Научная статья на тему 'Занятие по «Основам религиозной культуры и светской этики» с применением ТРИЗ-технологий'

Занятие по «Основам религиозной культуры и светской этики» с применением ТРИЗ-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЕТСКАЯ ЭТИКА / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / MUNDANE ETHICS / DEVELOPMENT OF THE CREATIVE THINKING / CREATIVE PROBLEMS / CREATIVITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осина Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются приёмы развития творческого воображения и фантазии, с использованием элементов ТРИЗ. Автором описывается одно занятие по теме «Дружба» из курса «Основы светской этики» (4 класс)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupation on «Base of the religious culture and mundane ethics» with using TRIZ-technology

In article are considered receiving the development of the creative imagination and fantasies, with use element TRIZ. The author describes one occupation on subject «Friendship» from the course «Bases of the mundane ethics» (4 classes).

Текст научной работы на тему «Занятие по «Основам религиозной культуры и светской этики» с применением ТРИЗ-технологий»

объяснить ребят исход эксперимента с физической точки зрения. Далее дает сам объяснение, обязательно указывая те законы, которые ребята «открыли» самостоятельно и отмечая «отличившихся». Этап 6. Изготовление модели планера «Биплан». (35 мин.)

Материалы: для занятия необходимы картон, рейки сечением 10х4 мм и клей ПВА. Лучше иметь готовую модель или делать ее вместе с ребятами. Эта модель в полете выглядит очень красиво. При желании размеры модели можно пропорционально увеличить - на летные характеристики это существенно не повлияет.

Процесс изготовления деталей модели: на занятии ученики:

- рисуют детали по размерам, указанным на чертеже рисунка 2; вырезают детали ножницами;

- обрабатывают фюзеляжную рейку рубанком так, чтобы на конце рейка была сечением 4*4; Сборка модели: ребята производят сборку и склейку деталей клеем ПВА, глядя на модель, сделанную педагогом, и чертеж. Занятие второе Тема: Планер «Биплан». Время: 90 минут.

Цель: отрегулировать планер «Биплан», созданный на первом занятии, и научиться его запускать. «Входящие» условия: каждый ученик собрал планер, но не имеет навыков регулировки и запуска планера.

После просушки модели с помощью груза (пластилин) подбирается центр тяжести так, чтобы он находился на расстоянии 15 мм от передней кромки крыла. После этого можно приступать к регулировочным запускам. Регулировка осуществляется отклонением задних кромок киля и стабилизатора.

С готовыми моделями проводятся соревнования на дальность полета. Хорошо сделанная и отрегулированная модель пролетает около 8-10 метров.

Последние 20 минут занятия посвящены развитию воображения кружковцев (по методике ТРИЗ [2, 3]). Для этого ребята делятся на две команды (составы команд постоянны в течение года) и выполняют серию упражнений, проводимых в форме соревнований. За победу команда получает одно очко. Очки команды накапливают в течение года.

Задание 1. Указать как можно больше общих характеристик (свойств, функций) для построенного на занятии планера и книги

(Ответы записываются на доске, в конце, определяется победившая команда). Задание 2. Указать как можно больше общих характеристик (свойств, функций) для построенного на занятии планера, страуса, детской коляски, вертушки (ветряка) и убрать два «лишних» объекта из этого ряда.

(Ответы записываются на доске, в конце, определяется победившая команда). Замечание. Подобные упражнения выполняются почти на каждом занятии Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.

2. Михайлов В.А., Амнуэль П.Р. Развитие творческого воображения. - Чебоксары: ЧГУ им. И.Н.Ульянова, 1980. - 40 c.

3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Zdorovenko Sergey,

additional education teacher of the Center of Children's (youthful) Creativity, Kirov. zdorovenki@ngs.ru

Methods of development of creative imagination in a circle of sports and technical modeling. Abstract. In article some methods of development in children of 9-12 years of creative imagination on occupations in a circle of sports and technical modeling are considered. The description of one of occupations is provided. Now for heads of circles it is sports - the technical direction (an avia - a car - sudomodelny) practically isn't present neither methodical providing, nor professionally focused advanced training courses. This article is urged to compensate at least in small degree this shortcoming

Keywords: trial and error method, imagination development, glider, properties of materials and glider form

Осина Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа», посёлок Каменка, Ленинградская область

natalva.korovina@mail.ru

Занятие по «Основам религиозной культуры и светской этики» с применением ТРИЗ-технологий Аннотация. В статье рассматриваются приёмы развития творческого воображения и фантазии, с использованием элементов ТРИЗ. Автором описывается одно занятие по теме «Дружба» из курса «Основы светской этики» (4 класс).

Ключевые слова: светская этика, развитие творческого мышления, творческие задачи, развитие креативности.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни [1].

Для реализации данной задачи в образовательные учреждения Российской Федерации был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Занятия курса направлены на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях. Структура и содержание курса позволяют применять ТРИЗ-технологии, развивая у детей творческое воображение и фантазию.

