Послушаем наших сказочников. (Заслушиваются группы.)
А как вы думаете, ребята, ваша сказка будет народная или авторская?
2. Самооценка работ групп.
Определите, по каким критериям можно определить вашу работу на уроке? Оцените работу каждого в своей группе. Оцените сами свою работу на уроке.
3. Рефлексия.
Смогли ли выполнить задачи, которые перед собой ставили?
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО [1].
Использование в школе технологии ТРИЗ позволяет развивать мышление учащихся, делать его системным, учит находить и разрешать противоречия [2, 3].
На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ
2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Pervyakova Svetlana Alekseevna,
elementary school teacher of GBOU SOSh No. 535, Moscow [email protected]
TRIZ technologies at elementary school in the conditions of FGOS NOO introduction. Summary. In article development of operated creative imagination and the imagination and TRIZ propaedeutics at elementary school is considered. The author describes one lesson of literary reading with creation of speech creative products (a riddle to headings and creative compositions on behalf of the hero of the fairy tale).
Keywords: methods of creation of speech creative products. Поварницына Елена Леонидовна,
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля» г. Перми [email protected]
Урок развития творческого мышления в начальной школе Аннотация: статья посвящена уроку из курса «Мир фантазии», на котором ученики сочиняют загадки, описывая действия предметов.
Ключевые слова: творческое мышление, составление загадок, групповая работа.
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности школьников.
Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает введение в систему образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Развитие творческого воображения и мышления -процесс длительный, поэтому чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет [1].
Многие авторы отмечают [2, 3], что учебная литература по различным школьным предметам, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи. И это хорошо! Любой профессионал -будь он хирург или учитель - только тогда поднимется до творчества в своём деле, когда он освоит азы профессии. Так и с учеником. Невозможно, да и не нужно постоянно заниматься творчеством. Необходимо так построить школьный курс обучения, чтобы существовал разумный баланс между формированием знаний, умений и навыков и развитием творчества.
Учителю начальной школы для уроков развития творческого мышления можно использовать несколько пособий. Среди них книги С. Гин «Мир загадок», «Мир логики», «Мир фантазии», «Мир человека».
Рассмотрим урок «Действия объектов» из курса «Мир фантазии». Цель урока: показать ученикам, что можно сочинять загадки, описывая действия объектов.
Творческая разминка. Начинается занятие с творческой разминки. Учитель показывает детям красный кружок и просит назвать ассоциации. Среди ответов учеников встречаются помидор, сигнал светофора, солнце на закате, фара автомобиля, тарелка борща, кнопка на компьютерной мыши, арбуз, разрезанный пополам и т.д. После обсуждения ученики называют самую неожиданную ассоциацию с красным кружком.
Игра «Что это? Что делает?» Учитель показывает любой из имеющихся у него предметов: ручную мясорубку, рубанок, ступку с пестиком. Спрашивает, знаком ли детям данный предмет и для чего он служит. Ученики встают в круг и начинают игру «Что это? Что делает?». Учитель первый бросает мешочек с крупой и называет предмет и действие, производимое данным предметом, добавляя действие, которое данным предметом не выполняют. Ученик бросает мешочек другому, угадывая предмет и т.д. «Я - мясорубка, я могу измельчать мясо, но не могу пилить дрова» «Я - пила, я могу пилить дрова, но не могу забивать гвозди» «Я - молоток, я могу забивать гвозди, но не могу измельчать овощи и фрукты» Учитель предлагает детям выбрать ученика, который предложил самое трудно угадываемое действие. Сочинение загадок по действиям предметов.
На доске написана загадка, учитель предлагает её отгадать и проанализировать.
Говорит, но не радио,
Показывает представления, но не театр.
(Телевизор)
Летает, а не бабочка, Жужжит, а не жук, Собирает пыльцу, а не оса.
(Шмель)
Учитель предлагает следующие вопросы:
- Какой это предмет? Какие слова вам помогли догадаться? (слова-действия) Коллективно составляется алгоритм сочинения загадки:
1) Выбор предмета
2) Перечисление действий данного предмета
3) Нахождение объектов, выполняющих такие же функции
4) Написание текста загадки с частицей не Для наглядности ученики заполняют таблицу:
(Фен)
Что делает? Какой предмет выполняет такое же действие?
Гудит пылесос
Выдувает воздух вентилятор
Сушит утюг
Получается загадка: Гудит, но не пылесос, Выдувает воздух, но не вентилятор, Сушит, но не утюг... Что это?
Первая загадка сочиняется коллективно, после ученики работают в группах по 3-4 человека. В классе выслушиваются составленные загадки и анализируются, правильно ли ученики описали действия выбранных предметов или явлений. Также на этом этапе урока могут быть использованы и задачи открытого типа [4]. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как
действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет.
Психологическая разгрузка. В качестве психологической разгрузки проводится игра-театрализация «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». К доске выходят группы, учитель показывает группе карточку, на которой написано действие «игра на скрипке», «собирание грибов», «закручивание шурупа отвёрткой» и т.п. Группа изображает действие, а другие группы отгадывают. По окончании игры называют группу, которая выразительно и пластично изобразила действие. Если пантомима какой-то группы не была отгадана, то выясняются причины этого.
Игра «Путаница». Учитель читает отрывок из «Путаницы» Корнея Чуковского. Далее под руководством учителя дети анализируют стихотворение и приходят к выводу, что автор заменил действия животных, чтобы создать «Путаницу»: Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Каждая группа получает лист, на котором пишет или существительные или глаголы. Учитель читает наугад одно существительное и один глагол с разных листочков. Группы обсуждают и кратко описывают, как такое могло быть: «Град танцует», «Портфель жуёт» и т.д.
В заключение данной игры выбирают самую оригинальную историю. Подведение итогов урока. Ученики отвечают на вопросы:
- Какая игра понравилась?
- Какая игра показалась сложной? Почему? Что можно изменить в игре?
- С какой игры хотели бы начать следующее занятие?
В качестве домашнего задания учитель предлагает сочинить загадку о любом предмете или явлении, используя слова-действия.
Таким образом, на данном уроке ученики учатся составлять загадки и нелепицы, называя действия предметов и объектов окружающего мира. Анализ деятельности проводится на каждом этапе урока. Ссылки на источники
1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
2. Гин С.И. Автореферат диссертации «Формирование креативности младших школьников в процессе обучения» - http://www.dsNb.net/teoria-vospitania/formirovanie-kreativnosti-mladshih-shkolnikov-v-processe-obuchenija.html
3. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с
4. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Январь 2012, ART 1202. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225- 1618..
Povarnicyna Elena,
elementary school teacher MBOW «Secondary school No. 2 with Khalikov of humanitarian profile» Perm [email protected]
Lesson development of creative thinking
Abstract: the article is devoted to the lesson of the course «fantasy world», in which students write puzzles when describing the action items.
Keywords: creative thinking, writing mysteries, group work.
Сабирова Рамиля Рашидовна,
учитель физики БОУ г. Омска «Гимназия № 75» [email protected]
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики в гуманитарной гимназии Аннотация. В статье описывается использование приёмов развития системного мышления и творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках физики гуманитарной гимназии, приводится блочное описание одного из учебных занятий.