Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы проведения уроков китайского языка в начальной школе'

Нетрадиционные формы проведения уроков китайского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9797
976
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ / НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК / УРОКИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА / ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ / CHINESE LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL / TEACHING GAMES / ALTERNATIVE FORMS OF LESSON / CHINESE LANGUAGE LESSONS / FROM TEACHING EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Юлия Анатольевна

В статье кратко сформулированы проблемы преподавания китайского языка детям младшего школьного возраста. Изложены характерные особенности данной возрастной группы детей и проблемы, связанные с восприятием учащимися китайского языка. Также кратко охарактеризованы методы, которыми может пользоваться учитель для подготовки и организации уроков. Приведены примеры нетрадиционных уроков, опробованных автором статьи. Представлены некоторые итоги и даны рекомендации учителям, основанные на наблюдениях за детьми в процессе проведения уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative Forms of Conducting Chinese Language Lessons in Primary School

In the article Alternative forms of conducting Chinese language lessons in primary school the author summarizes the problems of teaching Chinese language to primary school children and describes the basic characteristics of children of this age group and the problems associated with the perception of Chinese language. Besides general characteristics of teaching Chinese language in primary school, in this article you can find methods, which teachers can use for preparing and organizing their lessons. The article presents the definition and characteristics of the forms of lessons. There are also some examples of alternative lessons which have been used by the author of this article. The author presents some results and recommendations to teachers based on monitoring children during these lessons. All examples are given with the illustrations, which help to understand the presented material. This material will help teachers in preparing and organizing Chinese language lessons in primary school and also let to diversify the methods of presenting material to pupils. All this directly influences on the perception, understanding and memorizing the programme of learning Chinese language by the children of primary school.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы проведения уроков китайского языка в начальной школе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 140-145.

Ю. А. Ерофеева

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье кратко сформулированы проблемы преподавания китайского языка детям младшего школьного возраста. Изложены характерные особенности данной возрастной группы детей и проблемы, связанные с восприятием учащимися китайского языка. Также кратко охарактеризованы методы, которыми может пользоваться учитель для подготовки и организации уроков. Приведены примеры нетрадиционных уроков, опробованных автором статьи. Представлены некоторые итоги и даны рекомендации учителям, основанные на наблюдениях за детьми в процессе проведения уроков.

Ключевые слова: китайский язык в начальной школе, игровые методики, нетрадиционный

урок, уроки китайского языка, из опыта работы.

В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается с позиции коммуникативной деятельности, умения общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание ученых. методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока, на повышение его эффективности1.

Одной из проблем изучения китайского языка в начальной школе является мотивация учащихся. В начале у детей, как правило, большое желание изучать язык. Они в этом усматривают что-то «приключенческое», возможность проникнуть в незнакомый мир. Но как только начинается процесс овладения китайским языком, отношение учащихся меняется, так как начинается стадия преодоления трудностей, что снижает стремление к обучению. Изучение китайского языка требует от изучающего большой концентрации внимания, образное мышление, хорошо развитую зрительную память, усидчивость и, конечно, большое желание овладеть китайским языком.

Так как речь идет об учениках начальной школы, то необходимо заметить, что для данной возрастной группы (6-10 лет) характерны проявления неустойчивости внимания, подвижности и эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, которые ставит перед учеником учитель. У детей начальной школы внимание более устойчиво на выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому учителю на уроках китайского языка

необходимо использовать как можно больше наглядных пособий, заданий, связанных с решением задач, цель которых, на первый взгляд, отнюдь не учебная. То есть перед учеником ставится понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Для решения данной проблемы урок китайского языка делится по времени на 3 части (25 + 10 + 10 минут). Как правило, первая часть урока - классическая. Это может быть и объяснение нового материала, и опрос, и повторение. Затем следует сменить род деятельности. Хорошо работает игровой прием. Желательно, чтобы игра была подвижной, но при этом тоже направлена на изучение китайского языка. Заключительная часть урока возвращает детей за парты. Это время подводить итоги, повторять пройденный материал.

