Научная статья на тему 'Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства'

Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167063
1139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / НОВОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭКРАН / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маченин А. А.

Образ современного учителя. Что значит образ учителя для современных школьников, родителей и самих учителей? Как медиа отражают образ педагога? Сегодняшие медиа, к сожалению, представляют образ учителя, педагога, детского наставника далеко не с лучшей, а иногда с отрицательной и даже шокирующей стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства

А.А. Маченин кандидат педагогических наук, Режиссер Медиацентра НИУ Высшая школа экономики, Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

(Москва) [email protected]

Аннотация: Образ современного учителя. Что значит образ учителя для современных школьников, родителей и самих учителей? Как медиа отражают образ педагога? Сегодняшие медиа, к сожалению, представляют образ учителя, педагога, детского наставника далеко не с лучшей, а иногда с отрицательной и даже шокирующей стороны. Ключевые слова: образ современного учителя, новости, чрезвычайная ситуация, кинематограф, психология, экран, медиабезопасность, кинообразование,

медиаобразование.

Image of a school teacher in the reflection of TV / film / Internet media space

Dr. A.A. Machenin Director of video editing, media center, HSE, member of Russian Association for film & media education Russia (Moscow)

[email protected]

Abstract: The image of the modern teacher. What is the image of the teacher for students, parents and teachers themselves? What is media reflection about the image of the teacher? Modern media, unfortunately, represent the image of the teacher is far from the best, and sometimes negative, and even shocking part.

Keywords: image, teacher, news, TV, series, cinema, screen safety, media education.

« Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству

утраченная традиция».

Жак Барзэн

Введение. Школьный учитель... Какой образ рисует нам наше воображение? Какие эмоции вызывают воспоминания школьных лет: доброе лицо, умные и воодушевлённые глаза, сильные и одновременно слабые, покрытые меловой пылью, руки. Постоянная озабоченность порядком в классе и предметной успеваемостью лоботрясов и двоечников... Но это наше, давно ушедшее время.

А каков образ современного учителя для современного школьника? Попробуем ответить на этот вопрос.

Чтобы сразу погрузится в проблему исследования, проведем простейший, но весьма показательный аналитический эксперимент. Технология его проста, и каждый читатель может перепроверить наши данные в любое время и с любого устройства, имеющего подключение к сети интернет. Итак: пишем в поисковой строке модного среди наших школьников медиахостинга YouTube.com ключевое слово «Учитель» и смотрим, какую информацию нам выдает эта система.

Первый интересный результат: общее количество упоминаний слова «Учитель» примерно 10 900 000.

И вот предлагаемый нам «топ» десяти первых видеоновостей:

1) «Учитель в Minecraft» - Мини-Игры | ShurikWorld - виртуальная компьютерная ролевая Online-игра организованная по принципу "Полицейские и террористы" транспонированная в условия общеобразовательной школы "Учитель и ученики". Видео загружено 2 года назад, 4 396 719 просмотров;

2) «Агрессивный учитель английского языка» | BeautifulInternet - скрытная съемка реальной сцены, где маленькая девочка дает отпор агрессивному учителю. Загружено 3 года назад, 524 254 просмотра;

3) «Учитель в законе - (1-3 сезоны)» | Сила Трёх - телесериал про жизнь уголовников. Загружено 1 года назад, всего просмотров 9 676 раз;

4) «В Казахстане учитель избил троих учеников старшего класса: видео» | News Today - новостной сюжет по трагическому событию в Казахской школе. Загружено видео 3 месяца назад, 214 236 просмотров;

5) Телесериал «Интерны». - курьезные истории студентов-медиков и их кураторов в обычной российской больнице. Загружено 1 год назад (14 сезонов), всего просмотров 15 678;

6) «Учитель математики, побившая школьника, набросилась и на журналистов» | KTKnews. - новостной сюжет об очередном трагическом событии в школе. Загружено 8 месяцев назад, 706 062 просмотра;

7) «Учитель борется с учеником, который его достал)» | Анастасия Псарева. -скрытная съемка реальной сцены, где мальчик дерётся с учителем физкультуры. Загружено 2 года назад, 717 750 просмотров;

8) «Маша и Медведь - Учитель танцев» - многосерийная, агрессивная современная интерпретация доброй сказки "Машенька и Медведь". Загружено 1 год назад и 128 216 281 просмотров;

9) «Роман Олегович. Учитель опаздывает» в рубрике "В вуз не дуем!" -издевательская интерпретация Российского учебного процесса в высшей школы от

телевизионной шоу-труппы «Уральские пельмени». Загружено видео 1 год назад, всего 393 941 просмотр;

10) «Злой учитель (слабонервных не смотреть)» - ТОП 5 Лучшая видео подборка самых злых учителей. Загружено 6 месяцев назад, всего просмотров 19 542.

Заметим, что в ТОП-10 видеоновостей, по версии YouTube.com, вошли исключительно агрессивные, негативные и асоциальные по характеру, но наиболее активно просматриваемые, рейтинговые видеоматериалы.

Попробуем дать общий комментарии на этот популярный видеоматериал и посмотрим, что изображено на этих видео.

Итак, жестокая развлекательная компьютерная игра с террористическим подтекстом, телесериалы, юморески, видеосюжеты, уничижающие российских педагогов и студенчество. На основе представленных примеров современной медиасреды школьника достаточно чётко вырисовываются определённые образы и наглядные черты - как российского учительства, так и образовательной системы в целом.

Через молодёжные информационные, образовательно-интерактивные и игровые форумы, а также через группы в социальных сетях ^асеЬоок, Вконтакте, Одноклассники и Мой Мир) мы провели анонимный опрос школьников от 12 до 17 лет (7-11 класс) по двум важным для нас вопросам:

1. Есть ли у вас в школе любимый учебный предмет, учитель и почему?

2. Хотели бы вы в будущем связать свою судьбу с профессией учителя и почему?

Было опрошено более 500 российских респондентов-школьников. Результаты получились весьма удручающими: только 5% респондентов признались в своей любви к школьным предметам и только 12 человек (2%) признались в своих симпатиях к учителям, классным руководителям, репетиторам и т.д. Многие из опрошенных отметили, что не видят в своих учителях «героев их времени», профессиональных наставников, образцов для подражания.

Отвечая на вопрос о возможной ориентации на педагогические профессии, школьники в качестве факторов их неприятия выделили непрестижность, экономическую неоправданность. Правда, некоторые старшеклассники рассматривали поступление в педагогический вуз с целью отсрочки от армии.

Среди опрошенных были ребята, чьи родители работают учителями. Но они не изъявили желания идти по профессиональным стопам родителей.

Подобное исследование мы уже проводили в 2010 году, и мы констатируем существенное снижение престижности и популярности положительного образа учителя и учительской профессии среди школьников и их родителей.

Попробуем разобраться, в чем причины и следствия подобного отношения. Но сначала посмотрим, как эта проблема трактуется на государственном уровне.

23 декабря 2015 года состоялся очередной Госсовет правительства РФ под руководством президента РФ. На нем, в честности, говорилось о реализации федеральных и региональных проектов «Современное образование», «Доступная интернет среда» и «Электронная школа». Шла речь и об актуализации кино/медиаобразования, в контексте опасных тенденций общей информационной, и как следствие, культурной и этической неграмотности современных школьников и педагогов.

Одним из первых, слово попросил Министр образования и науки РФ. Д.В. Ливанов, который отметил, что «реальное улучшение социального самочувствия учительства требует и моральной поддержки. Очень важно, чтобы образ педагога позитивно воспринимался в обществе: нужны хорошие фильмы об учителях, публикации в средствах массовой информации о лучших представителях учительской профессии, чтобы она и дальше привлекала успешных молодых людей. Мы издаём ежегодно лучшие советские фильмы об учителях, распространяем их по школам, но очень важно, чтобы появлялись и новые фильмы. Здесь необходима популяризация в средствах массовой информации успешных школьных практик».

Много говорилось и о важности активной и безопасной образовательной работы в сети интернет, а особенно в социальных сетях, где часто проводят свободное время школьники. Особо отмечалась острая необходимость в разработке практико-предметных образовательных компетенций у современного учителя для работы в интерактивных виртуальных областях.

