Научная статья на тему 'Формирование транспортной культуры у школьников в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма'

Формирование транспортной культуры у школьников в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов А. М.

Автором содержание понятия «транспортная культура» представлено в контексте философской категории «культура». Определена роль транспортной культуры в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Выявлен ряд проблем в процессе ее практического формирования у школьников, а также намечены основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Schoolchildren Transport Culture as a Fundamental Component of Children's Transport Traumatism Precaution System

The author presents the content of the concept «transport culture» in the context of philosophic category «culture». The role of transport culture in the precaution system of children's transport traumatism is determined. A number of problems connected with practical schoolchildren education in this field are displayed, as well as principal methods of solution are outlined.

Текст научной работы на тему «Формирование транспортной культуры у школьников в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

мерностей формирования экологической культуры личности с опорой на специфические духовно-практические способы освоения мировоззренческих, этических ценностей — через их эстетическое переживание, а также исследование механизмов включения системы этих ценностей в субъективную психологическую реальность личности.

Эколого-эстетический подход созвучен современному пониманию сущности экологической культуры как необходимой составной части общей культуры личности и корреспондируется с общим направлением педагогических исследова-

ний, нацеленных на решение проблем экогуманизации педагогического образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Лоренц К. 18 грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопр. философии. 1992. № 3.

2 Кормин Н. А. Онтология эстетического / Н. А. Кормин. М., 1992.

3 Там же. С. 47.

4 Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д, 1996. С. 13.

5 Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности : дис. ... д-ра филос. наук / Л. П. Печко. М., 1997. С. 45.

Поступила 30.11.05.

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

А. М. Якупов, зав. кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Магнитогорского городского лицея при Магнитогорском государственном университете, доцент

Автором содержание понятия «транспортная культура» представлено в контексте философской категории «культура». Определена роль транспортной культуры в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Выявлен ряд проблем в процессе ее практического формирования у школьников, а также намечены основные пути их решения.

В комплексе проблем аварийности на транспорте сегодня одной из наиболее актуальных является проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах страны, и в первую очередь с участием детей. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в России усугубляется «взрывной» автомобилизацией общества в последние 5—8 лет. Автомобильный транспорт стал не только самым массовым, но и самым опасным. Более 90 % погибших при транспортных катастрофах — жертвы автотранспорта (для сравнения: на долю же-

лезнодорожного транспорта в среднем приходится 1,2, водного — 2,9 %). «В России количество погибающих на дорогах людей, — отмечает В. Акимов, — на порядок превышает число погибших в результате бедствий, военных действий и авиакатастроф»1.

Такое положение, как мы полагаем, прежде всего вызвано спецификой автомобильного транспорта. Если на железнодорожном и воздушном транспорте население в большей своей части выступает в роли пассажиров, перевозкой которых занимаются профессионалы, то в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения его (населения) представители практически одновременно являются и водителями, и пассажирами, и пешеходами. Дорожно-транспорт-

© А. М. Якупов, 2006

№ 1, 2006

ный процесс — это сложнейшая открытая динамичная социотехническая система, картина которой изменяется постоянно и непрерывно.

Научные изыскания в области подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении в Магнитогорске начались в 1988 г. и проводятся совместными усилиями ученых Магнитогорского государственного университета, специалистов в области безопасности на транспорте и педагогического коллектива города до настоящего времени. Первым результатом такого подхода к решению проблемы явилась разработка системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах и улицах. В 1992 г. она была одобрена НИИ теории и методов воспитания АПН Российской Федерации и рекомендована к внедрению в органах образования России. После успешной апробации система была внедрена в Челябинской области и еще более чем в 30 регионах России (1991—1996 гг.)2. Разразившийся экономический кризис в стране приостановил ее дальнейшее развитие и совершенствование. Однако научный поиск путей решения проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма продолжался. В частности, в период 2000—2005 гг. на базе МОУ «Магнитогорский городской лицей при Магнитогорском государственном университете» проводилась научно-исследовательская работа по теме «Подготовка к безопасному участию в дорожном движении — базовый компонент системы формирования транспортной культуры», результаты которой внедрялись в учебный процесс лицея поэтапно в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

О понятии «транспортная культура» автор впервые информировал российскую и зарубежную научную общественность в своем выступлении на Второй Международной научно-практической конференции «Безопасность транспортных систем» (Самара, май 2000 г.).

