1984.
2. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х - начале 30-х годов XIX века. Майкоп, 1994.
3. Бушуев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е годы XIX века). М., 1955.
4. Восточный вопрос во внешней политике России: конец XVIII - начало ХХ века. М., 1978.
5. Георгиев В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30-х - начале 40-х годов XIX века. М., 1975.
6. Дегоев В. В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х годов XIX века. Владикавказ, 1992.
7. Дулина Н.А. Османская империя в международных отношениях (30-40-е годы XIX века). М., 1980.
8. Касумов А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международных отношениях XIX века. Ростов-на-Дону, 1989.
9. Кипянина Н.С., Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России: Вторая половина XVIII - 80-е годы XIX века. М., 1984.
10. Очерки истории Адыгеи. - Майкоп, 1957. Т.1.
11. Покровский М.В. Адыгейские племена в конце XVIII - п.п. XIX века // Кавказский этнографический сборник. М., 1958. Вып. I.
12. Покровский М.В. Диверсионная деятельность иностранных агентов на Западном Кавказе после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. // Кубань, 1953. № 13.
13. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - п.п. XIX века. Краснодар, 1989.
14. Покровский М.В. Иностранные агенты на Западном Кавказе в первой половине XIX века // Кубань, 1952.№ 11.
15. Покровский М.Н. Завоевание Кавказа // Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М., 1923.
16. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. М., 1958.
17. Раенко-Туранский Я.Н. Адыгея до и после Октября. Ростов-на-Дону, 1927.
18. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1903.
19. Сталин И. Сочинения. Т.13. М., 1953.
20. Фадеев А.В. Кавказ в системе международных отношений 20-50-х годах XIX века. М., 1956.
21. Фадеев А.В. Россия и Восточный кризис 20-х годов XIX века. М., 1958.
22. Черников В.Н. К истории реакционного мю-ридистского движения на Западном Кавказе: Дис... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону. 1953.
23. Шеремет В.Н. Турция и Андрианопольский мир 1828 года. М., 1975.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
А.М. Якупов,
кандидат педагогических наук,
доцент Магнитогорского государственного
Актуальность проблемы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в России, уровень которого остается весьма высоким, усугубляется «взрывной» автомобилизацией общества в последние 5-8 лет. Автомобильный транспорт стал не только самым массовым, но и самым опасным. Более 90% погибших при транспортных катастрофах - жертвы автотранспорта. (Для сравнения: среди всех погибших в транспортных авариях и катастрофах: на железнодорожном транспорте в среднем - это 1,2%, на водном - 2,9%). Статистические данные свидетельствуют, что в родном Отечестве ежегодно погибают и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Если сопоставить число детей, погибающих ежегодно в результате ДТП, с общими демографическими тенденциями России, то
университета
гибель, например, в 1996 году 2000 детей означает потерю более 40 тыс. россиян в XXI веке.
Научные изыскания в области подготовки населения и в первую очередь детей к безопасному участию в дорожном движении в Магнитогорске начались в 1988 году и проводятся совместными усилиями ученых Магнитогорского государственного университета (МаГУ), специалистов в области безопасности на транспорте и педагогических коллективов города до настоящего времени. Первым результатом такого подхода к решению данной проблемы явилась разработка и внедрение в педагогическую практику в 19911996 гг. системы непрерывной подготовки школьников безопасному поведению на дорогах и улицах [2, 7]. В 1992 году система была одобрена НИИ теории и методов воспитания АПН Российской Федерации и рекомендована к внедрению в органах образо-
вания России. Эффективность этой системы была налицо, и поэтому она успешно прошла апробацию и внедрение в органах образования Челябинской и Тюменской областей и, одновременно с этим, в более чем 30 регионах России (1991-1996 гг.) [2]. Однако разразившийся экономический кризис в стране приостановил ее дальнейшее развитие и совершенствование. В то же время такое положение дел не особо коснулось продолжения научного поиска причин аварийности на дорогах и определения основополагающих направлений решения проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
В период 2000-2005 гг. на базе МОУ «Магнитогорский городской лицей при Магнитогорском государственном университете» проведена научно-исследовательская работа по теме «Подготовка к безопасному участию в дорожном движении - базовый компонент системы формирования транспортной культуры», результаты которой внедрялись в учебный процесс лицея поэтапно в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ») [10].