Дали слово и непосредственному школьному практику, представителю учительской профессии: преподавателю самарской гимназии №1, победителю конкурса «Учитель года России - 2015» С.С. Кочережко. Он подчеркнул: «Чтобы выпускники вузов и педколледжей не боялись прийти в школу, нужно формировать положительный образ школы и положительный образ учительства в обществе. В связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы в СМИ показывалось не только плохое и скандальное про школу, но и хорошее. Ведь учительская профессия - самая светлая и важная. Поэтому совсем не трудно показать что-нибудь хорошее об учительстве».

Таким образом, можно констатировать, что проблема положительного имиджа педагогов - как в жизни, так и медиа - осознается как на министерском, так и на «низовом» уровнях.

И все-таки: каков образ учителя в представлениях современных новостных медиа России?

Говоря о форме подачи новостной информации отметим явную закономерность: чем независимее, свободнее и "демократичнее" медиа, тем более жёстче и радикальнее подаётся (продаётся) зрителю событийная

информация (новость). Более того, чтобы информационная ценность (новостная или рейтинговая стоимость) была большей, многие информагентства позволяют себе «пожертвовать» этическими и эстетическими общечеловеческими и профессиональными журналистскими принципами, нормами и законами. А иногда для усиления мотивации жаждущего обывательского зрительского интереса, событийная новость дополняется ложными, высокотехнологичными, смоделированными, смонтированными подставными событийными деталями.

Если классифицировать саму форму отрицательного информационного повода (новости), то можно разделить подачу сообщения на четыре степени информационной привлекательности (давления):

1. Лёгкая форма информационной привлекательности (давления) предполагает обобщённую, сухую констатацию фактов обстоятельств, включая общий анализ вероятных событий повлекшие столь негативные последствия.

2. Средняя форма информационной привлекательности (давления) предполагает использование ряда более предметных деталей в описании обстоятельств и частичного эмоционального подтекста в содержания описания новости.

3. Тяжелая форма информационной привлекательности (давления) предполагает активное использование излишне реалистичных деталей в описании обстоятельств, а также, обязательное эмоциональное, критическое отношение и довольно резкие оценочные суждения автора (редактора или корреспондента).

4. Сверхтяжелая форма информационной привлекательности (давления) предполагает особо жестокий и циничный информационный формат подачи информации, а также подложные и сфабрикованные детали и доводы, вызывающе острый мотивационный интерес.

По технологии «поиск по тегам» мы просканировали интернет на предмет упоминания новостей, в содержании которых есть слова: «учитель», «школьник», «школа». Поисковая система Яндекс выдала нам более миллиона совпадений по каждому из задаваемых тегов. И в большинстве случаев эти слова возникали в негативном, скандальном или криминальном информационном контексте.

Например, в феврале 2016 года в одной из московских общеобразовательных школ четвероклассник ударил учительницу. В том, каковы причины, мотивы и следствия этого события, должны, разумеется, разобраться компетентные государственные официальные органы.

Но медиа не желают ждать никакого расследования происшествия, а выдают эту новость немедленно.

Уже на следующий день после случившегося эту новость публикует медиапортал Lifenews.ru под хлёстким и жестким заголовком: «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание».

Дальше больше: к 11:30 эта информация уже стоит в «топе» пяти самых популярных (горячих) новостей поисковой сети Яндекс. К 12:00 данную новость уже «перепостили» более 30 телевизионных, печатных и электронных СМИ. Только в интернете с этой информацией познакомились около 90000 пользователей, из которых, 116 человек выразили своё отношение к случившемуся в комментариях. К 20:00 об этой же новости рассказали уже более 60-ти разноформатных медиа, она набрала более 300 тысяч просмотров в интернете и 340 довольно жестких комментариев.

Исходный заголовок: «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание» мы относим к средней степени информационной привлекательности в формате подачи новостной информации. Есть заголовки и «потяжелее»: НТВ (17:19): «В Москве четвероклассник избил учительницу подлокотником от дивана», Дни 24 (14:03): «Замечание учителя не понравилось школьнику 4-го класса; в результате, он начал бить её подлокотником от дивана».

Удивление вызывает и свободное использование некоторыми СМИ и информагентствами данных частного характера. Так в указном выше случае, не называя фамилию школьника, многие информагентства открыто публикуют номер школы, где работает пострадавший педагог, её возраст, фамилию имя и отчество, а также её фотографию с официального сайта школы.

Отметим также, что в этот же день медиа РФ выделили ещё три события связанных со школьной тематикой: «В Королеве, по вине учителя физкультуры, от упавшей глыбы льда пострадала школьница», «Восьмиклассница в Саранске покончила с собой из-за несчастной любви» и «Школу в Москве эвакуировали из-за угрозы взрыва. Учеников и преподавателей вывели из здания». Обзор этих событий, также как и с новостью о «буйном четвероклашке», подробно освещается на электронных ресурсах десятка информагентств, обсуждался, перепостился и ретранслировался с неимоверной скоростью по многим отечественным и зарубежным современным СМИ, а также в информационных и социальных сетях интернета.

Мы решили проверить, какова доля хороших новостей про школу, школьников и учителей в отдельно взятом современном новостном агентстве. Для этого мы выбрали медиапортал LifeNews.ru.

Наш мониторинг показал, что только за последние несколько недель, новостных сюжетов, объединённых словом «учитель», журналисты

LifeNews.ru собрали более 25, из них с положительным содержанием только одно: «Педагоги выучили цыганский, чтобы понимать учеников».

При этом новостных сюжетов, объединённых тегами «школа», «учительница» и «ЧП в школе», на медиапортале собрано более 300. Из них с положительным содержанием менее 2% (например: «10-летний школьник разработал 1Т-программу для двоечников», «Российские ученые разрабатывают новый учебник по военной истории России», «Тульских школьников научат оказывать помощь команде космического корабля», «В России начинается новый учебный год»).

В результате более детального анализа можно разбить все негативные сообщения на 7 основных блоков, где объектами чрезвычайных ситуаций являются как учащиеся и их родители, так и учителя, педагоги системы дополнительного образования и административный аппарат общеобразовательных учреждений:

1. Проблемы с общей безопасностью учебного процесса (травмы и смерть по неосторожности). Объекты: учащиеся и их родители, а также учителя и административный аппарат школы.

Примеры: «МЧС не приняло к 1 сентября 2,5 тыс. школ». «В школе разлили канистру с азотной кислотой». «В Татарстане уволили школьного физрука, судимого за хранение наркотиков». «Жвачку назвали причиной смерти школьницы на уроке физкультуры». «В Уфе третьеклассник умер на уроке физкультуры». «Старшеклассник, игравший в молодежной команде по хоккею, упал в спортзале и умер, не приходя в сознание». «Ученик 10-го класса скончался на тренировке из-за внезапной остановки сердца». «В Приморье рухнула стена школьного спортзала». «В Курганской области ураган снес крышу средней школы прямо во время занятий». «Ученика начальных классов ударило током в школьной столовой в Москве». «Пермскую школу, где отравилось 125 детей, закрывают на карантин». «Более 40 детей отравились в школьной столовой в Перми». «В столичной школе 13-летнюю девочку облили ртутью». «Потолок обрушился на детей в школе на Урале». «Школьнику сломали шею в игре на перемене». «Завуча осудят за выбитый глаз школьника». «Учитель поджег себя во время опыта по химии». «В московской школе 19 детей отравились водой».

2. Драки и факты морально-психологического насилия в образовательных учреждениях. Объекты: учащиеся/учителя и учащиеся/учащиеся.

Примеры: «В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание». «Школу в Кемерово проверяют из-за избиения ученика на уроке физкультуры». «Мать школьника, ранившего ножом учителя физкультуры, извинилась за сына». «Руководителя оркестра детской школы искусств жестоко избил коллега». «Семья убитого учителя подала в суд на отца «школьного стрелка». «Учительнице, приводящей в школу дочь с синдромом Дауна, учинили травлю». «Директор школы убит под Махачкалой». «В Можайске школьники устроили поножовщину». «Ученика убили в школьной драке под Ростовом». «Педагога обвинили в натравливании детей на ученика». «Под Нижним Новгородом 24 ученика пострадали из-за перцового баллончика». «В Москве учитель пытался задушить дразнившего его ученика». «Пятиклассник потерял память после удара учителя». «Школьники записали на видео издевательства учителя над первоклассницей». «В

Петербурге школьный учитель оскорбляет детей и кричит на них матом». «На директора школы завели уголовное дело за избиение второклассника». «Житель Мытищ жестоко избил школьника за насмешки над своим сыном». «В Москве школьница воткнула шило в грудь однокласснику на уроке труда». «В Московской области школьник убил охранника». «Подросток, убивший ручкой одноклассника, стоял на учете у психиатра». «На учителя, заклеивавшего детям рот скотчем, завели уголовное дело». «На директора школы в Петербурге завели дело за избиение учеников». «На Кубани школьники сняли избиение подростка на видео».