Эффективная технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) родилась в России, и ни одно государство, кроме России, пока еще не располагает достаточной литературой и кадрами специалистов, способных обучить учащихся и студентов [2].

Основное направление в начальной школе - развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребёнка к дальнейшему восприятию ТРИЗ. На уроках творчества следует применять задачи открытого типа, как один из способов развития креативности. Учащиеся при решении таких задач получают возможность применять стандартные знания в нестандартной ситуации, логически и абстрактно мыслить, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазию [3].

Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока. Логика построения урока обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Занятие состоит из блоков [4].

Структура сдвоенного урока

Таблица 1

№ п\п Блоки урока Сокращение Время Примечание

1. Мотивация («Встреча с чудом») М 5 мин 1 час академический

2. Содержательная часть программного материала СЧ - 1 20 мин

3. Психологическая разгрузка (физкультурная пауза) ПР 5 мин

4. Головоломка Г 10 мин

Перерыв 10 мин

5. Интеллектуальная разминка ИР 10 мин 1 час академический

6. Содержательная часть программного материала СЧ - 2 15 мин

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. КИП 10 мин

8. Резюме. Р 5 мин

Блок 1. Встреча с чудом. Наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда».

Блок 2, 6. Содержательная часть направлена на развития творческого воображения, пропедевтика ТРИЗ. Применяется метод мозгового штурма, метод фразеологизмов, метод пиктограмм, метод фразеологизмов, метод фокальных объектов.

Блок 3. В качестве психологической разгрузки используются физические упражнения, психоре-гулирующие упражнения и аутогенная тренировка, игры, обеспечивающие релаксацию и эмоциональную разгрузку.

Блок 4. Головоломка - это некая проблема, решение которой требует от учащегося нетрадиционного поворота мысли. Главная функция этого блока - развитие парадоксального, творческого мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения, пробуждает интерес к изучаемому материалу.

Блок 5. Интеллектуальная разминка обеспечивает мотивацию и включает учащихся в творческую деятельность. Это творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Система заданий воздействует на любознательность, развивает творческие способности, нестандартный взгляд на вещи.

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломках, заданиях интеллектуальной разминки. Через компьютерные игры ребёнок осваивает и осознаёт разные способы организации окружающего мира.

Блок 8. Краткие итоги урока, устная обратная связь с учащимися, выявление их мнения об уроке.

Конспект занятия по теме «Дружба»

Я тебе протягиваю чувство. Пусть оно, увы, несовершенно Ты мои протянутые руки Не отвергни... Г. Мальцева[5] Цель:

- дать учащимся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, раскрыв основные признаки дружеских отношений.

- Задачи:

- раскрыть понятие «дружба», «друг», «добродетельные отношения»;

- создать условия, в которых учащимся раскроется нравственный смысл дружеских отношений;

- создать ситуацию, в результате которой учащиеся осознанно, самостоятельно определяют значимость дружбы в повседневной жизни человека;

- развивать умение правильно формулировать свои мысли; фантазию и воображение.

1. Блок мотивации (удивление) Чюрленис Микалоюс Константин. Дружба [6]

- Что вы видите на картине? (Лик женщины в диковинном уборе из золотых перьев. Её веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несёт перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет побеждает холодную пустоту вокруг, кромешный мрак.)

- Что символизирует светящийся шар / солнце? (Это что-то дорогое, доброе, светлое и это самое ценное, что есть у этой женщины)

- Кому может быть адресовано самое дорогое в кромешной мгле? (близкому человеку, возможно другу.)

- Повтори жест героини картины. Что в нём необычного?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, это для тебя, не жалко, это самое лучшее, что у меня есть)

- Этот жест отходит от души, от сердца. Как можно назвать картину?

Чюрленис действительно назвал свою аллегорию многозначительно «Дружба».

2. Содержательная часть

Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами. Это служебные отношения, отношения между учителем и учениками, между одноклассниками. Могут быть соседские отношения, возникающие между людьми от близкого проживания или приятельские. Дружба - это тоже вид межличностных отношений. Мозговой штурм: Когда возникает дружба? Зрительный ряд помогает ученикам, например:

Схема 1 симпатия

общность чего-либо привязанность близость по духу Работа с понятиями.

- Что такое дружба?

- От какого слова оно произошло?

- Что означает это слово?

Работа в группах постоянного состава. Учащие получают текст, в котором перечисляются существенные черты дружеских отношений. После прочтения, каждая группа должна разыграть данную им черту в виде ситуации перед классом, а другие ученики

- угадать, о чём идёт речь.

Избирательность - человек сам выбирает себе друзей.

Доверие - уверенность в человеке, в его действиях в трудных жизненных ситуациях. Когда мы кому-то доверяем, то это значит, что можем предвидеть его поступки и одобряем их.