О дальнейшем ее развитии было доложено на Первой Всероссийской научнопрактической конференции «Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия» (Челябинск, сентябрь 2000 г.)3.

Некоторые результаты проведенной работы нашли отражение в ряде публи-каций4. За последние пять лет был существенно откорректирован понятийный аппарат, в основе которого лежит философская категория «культура». За этот же период нами были заметно обновлены опорные термины и понятия, такие как «транспорт», «транспортировка», «транспортирующая система». Например, транспорт мы определили как совокупность транспортных систем, каждая из которых состоит из транспортирующего устройства (системы) и человека (оператора этой системы) или группы людей, коллектива трудящихся отрасли и т. д., занятых непосредственно организацией и осуществлением процесса транспортировки с помощью транспортирующих систем (техники).

Анализ раскрытого нами причинноследственного механизма ДТП5 позволил выявить основные причины возникновения аварийных ситуаций, нередко завершающихся дорожными происшествиями. По отношению к школьникам это неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности); незнание мер обеспечения безопасного движения; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним, недисциплинированность; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям или рядом находящимся пешеходам), нарушающим правила безопасности движения; потеря бдительности; другие опасные действия и явления. Вместе с этим мы увидели, что, к сожалению, большинство взрослых не всегда отчетливо представляют себе причинно-следственный механизм аварийности.

В исследованиях, проведенных М. А. Котиком, был выявлен целый ряд психологических качеств, которые негативно сказываются на результатах взаимодействия системы «человек — транспортное средство — дорога и среда». К основным из них принадлежат неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность; безразличие к общественному мнению; несдержанность, склонность к конфликтам; высокая напряженность, взвинченность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; несформиро-ванные способности к абстракциям, установлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий6. Все это еще раз подтверждает, что по своим индивидуальным качествам люди перед опасностью не равны.

Системный подход к решению проблемы подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении позволил нам определить эту подготовку как базовый компонент системы формирования транспортной культуры населения страны, и в первую очередь ее подрастающего поколения.

Очевидно, что диалектическая связь понятий «транспортная культура» и «культура безопасности» в общем контексте философской категории «культура» проявляется в виде необходимого условия осмысления надежного, бесперебойного и безопасного функционирования транспортных систем, так как сами понятия «транспорт» и «безопасность» неотделимы друг от друга ни логикой их определения, ни самой жизнью. Опираясь на законы диалектики и применяя системный подход к поиску научного определения понятий «опасность» и «безопасность», мы пришли к выводу, что и то и другое суть философские категории и представляют собой диалектическое единство и противоположность состоя-

ний систем как один из способов их су-ществования7. В итоге нам удалось раскрыть сущность понятия «транспортная культура», выявить проблему ее формирования у населения, и прежде всего у учащейся и студенческой молодежи, а также показать основные пути решения этой проблемы.

Транспортная культура, по нашему убеждению, — это форма (способ, стиль, образ и т. п.) жизнедеятельности человека и его специфических взаимоотношений с окружающей средой и ее обитателями по удовлетворению своих потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня безопасности транспортного процесса и всех его участников. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он (человек) творит транспортную культуру как неотъемлемую и функционально важную составляющую общей культуры населения.

