Научная статья на тему 'Школа, семья и среда в подготовке школьников основам пожарной безопасности'

Школа, семья и среда в подготовке школьников основам пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1342
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов А. М.

Проведен анализ проблем подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа, семья и среда в подготовке школьников основам пожарной безопасности»

УДК 372.8 + 628.74

А.М. Якупов, к.п.н.

ШКОЛА, СЕМЬЯ И СРЕДА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проведен анализ проблем подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности

А.М. Якупов

Одним из элементов комплексной системы обеспечения пожарной безопасности детей является, прежде всего, его пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, владение навыками безопасного поведения при пожаре.

Обучение как средство познания действительности и воспитания является сложным процессом усвоения учеником знаний и навыков, обогащает и развивает все стороны личности учащегося: его интересов и способностей, убеждений и идеалов, потребностей и мотивов поведения и поступков. Вот почему в системе обеспечения пожарной безопасности детей формированию пожаробезопасного отношение к себе и окружающим, обучение навыками безопасно себя вести при пожаре должно отводится одно из основных мест.

Учебный процесс должен строиться с учетом конкретных условий и возможностей школы, ее материальной базы, опыта учителя, уровня подготовки учащихся. Известно, что максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом зависит от контакта учителя с родителями и воспитателями внешкольных учреждений, от их взаимопонимания и ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи. В данном случае «среда» выступает в роли «социально-педагогической среды», с которой ребенок взаимодействует постоянно: проживает, обучается, воспитывается и т.п. (рис. 1)

Наивно думать, что школа в отрыве от социально-педагогической

Рис. 1. Среда жизнедеятельности человека

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Схема взаимодействия элементов социально-педагогической среды по подготовке школьников

к пожаробезопасной жизнедеятельности

среды, в которой происходит почти вся жизнь ребенка, сможет в одиночку справиться с поставленными перед ней задачами по обеспечению безопасности детей. Поэтому, в повседневной работе по обучению и воспитанию учащихся пожарной безопасности, школа должна тесно сотрудничать с соответствующими органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области пожарной охраны, образования, здравоохранения и социальной защиты, общественными организациями, а также и с семьями учащихся. Все это и составляет ту социально-педагогическую среду, от которой в полной мере зависит процесс подготовки детей к пожаробезопасной жизнедеятельности и, в первую очередь, формированию у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыкам безопасного поведения при пожаре и оказания помощи пострадавшим (рис. 2).

Формы и методы такого сотрудничества многообразны: от внесения предложений в соответствующие инстанции по вопросам организации безопасных пожарных условий учащихся в школе, детских внешкольных учреждений, мест массового отдыха детей, посещаемых ими специализированных школ (спортивных, художественных, музыкальных и др.), учреждений культуры (цирков, театров, музеев и т.п.), до непосредственного участия в совместных мероприятиях с ними по обучению и пропаганде пожарной безопасности. Вопросу взаимодействия школы и семьи в обучении детей пожарной безопасности, привитию им культуры поведения и дисциплинированности на улице, дороге и транспорте в практике уделяется некоторое внимание.

Тем не менее, учитывая особую важность поставленной проблемы перед взрослыми в обеспечении пожарной безопасности детей, сохранения их жизни и здоровья, этот вопрос следует рассмотреть более детально.

В семье ребенок проводит большую часть своей жизни. Поэтому в семье формирование у детей пожаробезопасного отношение к себе и окружающим, обучению навыками безопасно себя вести при пожаре должно рассматриваться наравне с другими задачами их обучения и воспитания. Очевидно, что ведущая роль в обучении и воспитании детей в семье принадлежит именно родителям и, в определенной, но немаловажной степени, старшим членам этой семьи (дедушка, бабушка, дядя, тетя и др., совместно проживающие с ребенком). Но, нередко взрослые убеждены, что для обеспечения пожарной безопасности достаточно проводить с ними назидательные беседы типа: «Не бери спички!», «Не играй с огнем!» или «Это опасно!». Такого представления, к сожалению, придерживается большинство родителей. В соответствии с ним проводится обучение и воспитание детей в семье: они строятся, в большинстве своем, именно таким образом. Однако практика же показывает, что только знание и выполнение некоторых «Правил пожарной безопасности» (ППБ) абсолютной возможности обезопасить детей не дает. Это объясняется, в первую очередь, тем, что Правила излагают в основном лишь норму, т.е. то, как должно быть. А вот как, какими приемами и методами их реализовать, какова «технология» их безопасного выполнения они практически не объясняют. Вот почему без специальных

знаний, умений и навыков люди, а, в первую очередь, дети, оказываются не в состоянии безопасно выполнить требования «Правил пожарной безопасности». В современных условиях жизнедеятельности человека, семьи, общества одних теоретических знаний ППБ оказывается недостаточно.