О понятии «транспортная культура» автор впервые информировал российскую и зарубежную научную общественность в своем выступлении на II Международной научно-практической конференции «Безопасность транспортных систем» (Россия, г. Самара, май 2000 года). О дальнейшем ее развитии было доложено на I Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия» (г. Челябинск, ЮУрГУ, сентябрь 2000 г.) [3]. В опубликованных работах [5, 8-10] изложены некоторые результаты проводимой работы по указанной проблеме. За последние пять лет существенно откорректирован понятийный аппарат, в основе которого лежит философская категория «культура». За этот же период нами заметно обновлены опорные термины и понятия, лежащие в основе дефиниции «транспортная культура», такие, как «транспортировка», «транспортирующая система», «процесс транспортировки», «транспорт». Транспорт мы определили как совокупность транспортных систем, каждая из которых представляет собой транспортирующее устройство (система) плюс человек (оператор этой системы) или группа людей, коллектив, трудящиеся отрасли и т.д., занятые непосредственно в организации и осуществлении процесса транспортировки с помощью транспортирующих систем (техники).
Рассматривая дорожно-транспортный процесс как социотехническую систему, где активной и системообразующей «единицей» системы является «человек», нам удалось раскрыть причинно-следственный механизм возникновения ДТП [4, 11]. Его анализ позволил выявить основные первоначальные причины возникновения аварийных ситуаций, нередко заканчивающихся дорожными происшествиями. К этим
причинам по отношению к школьникам мы относим следующие: неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности); незнание мер обеспечения безопасного движения; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним, недисциплинированность; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям или рядом находящимся пешеходам), нарушающим правила безопасности движения; потеря бдительности; другие опасные действия и явления. Вместе с этим мы увидели, к сожалению, что большинство взрослых не всегда отчетливо знают и понимают причинно-следственный механизм аварийности.
В психологических исследованиях, проведенных М.А. Котиком, был выявлен дополнительно целый ряд психологических качеств, которые негативно сказываются на результатах взаимодействия системы «человек - транспортное средство - дорога и среда». Основными из них являются: неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, безразличие к общественному мнению; несдержанность, склонность к конфликтам; высокая напряженность, взвинченность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; несформированные способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий [1]. Все это еще раз подтверждает то, что по своим индивидуальным качествам люди перед опасностью не равны.
Системный подход к решению проблемы подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении [2, 7] позволил нам определить такую подготовку как базовый компонент системы формирования транспортной культуры населения страны [5].
Очевидно, что диалектическая связь понятий «транспортная культура» и «культура безопасности» в общем контексте философской категории «культура» проявляется в виде необходимого условия осмысления надежного, бесперебойного и безопасного функционирования транспортных систем, так как сами понятия «транспорт» и «безопасность» неразделимы между собой как логикой их определения, так и самой жизнью. В этой связи, опираясь на законы диалектики и применяя системный подход к поиску научного определения понятий «опасность» и «безопасность», мы пришли к выводу и доказали, что последние являются философскими категориями и представляют собой диалектическое единство и противоположность состояний систем как одного из способов их существования [6]. В итоге нам удалось раскрыть сущность понятия «транспортная культура» и выявить проблему ее формирования у населения и в первую очередь у учащейся и студенческой молодежи, а также показать основные пути ее решения.
Транспортная культура, по нашему убеждению, является одной из форм (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека и его специфических взаимоотношений с окружающей средой и ее обитателями по удовлетворению своих потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он (человек) творит «транспортную культуру» как неотъемлемую и функционально важнейшую составляющую общей культуры населения.
Определяя транспортную среду как среду, в которой осуществляется транспортировка предметов, веществ, энергии, информации и человека посредством транспорта, т.е. транспортных систем, с участием их организаторов, управленцев и исполнителей самого процесса транспортировки, мы утверждаем, что безопасность в транспортной среде - это форма (способ, образ, стиль) безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленная на организацию и обеспечение процесса транспортировки, обеспечение его «живучести» и безопасности как для самого участника процесса, так и для окружающей его среды, в том числе и ее обитателей.
Недостаточно высокий уровень транспортной культуры населения России, а также неосознанность особой значимости роли специального обучения и воспитания участников движения, их подготовки к безопасному участию в транспортных процессах существенно обострили проблему обеспечения безопасности на дорогах, улицах и в транспорте, которая особенно жестко проявилась в последнее десятилетие.