3. Факты и свидетельства сексуальных отношений и насилия сексуального характера в образовательных учреждениях. Объекты: учащиеся/учителя и учащиеся/учащиеся.

Примеры: «В Москве учитель географии растлевал двоих школьников». «СК проверяет школу, где сняли порно с учеником». «Уволенный за домогательства учитель обвинил школьницу в связях с ДАИШ». «Учительница, выложившая в Сеть откровенные фото, попала в спецприемник». «В Петербурге учителя пытаются скрыть секс-скандал со школьниками». «Школьники и педагоги в Москве собирают подписи в защиту учителя-педофила». «Отличница ушла из школы после стриптиза на уроке». «Голая училка» отказывается увольняться из школы». «Учительница рисования Московской школы обвинила своего ученика в секс-домогательствах».

4. Коррупция в образовательных учреждениях. Поборы при зачислении, учёбе и экзаменах, а также сбор средств на нужды учреждения (класса): подарки, учебники, ремонт и т.д. Объекты: учащиеся и их родители, а также учителя и административный аппарат школы.

Примеры: «Директора ялтинской школы, устроившего вместо занятий банкет, уволили». «Директор школы присвоила 500 000 рублей». «Директор школы вымогала деньги уставом». «Закрыто дело директора школы, укравшего 208 млн». «Элитную школу винят в поборах с родителей на 6 млн». «Школу ликвидируют после коррупционного скандала». «Задержан учитель, решавший задачи за деньги».

5. Этические проблемы в школьной практике: на уроках литературы, истории, музыки, хореографии и т.д. Объекты: учащиеся и их родители, а также учителя и административный аппарат школы.

Примеры: «Танец оренбургских «Пчёл». Российское дополнительное образование, взгляд через западную танцевальную культуру соблазнения (Тверкинг)». «Детские конкурсы красоты - благо или зло». «Школьницам грозит дело за фотосессию на кладбище». «Ученики элитной школы устроили пьяный дебош на Хэллоуин». «Учительницу требуют уволить из-за поста в соцсети».

6. Факты суицида школьников из за результатов экзаменов и неразделённой любви. Объекты: учащиеся, родители и учителя.

Примеры: «Школьник повесился после расставания с подругой». «Отличница покончила с собой после слухов о несданном ГИА». «Родители спустя год обнаружили предсмертное послание сына-самоубийцы». «12-летняя девочка выбросилась из окна школы в подмосковном Пушкино». «Школу проверяют из-за ученика, прыгнувшего из окна». «Шестиклассник повесился из-за несчастной любви». «Ученики устроили перестрелку в школе из-за девушки». «Восьмиклассница в Саранске покончила с собой из-

за несчастной любви». «В Москве задержали учительницу за попытку довести школьника до суицида».

7. Заложники и терроризм в общеобразовательных школах. Объекты: учащиеся, учителя и административный аппарат школы.

Примеры: «У учеников школы, где нашли муляж бомбы, снимают отпечатки пальцев». «В школе Ангарска неизвестный открыл стрельбу по ученикам». «У отца детей, заложивших муляж бомбы в школе Карабаша, отнялись ноги». «Школу в Москве эвакуировали из-за угрозы взрыва. Учеников и преподавателей вывели из здания». «Под Челябинском эвакуирована школа из-за пакета со взрывчаткой». «Мужчина устроил стрельбу в гимназии в Волгоградской области». «Газ в московской школе распылила одна из учениц». «У облитой кислотой учительницы сожгли дом». «Ученики устроили взрыв в школе». «Террорист "заминировал" школу в Москве».

Итак, благодаря оперативной профессиональной работе многочисленных корреспондентов и редакторов современных телевизионных/радио/интернет каналов, десятки свидетельств аморальных, жестоких и трагических событий в школах ежедневно трансформируются в сотни и тысячи новостных интерпретаций, будоражащих российскую общественность новыми «увлекательными» подробностями. И это во многом определяет образ современного школьного учителя и школы.

Ужас в том, что такие темы как «Лучший учитель или ученик», «Победы на школьных олимпиадах», неактуальны и неинтересны для современных СМИ. Рейтинги и индексация цитирования агентства или телеканала увеличиваются за счёт негатива, такие медиаматериалы отлично продаются, что часто мотивирует школьников снимать на видео свои «геройские» поступки.

Обратимся теперь к тому, как образ современного российского учителя и школьная жизнь в целом трактуется в кинофильмах и телесериалах.

Приступая к обзору кинофильмов, заметим, что анализ и оценки рассматриваемого нами медийного материала зависят от возрастных аудиторных ограничений: 0+, 6+, 12+, 14+, 16+ и 18+ соответственно. Чем ниже возрастное ограничение, тем большей аудитории зрителей рекомендован тот или иной киноматериал (для просмотра младших, средних и старших школьников).

Кинематограф очень популярен среди разновозрастных детско-юношеских аудиторий российских школьников и их родителей. 95% аудиовизуальной, воспитательно-нравственной ассоциативной и правило-поведенческой базы школьник потребляет именно из кино. В современном медиапространстве наблюдается колоссальное перенасыщение вредными и даже опасными как для детей (школьников), так и для взрослых, низкопробными, но высокотехнологичными киноматериалами.

Если обратиться к школьной тематике, то мы видим, что большинство из недавних российских лент, рассказывающих о жизни современных школьников и учителей, несут в себе ярко выраженный негативный заряд, создавая негативный образ учителей (педагоги очень часто выглядят персонажами неинтеллектуальными, жестокими, коррупционными, склонными к алкоголю и т.п.) и школьников, школы в целом.

Примеры: «Все умрут, а я останусь» (Россия/2008/18+/Драма).Бюджет: $400 000. Кассовые сборы в России: $235 780. Рейтинг: 5.713 46 918 ГМЭЬ: 6.60 (1476). «Каникулы строгого режима» (Россия/2009/0+/Драма/Приключения/Комедия) Бюджет: $5 000 000. Кассовые сборы в России $17 566 040 (547 088 862 рублей). Зрителей 3 401 348. Рейтинг: 7.099 68 779 1МОЬ: 6.60 (1763), «Географ Глобус пропил» (Россия/2013/16+/Драма) Рейтинг: 7.415 63 432 ГМОЬ: 7.50 (2158). Бюджет: $6 000 000 Кассовые сборы в России $4 257 638 (138 160 369 рублей). Зрителей 576 874, «День учителя» (Россия/2013/12+/Драма) Рейтинг: 5.090 355 1МОЬ: 5.30 (18). Бюджет: $3 400 000 Кассовые сборы $2 050 000, «Выпускной» (Россия/2014/18+/Комедия) Рейтинг: 3.880 18 111 1МОЬ: 4.00 (131) ожидание: 34% (5453). Бюджет $8 340 000 Кассовые сборы в России $4 252 271 (171 893 887 рублей), зрителей 793 350, «Кутис» (Россия/США/2014/18+/Ужасы/Комедия) Бюджет 17 400 000 руб Кассовые сборы 14 235 104 руб. Рейтинг: 4.654 4881 1МОЬ: 5.60 (11 357). «Училка» (Россия/2015/12+/Драма/Боевик/Криминал) Рейтинг: 6.256 730 1МОЬ: 6.20 (24) ожидание: 93% (1471) Бюджет 23 000 000 рублей. Кассовые сборы в России 16 178 475 рублей, зрителей 75 039.

Как правило, в представленных фильмах подробно показывается неэтичное поведение как школьников, так и взрослых (учителей). Образ «героя-учителя» нередко связан с жестокостью, развращённостью. Активно используется грубая, иногда нецензурная лексика.

Этот подход существенно отличается от фильмов советского периода на школьную тематику, где также были представлены сложные социальные проблемы:: «Чучело» (Драма, 1983); «Выскочка» (Драма. Комедия, 1978); «Когда я стану великаном» (Комедия, 1997); «Вам и не снилось» (Мелодрама, 1981); «Розыгрыш» (Мюзикл. Мелодрама, 1977); «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964\СССР\6+\Комедия\Семейный) Рейтинг: 8.278 63 132 1МОЬ: 8.30 (1348); «Доживём до понедельника» (СССР/1968/0+/Драма) 8.091 16 910 1МОЬ: 8.00 (591).