Транспортную среду мы определяем как среду, в которой осуществляется транспортировка предметов, веществ, энергии, информации и человека посредством транспорта, т. е. транспортных систем, с участием организаторов, управленцев и исполнителей самого процесса транспортировки. Отсюда безопасность в транспортной среде — это форма (способ, образ, стиль) безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленная на организацию и осуществление процесса транспортировки, обеспечение его безопасности как для самого участника процесса, так и для окружающей среды, в том числе ее обитателей.

Сущность проблемы формирования транспортной культуры, на наш взгляд, заключается в следующем. Живя и постоянно находясь в транспортной среде без специальных знаний ее основных законов существования, развития и функ-

№ 1, 2006

ционирования, население страны, и в первую очередь молодое поколение, находится в условиях практической неподготовленности к безопасному поведению и жизни в этой среде. Незнание и неумение вести себя безопасно, несоблюдение и невыполнение действующих в обществе норм морали и нравственности, этики поведения в процессе дорожного движения, а также юридических норм, определяющих взаимоотношения участников дорожно-транспортного процесса, являются основными причинами нарушения объективных законов безопасности движения. Следствия этого хорошо известны — в России один из самых высоких уровней аварийности среди стран с развитой автомобилизацией.

Неразвитая транспортная культура населения страны вместе с неосознанностью значимости роли специального обучения и воспитания участников движения, их подготовки к безопасному участию в транспортных процессах существенно обострили проблему обеспечения безопасности на дорогах, улицах и в транспорте, которая особенно жестко проявилась в последнее десятилетие. Между тем вопросу подготовки населения, детей и юношества к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и в транспорте до сих пор уделяется недостаточное внимание. Во многих работах наших соотечественников, посвященных данной проблеме, рассматриваются лишь отдельные ее стороны — речь в основном идет о необходимости изучения «Правил дорожного движения», а не о системном подходе к подготовке обучаемых к безопасному участию в дорожном движении и формированию у них высокого уровня транспортной культуры.

Проблема формирования у детей и подростков транспортной культуры усугубляется неподготовленностью педагогических кадров, отсутствием необходимых учебников и пособий, специальных методик и системы непрерывного обра-

зования детей с учетом взаимодействия с социально-педагогической средой, а также необходимых технических средств обучения и т. п. Такое положение дел не может обеспечить выполнение социального заказа общества по подготовке человека к безопасному участию в дорожном движении, формированию у подрастающего поколения высокого уровня транспортной культуры. При постоянном возрастании роли межотраслевых факторов в определении содержания обучения безопасному участию в дорожном движении до сих пор отсутствует технология этого обучения, которая должна учитывать интегрированный характер содержания раздела «Безопасность на транспорте» предмета ОБЖ.

Подготовка молодежи к безопасному участию в дорожном движении в современных условиях автомобилизации общества, формирование у нее высокого уровня транспортной культуры требуют постоянной, непрерывной (рисунок), систематической и целенаправленной работы. При этом надо учитывать, что сегодняшние дети через несколько лет будут не только непосредственными участниками дорожно-транспортного процесса (водителями, пешеходами, пассажирами, регулировщиками), но и опосредованными (проектировщиками и строителями автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, конструкторами и производителями транспортных средств, средств регулирования движения и систем энергообеспечения процесса транспортировки, а также их эксплуатационниками).

Таким образом, особую актуальность в рассматриваемой сфере в настоящее время имеют следующие проблемы:

— во-первых, в системе формирования транспортной культуры основным (базовым) компонентом является подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении, которая включает в себя такие элементы, как обучение, научение, приучение и воспитание;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— во-вторых, подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении и формирование у них высокого уровня транспортной культуры должны предусматривать постоянную, непрерывную, систематическую и целенаправленную работу с ними и предполагать, что через несколько лет они будут не только непосредственными участниками дорожно-транспортного процесса, но и опосредованными;

— в-третьих, вся деятельность общества по формированию транспортной культуры должна строиться системно и

с обязательной опорой на современные научные достижения в области инженерии, психологии и педагогики, эстетики и дизайна, других естественных и гуманитарных наук, а также с опорой на нормы права, этики, морали и нравственности;

— в-четвертых, все перечисленное выше в полной мере необходимо относить к области не только автомобильного транспорта, но и других существующих видов транспорта и их систем обеспечения безопасного и надежного функционирования.

