Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе: специфика морского микрорайона'

Воспитательная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе: специфика морского микрорайона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ДИЗАЙН / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меель Виталий Анатольевич

В статье анализируется мой опыт работы со школьниками среднего звена (5 8 кл.). Приведены и графически проиллюстрированы примеры проектирования и изготовления учащимися моделей сложных технических изделий аквамоторного и воздухоплавательного направлений. Примеры подтверждены оценками жюри всероссийских соревнований. Приведены примеры составления учебных планов и рекомендации по работе с учащимися в условиях сельской (городской) российской прибрежной средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе: специфика морского микрорайона»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СПЕЦИФИКА МОРСКОГО МИКРОРАЙОНА Меель В.А.

Меель Виталий Анатольевич - учитель технологии высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39, г. Владивосток, Приморский край

Аннотация: в статье анализируется мой опыт работы со школьниками среднего звена (5-8 кл.). Приведены и графически проиллюстрированы примеры проектирования и изготовления учащимися моделей сложных технических изделий аквамоторного и воздухоплавательного направлений. Примеры подтверждены оценками жюри всероссийских соревнований. Приведены примеры составления учебных планов и рекомендации по работе с учащимися в условиях сельской (городской) российской прибрежной средней школы.

Ключевые слова: анализ, эффективность образования, развитие ребенка, дизайн, творческий проект.

Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом. Воспитание начинается с формирования воспитывающей среды, которую мы рассматриваем как совокупность социально-ценностных обстоятельств, влияющих на вхождение в современную культуру. Её конструирование и развитие включает направления:

> создание социокультурной среды развития ребенка;

> педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

> создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации;

> создание воспитывающей предметной среды.

Как всякий исследователь учитель создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения. Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом ребёнке сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас.

Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат.

Мною откорректированы учебные планы для каждой возрастной группы учащихся. Начал я с планов 5 класса. Не секрет, что пятиклашек только что оторвали от «классной мамки», она для них - всё, и это сказывается на их самостоятельности.

В своих планах я изменил предлагаемый в учебниках объект труда и предложил творческую работу: создание планера из деревянных реек и картонных крыльев.

Рис. 1. Фото. Действующая модель планера из деревянных реек и картонных крыльев

Все операции, теоретические знания и практические умения соответствуют ФГОС и учебнику [1]. При этом учащиеся выполняют творческую работу, которая им явно нравится.

Критерий самостоятельности определялся понятием - полетит модель или не полетит, да ещё как полетит. Поэтому в конце второй четверти мы проводим соревнования, вначале в каждом классе, потом в параллели. Ребята остро осознали, что если где-то схалтурил или выполнил изделие небрежно, то и полёт будет коротким.

Ухз?

Рис. 2. Фото. Старт с катапульты планера

Если с самого начала у всех был один вопрос: «А как?», то в конце работы вопросы отпали сами по себе, потому что ученики научились пользоваться учебником как справочником. Более того, многие ребята используют Интернет для более широких познаний.

Рис. 3. Фото. Одновременный массовый старт планеров с рук

Для старших школьников я организовал кружок «Техническое моделирование». Шестиклассники занимаются там судо- и автомоделированием, а семиклассники и восьмиклассники радиоуправляемыми моделями яхт и скоростными катерами.

Рис. 4. Фото. Запуск моделей судов

Ученики 9-х классов занимаются копийными моделями судов. Многие ребята получили спортивные разряды.

Рис. 5. Фото. Радиоуправляемая модель катера 26

Запускают ученики 6-го класса.

Рис. 6. Фото. Радиоуправляемые модели катера и парусника на поверхности озера

Команда нашей школы постоянно участвует в городских и краевых соревнованиях по техническому моделированию и является многократным призёром этих соревнований.

Рис. 7. Фото. Команда МБОУ СОШ№ 39 г. Владивостока после награждений

Рис. 8. Фото. Награждения команды МБОУ СОШ№39 г. Владивостока стали ежегодной

традицией

Развивая познавательную деятельность учащихся, и в связи с вводом ФГОС и обязательности выполнения учеником итогового проектного задания, повышаются требования подготовки учащихся 5-х-8-х классов. Адаптация на уроке способствует повышению качества знаний, раскрытию творческих способностей обучающихся.

Такая воспитательная работа побуждает учащихся к накоплению знаний, росту уровня собственной интеллектуальной деятельности. Ведь даже пассивное участие в познавательных делах коллектива влияет на мировоззрение. Работая в этом направлении, я реализую цели:

• обогатить мир знаний у детей, кругозор, речь;

• заинтересовать детей в исследовательской и проектной деятельности;

• стимулировать потребность к занятиям творчеством на уроке и во внеурочной деятельности;

• расширить творческие возможности обучающихся.