Актуальность рассматриваемой проблемы усугубляется тем, что вопросу подготовки населения и в первую очередь детей и юношества к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и в транспорте до сих пор уделяется недостаточное внимание. Во многих работах наших соотечественников, посвященной данной проблеме, рассматриваются лишь отдельные ее стороны - это в основном изучение «Правил дорожного движения», а не системный подход к подготовке обучаемых к безопасному участию в дорожном движении и формированию у них высокого уровня транспортной культуры.
Проблема формирования у детей и подростков транспортной культуры обостряется неподготовленностью педагогических кадров, отсутствием необходимых учебников и пособий для учащихся и для учителей по изучаемым соответствующих этому тем предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
(«ОБЖ»), отсутствием специальных методик и системы непрерывного образования детей с учетом взаимодействия с социально-педагогической средой, а также отсутствием необходимых технических средств обучения и т.п. Такое положение дел не может обеспечить выполнение социального заказа общества по подготовке человека к безопасному участию в дорожном движении, формированию у подрастающего поколения высокого уровня транспортной культуры. При постоянном возрастании роли межотраслевых факторов в определении содержания обучения безопасному участию в дорожном движении до сих пор отсутствует технология этого обучения, которая должна учитывать интегрированный характер содержания раздела «Безопасность на транспорте» предмета «ОБЖ».
Таким образом, на сегодняшний день особую актуальность приобрели следующие проблемы:
• во-первых, в системе формирования транспортной культуры основным (базовым) компонентом является подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении, которая включает в себя такие элементы, как обучение, научение, приучение и воспитание;
• во-вторых, подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении и формирование у них высокого уровня транспортной культуры должна предусматривать постоянную, непрерывную, систематическую и целенаправленную работу с ними и, безусловно, предполагать то, что через несколько лет они будут не только непосредственными (активными) участниками дорожно-транспортного процесса (водитель, пешеход, пассажир, регулировщик), но и косвенными (опосредованными) участниками. Другими словами, придет время и многие из них после окончания вузов и колледжей будут проектировщиками и строителями автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, конструкторами и производителями транспортных средств, средств регулирования движения и систем энергообеспечения процесса транспортировки, а также их эксплуатационниками.
• в-третьих, вся деятельность общества по формированию транспортной культуры должна строиться системно и с обязательной опорой на современные научные достижения в области инженерии, психологи и педагогики, эстетики и дизайна, и других естественных и гуманитарных наук, а также с опорой на нормы права, этики, морали и нравственности;
• в-четвертых, все перечисленное выше в полной мере необходимо относить не только к области автомобильного транспорта, но и обязательно ко всем другим существующим видам транспорта и их системам обеспечения безопасного и надежного функционирования;
• в-пятых, - вывод, который вытекает из всех предыдущих - в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» жизненно необходим раз-
дел «Безопасность на транспорте и транспортная культура», в важности которого ни у кого не должно быть и малейшей тени сомнений на сей счет.
Отмеченное выше позволяет выделить вопрос формирования транспортной культуры у школьников в самостоятельную проблему, которая, в свою очередь, является не только проблемой системы образования России или межотраслевой (образование, транспорт, безопасность материальных систем, сохранение жизни и здоровья человека и т.п.), а относится к проблеме общегосударственного уровня.
Одним из основополагающих направлений в решении данной проблемы мы видим организацию на государственном уровне системы непрерывной подготовки населения и, в первую очередь детей, к безопасному участию в транспортных процессах различного вида и типа. Такая подготовка по сути своей является базовым и неотъемлемым компонентом общей системы формирования транспортной культуры у наших соотечественников. Вторым, не менее значимым направлением, как показала практика, является создание необходимых организационно-
педагогических условий в системе образования России на всех ее уровнях, включая сельские и специальные учреждения образования, по формированию транспортной культуры у подрастающего поколения.
