УДК 614:625.096:372.016
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
А.М. Якупов
МаГУ, г. Магнитогорск
Рассмотрено содержание понятия «транспортная культура» в контексте философской категории «культура». Обоснована актуальность исследования проблемы формирования транспортной культуры школьников. Определена ее роль в системе предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и раскрыто содержание модели системы непрерывной подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.
Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема обеспечения безопасности на транспорте и, прежде всего, автомобильном. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. В свете дорожно-транспортных отношений обострение данной проблемы вызвано «взрывной» автомобилизацией общества в условиях его перехода к новому социально-экономическому укладу жизни и деятельности.
Трагическое положение складывается с безопасностью детей. Цифры детского до-рожно-транспортного травматизма в результате этих происшествий велики - ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет. Количество погибших из года в год увеличивается, а свыше 80 % из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
Если сопоставить число детей, погибающих ежегодно в результате ДТП с общими демографическими тенденциями России, то гибель, например, в 1996 году 2000 детей означает потерю более 40 тыс. россиян в XXI веке.
Проблема формирования транспортной культуры школьников имеет прямое отношение к решению комплекса вопросов сохранения жизни и здоровья детей - участников транспортных процессов и, в первую очередь, дорожного движения. Решению проблемы формирования транспортной культуры у детей и подростков как в России, так и за ее пределами, за всю историю развития транспорта вплоть до конца 90-х годов ушедшего столетия практически не уделялось внимания. В общем контексте философской категории
«культура» отдельными исследователями затрагивались вопросы определения места и роли транспорта в структуре культуры, но лишь в виде некой составляющей частицы одной из основных форм существования культуры - материальной (Ю.В. Бромлей, Р.Г. По-дольный, В.И. Полищук и др.). Философское осмысление техники вообще в новой исследовательской области - философии техники, изложенное в работах ее основоположников X. Ортега-и-Гассета, М. Хайдеггера, X. Блюм-берга, А. Кестлера, продолженное Ч. Митче-мом и В. Маккееем (1973 г.), П.Т. Дурбиным (1982 г.), Г. Шторком (1977 г.), В.Д. Губиным и Е.Н. Некрасовой (1996), а также, выдвинутая Ф. Дессауэром, Т. Литтом, Э. Гуссерелем и др. культурно-историческая концепция при исследовании феномена техники и процесса технизации современной культуры так и не стали той отправной точкой, которая исторически была необходима для разработки проблемы формирования транспортной культуры. В отечественной литературе по философии техники до последнего времени основное внимание уделялось лишь философско-методологи-ческим проблемам технического знания и технических наук (В.Г. Горохов, Г.Г. Бычков, В.И. Белозерцев, Б.И. Козлов, Ю.С. Меле-щенко, А.Д. Московченко, Н.П. Онищенко, Л.И. Покатаев, А.И. Половинкин, Я.В. Сазонов, Г.И. Шеменев и др.).
Одновременно с этим в научных источниках на феномен транспортной культуры в целом обращается недостаточное внимание. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что понятие «транспортная культура» отсутствует как в философских и культурологических словарях и энциклопедиях, так и
Якупов А.М.
Система непрерывного формирования транспортной ______________________________культуры школьников
в психологических и педагогических изданиях.
Транспортная культура, по нашему убеждению, является одной из форм (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека и его специфических взаимоотношений с окружающей средой и ее обитателями по удовлетворению своих потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он (человек) творит «транспортную культуру» как неотъемлемую и функционально важнейшую составляющую общей культуры населения. В свою очередь, безопасность в транспортной среде - это форма (способ, образ, стиль) безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленная на организацию и обеспечение процесса транспортировки, обеспечение его «живучести» и безопасности как для самого участника процесса, так и для окружающей его среды, в том числе и ее обитателей [1,3].
Анализ существующих и широко применяемых в образовательных заведениях абсолютного большинства учебных заведениях нашей страны вариантов учебных программ, воспитательных систем в рассматриваемой нами области и их учебно-методического обеспечения, приведенные в работах наших соотечественников, а также в учебниках по школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-5 классы), учебных пособиях, отдельных региональных стандартах и в отдельных изданиях, а также результаты поиска во всемирной Интернет-«паутине» показали, что проблеме формирования у школьников транспортной культуры как в отечественной педагогической теории и практике, так и зарубежной не уделено должного внимания. Во многих работах, посвященных данной проблеме, рассматриваются лишь отдельные ее стороны - это, в основном, изучение «Правил дорожного движения» (ПДД) и, как исключение, «Правил безопасного поведения на дорогах», а не системный подход к подготовке школьников к безопасному участию в дорожном движении и формированию у них высокого уровня транспортной культуры.