Современный российский кинематограф, к глубокому сожалению, всецело поддерживает западную систему «школьных кинематографических ценностей» и, начиная с 1999 года, всё чаще рассказывает о школе в жанре фильмов ужасов, триллеров и низкопробной фантастики (к примеру: «Зомби каникулы» и т.д.).

Широкую популярность у современной молодёжи сегодня имеют телесериалы на школьную и образовательную тематику.

Примеры: «Школа». Телесериал (Россия/2010/16+/1 сезон/Драма) Рейтинг: 4.622 28 240 1МОЬ: 6.60 (390). Произведён при поддержке с последующей телетрансляцией на «Первом канале». «Физрук». Телесериал (Россия/2014/16+/3 сезона/Комедия) Рейтинг: 7.508 40 093 1МОЬ: 7.50 (778). Произведён при поддержке с последующей телетрансляцией на канале СТС. «Закрытая школа». Телесериал (Россия/201132

2012/16+/Комедия) Произведён при поддержке с последующей телетрансляцией на канале ТВ3. «Учителя». Телесериал (Россия/2013/12+/1 сезон/Мелодрама) Рейтинг 6.699 1266. Произведён при поддержке с последующей телетрансляцией на канале СТС. «Ранетки». (Россия/2008-2010/12+/Телесериал/5 сезонов/Комедия/Драма) Рейтинг: 2.565 24 091 1МОЬ: 2.30 (139). «Универ» (Россия/2008-2011/16+/Телесериал/5 сезонов/Комедия) и «Универ. Новая общага» (Россия/2011/16+/Телесериал/2 сезона/Комедия). Рейтинг: 5.796 42 556 1МОЬ: 5.90 (360) Бюджет более $10 000 000. Произведён при поддержке с последующей телетрансляцией на канале ТНТ. «Школа Монстров: Призрачно (ТВ)». Мультсериалдля самых маленьких и не только. (США/2010-2015/Семейный) Рейтинг мультфильма: 6.568 295 1МОЬ: 5.50 (300).

В качестве примера анализа приведем характерный отзыв на сериал «Физрук» (Д.Сварг, kinopoisk.ru): «Судя по последним тенденциям нашего кинематографа, культ быдла начинает возвращаться. Необразованный бандюк их 90-х становится кумиром для молодого поколения. И это в 21 веке, когда в развитых странах делают упор на образование и семейные ценности, в России решили сделать все наоборот. Взрослый мужик, который ничего не умеет, кроме как «колотить понты» перед неокрепшими умами, становится учителем старших классов и тут же начинает насаждать свои понятия среди школьников, при этом учителя его поддерживают и считают образцом мужественности. И не важно, что главный герой туп, как пробка и наступает на одни и те же грабли с упорностью барана, таранящего новые ворота. Не важно, что сюжет высосан из пальца, главное, что он нравится толпе, и она ставит этому недошедевру 7,5... Из этого выходит один печальный вывод, чем ниже развитие общества, тем больше будут востребованы такие фильмы. Больше сказать нечего, так как после просмотра остается один негатив, а выливает его сюда не имеет смысла».

Стоит добавить, что в этом году будет снято продолжение столь «увлекательнейшего» сериала под названием «Физрук спасает Россию» (!?!). Вероятно, это будет действительно «спасательная» операция России от культурных и морально-эстетических устоев здравого человека (современного школьника).

Далее нам хотелось бы затронуть тему образа современной семьи на российских кино/телеэкранах.

В одном из предыдущих исследований, просвещённых анализу российского, советского и западного анимационного медиаматериала, мы писали о том, насколько плохо показан образ семьи и материнства, ценности родительства и детства в популярных мультфильмах.

Увы, на современном западном и российском телевидении и в кинематографе активно раскручивается масштабное продвижение и популяризация неполной семьи. Основной упор делается на искоренении привычного нам женственного и заботливого образа матери и каких либо истинных качеств материнства. Всё больший развлекательный акцент делается на шуточном, а порой и аморальном отношении детей к своим родителям и наоборот. Особенно часто показывается современная «асоциальная мать», легко бросающая семью и детей ради профессиональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

карьеры, новой «любви» и материальных благ. Демонстрируется и безответственное отцовство.

Примеры: «Семейный бизнес» (Россия/Телесериал/2014/2

сезона/16+/комедия/семейный) Рейтинг 7.170 1801 IMDb: 3.20 (22). «Папины дочки» (Россия/Телесериал/2007 - 2013/20 сезонов/детский/комедия/семейный) Рейтинг: 5.659 33 931 IMDb: 5.60 (101). «Два отца и два сына» (Россия/Телесериал/2013 - 2014/2 сезона/ комедия/семейный) Рейтинг: 5.795 2704 IMDb: 7.80 (29). «Детка»

(Россия/Телесериал/2011/1 сезон/16+/комедия/музыка) Рейтинг: 6.175 2347. «Кто в доме хозяин?» (Россия/Телесериал/2006 - 2008/1 сезон/комедия/семейный) Рейтинг: 4.157 12 413. «Маша и Медведь». Мультсериал (Россия/2009-2015/2 сезона/0+/Комедия) Рейтинг: 7.253 15 076. Телеканал «Карусель».

Этот российский мультсериал мог быть достойным продолжением советского мультика «Машенька и медведь», созданного в 1960 году, но в итоге получилась примитивная, многократно повторяющаяся история воспитания отцом одиночкой (медведем) весьма современной, капризной и самовлюбленной «дочери». Приведем характерный критический отзыв на сайте kinopoisk.ru (автор iris2302): «Да простят меня фанаты этого мультика. Во-первых, я всей душой возненавидела это маленькое белобрысое чудовище, которое ломает, портит, крушит всё, что попадается у неё на пути, и отравляет жизнь медведю. Во-вторых, я просто не переношу жестокие мультфильмы типа «Тома и Джерри», где юмор на уровне «зверюшка ударилась, ей больно — как смешно!», «обозвал, избил, испортил, украл — как смешно!». Маша — то же самое. Я смотрела всего 2 или 3 серии, но они меня неприятно удивили. Весь этот ажиотаж, оказывается, вокруг маленькой самовлюблённой девочки, которая разрушила дом медведю, выпустила пчёл, и отправила на верную смерть Деда Мороза! И какие из этого может сделать выводы маленький ребёнок, который фанатично смотрит этот мультик и смеётся от души? Не удивляйтесь, когда он пойдёт рушить вашу квартиру и пинать кошек. Покажите ему лучше старые добрые детские мультики с Котёнком по имени Гав и другими. Покажите Пиксар с его Валли, Вверхом и Историей игрушек. Покажите ребёнку добро! И упаси Боже моего будущего ребёнка от таких мультфильмов».

К зрительскому отзыву о мультсериале «Маша и Медведь» добавим очень важную и во многом определяющую деталь. Подобный типаж активного, непослушного, а главное невоспитанного ребенка-дошкольника, по отношению к окружающим и старшим людям (родителям и учителям), на российском телевидении сегодня очень популярен. Обратите внимание, как показан образ современной семьи (и особенно ребёнка-дошкольника) в содержании сюжетных линий рекламных телевизионных роликов: реклама сока «Моя Семья» - «Стыдно !?, но очень вкусно» и рекламы печенья «Oreo» где в открытую пропагандируется детская жадность, бескультурье, непослушание, неуважение к взрослому и даже обман и воровство, пусть и в игровой, комичной форме.

Даже в таком формате как телевизионная реклама программируется привлекательная концепция одинокого отцовства и критичное отношение к материнству (к маме): Сок «Моя Семья», печенье «Oreo», мобильный

оператор «МегаФон - "Оксюморон"», сеть магазинов электроники «Эльдорадо», пироги «Др. Откер - Папа научился печь» и т.д. В рекламных сюжетах все больше разыгрываются довольно пикантные ролевые ситуации, где родитель (преимущественно мужчина) и дети (как правило, девочки), не доверяют и обманывают друг друга и общаясь, относятся к собеседнику как к предмету, вещи, которую можно поменять на новую, если старая надоела или сломалось. К примеру, реклама магазина «Эльдорадо», где папа пугает малыша: «Будешь баловаться, поменяю на нового ...». Более того, при рекламе услуги «утилизации» старой техники при покупке новой, рекламная компании магазина «Эльдорадо» также прибегает к демонстрации семейной сцены, где уже сын пугает своего отца, что если тот не сможет с ним играть в видеоигры, то по программе утилизация мальчик поменяет его на нового. Что тут добавишь?