Метод творческий проектов основан на развитии познавательных навыков. Умение самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников. Уметь самостоятельно конструировать, изготавливать своими руками, развивать мышление, творчество, логику. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные учениками не только на уроках технологии. Для успешности реализации проектов в нашей школе используются различные методы. Ученики пятых классов, выбирают предмет и тему, по которой они будут защищать проект. Работа над проектом начинается в конце третьей четверти и продолжается вплоть до защиты - в конце мая.

Этапы творческого проекта:

1 этап. Подготовительный.

На данном этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе выделяются цели и задачи проекта. Планируются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации).

3 этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Отбираются материалы, инструменты необходимые для работы. Происходит непосредственно изготовление работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно перед классом. Лучшие работы защищаются на празднике «Город мастеров»

Цели проекта, достигаемые учеником.

При защите проекта ребенок учится убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы. Демонстрирует старательность, добросовестность при выполнении задания. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Воспитывается любовь к школе, любовь к труду. Прививается усидчивость, упорство, любовь к природе. Учатся быть самостоятельными, получают профессиональные навыки необходимые во взрослой

жизни. Работы моих учеников участвуют в олимпиадах, различных конкурсах, выставках детского творчества, получают дипломы и грамоты. Многие ребята делают полезные для дома вещи.

Урок технологии превращается в непрерывный творческий процесс. На уроке происходит превращение учеников в мастеров своего дела, а класс превращается в проектную мастерскую. Дети не просто делают различные вещи по предложенным чертежам и лекалам, но самостоятельно конструируют, разрабатывают, проектируют. С большим желанием подходят к реализации задуманного. Обращаясь за помощью к родителям. Родители вовлекаются в проектную деятельность учеников. Становясь вместе с детьми - дизайнерами, проектировщиками, конструкторами.

Повышение значимости изучения технологии по средствам вовлечения родителей в творческий процесс. Повышение значимости изучения технологии по средствам вовлечения родителей в творческий процесс.

Учащимся интересно заниматься практической деятельностью на уроке технологии. Тем самым повышается эффективность обучения по предмету. Достигается задачи воспитания - трудолюбия, усидчивости, познавательные качества учеников. Появляется стимул развития своих возможностей.

В 2004 году в Курске на Всероссийской олимпиаде мой ученик Сергеенко Николай занял второе место среди учащихся 9-х классов.

Рис. 9. Фото. Серебряный призер Всероссийской олимпиады Коля Сергеенко в г. Курске

У учащихся появляется потребность заниматься творчеством. Желание проводить мастер-классы после самостоятельного изучения новой для себя техники изготовления того или иного изделия творчества. Появляется удовлетворение своей работой, так как участвуют в различных конкурсах и выставках.

Рис. 10. Фото. Работы учащихся на Приморском региональном этапе Всероссийской

олимпиады в г. Владивостоке

Учащимся интересно заниматься практической деятельностью на уроке технологии. Тем самым повышается эффективность обучения по предмету. Достигается задачи воспитания - трудолюбия, усидчивости, познавательные качества учеников. Появляется стимул развития своих возможностей.У учащихся появляется потребность заниматься творчеством. Желание проводить мастер-классы после самостоятельного изучения новой для себя техники изготовления того или иного изделия творчества. Появляется удовлетворение своей работой, так как участвуют в различных конкурсах и выставках.

шгI щ

Рис. 11.Фото. Вручение грамот директором школы лучшим ученикам - победителям

олимпиады в технологии

Мастерство учителя на уроке заключается в том, чтобы овладеть методикой обучения и воспитания. Подтолкнуть ребенка к творческому применению своих индивидуальных возможностей и наклонностей.

В современной системе образования работа учителя становится интересной и захватывающей. Для успешного достижения эффективности моей учебной и воспитательной деятельности необходимо находить новые пути для творчества, иметь большое желание учить и учиться.

Список литературы

1. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004. 192 с.: ил.

2. Карабанов И.А. и др. Трудовое обучение: Учебник для 5 - 7 кл. общеобразовательных школ. / И.А. Карабанов, Н.К. Щур, К.Г. Гулак. Мн.: Нар. асвета, 1992. 271 с.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М.: Наука, 1991.

4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России, 2005. № 8.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России, 2005. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.