Эмоциональность свойственна младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказываться о своих переживаниях, впечатлениях, интересах2.

Китайский язык кажется ученикам необыкновенным. Поднебесная полна древних тайн и необъяснимых явлений. Ребята с удовольствием готовы слушать легенды и истории Китая. Сами, возвратившись из путешествия по Поднебесной, привозят массу впечатлений, фото-

графий, книг и т. п. Для того чтобы сохранить дисциплину на уроке, вводится час вопросов и ответов. Ребята знают, что в определенный урок, специально отведенный для разговоров

о Китае, они могут обсудить, спросить и рассказать все, что их интересует. Таким образом, потребность вслух высказываться удовлетворена и дисциплина на уроках под контролем учителя. Система, по которой мы делим урок китайского языка на три части, позволяет переключать внимание учеников с одного вида деятельности на другой, обеспечивая при этом более эффективное овладение материалом.

Из всего вышесказанного следует: традиционные методы изучения китайского языка не способствуют в полной мере полноценному взаимодействию ученика с учителем и другими учениками на уроке. А также полностью не раскрывают и не развивают индивидуальных качеств учащихся3. Возвращаясь к структуре урока, хотелось бы добавить то, что структура может меняться в зависимости от поставленных учебных задач. Учитель может менять части местами, не делить урок, а провести его в одном ключе и т. п.

Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития и воспитания.

Итак, мы подошли к тому, чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности4. По своему назначению такие уроки могут быть и уроками изучения нового, и уроками повторения, и обобщающими, и уроками комбинированного типа.

Нетрадиционные уроки китайского языка в начальной школе дают возможность:

1) повысить интерес учащихся к учебному материалу;

2) повысить познавательную активность и творческую самостоятельность;

3) воспитать умение работать в коллективе;

4) установить правила поведения на уроке;

5) работать с учащимися с разным уровнем подготовки.

При подготовке и проведении урока учитель должен учитывать следующее:

1) возраст учащихся (возрастные особенности данной группы учащихся);

2) виды игровой деятельности должны быть организованы на основе изученного материала, они не должны напоминать контрольную работу или экзамен;

3) планирование и проведение уроков должно способствовать успешному овладению учебного материала, а также решать конкретные цели и задачи:

а) улучшить произношение (овладение тонами китайского языка и характерными особенностями произношения);

6) содействовать формированию умений и навыков чтения транскрипции китайского языка (ртут), а также иероглифического письма;

в) повысить уровень практического овладения грамматическим материалом;

г) расширить лексический запас учащихся и автоматизировать их умение использовать его в речи;

д) воспитать навыки аудирования у учащихся и т. п.

Параллельно с каждой из названных решаются воспитательные задачи: пробудить интерес к китайскому языку, сформировать потребность в его изучении и практическом применении знаний, умений и навыков, расширить кругозор, обогатить духовный мир школьников5.

Нетрадиционные формы уроков, используемые для изучения китайского языка в начальной школе:

1) урок творчества;

2) урок-спектакль;

3) урок-проект;

4) дидактические сказки;

5) урок исправления ошибок;

б) урок-викторина;

7) урок без учителя;

8) урок-фантазия;

9) урок-игра;

10) урок-путешествие.

Урок творчества «Зоопарк».

Игровая задача: учащиеся выполняют

какую-то творческую работу, которая в дальнейшем может служить материалом для другой формы урока.

Педагогическая задача: запоминание новой лексики по теме «Животные»; отработка речевых конструкций по теме, согласно программе.