Если в рекламе показана полная семья, то образ матери воспринимается как обслуживающий персонал: кухарка, посудомойка, уборщица, или вообще объект для издевательств: как в рекламе спрея «Риностоп»: "У мамы рот не закрывается ... не на минуту". Или реклама мази «Долобене» Воронины: "... Вера, ты одна у нас старая осталась..."».

Удивительно, насколько свободно, открыто и «демократично» демонстрируется привилегированность асоциального и материального над этическими, эстетическими и моральными ценностями. Взаимоотношения ребёнка (школьника) и родителя (учителя) строятся на обмане, неуважительности по отношению к друг другу, на принципах «кто успел тот и съел» и т.д.

Рекламных роликов с агрессивными и, мягко говоря, неадекватными персонажами-учителями тоже немало. Как правило, в рекламной сфере эксплуатируются такие общечеловеческие, проблемные состояния современного учительства, как физическая и психологическая перегруженность, усталость, стресс, а с ними, излишняя раздражительность и агрессия: "Много приходится стоять и говорить? ... вам поможет мазь для ног и пилюли для горла. В классе шум и гам? ... примите чудо таблетку "от головы. Вы бедны и получаете маленькую зарплату? .... играйте в опНпе-казино и вам обязательно повезет!" и т.д. и т.п.

Одним из самых популярных, антисоциальных и аморальных рекламных роликов, где открыто демонстрируется прямая агрессия учителя общеобразовательной школы по отношению к ученику, крутился в эфире центральных развлекательных телеканалов в период с середины 2014 до начала 2015 года, представляя товар кондитерской компании Чупа Чупс: «Пустой школьный класс, учитель в очках хочет наказать школьника за непослушание и просит развернуться, чтобы ударить его по попе указкой... и

тут, плюшевое лицо на штанах ученика начинает петь ... учитель в недоумении ... Конец». Лозунг сюжета соответствующий: "Смотри на жизнь проще!".

Некоторые рекламщики, продавцы "счастья", наоборот, показывают современного учителя в образе вечно скучающего, алчущего моментальной наживы бездельника, предлагая учителю, во время хода экзамена, контрольной, лабораторной или перемены поиграть в online-казино, продать что не будь ненужное, или наоборот, что-то купить, заказать пиццу или пончики и т.д.

Заметим, что сегодня, эфирная телевизионная или интернет-реклама все больше относится к обязательному, принудительному формату просмотра и, как правило, не даёт потенциальному зрителю возможности предварительно решить для себя, хочет он смотреть её или нет. Если ранее рекламный блок включался исключительно только после обязательной графической отбивки с надписью "далее реклама", и зрителю давалось от 3 до 5 секунд на принятие решения смотреть рекламу или переключить, то сейчас все больше, телеканалы используют технологию всплывающей рекламы, либо неожиданно, без предупреждения делаются стоп-кадры непосредственно по ходу фильма. Конечно, это происходит на самом важном, интересном и динамичном месте сюжетного развития, где и продают товар рекламодателя: "Вам страшно? Примите ...!".

В интернете контекстная реклама использует ещё более агрессивные технологии. На многих интернет порталах полностью блокируется функция контакта с текстовым, аудио или видеоматериалом, пока вы не просмотрите от 15 до 25 секунд рекламного информационного блока.

Представим перечень российских телесериалов и телепрограмм уничижающих и развращающих детей и подростков (школьников) и при этом весьма активно производящиеся и транслирующихся по различным телеканалам России. Здесь, как правило, в эпизодах можно также увидеть отрицательные образы современного учительства: «ДеФФчёнки», «Реальные пацаны», «Зайцев + 1», «Неzлоб», «Легко ли быть молодым? », «СашаТаня», «Озабоченные», «Озабоченные, или Любовь зла» и т.д. Плюс телепередачи: Дом 2, Comedy Club, Comedy Battle, Comedy woman и т.д. В содержаниях подобного киноматериала и «молодёжных» телепрограмм заведомо программируются аморальные поведенческие межполовые

взаимоотношения, закладываются ложные характеристики таких понятий как любовь и дружба, взаимопонимание и сострадание, духовное и материальное и т.д.

Особо аморальными и издевательскими прецедентами выглядят телевизионные форматы «шоу», где используется актерский труд реальных

детей как среднего и старшего школьного возраста, так и дошкольников. Современные шоумены, в качестве сценического образа любят показывать именно детсадовскую или школьную тему, но с подтекстом унизительной глупости, безнаказанности, пошлости и разврата. К примеру, программа 1 -го канала «Вечерний ургант» использует детей дошкольного возраста в типичной подложной, издевательско-комичной рубрике "Взгляд снизу". Детки здесь маленькие, они привыкли доверять взрослым и никак не подозревают «подвоха». Пользуясь этим, телеведущий задает малышам сложные, порой аморальные вопросы о жизни звезд шоубизнеса, о желтых сплетнях и пр.

Говоря о жестоком отношении к детству и учительской профессии нужно упомянуть и о «телевизионном творчестве» команды шоуменов «Уральские пельмени», которые с 2012 года раскручивают на канале СТС, серию комичных и аморальных эпизодов под названием «Отцы и Эти», «Детский сад в 18 лет», «Детский хор - Гори оно все конем» объединив это в незамысловатую рубрику «Детское». В каждой программе мужчины пудрятся, красятся и переодеваются в женские учительские платья. Взрослые женоподобные мужики разыгрывают событийные сцены из жизни детских садов, школ и институтов, но делают это в жестоко-комической и педофилической форме (например, учительница пристает к ребенку).

Самое печальное, что разыгрываются сцены жестоких, развратных и аморальных сцен между учителем-воспитателем и учеником-воспитанником. Делается это в присутствии реальных дошкольников и школьников выступающих в качестве массовки. Дети улыбаются, отвечают на весьма пикантные, сложные вопросы, подыгрывают переодетым "героям" согласно сценарию, стараются и очень, очень волнуются. Ведь представление идёт на большой сцене, перед многотысячным хохочущим в захлеб зрителем концертного зала, а также, в прямом эфире многомиллионной зрительской аудитории развлекательного молодежного телеканала СТС.

Очень, очень, очень печально! И мы хотим, чтобы наш ребёнок, после просмотра таких передач уважал взрослых? Своих родных и близких? Своего школьного воспитателя, учителя и классного руководителя?

Заметим, что многие подобные форматы провокационных, развращающих и одновременно развлекательных "молодёжных" телевизионных сериалов, телепрограмм и ток-шоу полностью куплены, либо скопированы с западных аналогов.

Если раньше телеканалы, массово демонстрирующие материалы провокационного толка, можно было пересчитать на пальцах одной руки, то сейчас идет их тотальное распространение. К примеру, телеканал ТВ3 в "колдовском" телесериале «Гадалка» показывает историю о том, как

обычные, среднестатистические российские школьницы с помощью волосяной куклы и заговорного проклятья используют магию «вуду». По сюжету, школьницы наводят порчу на своего классного руководителя, чтобы сорвать школьную контрольную. А на телеканале «Доверие» показали американскую драму «Учитель английского», где рассказывается история глубокого одиночества школьной учительницы и ее секс с учеником непосредственно на учительском столе в классе, а также последующую публичную реакцию школьников на размещенное в соцсети видеозаписи этого события...

В одном из эпизодов многосерийного фильма «Оставайся навсегда» (Россия, 2015, 12+), транслируемый и произведённый каналом «Россия-1», демонстрируется сцена прямого вымогательства директором школы денег на ремонт «.или ещё на что ни будь...».

И это взамен советских кино/телесюжетов, где образ учителя в основном был эталоном доброты, ответственности, профессионализма и самопожертвования ради блага других, не своих, но родных ему детей (школьников).

Справедливости ради нужно упомянуть об одной современной киноленте, показывающей, пусть и немного наивный в своей любви к музыке и детям, но профессиональный и творческий, хороший образ современного учителя («Учитель музыки». Украина/2008/12+/Мелодрама).

