Научная статья на тему 'Метод социальных проектов как инструмент создания социальнокультурной среды подростков'

Метод социальных проектов как инструмент создания социальнокультурной среды подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИУМ / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рублева Маргарита Витальевна

В данной статье описывается модель социально-значимой деятельности подростка, где доминирующее положение занимает особая микросреда, в которой подросток может апробировать свои действия, проверить себя, собственные силы и возможности, выбрать индивидуальную среду для самореализации и самоутверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод социальных проектов как инструмент создания социальнокультурной среды подростков»

вание в детском возрасте. М., 1968.

4. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2.М.: Педагогика, 1984.

6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

9. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

10. Занков Л. В. Развитие и обучение. М.: Педагогика, 1962.

11. Каминская М.В. Исследование освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения как проблема теории и практики (на материале школ экспериментальных площадок) / Материалы III городских педагогических чтений «Школа развития личности «. Иваново, 1998.

12. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных клас-

сов. Томск, 1993-

13. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Москва, 1996.

14. Скок Г. Б. Как пранализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для преподавателей/ Отв. Ред. А.Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000.

15.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: изд-во Пеленг, 1996.

16. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?// Вопросы психологии. 1998. №5. С. 68-81.

17. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

18. Чарнецкая Р.Т. Формирование стратегических тенденция при решении конструктивно-технических задач младшими школьниками / Психологическая наука: проблемы и перспективы. Киев, 1990.

19. ФГОС: начальное общее образование. М.,2010.

20.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

УД к’ 371.3

М.В. Рублева Метод

социальных проектов как инструмент создания социальнокультурной среды подростков

Аннотация: В данной статье описывается модель социально-значимой деятельности подростка, где доминирующее положение занимает особая микросреда, в которой подросток может апробировать свои действия, проверить себя, собственные силы и возможности, выбрать индивидуальную среду для самореализации и самоутверждения.

Ключевые слова: деятельностный подход, субъектность, толерантность, социальное проектирование, социум, разновозрастное сотрудничество.

Одной из главных задач работы и классного руководителя, и учителя - предметника является подготовка ученика, способного самостоятельно и активно действовать, принимать решения, адаптироваться в обществе, быть толерантным.

Как, каким способом научить этому школьника?

Какой подход в обучении и воспитании выбрать?

В первую очередь, это должен быть деятельностный подход, т.к. все качества человека становятся очевидными для окружающих и самого человека только в деятельности.

Далее, этот подход должен быть личност-но-ориентированным, обеспечивающим субъективность ученика в процессе воспитания.

Этот подход должен быть дифференцированным (по способу деятельности, уровню затратности, по способу сложности и разнообразию решенных задач).

Каждый раз, когда ко мне приходит новый класс, я убеждаюсь, что выпуск за выпуском дети значительно меняются: мои нынешние питомцы - совсем не те, что были десять или

© Рублева М.В., 2011

даже пять лет назад. Современные школьники чрезвычайно информированы. Они получают гораздо больший объем информации: в школе на уроке, в семье, в общении со сверстниками^ СМИ, в Интернете. Часто эта информация является противоречивой, бессистемной, школьники бывают просто перегружены ею; когда возникает необходимость самостоятельной деятельности, ребенок не знает, как это делать,как применить накопленные знания на практике, не имеет навыка поэтапно выстраивать свою работу, соотносить свою деятельность с деятельностью школьного коллектива.

Отсюда возникает чувство некомфортно-сти ученика в классе, неудовлетворенность тем, что знания, которые школьник считает значимыми, в классе не востребованы, возрастает тревожность, и как результат ученик теряет мотивацию учебной деятельности.

Поэтому учитель в современных условиях должен выступать не только в роли очередного, пусть и значимого для ребенка источника информации, но и помощника в процессе самоопределения, наставника, сопровождающего своего питомца на протяжении всего процесса усвоения системы ценностей и норм, определения собственной позиции, соотнесения ее с деятельностью общества, освоения системы отношений с людьми, т.е. на всем процессе социализации. Создать особую микросреду, в которой подросток может апробировать свои действия, проверить себя, собственные силы и возможности, выбрать индивидуальную среду для самореализации и самоутверждения.

Метод проектов, по моему мнению, является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности,круг общения).

Метод касается принципиально разнообразных форм индивидуальной и групповой работы в классе. Учащийся или коллектив учащихся самостоятельно планируют, организуют и выполняют определенные действия, а затем сами оценивают результат. Лучше,если источником проекта будет мир обыденной жизни, а конечным результатом - «широко» понимаемый продукт.