Содержание занятия: учитель в начале урока сообщает ученикам, что необходимо создать зоопарк. Для этого понадобится пластилин (можно использовать глину, а в дальнейшем раскрасить животных). Оговариваются животные, которые будут жить в зоопарке. Каждый ученик выбирает животное, которое он будет лепить.

dong4wu4yuan2 Домашние животныеЩ§]1а1еЬи4

Утка №Т yazi4 Кошка ЗД maol Свинья Ш zhul Корова ^ niu2

Лошадь Ц mal Баран Щ yang2 Собака Ш gou3 Курица ^ jil

Дикие животные ШМ- ye3shou4

Заяц ШТ tu4zi

Лев ШТ shilzi

Тигр laohu3

Волк Ш lang2

Слон ~КШ. daxiang4

Жираф chang2jing3lu4

Еж $IJ3i ci4wei

Белка ЭДШ songlshu3

Обезьяна ШТ hou2zi

Животный мир dongwushijie4

Стрекоза qinglting2

Черепаха %gui l Улитка №^wolniu2 Пчела S^mi4feng l Змея Ш she2 Мышь laoshu3 Рыба ^yu2

Во время лепки ребята должны запомнить, как по-китайски называется животное, которое они лепят. Для лучшего запоминания учитель постоянно обращается к ребятам с вопросами:

- Что ты делаешь? Ni3 zuo4 shen2me.

- Я леплю животных. ШШ^Шо Wo3 su4 dong4wu4

- Кого ты лепишь? ШШШ? Ni3 su4 shei2?

- Я леплю зайца (змею, мышь и т. п.) ШШШ Т(Ш,£Ш) о Wo3 su4 tu4zi (she2, laoshu3)

Если лексический запас позволяет, можно расширить диалог:

- Какого зайца ты лепишь? ШШ^&Ш Т? Ni3 su4 shen3me tu4zi?

- Я леплю маленького белого зайца.

Жо3 su4 %1ао3 Ьа12 de tu4zi.

- Что любит есть твоя кошка? мшш ЖЫ-^о N3 de тао1 xi3huan сЫ1 shen2me.

- Моя кошка любит есть рыбу.

П£Йо Wo3demao1 xi3huan сЫ1 уи2.

Ученики могут сами задавать друг другу вопросы.

После того как все животные готовы, делаем вольеры для каждой группы животных (дикие, домашние, лесные жители и т. п.) Наш зоопарк готов. Он нужен нам для следующего урока - урока-спектакля.

Урок-спектакль.

Игровая задача: исполнение детьми определенного сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации.

Педагогическая задача: закрепление уже пройденного материала. Здесь работает принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков, преимущественно в форме деятельности6.

Содержание занятия: экскурсия по зоопарку. Каждый ученик должен побывать в роли гида. Можно использовать два способа ведения экскурсии. Первый способ: учащийся рассказывает про животных, заменяя слова, которые знает, китайскими.

Например: Мы рады приветствовать

вас в нашем dong4wu4yuan2 (зоопар-

ке). Здесь вы можете познакомиться с ЖШ jia1chu4 (домашними животными), Шй уе-3shou4 (дикими животными), dong-

wushijie4 (животным миром). Это Ш^ shi1zi (лев) и т. п.

Ученики должны придумывать текст сами, стараясь использовать как можно больше слов на китайском языке.

Второй способ: всю экскурсию ребенок ведет на китайском языке. В этом случае текст экскурсии намного проще, задача учащегося - строить предложения только на китайском языке.

Например: ifaШШm3hao3! ЖШМап1у-

ing2ЖШhuan1 gying2! Шzhe4шshi4:$ШЩ dong4wu4yuan2.ffii\lm3men~Щ£Ake3yiШkan4 Шhen3^duo1:$!Шdong4wu4.:&zhe4шshi4Ш Щjia1chu4: 14^ yazi4, Ш zhu1, Ш mao1, Ш gou3, ^ ma1, ^ ji1, ^ yang2, ^ ти2. Шzhe4 жяЫ4ШШ ye3shou4: Ш^ shi1zi, 1аоЫ3, Ш lang2, АШ daxiang4. Шzhe4шshi4:$Ш'№■ ^ dong4wu4shijie4: Ш she2, ^Ш laoshu3, qing1ting2, ‘Шgui1, Ш.Щmi4feng1.Жzhe4^.shi4 Ш mao1.'&talШЖxi3huanfechi1&yu2Щhe1^■ Шniu2nai.Ж.zhe4шshi4%,^ tu4zi. tu4ziШ

&хі3киап&сМ1 ЙЖЬаі2саі4.&хкє4ш$Иі4Ш lang2. ШШdong4wu4Шdou1 /№ра4Щ]а^2...