Интересное наблюдение: советский минисериал «Большая перемена», рассказывающий о молодом преподавателе вечерней школы и его учениках, взрослых, уже работающих на заводах молодых людях, в жанре мелодрамы и комедии, ярко и в целом позитивно рассказывал о любви, семье, уважении к родительству и учительству. Явно нацеленный на взрослую целевую аудиторию зрителей, он отлично смотрится и в детско-юношеских, истинно школьных зрительских аудиториях. И по праву сайтом kinopoisk.ru ему присвоено ограничение 0+.

Для сравнение, российскому фильму «Каникулы строгого режима» сайт kinopoisk.ru также присвоил ограничение 0+, хотя по существу это скорее ошибка, так как это фильм про персонажей-убийц и уголовников, обманом пытающиеся уйти от уголовного преследования, устроившись каким-то чудом вожатыми в детском оздоровительном лагере. Рекомендовать подобный сюжет детям возраста 0+ как минимум непрофессионально и медиабезграмотно!

Мы считаем киножурнал «Еролаш» действительно интересным сатирическим медийным продутом о школе, школьниках, учителях. Но недавно прошла новость, что в режиссёр скандального телесериала «Школа» Гай-Германика начнёт режиссировать и «Ералаш». Чем плох «Еролаш»

сейчас, непонятно. Возможно не достаточно циничен??? Жаль его, хороший был киножурнал!!!

Итак, Существует качественная, моральная и эстетическая разница между кино/телепродукцией СССР и РФ. В современной России прослеживается явное тяготение медиа к пропаганде безнравственности родителя, учителя и представителя административного аппарата школы, так и непосредственно самого ребёнка ("Физрук"; "Выпускной"; "Кутикус"; "Каникулы строгого режима"; "Учителя"; "Географ глобус пропил"; "Все умрут, а я останусь") и т.д.

Кинематограф очень популярен среди разновозрастных детско-юношеских аудиторий, и в связи с этим позитивный образ «учительства» очень важен. Однако, практически во всех российских фильмах профессия учителя рассматривается с точки зрения преобладающей аморальной и/или коррупционной мотивации человека («педагога» ("Физрук"; "Выпускной"; "Кутикус"; "Каникулы строгого режима"; "Учителя"; "Географ глобус пропил"; "Все умрут, а я останусь"; "Училка"; "Универ, новая общага"; "Интерны") и т.д.

Современное производство художественных фильмов для кинотеатров - дорогостоящий процесс. На производство тратятся как частные, так и государственные (бюджетные) средства. Но, фильмы о «плохих» школьниках и учителях, как правило, проваливается в прокате, их съемочный бюджет значительно превышает кассовые сборы ("Выпускной"; "Кутикус"; "Каникулы строгого режима"; "Учителя"; "Все умрут, а я останусь"; "Училка"; "Школа", "День учителя") и т.д.

Очередная закономерность, переходящая в логическую последовательность: советские фильмы о школе сняты в жанрах драмы и мелодрамы, комедии, приключений. Современные российские (да и западные) фильмы о школе - натуралистические драмы, издевательские и пошлые комедии, жестокие триллеры, ужасы и т.д.

Коррупционные, аморальные и бесчеловечные российские школьные теле/киноистории как под копирку повторяют реальные новостные примеры и события, участниками которых всё чаще становятся реальные учителя и ученики.

Увы, не лучше образ учителя и школы и в игровых медиасредах. С новыми технологиями в компьютерной электроники мы получили новый, особый виртуальный мир программируемой реальности, построенный на легко управляемой животной рефлексии при восприятии ярких, громких и динамично двигающихся объектов, характеристических ролевых игровых пространств. При этом основная сюжетная линия базируется на

примитивизме, страхе, открытой жестокости, невежестве, развлекательной аморальности, убийствах, убийствах и ещё раз убийствах.

Говоря о современных реальных, а особенно виртуальных игровых медиапространствах разновозрастных школьников, хотим мы этого или нет, мы вынуждены всё чаще поднимать темы, связанные с этическим, эстетическим восприятием и прямым, пусть и виртуальным соприкосновением ребёнка (школьника) с таким физическим состоянием человека, как смерть (убийства, суициды и пр.).

Не так давно, в рамках медиа экологического исследования сетевых игровых медиапространств школьников «Две стороны ролевого героизма в современных Online играх: жестокий правитель или убийца одиночка» мы проводили очередной социальный опрос школьников на тему «Образ смерти в реальной и виртуальной досуговой деятельности школьников». Опрос проводился как в виртуальной среде (в молодёжных социальных сетях, на образовательных и игровых интернет форумах), так и в реальных школьных аудиториях центрального региона России.

В отличии от соцопроса по теме «Любимый учитель и школьный предмет», опрос на эрудицию в виртуальных игровых пространствах был интересен и обоюдно полезен именно в формате личной коммуникации, общении со школьниками в актовом зале или классе. Проводя подобные, казалось бы, безоценочные опросы по тематическим направлениям, отражающим интересы и увлечения, близкие по духу современному школьнику, мы увидели, что здесь ребята чувствовали большую раскованность при высказывании своих предпочтений. К тому же, в такие моменты, очень многое зависит и от опрашиваемого исследователя. Прежде всего, именно от него зависит и правильность задаваемого вопроса и, соответственно, уровень мотивации ребят на более честные, объективные, детальные и расширенные ответы.

В опрос вошли пять последовательно задаваемых вопросов:

1) Какими бывают современные виртуальные игры и игровые пространства, и кто из вас может назвать себя активным сетевым геймером?

2) Какое количество убийств противника в компьютерной игре совершаете вы, и сколько раз противник, убивает вас за один игровой сет (временной режим битвы)? Сколько сетов вам приходилось максимально выдерживать в сутки или более (личный рекорд)?

3) Как визуализирован факт убийства (смерти) в виртуальных игровых пространствах?

4) Бывают ли реальные игровые аналоги современных виртуальных компьютерных игр? (Ролевые квесты, Зарница, Казаки и разбойники, Пейнтбол).

5) Какие вы знаете реальные и виртуальные игровые пространства, где игровой процесс не ведёт к обязательной, неминуемой смерти главного героя, игрока? (шахматы, пазлы, лего).

По результатам опроса 84% ребят младшего школьного возраста (1-5 классы) хорошо знают различные анимационные и вполне реалистичные игровые платформы, из них каждый второй играет в компьютерные игры регулярно, от 20 минут до 2 часов в день. В выходные дни время, проводимое в виртуальной игровой реальности, увеличивается многократно. По содержанию и признакам ребятами были названы мультяшные автомобильные гонки и авиасимуляторы, анимационные стреляли и динамичные «бегалки» типо Sonic и Lego Star Wars.

Большую активность проявляли девочки, заявляя о множестве весёлых кукольных игр, где главными герои - их кумиры из современных телевизионных мультсериалов: «Русалочка», «Барби», «Монстры Хай», «Розовые пони», Маша из российского мультсериала «Маша и Медведь» и т.д. В играх ими можно управлять, переодевать, кормить, красить макияж и т.д.

Мальчики говорили в основном про гонки и «стрелялки», хотя были и те, кто с увлечением рассказал о переодевании и расчёсывании виртуальной Барби и полётах на розовых пони. Отвечая на вопросы: «Что обычно происходит с героем, и чем закачиваются ваши игры для «мультяшного» героя?», ребята вспоминали, что его бьют, он проваливается в пропасть, его ловят «зомби» и космические «пришельцы». А далее просто происходит перезагрузка героя и чувство досады за непройденный игровой уровень: жалко, грустно, печально и т.д. Говоря про тему школы и учителя в компьютерных играх, ребята встречали учителей как объект для переодевания, косметического «накрашивания», лечения каких либо виртуальных ран (угри, прыщи) и в редких случаях, рисования чего либо на доске и т.д.

Игровые платформы про школу: «Школа монстров», «Мир Диснея», «Маша и Медведь», «Моя учительница. Одевалка», «Сделайте модной свою учительницу», «Макияж для новой учительницы», «Барби: Лучший учитель рисования», «Беременная Эльза. Школьный учитель» и т.д.

