Конечно, в данном случае был применён принцип универсальности, когда объект выполняет несколько разных функций, и в данном случае отпадает необходимость в других объектах (мыльнице, подставке под мыло и т.п.). Блок 8. Резюме
На этом занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к очень многогранной и очень интересной теме: теме формирования и развития креативной личности. На данный момент возникла необходимость говорить о внедрении методов креативного образования в систему дошкольного образования.
Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе - и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом использовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.
Закончить наш сегодняшний тренинг мне бы хотелось словами Сергея Уточкина: - «Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы - «пустяки». Питаюсь только воздухом и бензином... Разбил все аппараты. Но - главное - мой головной мотор еще хорошо работает, и я выдумаю что-нибудь ещё.» Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897-ФЗ;
2. Гениальные изобретатели/Пер. с англ. С. Гинзбурга. - М. ТЕРРА - Книжный клуб. 1998 - 144с.-(Энциклопедия курьёзов и необычных фактов).
3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL:
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
4. Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы. "Журнал ТРИЗ", 1992 г., № 4, с. 40-52.
5. Гладилина И.П. Развитие творческой одаренности студенческой молодежи в процессе профессионального становления личности / Сборник тезисов по материалам научно-практической конференции «Совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации» (20-21 марта 2009г., Москва). М., МГГУ им. М.А. Шолохова, с. 193199
6. Лалин С. В., Модестов С. Ю., Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ. "Журнал ТРИЗ", 2002 г., № 4, с. 53 - 55.
7. Утёмов В.В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» - Декабрь 2011 г. ART1102. Киров, 2011г.
Mikhni Tatiana Mikhailovna,
Methodologist of the educational work ГБОУ СПО «Noyabrsk College of professional and information technologies» YNAO, Noyabrsk [email protected]
The introduction of creative pedagogy of education in the process of training of future teachers of preschool institutions
Abstract. The author of the material explains the methods of scientific creativity, reveals the basic concepts of creative pedagogy and recommendations for the training of creative thinking among the students of the profession «teacher».
Key words: the inertia of thinking and its types, continuous formation of creative thinking (НФТМ), methods of increasing the efficiency of the generation of ideas, theory of inventive problem solving (TRIZ).
Первякова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №535, г. Москва [email protected]
ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО Аннотация. В статье рассматривается развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ в начальной школе. Автором описывается один урок литературного чтения с созданием речевых творческих продуктов (загадки к заголовкам и творческие сочинения от лица героя сказки).
Ключевые слова: методы создания речевых творческих продуктов.
Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать.
Л.Н.Толстой
В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. ТРИЗ - технология как научное и педагогическое направление сформиро-
валось в конце 80-х годов. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ - развитие творческого воображения);
2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;
3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. ТРИЗ даёт для учителя возможность:
1. Усовершенствовать методику преподавания предмета;
2. Работать с увлечением;
3. Сделать свой предмет интересным для детей;
4. Создать у учащихся единую систему мировоззрения;
5. Пользоваться доверием детей и их родителей.
Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
1. Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого мышления.
Основное направление в начальной школе - развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.
Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине). Урок литературного чтения по учебнику Л.А. Ефросининой УМК «Начальная школа XXI в.» по теме «Животные - герои сказок»
Цель
- Создание условий для составления своего произведения, через использование читательского опыта.
- Создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения).
- Развивать речь, пополнять словарный запас, через использование в речи пословиц.
- Развивать умение четко и правильно формулировать свои мысли.
- Развивать фантазию и воображение.
- Создавать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, парах.
- Воспитывать интерес к литературному наследию.
Дидактические средства и материалы:
- Карточка настроений.
- Карточка самооценки.
- Пословицы.
- Карточка характеристики героя.
- Модель сюжета.
Мотивационно-ориентировочный этап. 1. Организационный момент.
Хором все. - Прозвенел звонок - начинаем урок!
Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Сегодня урок будет необычным. Создание эмоционального фона занятия. Учитель. - Давайте поприветствуем и друг друга. Мальчики. - Здравствуйте, девочки!
Девочки. - Здравствуйте, мальчики! Вместе. - Рады вас видеть опять! Мальчики. - Здравствуйте, девочки! Девочки. - Здравствуйте, мальчики! Вместе. - Будем учиться читать!
Учитель. - Ручки вперёд ладошками вверх, соберём всё своё внимание в кулачки, чтобы оно не
рассеивалось по классу в течение всего занятия. Тихонько садитесь.
Правила посадки.
Учитель.- Руки?
Дети. - На месте.
Учитель. - ноги?
Дети. - На месте.
Учитель.- Локти?
Дети. - У края.
Учитель.- Спина?
Дети. - Прямая.
2. Разминка.
Метод дихотомии (сужение поля поиска)
- Соберите слова.
(Самостоятельная индивидуальная работа.)
- Какие слова собрали? Взаимопроверка. Фронтальная проверка.
- Какое слово лишнее? (Шкатулка.)
Это слово подсказывает нам, что сегодня вам будет помогать «Волшебная шкатулка» и если на уроке у вас возникнут затруднения, она вам поможет справиться с ними.
3. Постановка проблемного вопроса.
- Как можно назвать этих героев одним словом? (Сказочные.)
- Откуда они к нам пришли? (Из сказок.)
- А знаете ли вы сказку, в которой бы жили вместе герои из разных сказок?
4. Постановка учебной задачи.
- Кто бы из вас хотел прочитать такую сказку?
- Я тоже бы хотела прочитать такую сказку.
- Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?
