся, делая учебный процесс привлекательнее и ярче. Такой подход учит обучаемого правильно ориентироваться в огромном потоке информации, перерабатывать ее, анализировать, что составляет основу для формирования ИКТ-компетентности, а конкретнее говоря, экологической компетентности у учащихся на уроках географии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

2. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М.:АСТ - Астрель, 2002.

3. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. -Новосибирск,1999.

4. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

5. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:, 1999.

7. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1999.

8. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

9. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов

10. Филатова Н.Б. компьютер на уроках географии// География в школе.-2001 №2

Статья поступила в редакцию 06.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.