Ошеломляющий показатель: 97% опрошенных ребят среднего школьного возраста (6-9 классы), как мальчиков так и девочек, рассказали, что знают и регулярно играют во всевозможные виртуальные компьютерные игры. Среднее игровое время согласно опросу, составило от 1 до 9 часов в день, без перерыва на обед и прогулки с друзьями (так как друзья тоже играют). Были свидетельства респондентов о беспрерывных 27-ми и 39-ти часовых играх в каникулярное время. Наиболее популярные игры:

автогонки, групповые и одиночные «стрелялки», драки и аркадные баталии и т.д.

Виртуальных убийств и смертей героя в среднем назывались от 50 до 250 раз за 15 минутный период игрового «сета». Визуальными признаками фактов смерти назывались сильное покраснение и затемнение экрана компьютера, характерные звуковые эффекты попадания пуль в героя и удары, голосовые характеристические человеческие звуки.

Ещё важное замечание, что здесь мы впервые услышали особую языковую (лингвистическую) геймерскую терминологию: «шутер», «хорор», высокий «лейвел», мало «хелсов», «боты», «аккаунт», сбор «манны», «слить» противника, устранить «баги» через инсталлер «мода» и т.д.

Также ребята рассказали нам о десятках игровых порталов, где существует множество тематических игровых пространств, рассчитанных исключительно на агрессивный, антисоциальный и аморальный энергетический выплеск (разрядку). И самое страшное, что именно здесь массово программируются и пропагандируются всевозможные сюжетно-ролевые, школьные сцены с непосредственно учительским участием в качестве жертвы для унижение и жутких физических издевательств. Много виртуальных компьютерных игр с явным сюжетно-сексуальным, издевательским и даже педофилическим подтекстом.

Игровые платформы про школу: «Мтесгай», «Не бей своего учителя», «Разозлить учительницу», «Boos2», «Сумасшедший учитель», «Уличная хватка: Самая красивая учительница», «Смазливая учительница Нина», «Плохой учитель», «Макияж для горячей учительницы» и т.д.

Старшеклассники (10-11 классы), также как и средние школьники, показали хорошую осведомлённость в современных реальных и виртуальных игровых платформах, но при подсчёте показателя игровой активности выявился резкий спад как регулярного (ежедневного), так и нерегулярного взаимодействия с игровыми платформами в часы досуга.

48% ребят старшей ступени школы активно играют во всевозможные компьютерные игры, из них более двух третьих - представители мужской половины. У девочек старшеклассниц активность чуть больше 17-20%. Факты виртуальных физических убийств и смертей своего героя в среднем назывались от 25 до 100 раз за 15 минутный период игрового «сета», что говорит о большей бережливости к жизненному циклу своего героя и противника. Старшеклассники предпочитают более умные игры, агрессивные и кровавые игры в ответах, практически не фигурировали. Назывались игры с элементами детально просчитанной стратегии и экономического планирования.

Игровые платформы про школу: «^тСйу», «Мтесгай», «Пара-па-па - Город танцев», игра созданные по сценариям кинофильмов «Плохой учитель» и «Плохой

учитель 2» и т.д.

Уже по первым ссылкам на информационные реальные и виртуальные игровые пространства в сети интернет мы встречаем колоссальное количество детских, рассчитанных исключительно на целевую потребительскую аудиторию дошкольного и младшего школьного возраста. Подавляющее количество подобных игровых ресурсов полностью соподчинены теме школы и непосредственно, служат формированию собственного видения образом школьного учителя.

К примеру, разные зарубежные и российские продюсерские организации, занимающаяся продвижением и распространением на территории России развлекательных, а сегодня и образовательных торговых марок (бренда) таких как «Школа Монстров «Monster High» или «Маша и Медведь» предлагают не только читать комиксы и смотреть мультсериалы, но теперь и с помощью одноимённых игровых платформ выступить в роли ученика или учителя смертоносной, но такой «позитивной» школы монстров или непослушной, но такой «стыдливой» Маши.

Более того, по закону медиаиндустрии, подобный, хорошо раскрученный, казалось бы, "бесплатно" продаваемый нашим детям, виртуальный развлекательный анимационный телевизионный продукт, обязательно транспонируется в весьма реальную, коммерчески выгодную торгово-развлекательную индустрию. Каждый рисованный персонаж или деталь мультсериала продаётся в виде оформительских фотокартинок на атрибуты школьных предметов, с которыми наши дети встречаются ежедневно. Это школьные рюкзаки, письменные и чертёжные принадлежности, тетрадки, обложки для дневников и учебников, на рукавах и карманах школьной формы (одежды), продуктах быстрого школьного питания и даже средствах личной гигиены.

Современные школьники очень много времени проводят у экрана телевизора и компьютера. Со стремительно развивающимися мобильными аудиовизуальными медиатехнологиями проблема постоянного «зависания» в интернете и сама экологии медиа ухудшилась в десятки, сотни раз. И дальше будет только хуже... Современные школьники уже практически перестали общаться с реальным миром, всё больше предпочитая виртуальный. Великий Альберт Эйнштейн писал: "Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И тогда мир получи поколение идиотов!".

Коммуникационная этика - лишь верхушка медиатехнологичного айсберга. Уже сейчас безоценочное, безраличное морально-этическое восприятие физиологии и психологии "убийства" и "смерти" присуще современным детям уже со школьного и даже с дошкольного возраста. Как показали результаты опроса, подвержены вредной и бесконтрольной

виртуальной игромании именно средние школьники. Но всё, естественно, начинается с детского сада и с нас, родителей, воспитателей и учителей.

От постоянного просмотра, прослушивания и чтения вредной, а порой и опасной информации у школьников формируются совершенно хаотичные, а подчас и ложные представления о реальной жизни, о культурном и историческом наследии своей страны и мира в целом. У школьников культивируется отстранённое отношение к чувствам, сопереживаниям, к душевной боли, ценностным основам самой жизни и жизни других людей, своих одноклассников. А про уважение к старшим, родителям или учителям и говорить не приходится.

И это не удивительно. Мы сами водим детей на страшные в своём примитивизме и аморальности мультики, показываем жестокие взрослые фильмы, покупаем им декоративные кресты и гробики для кукол-школьниц, таких же как они, но таких привлекательно-мёртвых школьных мультипликационных друзей и учителей...

Своим безразличием и безучастностью к досуговой жизни подрастающего поколения, мы сами позволяем аморальным игровым порталам заражать и поглощать наших детей, инфицируя их невежеством, злобой и беспринципностью в выборе неграмотных и неэтических, вредных и аморальных, определяющих их дальнейшую жизнь, ориентиров.

Неудивительно, что тема школы и учителей очень часто фигурируют в подобных жестоких компьютерных играх. О каком уважении учителям можно тогда говорить? Как следствие учителей бьют, над ними издеваются, оскорбляют и унижают... Более того, учителей, пусть и виртуально, но в прямом смысле убивают в медиаиграх.

Больше всего меня удивляет тот факт, что политика современных медиа заключается в публичных обсуждениях «жаренных фактов» на всевозможных скандальных ток-шоу. А расторопные медийщики на место убийства или взрыва часто приезжают ещё до сотрудников МЧС, и дабы нажиться на чужой беде холоднокровно и безнравственно фотографируют это горе. Более того, пытаясь заручиться доказательной базой собственных кошмарных выводов, пытаясь верифицировать (проверить по нескольким источникам) выхватывают из толпы напуганных школьников с расспросами: расскажи, что там произошло, а мы тебе заплатим... К несчастью, многие школьники заранее зная, что есть возможность подзаработать, сами снимают жестокие драки, насилие и пр.

Давайте на конкретных примерах посмотрим, каково содержание некоторых популярных у младших и средних школьников виртуальных игр. «Босс и Босс 2» (Boss end Boss2). Рейтинг популярности 7 звёзд из 10. Посещение за год 499427 игроков. 93062 лайка и 21558 антилайка (разочаровались). 79 комментария в (53+ и 26-). Аннотация: Вас утомил, достал Ваш учитель? Не знаете куда деть злость? Начните

издеваться над ним, но, конечно, не в живую, а для этого можете в Boss 2 играть на компьютере. Может немного и полегчает.

«Не бей своего учителя». Рейтинг популярности 9 звёзд из 10; Посещение за год 148319 игроков; 9558 лайка, 568 антилайка (разочаровались); 158 комментариев (14+ и 7-). Аннотация: В этой флеш-игре ты можешь выпустить пар, убив надоедливого учителя — виртуально конечно же. Убить учителя, можно воспользовавшись одним из подручных предметов, а в классе их масса.