Перевод: Здравствуйте! Добро пожаловать! Это зоопарк. Вы можете увидеть много животных. Это домашние животные: утка, свинья, кошка, собака, лошадь, курица, баран, корова. Это дикие животные: лев, тигр, волк, слон. Это представители животного мира: змея, мышь, стрекоза, черепаха, улитка, пчела. Это кошка. Она любит есть рыбу и пить молоко. Это заяц. Он кушает капусту. Это волк, все звери его боятся и т. п.

Урок-проект.

Игровая задача: ученики могут задавать вопросы по интересующему их материалу, это уроки по культуре Китая7.

У учеников есть вопросы о культуре Китая, чтобы запланированный урок не срывался из-за постоянных вопросов, вводится час вопросов и ответов.

Педагогическая задача: расширить рамки знаний о стране, язык которой учат дети. Это вариант установления дисциплины на уроке.

Содержание занятия: занятия могут проводиться в разной форме:

1) ученики заранее готовят вопросы по определенной теме, и на уроке учитель отвечает на вопросы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) ученики готовят доклады по определенным темам, учитель уточняет и поясняет непонятные моменты;

3) просмотр видео- и фотоматериалов по культуре Китая, обсуждение увиденного.

Дидактические сказки.

Игровая задача: учащиеся объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем рассказывают их одноклассникам, заменяя знакомую лексику китайскими словами и оборотами.

Педагогическая задача: закрепляется новая лексика; такой урок может служить вариантом контроля знаний; если сказка заранее подготовлена, то от учеников требуется знание слов по теме.

На таких уроках работает принцип открытости. Не только давать знания, но и показать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса6: ученики наглядно видят, что им нужно еще многое выучить, чтобы говорить по-китайски. Это мотивирует учащихся к овладению новыми знаниями и желанию выучить как можно больше, чтобы заменить как можно больше слов в тексте.

Урок исправления ошибок.

Игровая задача: в начале урока учитель предупреждает учеников о том, что в словах и предложениях, которые будут использоваться на уроке, могут быть ошибки. Ученики должны внимательно следить и исправлять их.

Педагогическая задача: тренировка внимания и реакции; умение находить и исправлять ошибки разного характера (грамматические, письменные, фонетические).

Содержание занятия: можно неправильно называть предметы, писать слова с ошибками, говорить, что ответ (не)правильный. Например, показывая ручку, сказать, что это карандаш. Ребята должны заметить и исправить.

Урок-викторина.

Игровая задача: учащиеся отвечают на письменные или устные вопросы.

Педагогическая задача: закрепление речевых конструкций и фраз.

Содержание занятия «Мудрозавр». На доску прикрепляется изображенный дракон Му-дрозавр с крючками. Ребятам предлагаются карточки с вопросами от Мудрозавра (содержание карточек зависит от цели и темы занятия). Каждый ученик должен снять карточку с крючка, прочитать вопрос, написанный по-китайски, и ответить. Остальные ребята оценивают правильность ответа. Если ответ неверный, то Мудрозавр «съедает» отвечающего.

Урок без учителя.

Игровая задача: ученики делятся на пары по уровню успеваемости (сильный / слабый). Ученик, который лучше усвоил материал, помогает однокласснику. На уроке учитель занимает позицию наблюдателя и координирует действия учеников.

Педагогическая задача: используется для заучивания материала в короткие сроки, помогает в работе с детьми с разным уровнем подготовки.