В лицее при МаГУ со дня его открытия (сентябрь 2000 года) в соответствии с утвержденной программой по предмету ОБЖ для 10 и 11 классов проводятся занятия по специальному разделу «Безопасность на транспорте». Изучаются темы: безопасность дорожного движения, а также правила безопасного поведения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на канатном и канатно-кресельном транспорте, фуникулерах. Общий объем учебных тем по «Безопасности дорожного движения» в 10-х классах 9 часов, в т.ч. 2 часа - практические занятия на местности (перекресток и улицы с интенсивным движением, опасные места при движении в лицей, университет и др., в 11-х классах - всего 4 часа, в т.ч. 2 часа практических занятий. По теме «Послеаварийная безопасность и организация первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» предусмотрено 2 часа учебного времени в разделе «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности старшеклассников, их способности и возможности к восприятию и усвоению специальных знаний, в подраздел «Безопасность дорожного движения» включены следующие вопросы: система «человек (Ч) - транспортное средство (Тс) - дорога (Д) и среда», ее подсистемы (Ч-Тс), (Ч-Д) и (Тс-Д); тяговые и тормозные свойства автомобилей и общая картина динамики их движения в разных дорожных условиях; понятия «остановочный» и «тормозной пути»; причинно-следственный механизм возникновения ДТП; понятия «видимость» и «обзорность» на дороге; законы безопасности дорожного движения; активная и пассивная безопасность транспортных средств, ремни
безопасности; «ловушки» на дорогах; медико-психологические аспекты безопасности дорожного движения; «Правила дорожного движения»; дорожно-транспортные происшествия и преступления и ответственность за них; послеаварийная безопасность и оказание первой медицинской помощи пострадавшим и др.
1 сентября для всех лицеистов проводится «Урок безопасности», на котором для учащихся 10-х классов (вновь поступившие на учебу дети) проводятся практические занятия в районе учебного заведения с обязательными рассказом и показом опасных мест с точки зрения видимости и обзорности участков дорог и особенностей движения в этих местах («ловушки» на дороге). Для всех учащихся проводится вводный инструктаж по безопасности движения по дороге на занятия в лицей, в университет, во Дворец спорта, плавательный бассейн и другие места проведения занятий с лицеистами по расписанию уроков. В том случае, когда учащиеся выходят коллективно на занятия в другие организации, например, по плану курса ОБЖ - в пожарную часть или в подразделение милиции, или на какие-либо мероприятия в городские учреждения (по плану внеклассной работы - театр, стадион и т. д.), с ними проводятся специальные инструктажи. Приказом по МОУ определяются маршруты движения и ответственные лица из числа преподавателей за безопасность продвижения детей.
В процессе обучения лицеисты, кроме изучения учебных тем в классе, выполняют домашние работы по темам программы, сдают зачеты по «Правилам дорожного движения», пишут рефераты, проводят научно-исследовательские работы по линии научного общества учащихся. Так в 2002 году учащаяся 11«В» класса лицея Ольга Рябец, участник XXII открытой научно-практической конференции учащихся «Искатели, мыслители XXI века», удостоена Диплома I степени за работу «Транспортная культура и проблема обеспечения безопасности дорожного движения». В 2004-2005 учебном году реферат учащейся 11«А» класса Марии Зимаревой «Подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении как элемент системы формирования транспортной культуры» рекомендован на областной творческий конкурс учащихся образовательных учреждений «Сам себе спасатель».
Ежемесячно с лицеистами проводятся плановые инструктажи и беседы по ПДД на занятиях по ОБЖ и отдельно классными руководителями. Преподавательский состав лицея обучается в лицее по программе спецсеминара «Основы безопасности дорожного движения и организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Все это позволяет говорить о системном подходе к подготовке старшеклассников к безопасному участию в дорожном движении в общей концепции формирования транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена.
В основе теоретической подготовки лицеистов -учебное пособие для студентов индустриально-педагогических (технолого-экономических) факультетов педагогических вузов «Основы безопасности движения пешеходов» [11], «Правила дорожного движения», материалы, опубликованные в журналах «Жизнь и безопасность» (СПб.), «Основы безопасности жизнедеятельности» (МЧС), «ОБЖ: основы безопасности жизни» (г. Москва) и других изданиях, в т. ч. научных.