Бескорыстность - друзья не ждут, когда их позовут на помощь, а сами её предлагают. Не ждут вознаграждения за свою дружбу.

Взаимная симпатия, общность интересов. Друзья - это люди близкие по духу, интересам и увлечениям. Различия между друзьями обогащают дружбу, делают её интересней.

3. Психологическая разгрузка

Дети встают в круг и хором говорят и выполняют пожелания учителя. (Например, А у нас, а у нас самый-самый дружный класс! Подмигни соседу слева....., улыбнись соседу справа....., пожми руку соседу слева...., обними соседа слева ...и т.д.)

4. Головоломка

В ходе просмотра видеофрагмента, учащимся предлагается определить, можно ли данные отношения назвать дружбой? Какие признаки дружеских отношений нарушены? (смотреть 2 мин.40 с. от начала фильма) [7]. Перерыв.

5. Интеллектуальная разминка

Работа в группах. Каждая группа выбирает по одной карточке, на ней «рассыпан» текст песни. Выполни реконструкцию текста. Определи название песни? О каких качествах настоящего друга говорится в текстах? (по желанию группы могут исполнить отрывок песни)

Рис. 1 Песня о дружбе Рис. 2 Если с другом вышел в путь

>ДНОМ\юМНОГО

Л - Он

^ О о

§ трудно

Й со вместе

Чи

и

друзьями

ЗК о

с «

веселей^ чего-то

с

ДРУГ

нспроситброситдруг ^ Йд Вот настоящим

ф |-|0/1ишнего

^то верный

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ГО

6. Содержательная часть

Важный вопрос, кого выбрать себе другом или как выяснить, является ли настоящим другом тот, кого ты считаешь таковым. Единого ответа на этот вопрос нет. Но с этической точки зрения можно сказать, что надёжнее дружить с хорошим, добродетельным человеком, потому что он обладает твёрдыми чертами характера и на него можно положиться. Чем надёжнее человек, тем больше у него будет друзей.

Задачи:

- Что ты предпримешь в ситуации, когда твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить?

- Как ты считаешь можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

- Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить.

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка

(Индивидуальная работа на компьютерах или работа на интерактивной доске).

Даны слова, обозначающие нравственные качества личности. Прочитай их, удали те, которыми настоящий друг обладать не должен. Поясни. Собери модель своего друга.

Нравственные качества личности. Образ друга Таблица 2

1 2 3 4 5

А Доброжелательность Уступчивость Драчливость Жадность Подлость

Б Грубость Отзывчивость Честность Бескорыстность Эгоизм

В Терпимость Равнодушие Скупость Зависть Хвастовство

Г Лживость Забота Вредность Ответственность Вежливость

Например, друг не должен обладать: А-3, А-4, А-5...

Образ моего друга: А-1, Г-4, Г-5...

Вариант: я - настоящий друг: А-1, В-1, Б-3....

8. Резюме.

- Рассмотри ситуацию: Вы со своим другом участвовали в соревнованиях «Весёлые старты». Ваша команда победила, и вам с другом нужно занять ступеньки успеха. Нарисуй себя и друга на лестнице.

Схема 2

Ключ: если ты нарисовал себя выше друга, то ценишь себя больше. Если друг стоит выше, значит, себя недооцениваешь. Лучший вариант - стоите вместе, ведь вы же командой победили! Один закон дружбы гласит: «Радуйся успехам вместе с другом!» - Каждая группа оценивает работу других групп и свою.

Таблица оценивания работы групп

Таблица 3

Группы Группа работала спокойно, быстро, чётко, слаженно. Работу защищали прекрасно. Проявили творческий подход Группа работала хорошо, дружно. Работу защищали хорошо, но порой звучала позиция одного члена группы Группа работала хорошо, но не всегда членам группы удавалось договориться. Работу защищали хорошо.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвёртая группа

- Поставь галочку на шкале самооценки: на сколько вы - настоящий друг.

0123456789 10 II

Рис. 5 Шкала самооценки Ссылки на источники:

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - Москва, 2009. - 23 с.

3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208с.

4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. -URL:http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 22251618.

5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.

6. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

7. Мальцева (Маркус). «Картины М.К.Чюрлениса» - http://www.poezia.ru/print.php?sid=19373

8. Чюрленис М.К. «Дружба» - http://bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/18.htm

9. Детский фильм «Выгодная дружба» - http://www.youtube.com/watch?v=1cI0NZlEhB0 Osina Natalya,

elementary school teacher of municipal budgetary educational authority «Kamenskaya middle educational

school», village Stone, Leningrad Region

natalya.korovina@mail.ru

Occupation on «Base of the religious culture and mundane ethics» with using TRIZ-technology Abstract. In article are considered receiving the development of the creative imagination and fantasies, with use element TRIZ. The author describes one occupation on subject «Friendship» from the course «Bases of the mundane ethics» (4 classes).

Keywords: mundane ethics, development of the creative thinking, creative problems, creativity development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.