Причиной неправильного отношения в семье к обучению детей пожарной безопасности явилось то, что до последнего времени государство не уделяло должного внимания вопросам подготовки населения пожаробезопасному образу жизни. Обучение взрослых этому жизненно важному умению — пожаробезопасной жизнедеятельности проходит, как правило, на предприятиях в системе «Техника безопасности». Но, при этом основное содержание занятий было все-таки направлено на изучение лишь «Правил пожарной безопасности». Но даже при такой постановке вопроса обучению населения пожарной безопасности, в определенной мере, уделялось внимание. Этому пытались обучать лишь в детских дошкольных учреждениях и школах, как правило, в начальных и средних классах. Однако в других образовательных учреждениях (ВУЗ, техникум, училище и т.д.), в учебных программах и планах предмет пожарная безопасность отсутствовал.

Придавая исключительно важное значение роли семьи в формировании у детей пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, обучению их навыками безопасно себя вести при пожаре, учитывая степень подготовленности родителей к этому, сам собой напрашивается вывод: родителей необходимо научить тому, как обучить своего ребенка пожарной безопасности, культуре поведения и дисциплинированности дома, в школе, на улице и в транспорте [1].

Задача школы в этом не очень проста. Учитывая реалии сегодняшнего дня, учителю необходимо поступить таким образом, чтобы родители стали не только помощниками, но и соратниками, непосредственными участниками процесса обучения и научения

школьников законам и правилам сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в том числе, в обеспечении своей и окружающих пожарной безопасности.

Конечно, в общей системе подготовки населения пожаробезопасной жизнедеятельности должны принимать участие трудовые и учебные коллективы, средства массовой информации и т.д.

В процессе работы по теме исследования «Подготовка школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности» (проблема формирования у школьников пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения и действий при пожаре и оказания помощи пострадавшим) нами разработаны [2]:

1. Схема непрерывной подготовки детей основам пожарной безопасности в учреждениях образования (рис. 3).

2. Схема процесса непрерывной подготовки учащихся начальной школы основам пожарной безопасности (рис. 4).

3. Схема процесса непрерывной подготовки учащихся средних и старших классов к пожаробезопасной жизнедеятельности, в которой заложен принцип межпредметных связей в процессе их обучения и воспитания (рис. 5).

В совокупности эти схемы представляют собой теоретическую модель непрерывной подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности [3].

Актуальность проблемы подготовки учащихся старших классов основам пожарной безопасности определяется следующим.

Необходимость обучения старшеклассников пожарной безопасности вызвана несколькими причинами объективного характера, Во-первых, во многих школах отсутствуют или отсутствовали преподаватели предмета ОБЖ в то время, когда учащиеся обучались в младших классах общеобразовательных учебных заведений и по этой причине они не могли пройти соответствующую подготовку в предыдущих классах. Во-вторых, уровень общей культуры в области

Рис. 3. Схема непрерывной подготовки детей основам пожарной безопасности в учреждениях образования.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 4. Схема процесса непрерывной подготовки учащихся начальной школы основам пожарной безопасности

пожарной безопасности населения, особенно в быту, недостаточно высок из-за отсутствия в России системы его непрерывного обучения. В-третьих, в связи с постоянным возникновением новых и развитием существующих, а одновременно с этим, и усложнением различных социо-технических и социо-энер-гетических систем обеспечения жизнедеятельности человека, семьи и общества в целом, уровень знаний

в сфере обеспечения пожарной безопасности у населения значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. В-четвертых, при подготовке «пожаробезопасного» члена общества необходимо учитывать возрастные и, связанные с этим, психофизиологические особенности подростков в усвоении ими учебного материала, приобретении

Рис. 5. Схема процесса непрерывной подготовки учащихся средних и старших классов к пожаробезопасной жизнедеятельности