3—6 лет 7—10 лет 11—13 лет 14—16 лет Старше 16 лет Старше 18 лет

Условные обозначения:

УДО — учреждения дошкольного образования

ООУЗ — общеобразовательные учебные заведения

УНПО — учреждения начального профессионального образования

УСПО — учреждения среднего профессионального образования

УССПО — учреждения среднего специального профессионального образования

УВПО — учреждения высшего профессионального образования

Схема непрерывной подготовки детей и молодежи в учреждениях образования к безопасному участию в дорожном движении и формирования у них транспортной культуры

Отмеченное выше позволяет выделить вопрос формирования транспортной культуры у школьников в самостоятельную проблему, причем не системы образования России или межотраслевую (образование, транспорт, безопасность материальных систем, сохранение жизни и здоровья человека и т. п.), а общегосударственного уровня.

В лицее при Магнитогорском государственном университете со дня его открытия (сентябрь 2000 г.) в соответствии

с утвержденной программой по предмету ОБЖ для 10-х и 11-х классов проводятся занятия по безопасности на транспорте. Изучаются безопасность дорожного движения, а также правила безопасного поведения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на канатном и канатно-кресельном транспорте, фуникулерах, эскалаторах и др. Общий объем учебных тем по безопасности дорожного движения в 10-х классах — 9 ч, в том числе 2 ч —

№ 1, 2006

практические занятия на местности (перекресток и улицы с интенсивным движением, опасные места при движении в лицей, университет и др.). В 11-х классах всего 4 ч занятий, из них практических — 2 ч. На изучение темы «После-аварийная безопасность и организация первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» отводится 2 ч в разделе «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».

С учетом возрастных и психофизиологических особенностей старшеклассников, их возможностей и способностей к восприятию и усвоению специальных знаний в подраздел «Безопасность дорожного движения» включены следующие вопросы: система «человек — транспортное средство — дорога и среда», ее подсистемы; тяговые и тормозные свойства автомобилей и общая картина динамики их движения в разных дорожных условиях; понятия «остановочный путь» и «тормозной путь»; причинно-следственный механизм возникновения ДТП; понятия «видимость» и «обзорность на дороге»; законы безопасности дорожного движения; активная и пассивная безопасность транспортных средств, ремни безопасности; «ловушки» на дорогах; медико-психологические аспекты безопасности дорожного движения; «Правила дорожного движения»; дорожнотранспортные происшествия и преступления и ответственность за них; после-аварийная безопасность и оказание первой медицинской помощи пострадавшим и др.

Помимо изучения предусмотренных программой тем лицеисты пишут рефераты, сдают зачеты по «Правилам дорожного движения», осуществляют научно-исследовательскую работу по линии научного общества учащихся. Преподавательский состав обучается по программе спецсеминара «Основы безопасности дорожного движения и организация профилактики детского дорожнотранспортного травматизма». Все это позволяет говорить о системном подхо-

де к подготовке старшеклассников к безопасному участию в дорожном движении в общей концепции формирования транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена.

В основу теоретической подготовки лицеистов положены учебное пособие для студентов индустриально-педагогических (технолого-экономических) факультетов педагогических вузов «Основы безопасности движения пешеходов»8, «Правила дорожного движения», материалы, опубликованные в журналах «Жизнь и безопасность», «Основы безопасности жизнедеятельности», «ОБЖ: основы безопасности жизни» и других изданиях.