Содержание занятия: заучивание текстов песен, стихов, сценок, перевод предложений, закрепление грамматики, запоминание иероглифов.

Урок-фантазия.

Игровая задача: ученикам предлагается фантастический сюжет, в котором они должны, выполняя определенные задания, достигать фантастическую цель.

Педагогическая задача: контрольный опрос по лексике.

Содержание занятия «Елка знаний». Ребятам предлагается сюжет, в котором им нужно

представить себя во время Нового года. Но школу заколдовали, и Дед мороз со Снегурочкой не смогут прийти на праздник! Необходимо нарядить елку знаний правильно. Только тогда злые чары рассеются и праздник начнется.

На доску крепится елка с крючками для карточек. У детей есть мешок с игрушками-карточками, на которых изображены, согласно программе, предметы, овощи, фрукты и т. п. Необходимо называть по-китайски слова, изображенные на картинке, и вешать «игрушку». Когда елка будет наряжена, задача выполнена

- Новый год спасен!

Можно предлагать другой сюжет.

Урок-игра (подвижные игры: соревнования / физкультминутки; настольные игры).

Игровая задача: подвижные игры включают в себя игры-соревнования и игры-физкультминутки.

Содержание занятия «Эстафета». Игра для заучивания и повторения новых слов и букв. Ученики делятся на команды. Команды выстраиваются в шеренгу по одному. У каждой команды свой стол с карточками, на которых написаны буквы транскрипции (слова, иероглифы, картинки). Учитель называет букву, участник команды бежит, ищет нужную букву или слово. Выбранные карточки складываются возле учителя, для проверки.

По окончании эстафеты подводятся итоги и закрепляются буквы или слова, в которых были допущены ошибки.

Педагогическая задача: для закрепления и заучивания материала в начале игры участники всей команды вместе могут выбирать карточки.

Как учебная разминка могут использоваться всем известные подвижные игры: мяч-переводчик; игра с лишним стулом (вместо музыки учитель говорит по-китайски слова и предложения, дети бегают вокруг стульев; ученики должны услышать заданное слово и успеть занять стулья). В зависимости от учебной задачи, можно любую игру адаптировать для изучения или закрепления материала.

Педагогическая задача: Эти игры используются для выработки реакции на знакомые слова и обороты.

Для заучивания новых слов и речевых оборотов используются настольные игры: лото, домино, игры-пазлы.

Урок-путешествие.

Педагогическая задача: проверка пройденного материала на уроках китайского языка.

Задачи игры:

1) закрепить пройденный материал;

2) способствовать сотрудничеству учеников и общению со сверстниками (работа в команде);

3) научить работать по правилам, установленным учителем;

4) помочь учителю определить наличие трудностей у детей в освоении материала.

Содержание занятия. Игра «Сокровища китайского императора Ж'ф' (кит. Huangdi, хуан-ди)» рассчитана на участие нескольких команд. Оптимальное количество игроков в команде от

4 до 6.

Игра начинается с рассказа учителя легенды, истории8 и демонстрации карты, по которой можно найти заветные сокровища.

Легенда должна заинтересовать учащихся и послужить стимулом для прохождения испытаний. Учащимся выдается карта, на которой отмечены задания, которые ребята должны пройти и получить ключ от сундука с сокровищами.

Чем младше дети, тем активнее должен быть педагог на всех этапах игры. Но постоянно нужно менять свою позицию, на время уходя в тень, чтобы могла формироваться самостоятельность детей и не подавлялась их активность.

На таких уроках работает принцип обратной связи. Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. У учителя есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке6.

Коллективное участие детей в учебном процессе создает бодрое настроение, придает весомую ценность тому, чем дети овладели и с чем познакомились на занятиях. Ученики чувствуют гордость за свои достижения, а ощущение удачи поддерживает хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.