специальных знаний, умений и навыков. Это в полной мере относится к проблеме подготовки молодежи в области пожарной безопасности. В старших классах учащиеся более осознанно, чем в предыдущих классах познают природу пожара, причины его возникновения и законы развития. Также они лучше усваивают информацию о мерах предупреждения возгорания и осваивают способы спасения людей и имущества, оказания помощи пострадавшим. Можно назвать и другие причины, но, как нам кажется, и обозначенные выше достаточно убедительны в пользу обучения старшеклассников пожарной безопасности в курсе ОБЖ. Предложенная нами модель непрерывной подготовки школьников основам пожарной безопасности способна обеспечить решение таких главных задач, как:

• подготовка детей к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения и действий при пожаре и оказания помощи пострадавшим;

• формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей их средой и обстановкой, предвидеть пожароопасные ситуации, не входить в них, а в случае попадания — уметь выйти из них с меньшими для их жизни и здоровья последствиями;

• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения «Правил пожарной безопасности», культуры поведения всюду, где бы они ни находились;

В основе предлагаемой нами системы не только обучение Правилам пожарной безопасности, но и обязательное формирование у учащихся специальных знаний, умений, практических навыков и привычек пожаробезопасного поведения, а также воспитание дисциплинированности и высокой пожаробезопасной культуры.

Педагогическими основами создания системы непрерывной подготовки детей к пожаробезопасному образу жизни являются:

1. Цель - сохранение жизни и здоровья школьников в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся окружающей нас техногенной среды. Основная задача — подготовка человека к пожаробезопасной жизнедеятельности.

2. Содержание подготовки основам пожарной безопасности должно носить интегративный характер и строиться на требованиях «Правил пожарной безопасности», ее «законов» и специальных правилах поведения. Организация подготовки детей должна включать в себя действенно-практические методы, формы и средства образования.

Обязательными принципами в работе с детьми по их подготовке к пожаробезопасной жизнедеятельности должны быть: взаимодействие образовательной структуры (дошкольные учреждения, учебные

заведения, трудовые коллективы и т.д.) с социальнопедагогической средой; учет возрастных психофизиологических особенностей обучаемых; учет индивидуальных качеств личности обучаемых.

Основная цель школы сделать так, чтобы организация обучения учащихся пожарной безопасности представляла собой стройную систему, элементами которой являются: педагоги, владеющие знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения и воспитания школьников данному предмету; соответствующая учебно-методическая база: специальные программы, литература, учебные пособия и методики, иллюстративные и др. материалы; учебно-техническая база: технические средства обучения, такие как видеотехника, компьютеры, макеты, модели, проекционная аппаратура и т.п.; специально оборудованные классы (кабинеты ОБЖ и т.п.) и тренировочные площадки, а так же другие средства, без которых невозможно качественно и эффективно организовать учебный процесс; и, конечно же, сами школьники.

Таким образом, решение проблемы подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности должно осуществляться с учетом требований инженерии, психологии и педагогики и направлено не только на формирование знаний, умений и навыков обеспечения пожарной безопасности, но и на формирование в целом пожаробезопасной культуры, понятие которой, наряду с отмеченными, включает такие составляющие, как уважение к людям, высокая дисциплинированность и привитое чувство ответственности не только за свою личную безопасность, но и за безопасность окружающих. Система непрерывной подготовки школьников основам пожарной безопасности должна включать в себя специальную подготовку педагогических кадров, учебно-методическую базу, соответствующую задачам по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Пожарная безопасность»). Также в систему должна входить организация учебно-воспитательной деятельности во взаимодействии с социально-педагогической средой по специальной технологии и методикам непрерывного и систематического образования. Положительные результаты в этой работе возможны при условии комплексного подхода к решению задач по формированию у школьников пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения при пожаре и в оказании помощи пострадавшим. Целенаправленная, систематическая совместная деятельность школы с социально-педагогической средой, в первую очередь, с семьями школьников обеспечит эффективную подготовку школьников основам пожарной безопасности, т.е.

подготовку пожаробезопасной личности. Литература:

1. Якупов А.М. Подготовка младших школьников: принципы, методы и формы // Основы безопасности жизнедеятельности. —М., 1999. —№ 7. -С.22-24.

2. Якупов А.М. Формирование у школьников специальных знаний, умений и навыков — залог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. —СПб., 1999. —№ 1. —С.182-187.

3. Якупов А.М. Школа, среда и семья в подготовке младших школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. —М., 1999. —№ 8. С.27-30.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.