Исследования, проведенные на базе лицея в 2001—2004 гг., показали, что у учащихся 10-х классов после 9 лет обучения в общеобразовательных школах Магнитогорска и прилегающих к нему сельских районов Челябинской области и Республики Башкортостан самооценка знаний в области обеспечения личной безопасности в дорожном движении сильно завышена. Если до начала изучения в лицее раздела «Безопасность на транспорте» средний самооценочный балл равен 4,4 (по пятибалльной шкале), то после изучения данного раздела свои первоначальные знания школьники оценивают лишь в 2,7 балла. Это говорит о недостаточной подготовке учащихся в предыдущих классах средней школы и об отсутствии системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.

На вопрос «Считаете ли Вы полезным для себя прослушанный в лицее раздел курса ОБЖ „Безопасность дорожного движения?“» в декабре 2000 г. из 54 опрошенных учащихся 10-х классов 50 (92,6 %) ответили утвердительно, 3 — отрицательно, 1 не ответил; в декабре 2001 г. положительный ответ дали 78 чел. из 78 респондентов (100 %); в но-

ябре 2004 г. из 97 опрошенных 87 (89,7 %) ответили «да», 10— «нет». Учащиеся своими ответами в доступной форме показали свое отношение к вопросам безопасности в дорожном движении: нельзя ограничиваться подготовкой к безопасному участию в дорожном движении в младших и средних классах. Старшеклассникам это также необходимо, как и всем другим участникам дорожно-транспортного процесса любого возраста.

Актуальной задачей становится системный подход в формировании у учащихся потребности быть «безопасным участником движения», в основе которой — знания, умения и навыки безопасного поведения в процессе движения, дисциплинированность и высокий уровень культуры поведения на дороге и в транспорте, ответственность за безопасность свою и окружающих.

Одним из ключевых направлений в решении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма мы видим организацию на государственном уровне системы непрерывной подготовки населения, и в первую очередь детей, к безопасному участию в транспортных процессах различного вида и типа. Такая подготовка должна стать базовым и неотъемлемым компонентом общей системы формирования транспортной культуры у наших соотечественников. Вторым, не менее значимым, направлением, как показала практика, является создание необходимых организационно-педагогических условий в системе образования России на всех ее уровнях, включая сельские и специальные учреждения образования, по формированию транспортной культуры у подрастающего поколения.

Таким образом, вся деятельность общества по формированию транспортной культуры должна строиться системно, основываться на современных науч-

ных достижениях в области естественных и гуманитарных наук, а также опираться на нормы права, этики, морали и нравственности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Акимов В. На автодорогах как на войне /

B. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 4. С. 29.

2 См.: Якупов А. М. Безопасность дорожного движения: проблемы обучения и воспитания детей / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. 1998. № 1. С. 121—124.

3 См.: Якупов А. М. Культура, образование и проблема подготовки человека к участию в транспортных процессах / А. М. Якупов // Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия : сб. материалов Первой Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20—22 сентября 2000 г.). Челябинск, 2000.

4 См.: Якупов А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении — базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. 2005. № 1/2. С. 359—374 ; Он же. Транспортная культура и безопасность транспортных систем // Безопасность XXI века : материалы заоч. конф. СПб., 2001. Вып. 4 ; Он же. Транспортная культура и проблемы безопасности транспортных систем // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. № 3. С. 26—27 ; Он же. Формирование культуры безопасности у старшеклассников в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Жизнь и безопасность. 2005. № 3/4.

C. 67—94.

5 См.: Якупов А. М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Якупов. Магнитогорск, 1997.

6 См.: Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. М., 1987.

7 См.: Якупов А. М. Природа опасности и наука «Безопасность систем и человека» / А. М. Якупов // Информ. бюл. УВД г. Магнитогорска «Вектор — безопасность». Магнитогорск, 2005. Приложение к ежемесячной газете «Магнитогорский курьер».

8 Якупов А. М. Основы безопасности движения пешеходов : учеб. пособие для студентов ин-дустр.-пед. (технол.-экон.) фак. пед. вузов / А. М. Якупов, Б. А. Загребин. Магнитогорск, 1995.

Поступила 07.12.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.