В первую очередь, я поставила перед собой задачу: определить,чем же метод проектов отличается от других методов воспитания. За основу взяла ряд положений Мирослава Шиманьски.

Учитель в проектной деятельности - не только специалист в какой-то области, но и

рулевой, сопровождающий учащихся в процессе деятельности (может встать во главе, являться центром или наблюдателем, осуществляющим корректировку деятельности).

Проект направлен на развитие субъектно-сти учащегося: каждый этап проекта связан с интересами, способностями, стремлениями и потребностями ученика (причем,важен не сам продукт, а процесс работы над проектом, где осваиваются знания и сотрудничество, приобретается самостоятельность, ответственность); проект способствует сглаживанию граней школьной и внешкольной жизни; исключает традиционную оценку.

Практика организации проектной деятельности в классе показала, что выдвигает и конструирует проект классный руководитель, исходя из воспитательных задач, стоящих перед ними и особенностей классного коллектива.

Постараюсь проследить поэтапную деятельность внедрения метода проектирования в организацию воспитательной работы в моем классе (сейчас это семиклассники).

1 этап: наблюдение за коллективом класса, определение интересов, возможностей, способностей, степени активности, проведение классных мероприятий, где школьники раскрывают мир своих увлечений.

На этом этапе проводились диагностики:

• обобщенных смысловых установок;

• успешности;

• самооценки;

• праздники знаний, конкурсы,игры;

•классные часы «Мои четвероногие друзья», «Мои увлечения»;

• ежедневные пятиминутки «Я хочу вам рассказать».

2 этап: определение, классификация по группам в зависимости от степени уровня ценностной ориентации (в основе классификации - мотивационная направленность):

• группа: учащиеся с высокой познавательной мотивацией («Мне интересно все»), таких ребят в моем классе - 3 человека;

• группа: учащиеся с эвристической мотивацией (интерес к решению нестандартных вопросов, задач ситуаций) - 3 ученика;

• группа: учащиеся с высокой познавательной мотивации в отдельной области - 8 учеников;

• группа: учащиеся с мотивацией социального самоутверждения (лидерство) - 5 учеников;

• группа: учащиеся с мотивацией на формальную оценку деятельности - 3 ученика;

• группа: учащиеся, для которых деятельность в классе не представляет ценности - 6 учеников.

3 этап: определение задачи педагогического руководства проектной деятельностью учащихся (закрепление и развитие мотивационной деятельности, переход учащихся в более высокуюмотивационнуюгруппу; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в классе, создание условий самореализации учащихся).

4 этап: направление деятельности и определение тематики проектов. На этом этапе проводится обсуждение основного направления работы коллектива. Учащиеся с классным руководителем и родителями вырабатывают стратегию деятельности. В нашем классе в качестве основного направления деятельности была выбрана туристско-краевед-ческая работа и принято решение разработать коллективный проект «Вместе по родному краю» (многоцелевой, рассчитанный на время обучения в основной школе). Обязательными направлениями деятельности коллектива определили спортивно-оздоровительную (предложен индивидуальный проект «Аэробика на летней площадке»); трудовую (проект «Герань на подоконнике»), гражданско-патриотическую (проект «Символы России»); культурно-массовую (проект праздника «Новогодние посиделки», коллективный ).

5 этап: определение условий деятельности и правил выполнения проекта путем обсуждения, дискуссии. На этом этапе развиваются различные функции деятельности школьника:

• коммуникативная (умение слушать, оппонировать, дискутировать, приспосабливать собственную точку зрения к другим);

• предметная (осознание проблематики);

• мотивационная (в процессе обсуждения учащиеся мотивируют друг друга).

6 этап: разработка плана деятельности:

а) организационные вопросы (образование групп,распределение ролей, определение сроков деятельности);

б) определение круга задействованных материалов;

в) определение финансовых средств, затрат;

г) предположение идеального результата.

7 этап: выполнение и корректировка проекта.

8 этап: оформление результатов деятельности .

9 этап: совместная оценка конечного результата. Если конечный результат не был достигнут, проводится анализ работы с выявлением этапов, на которых произошел сбой в выполнении проекта, выявляются причины сбоя и предлагается следующее: либо повторить проект, либо отложить на время с тем, чтобы привлечь к осуществлению проекта новые знания и средства, более широкий круг исполнителей, либо отказаться от выполнения.