Нам показались весьма характерными некоторые детские комментарии по поводу игры «Не бей своего учителя». При этом, преследуя чистоту экспериментальной эмпирики, мы сохраняем полную оригинальность в содержании детских комментариев: Аноним: Класс я тоже хочу убить свою училку!!!!!!!!!!!!!!!

Эвелина: Ха-ха супер игра, вот бы на месте этого чувака сидела моя физичка!:) Димоникус: клас еслиб над сваим так учителям поиздеваца то вапше суперова будет; Катюшка: Я ненавижу учителя, школу и беседы о ней!!!!!!!

Аноним: Спасибо кто придумал эту угру!! Спасибо !! нет это не класс это сурер!!!!!!!!!! Аноним: я бы с училкой точно такое же и зделаю игра просто классссс!!! Ак 47: я учителя все 10 раз кокнул.

Кукушка: Ахах, классно. Теперь я узнала способы расправы с нашей физичкой [Zombo Games].

Со времён древней Персии дошло до нас философское изречение: "Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя". Но тогда, никто и представить себе не мог, что через многие сотни лет данное изречение будет пониматься не как ежесекундный мысленный эмоциональный всплеск ребенка (школьника), а в полной мере как реальный или виртуальный провокационный физический насильственный акт, завершающийся летальным исходом для педагога, пусть и в форме защитной реакции, трансформированной в издевательскую среду жестокой игровой насмешки над образом современного школьного учителя.

Очередной эксперимент заставил нас не на шутку ужаснуться. Мы решили проверить в глобальной сети интернет, насколько законно может быть чудовищное по своей сути, теговое словосочетание "Убить учителя". Написав в поисковой строке слова «Убить учителя» мы даже представить себе не могли, что найдём вполне легальный информационный медиаресурс где выложены и структурированы по технологии Wikipedia прямые инструкции ... только вдумайтесь: «Как правильно убить учителя» (?!?).

Что ж, остается надеяться, что школьники, которые по каким-либо совершенно случайно попадут на этот сайт, найдут в себе хоть каплю ума не принимать эти советы как возможное лекарство от обиды за «неуд» по предмету и руководство к действию...

Не секрет, что находясь в условиях постоянного (либо частичного) физического или морально-психологического давления любой человек, в том числе и учитель, пытается найти защитные способы противодействия

внутренним и внешним негативным факторам. В таких случаях люди часто прибегают к разоблачению либо к популяризации проблемы через современные разноформатные СМИ. Во-первых, это влечёт за собой серьёзный общественный резонанс и соответствующую оценку обстоятельств проблемы. Во-вторых, у человека (учителя) появляется возможность предупреждения о готовящемся правонарушении и, конечно же, это хороший способ транспонировать личную проблемную ситуацию в разряд общественного прецедента. В любом случае, подобные технологии не дают моментального и эффективного результата, но в современных условиях полного отсутствии какого либо эффективно функционирующего защитно-правового государственного органа, подобные действия - порой единственная альтернатива решений учительских проблем.

Эффективное, и в тоже время радикальное действие, это индивидуальное анонимное заявление через медиа (например, интернет) о случившемся или готовящимся ЧП. Так, вынуждено опасаясь огласки, поступила российская учительница рисования московской средней общеобразовательной школы: чувствуя бессилие и безразличие официальных государственных законодательных и правоохранительных органов, открыто опубликовала интервью о своей проблеме - сексуальном преследовании со стороны 14-летнего ученика [Lifenews.ru].

Популяризация проблемных обстоятельств через СМИ также включают в себя различные общественно-политические, социально-общественные и аналитические телепрограммы и ток-шоу. Как правило, эти обсуждение проблемных обстоятельств происходят по факту случившегося ЧП и являются серьёзной трибуной для популяризации проблемных тем и поиском решений на представленные заявления, в том числе и на школьную тему.

Процесс перехода на зарубежную модель образования повлёк за собой не только разрушение общесистемных правовых и этических образовательных устоев, но и серьёзно повлиял на содержательную структуру непосредственно на низком, практико-предметном, учительском уровне педагогической "модернизации" и коммуникации учебно-текстовой, экзаменационной, урочной и внеурочной, программной информации.

Гигантский шквал этических и орфографических ошибок и неточностей захлестнул не только сетевые образовательные источники. Чудовищные ляпы наблюдаются и в учебной и программной научной литературе, особенно в новых, переведенных с иностранного современных российских учебниках, научных статьях, экзаменационных тестовых билетах и т.д.

В связи с этим начинает работать и самая, на наш взгляд, эффективная технология, суть которой заключается в старинном русском выражении, которое гласит: "Хочешь справиться с проблемой - посмейся над ней!". Как следствие, социальные сети и образовательные форумы завалены учительскими, трагикомическими аудио/фото/видеосвидетельствами, сканерами и скриншотами реальных примеров задач и демонстрационных картинок из некачественной современной учебной литературы, которая распространена и, что самое страшное, прошла государственную сертификацию и рекомендована уважаемыми научно-образовательными госучреждениями РФ.

Подходя к логическому, но к сожалению, пока открытому финалу исследования я ловлю себя на мысли, что постоянно нахожусь под впечатлением честного и аналитически взвешенного комментария девушки под ником «Олеся», участницы инфостраницы игры «Убить учителя»: «Ребята, вы просто не понимаете, что это плохо... Учителя делают как лучше вам! Даже если они немного злые... Вы что, хотите дворниками работать? Нет, конечно! Просто вы ещё маленькие и не понимаете, что это такое. Вот когда вам будет 25 лет, тогда вы поймёте. Я знаю, что вам наплевать на мои слова. Но всё таки... Учитесь жить правильно и не оскорблять других, будьте добрыми ребятами» [Zombo Games].

Не минуты не сомневаюсь, что тысячи подобных, уже сформировавшихся сознательных личностей в будущим наведут порядок -как в российском, так и мировом социуме. И именно от их решений будет зависеть действующие общекультурные, коммуникационные и морально-эстетические законы для всего человечества в целом.

Выводы. В сегодняшних официальных и неофициальных современных медиа можно найти сотни свидетельств, где образ учителя, педагога, детского наставника позиционируется далеко не с лучшей, а иногда с отрицательной и даже шокирующей стороны. Каждый день, в различных медиапространствах можно увидеть десятки сюжетов о насильственных действиях как учителей над своими учениками, так и учеников, издевающихся над людьми несущими знания в массы. Если насильственное действия учителей, как правило, свидетельствует о банальной человеческой невоспитанности, нетерпимости и непрофессионализме, то как быть с детской агрессией по отношении к учителям?

Возможно, это и есть следствие воспринятого образа современного учителя так широко культивируемого современными медиа? И что может быть более закономерным, чем череда логичных совпадений?

2016 год назван годом российского кино, но как показывают примеры приведённых выше фильмов по теме школы, учительства, патриотической и воспитательной роли системы общего младшего, среднего и высшего образования, гордится нам, собственно, нечем, и в ближайшем будущем

хороших, позитивных и умных кинолент про учителей и школу не предвидится...

Мы не ставим себе целью определить, что было первым: сценарии фильмов и сериалов писались по реальным трагическим новостным событиям или, наоборот, насмотревшись подобных кинообразов учителей, школьники избивали педагогов. Совершенно неважно, курица была первой, или яйцо. Факты остаются фактами.

Литература

Маченин А.А. Медиаобразовательные рекомендации оперативно-мобильным репортерам федеральных и региональных систем МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 4. С. 33-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zombo games: бесплатные онлайн игры.

file :///Volumes/Untitled/СТАТЬЯ%20 0браз%20учителя%20в%20ретроспективе%20кино/3. %20Иг ры/Онлайн%20игра%20%20Убить%20учителя%20%20%20%20Бесплатные%20флеш%20игры.Йт http://lifenews.ru/news/182044

References

Machenin AA Media & educational recommendations for operational and mobile reporters of federal and regional systems of EMERCOM of Russia // Scientific and educational civil protection issues. 2013. № 4. 33-39.

Zombo games: free online

games.file:///Volumes/Untitled/СТАТЬЯ%20_Образ%20учителя%20в%20ретроспективе%20

кино/3.%20Игры/0нлайн%20игра%20%20Убить%20учителя%20%20%20%20Бесплатные

%20флеш%20игры.htm

http://lifenews.ru/news/182044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.