Если речь идет о командной игре, то в группе могут возникнуть конфликтные ситуации в связи с тем, что в команде может быть несколько лидеров, которые не хотят принимать чужие решения. Также может возникнуть проблема, связанная с трудностями работы в команде: ребята начинают обвинять друг друга в ошибках. Учителю необходимо остановить игру и попытаться вернуться к правилам игры (законам). Напомнить, что для победы необходимо работать вместе, ведь «одна голова хорошо, а две лучше». Можно привести пример. Если бы они заблудились в тайге, где опасно, бродят дикие звери, нет еды, что бы они делали? Ру-

гались, выясняли отношения или сплотились для того, чтобы выжить? Ребята сами ответят на вопрос и попытаются работать вместе. Может возникнуть ситуация, в которой в команде выделится группа учеников, хорошо усвоивших программу, тогда остальные участники ничего не делают, ждут, когда будут получены призы. Заметив такую ситуацию, учитель объясняет, что награду должны заслужить все! В этой ситуации можно привести и такой пример: если родители работают много и хорошо, делают все, но на фирме (заводе, в кабинете и т. п.) есть люди, которые ничего не делают, но получают зарплату такую же, или даже больше. Это справедливо? Ребята, конечно, ответят: «Нет!». Тогда учитель напоминает, что каждый участник должен принимать участие в прохождении испытаний. От этого напрямую зависит результат!

Важный момент в нетрадиционных формах уроков занимает подведение итогов. Необходимо совместно с учащимися обсуждать победы и огорчения, что получилось, а что вызвало наибольшие трудности. Постоянно возвращать учащихся к тому, что любая игра на уроке -это учебный процесс, а выполнение правил игры предполагает соблюдение дисциплины на уроке. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Самое сложное - это донести до детей, что игры носят обучающий характер, а не развлекательный. Ученики должны понимать, что находятся на уроке! А разнообразие предложенных работ необходимо для лучшего понимания и запоминания, а не развлечения!9

В процессе проведения нетрадиционных форм уроков обнаруживается степень усвоения пройденного материала у каждого ученика. Совершая ошибки, ученики помогают педагогу проанализировать, какой материал или раздел усвоен хуже, а какой лучше, на что необходимо обратить внимание.

Таким образом, наиболее значимыми характеристиками нетрадиционной формы проведения урока китайского языка являются:

• наличие мотивации учащихся;

• коммуникативная направленность процесса обучения;

• создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учащимися и учениками друг с другом;

• использование таких организационных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении китайским языком;

• выбор оптимальных для каждого класса приемов и методов обучения.

Примечания

1 См.: Медведева, О. И. Творчество учителя на уроках английского языка : из опыта работы. М. : Просвещение, 1991. С. 3.

2 См.: Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. М. : Просвещение, 1986. С. 20.

3 См.: Ильинская, Е. С. Использование приемов игровой методики при обучении иностранным языкам на курсах иностранных языков // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL : http: festival.1september.ru/arti-cles/102746.

4 См.: Тенденции развития форм обучения. Нетрадиционные формы организации уроков // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL : http://paidagogos.com/?p=81.

5 См.: Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М. : Просвещение, 1991. С. 128.

6 См.: Гин, А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость, Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя. 3-е изд. М. : Вита-Пресс, 2001. 88 с.

7 В Восточной школе, где я работаю, из шести часов в неделю, отпущенных на изучение китайского языка, один час отводится для изучения особенностей культуры и быта Китая.

8 Примерная легенда: «В развалинах Старого города найдена карта сокровищ, которую когда-то спрятал первый китайский император Ж'ф' (кит. Huangdi, хуанди). Но пройти по дороге к сокровищам нелегко, так как на пути встречаются препятствия, выполнить которые под силу не каждому. Пройти эти испытания могут только те, кто хорошо знает китайский язык. За выполнением заданий и прохождением препятствий следит Мастер^УЩ (кит. Laoshi, лаоши), который вот уже 2500 тысячи лет ждет самых умных и храбрых китаистов».

9 Ерофеева, Т. И в шутку и всерьез // Дошкол. воспитание. 2001. № 10. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.