10 этап: презентация проекта. Оформленные социальные проекты и отзыв деятельности ученика по реализации проекта вносятся в «личный портфель» школьника, являясь определенным результатом роста личности.

На проходящей в нашей школе ярмарке проектов наш класс представил 4 проекта, в осуществлении которых приняли участие 12 семиклассников. Все они получили высокую оценку. Признание значимости деятельности ребят на школьном уровне явилось стимулом к дальнейшей деятельности и толчком к повышению социальной активности школьников.

Деятельность, осуществляемая подростками, возникает во взаимодействии с другими людьми. Чтобы утвердиться в позиции самостоятельной активной личности, чтобы стать созидателем,учителем самого себя,школьнику нужно побыть в позиции учителя по отношению к другому человеку; позиция ведущего, учителя, предполагает субъективность ученика в процессе деятельности, помогает самостоятельно выбирать или изобретать способ деятельности, определить уровень сложности.

Разновозрастное сотрудничество, где подростку предоставляется возможность играть иную роль в системе внутришкольных отношений, может стать одним из существенных моментов в решении вопроса его социализации. Разновозрастное сотрудничество младших и старших подростков решает две задачи:

1. Служит мерой профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях.

2. Помогает формировать самостоятельность школьников, основанную на освоении

роли ведущего.

Младшие подростки, в свою очередь, получают опыт обучения с партнером значительно старше себя. Этим снимаются некоторые возрастные барьеры, которые существуют между учащимися. А это, в свою очередь, способствует возникновению мотивации успеха деятельности.

Младшим подросткам интересно попробовать себя в новой системе отношений,увидеть себя в будущем (когда они тоже будут старшими подростками).

В нашей школе опыт разновозрастного сотрудничества в учебной и внеклассной работе практикуется с 2005 года.

Все началось с проведения разновозрастных уроков младших школьников и младших подростков.

А в 2006 году мы начали осуществлять сотрудничество классов во второй ступени. Были определены два класса: 5В и 9В. Выбор этот был обусловлен тем,что в начальной школе эти дети обучались у одного учителя, и в процессе предшествующего обучения находились в относительном взаимодействии.

Работа по осуществлению сотрудничества складывалась из нескольких этапов.

Подготовка учащихся II ступени. Ученикам 8 класса было предложено обсудить, сможем ли мы принять в свой коллектив будущих пятиклассников. Мотивированы подростки были тем, что мы, педагоги и младшие подростки, нуждаемся в их помощи для безболезненной адаптации пятиклассников в школе II ступени. Мнения восьмиклассников разделились:

• Безусловно, да.

• Интересно попробовать.

• А вдруг не получится.

• Безусловно, нет.

Поскольку большинство учащихся в той или иной степени были позитивно настроены начать работу с пятиклассниками, мы перешли ко второму этапу.

Знакомство с классом, сопровождение и планирование работы; посещение внеклассных мероприятий, проведение встреч. Восьмиклассники презентовали пятиклассникам свои ценности и наметили задачу приобщить их к этим ценностям.

Особо значимыми делами для старшей группы была реализация проектов «Вместе по родному краю» и «Ветеран живет рядом».

Планируя работу, мы решили,что осуществлять сотрудничество будем поэтапно. Сначала создадим группу ребят, которые пожелали участвовать в разработке и проведение различных дел: классных часов, экскурсий, встреч, спортивных соревнований, трудовых акций.

Вторым шагом будет привлечение более широкого круга старшеклассников и наиболее активных пятиклассников к этой работе.

Третий шаг заключается в создании разновозрастных групп, работающих в разных направлениях: учебная деятельность, художественное творчество,трудовые акции,спорт, проектная деятельность.

Этап осуществления деятельности. В 8 классе образовали группы по направлениям. Разрабатывали тематику классных часов для пятых классов и проводили их. Приглашали пятиклассников к участию в экскурсиях, походах, встречах. Постепенно у младших подростков начала формироваться группа ребят, которая приняла сотрудничество и стала предлагать свои варианты работы. Так у нас появилась идея заняться поисковой деятельностью. Младшие школьники выступили с идеей проектов «Уходили на фронт молодыми», «Не смейте забывать учителей»,реализовывать которые они стали через год сотрудничества, причем старшие уже выступали в роли помощников и сопровождающих, а основную работу выполняли младшие.