- Кто догадался, какой результат мы должны получить в конце урока?
5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока.
- Чему вы будете учиться на уроке? (сочинению сказки)
6. Выбор цели урока
- Что поставим на верхушку лесенки достижения цели. (Создать свою сказку о животных).
В сказках герои приходят на помощь друг другу и вы должны во всем быть дружными и помогать друг другу, поэтому сочинять сказки вы будете в группах. А кто сочиняет сказки? (сказочники) Кто из вас хочет попробовать, быть сказочником? Вы сегодня будете сказочниками. А в работе вам поможет народная мудрость из нашего «Волшебного сундучка» «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово» Понятны ли вам эти слова.
(Нужно быть внимательными к своим товарищам и не обижать их даже словами). Волшебная шкатулка, ваша помощница, спрашивает: А помните ли вы правила работы в группе?
1. Умей выслушать каждого.
2. Уважай собеседника.
3. Приди к единому мнению.
4. Добивайся успеха.
Операционно-исполнительский этап
1. Определение зачина.
1 ступенька ЗАЧИН
- Сказка начинается с зачина.
- Определите, как начинались сказки, которые мы изучили.
- В этом вам помогут «Волшебные мешочки» Индивидуально.
- Вспомни, какие сказки так начинаются: Жили - были...
В паре
Соответствие. Соедините начало сказки с ее названием.
В группе
- Найдите в учебнике как начинаются эти сказки. Русская сказка «Белые перышки»
Русская сказка «Зимовье зверей» Украинская сказка «Колосок»
Вывод: Какой зачин чаще всего встречается в сказках?
2. Выбор своего зачина к сказке.
- Выберите тот зачин сказки, который вам нравится.
- Предложите свой вариант.
- Что вы еще заметили в зачине сказки (Называются герои)
3. Определение героев сказки и выбор героев к своей сказке.
- Вспомните, какие герои сказок нам встретились на разминке. (Дети называют имена героев.)
Шкатулка волшебная вам помогает И крышку на встречу вам открывает
- Выберите героев для своей сказки.
(По 1 человеку от группы подходят и вынимают из коробочки карточки с именами героев, по 2 имени героя.)
Воробей Воробеич, Глухарь, Бурый медведь, Кот Васька, петушок Голосистое горлышко, мышонок Круть, Цапля, Бык.
На 2 ступеньку шагаем с героями встречу начинаем.
- Познакомим читателей поближе с героями сказки.
Для этого расскажем о них поподробнее. (Составление описания героя.)
4. Работа над сюжетом произведений
На ступеньку 3 шагаем.
- Как развивался сюжет в изученных нами сказках?
- Работаем по вариантам.
- Определяем, к какой сказке ведет сюжетная линия.
Работаем в группах и сочиняем сюжет нашей сказки, используя сюжетные схемы. Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?
5. Выбор окончания сказки.
- Будет ли вашим читателям приятно, если на этом закончить сказку?
- Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?
- Как заканчивались сказки, которые мы читали?
- Как бы вы хотели закончить свою сказку?
- Волшебная шкатулка подсказывает мне мудрые слова: «Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Чему учит ваша сказка?
- Подберите пословицу, которая поможет вам. Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Не мил и свет, когда друга нет.
Без друга на сердце вьюга.
Легко друзей найти, но трудно сохранить.
Дружбу помни, а зло забывай.
Проверка.
6. Работа над заголовком произведения.
Можно ли будет узнать вашу сказку среди других? Что нам необходимо сделать? (Придумать заголовок.)
- Какой заголовок подойдет к вашей сказке?
- Давайте составим загадку к нашей сказке, используя модель:_
Какой? Кто такой же?
- Выделите признак, отвечающий на вопрос Какой?
- Подберите объекты, у которых данный признак выражен очень ярко.
- Заполните таблицу., вставьте между левым и правым столбиком «как» или «но не». 7. Домашнее задание
1. Составьте рассказ по своей сказке от лица какого-нибудь героя.
2. Запишите этот рассказ. Дополнительное Нарисуйте обложку
Рефлексивно-оценочный этап. 1. Проверка результатов деятельности групп.
Можно ли сказать, что мы закончили восхождение по лесенке достижения цели?
Послушаем наших сказочников. (Заслушиваются группы.)
А как вы думаете, ребята, ваша сказка будет народная или авторская?
2. Самооценка работ групп.
Определите, по каким критериям можно определить вашу работу на уроке? Оцените работу каждого в своей группе. Оцените сами свою работу на уроке.
3. Рефлексия.
Смогли ли выполнить задачи, которые перед собой ставили?
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО [1].
Использование в школе технологии ТРИЗ позволяет развивать мышление учащихся, делать его системным, учит находить и разрешать противоречия [2, 3].
На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ
2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Pervyakova Svetlana Alekseevna,
elementary school teacher of GBOU SOSh No. 535, Moscow [email protected]
TRIZ technologies at elementary school in the conditions of FGOS NOO introduction. Summary. In article development of operated creative imagination and the imagination and TRIZ propaedeutics at elementary school is considered. The author describes one lesson of literary reading with creation of speech creative products (a riddle to headings and creative compositions on behalf of the hero of the fairy tale).
Keywords: methods of creation of speech creative products. Поварницына Елена Леонидовна,
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля» г. Перми [email protected]
Урок развития творческого мышления в начальной школе Аннотация: статья посвящена уроку из курса «Мир фантазии», на котором ученики сочиняют загадки, описывая действия предметов.
Ключевые слова: творческое мышление, составление загадок, групповая работа.
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности школьников.
Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.