Исследования, проведенные на базе лицея в 20012004 гг., показали, что учащиеся 10 классов, поступив в лицей после окончания 9 лет обучения в общеобразовательных школах г. Магнитогорска и прилегающих к нему сельских районов Челябинской области и Республики Башкортостан, значительно завышают самооценку знаний в области обеспечения личной безопасности в дорожном движении. Если до начала изучения в лицее раздела «Безопасность на транспорте» средний самооценочный балл равен 4,36 (пятибалльная оценка), то после изучения данного раздела свои первоначальные знания школьники оценивают лишь в 2,7 балла (средний балл). Это говорит о недостаточной подготовке учащихся в предыдущих классах средней школы и отсутствии системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
На вопрос: «Считаете ли вы полезным для себя прослушанный в лицее раздел курса ОБЖ «Безопасность дорожного движения»?» в декабре 2000 года из 54 опрошенных учащихся 10-х классов 50 ответили «да» (92,6%), 3 - «нет» и 1 - не ответил; в декабре 2001 году из 78 опрошенных 78 ответили «да» (100%); в ноябре 2004 года из 97 опрошенных 87 ответили «да» (89,7%), 10 - ответили «нет». Уменьшение положительных ответов мы связываем в первую очередь с тем, что в 2004-2005 учебном году учебный объем часов уменьшен в два раза из-за неразберихи с предметом «ОБЖ» в старших классах в учреждениях образования России, которая не могла обойти стороной и Магнитогорский лицей. Так как он является профильным образовательным учреждением, то не только федеральным, но и региональным компонентом учебного годового плана для него вовсе в 20042005 учебном году не был предусмотрен предмет «ОБЖ». И лишь гражданская позиция руководства лицея позволила ввести курс ОБЖ в 10-х классах в объеме 1 час в неделю, вместо 2 часов во все предыдущие годы. А так как объем был уменьшен, то и в перечне вопросов, которые изучали учащиеся, некоторые были им знакомы ранее. Это прежде всего обязанности пешеходов, пассажиров и частично те, о которых речь шла выше. Известно, что когда в процессе обучения дается недостаточно нового материала, то и интерес к предмету у учеников падает. Но, как бы то ни было, учащиеся своими ответами очень в доступной форме показали нам, взрослым, свое отношение к вопросам безопасности в дорожном движении: нельзя ограничиваться подготовкой к безопасному участию в дорожном движении в младших и средних классах.
Старшеклассникам это также необходимо, как и всем другим участникам дорожно-транспортного процесса любого другого возраста.
Поэтому в основу подготовки учащихся мы ставим системный подход в формировании потребности быть «безопасным участником движения», содержание которого составляют прочные знания, умения и навыки безопасного поведения в процессе движения, дисциплинированность и высокий уровень культуры поведения на дороге и в транспорте, ответственность за безопасность свою и окружающих.
Литература
1. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М.: Транспорт, 1987.
2. Якупов А.М. Безопасность дорожного движения: проблемы обучения и воспитания детей // Жизнь и безопасность, 1998. - № 1. - С.121-124.
3. Якупов А.М. Культура, образование и проблема подготовки человека к участию в транспортных процессах / Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск 20-22 сентября 2000 г.), Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
4. Якупов А.М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении. / Диссертация на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1997.
5. Якупов А.М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении - базовый элемент системы формирования транспортной культуры // Жизнь и безопасность, 2005. - № 1-2. - С. 359-374.
6. Якупов А.М. Природа опасности и наука «Безопасность систем и человека» / Информационный бюллетень УВД г. Магнитогорска «Вектор - безопасность» (Приложение к ежемесячной газете «Магнитогорский курьер»). Магнитогорск, УВД. - октябрь 2005 года.
7. Якупов А.М. Системный подход к подготовке школьников к безопасному участию в дорожном движении / Безопасность транспортных систем: Труды первой международной научно-практической конференции (Самара, 20-22 мая 1998 г.). Самара, 1988. - 237 с.
8. Якупов А.М. Транспортная культура и безопасность транспортных систем / Безопасность XXI века: Материалы заочной конференции. Выпуск 4. - Издательство МАНЭБ, СПб., 2001. - 153 с.
9. Якупов А. Транспортная культура и проблемы безопасности транспортных систем // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - № 3, С. 26-27.
10. Якупов А.М. Формирование культуры безопасности у старшеклассников в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Жизнь и безопасность, 2005. - № 3-4.
11. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов: Учеб. пособ. для студентов индустриально-педагогических (технолого-экономи-ческих) фак-тов педагог. вузов . - Магнитогорск: АО «МДП», 1995. - 136 с.