Осуществлялось сотрудничество в учебной деятельности: совместная подготовка учебнопознавательных проектов, помощь при затруднении в учении, взаимоконтроль за ведением учебной документации (дневников).

Этап «замещения». В 2012 году ребята, начинавшие работу, заканчивают 11 класс. Большая часть времени сегодня, естественно, уходит на учение, и в роли инициаторов, разработчиков и активных участников большинства классных дел выступают уже младшие. Старшеклассники же помогают им и советуют.

По завершении цикла сотрудничества раз-

новозрастных классов можно сделать определенные выводы о:

• разновозрастном сотрудничестве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитии самостоятельности в проектировании своей деятельности;

• развитии коммуникативных способностей , навыков взаимопомощи;

• развитии чувства ответственности за других;

• возможности смены роли «ведомый-ве-дущий»,и наоборот.

Опыт социального проектирования и разновозрастного сотрудничества у нас еще небольшой, но уже сейчас видно, что организация такой деятельности дает больше возможностей для становления индивидуального действия учащихся,помогает организовать самостоятельное движение ученика в пространстве школьного социума, способствует снижению конфликтов в коллективе.

Библиографический список

/. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании//Школьные технологии. 1997. №1. С.3-11.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // [Электронный ресурс].

5. Олейникова О. Н. Образование в течение всей жизни. М.: Национальная обсерватория образования, 2002.

6. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под редакцией В.А.Караковского. М., 1999.

7. ФГОС: начальное общее образование. 2010.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ М.: Сентябрь,2000.

Раздел IV Красных О. А., Шихова Т.Я. Тьюторское сопровождение курсовой подготовки.

ЗДК 371.14

О.А. Красных,

Т.Я. Шихова Тьюторское сопровождение курсовой подготовки слушателей ЦИО

Аннотация: Статья поднимает

проблемы тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки, новой педагогической позиции педагога - позиции тьютора. Представлен опыт образовательного учреждения по тъюторско-му сопровождению учащихся и педагогов, описывается механизм тъюторского сопровождения слушателей курсовой подготовки. Представлен список проектов для разработки. Описаны цели и задачи лаборатории по освоению тъюторской позиции учителя, преподавателя, администратора школы.

Ключевые слова: тьютор, тьютор-ская позиция, индивидуальный образовательный путь, институт тьюторства, технологии открытого образования, индивидуализация образования, Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, лаборатория тъюторского сопровождения в образовании, тезаурус тъюторской деятельности.

Профилизация общеобразовательной школы на старшей ступени, предусмотренная концепцией модернизации РФ на период до 2020 года, призвана обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения за счет изменения структуры,содержания, технологий.

Профилизация школы делает для старшеклассников острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения и приобретает массовый характер. Однако профессиональный выбор подростка неустойчивее определен, изменчив. Встает проблема осознанного выбора своего жизненного пути, навыков аналитической деятельности,которая

© Красных О.А.,Шихова Т.Я., 2011

приводит к необходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора старшеклассником профиля дальнейшего обучения.

В связи с этим в образовательном пространстве школы возникают новые педагогические роли и позиции, которые меняют отношение между учителем и учеником. На наш взгляд, потенциал тьюторской позиции может успешно решить проблемы профильного обучения, обеспечить дифференциацию, индивидуальный подход,полнее использовать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.

Для успешности реализации идей профильного обучения педагоги должны быть готовы изменить традиционные позиции на новые - позиции тьюторского сопровождения. Тьютор - это специалист, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащегося, способный оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей выпускника. Это особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на собственный выбор, самостоятельность, индивидуальность. В отличие от учителя, занимающегося учеб-но-воспитательным процессом, для тьютора первостепенной является задача оказания старшекласснику помощи в построении индивидуального образовательного пути,своего образа.

В понимании и реализации тьюторской позиции,подготовке педагогов - тьюторов возникают следующие проблемы:

• Отсутствие четкого представления о роли тьютора в условиях профильного обучения. Многообразие толкования термина «тьютор».

• Неподготовленность педагогов к принятию и пониманию новой социальной позиции тьютора.

• Отсутствие практики обучения педагогов формированию тьюторской позиции.

• Проблема сложности введения тьюторской позиции педагога.

• Недостаточная мотивация педагогов к восприятию нововведения.

Дефицит кадровых ресурсов, способных обеспечить процессы изменений в старшей школе,требует от ОУ специального организованного обучения педагогов.

Управленческая, педагогическая деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.