Проводимые с 1988 года по н.в. автором исследования позволили переосмыслить многие вопросы обеспечения безопасности в сфере автомобильного транспорта. Однако проблема преодоления недостатков существующей парадигмы в области формирования транспортной культуры у детей и подростков, проявившей свою ярко выраженную недостаточность, так и остается нерешенной как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Несомненно, что процесс формирования новой парадигмы имеет достаточно длительный характер и обусловливается сложностью трансформации устоявшихся в обществе на протяжении десятилетий взглядов и представлений о системе обеспечения безопасности дорожно-транспортного процесса. Одновременно с этим существующее доминирование традиционных взглядов и убеждений продолжает вести к воспроизводству проявившей свою недостаточность и несовершенство действующей в обществе системы обеспечения безопасности в сфере автомобильного транспорта, включая и те подсистемы и компоненты, которые, по сути своей, обязаны обеспечивать специальную подготовку всех участников дорожного движения без какого-либо исключения к их безопасному поведению в дорожно-транспортной среде. А это, в свою очередь, создает условия для нарастания социальной напряженности, вызванной ежегодно повышающимся уровнем аварийности в таких важных для общества со-циотехнических системах, к которым относятся транспорт в целом и автомобильный транспорт и дорожное движение в частности.
Формирование новой парадигмы предполагает не только переосмысление устоявшихся преставлений о природе и механизме возникновения дорожно-транспортных происшествий, но также и всей системе подготовки человека к безопасному участию в транспортных процессах, разработку концепции формирования транспортной культуры, включающую в себя в качестве одного из фундаментальных компонентов вышеназванную подготовку участников движения, адекватную современным реалиям. И, несмотря на заметную актуализацию руководством страны в конце 2005 и начале 2006 гг. проблемы обеспечения безопасности на дорогах России, которая обусловила интенсивный поиск путей их разрешения, следует отметить, что вследствие своей конкретно-исторической обусловленности новая парадигма может оказаться относительной и преходящей.
На примере автодорожных отношений становится очевидным, что уровень аварийности, а также уровень и тяжесть его последствий, находится в определенной зависимости как от уровня подготовленности, ответственности и надежности всех без исключения участников дорожно-транспортного процесса (как «активных» - водителей, пешеходов, пассажиров и регулировщиков движения, так и «опосредованных» - всех тех, кто занят в области проектирования, конструирования, строительства дорог и производства автомобилей и т.д.), так и уровня сформированное™ у них транспортной культуры. Зависимость уровня аварийности и ее результатов на любом другом виде транспорта аналогична зависимости уровня отношений в сфере автомобильного транспорта.
Актуальность проблемы повышения современного уровня транспортной культуры молодого поколения россиян возрастает по мере развития транспортных систем. Вместе с этим, устаревший, а порой, и вовсе отсутствующий понятийный аппарат в области транспортировки, транспорта, транспортной культуры и культуры безопасности тормозит решение данной проблемы.
Значимость проблемы формирования транспортной культуры школьников прослеживается на государственном, научно-теоретическом, научно-методическом и практическом уровнях, и в этой связи она носит полиаспектный характер.
За последние десятилетия существенно изменился характер требований, предъявляемых современным обществом к участникам транспортных процессов и в особенности, к участникам дорожного движения. Предотвращение аварийных ситуаций по неосторожности или вследствие других опасных действий ребенка, зачастую переходящих в дорож-но-транспортные происшествия, можно добиться только в таком обществе, в котором каждый участник автодорожного процесса будет представлять собой специально обученную и подготовленную личность с зарожденной и развитой потребностью быть безопасным участником этого процесса; с развитым чувством ответственности за последствия своих поступков; высокоорганизованную и дисциплинированную, обладающую чувством такта и умением управлять своим эмоциональным состоянием, с высоким уровнем внутренней культуры; активная в социальной и интеллектуальной сферах, уверенная в соб-
ственных силах и имеющая основания для этой уверенности.
Следовательно, на одном из первых мест в подготовке такой личности должны стоять, наравне со специальной подготовкой, вопросы самовоспитания и самообразования личности, формирования у обучаемого готовности к реализации заложенных в него основ транспортной культуры.
Задача по сохранению жизни и здоровья юных участников дорожного движения в современных условиях, как минимум, на порядок сложнее, чем считают многие современные теоретики и практики, и она, по сути своей, носит интегрированный характер, содержит в себе систему сложнейших задач социального, технико-экономического, психологического, культурологического, правового, морально-нравственного, этического, эстетического, педагогического, психологического и многих др. планов, решение которых неосуществимо без опоры на такие научные, практические и образовательные области, как инженерия, психология, педагогика, культурология, этика, мораль и нравственность, право и др.
Таким образом, становится очевидным, что проблема формирования транспортной подрастающего поколения теснейшим образом переплетена с проблемами формирования у него не только культуры транспортировки (перемещения), но также и культуры поведения в транспортной среде, и экологической культуры, и культуры безопасности личности в целом [2].
Сказанное выше позволяет выделить вопрос формирования транспортной культуры школьников в самостоятельную проблему. Это подтверждается, во-первых, тем, что в современных условиях развития общества органы образования России (за исключением специализированных учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку кадров в области организации дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта) практически не готовы к организации и осуществлению необходимых мер по формированию транспортной культуры школьников; во-вторых, неподготовленностью педагогических кадров, отсутствием необходимой учебно-методической базы и специальных образовательных технологий и т.п.; в-третьих, тем, что проблема формирования транспортной культуры школьников носит полиаспектный характер и включает и соци-альную проблему, и психологическую, и пе-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 9
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДГОТОВКИ ИХ К БЕЗОПАСН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ ОЙ ЖИЗНИ И
Возраст 1 год-6 лет 7-10 лет 11-13 лет 14-15 лет 16-17 лет 18 лет-22 года Трудоспособное взрослое население Нетрудоспособное население: пенсионеры, инвалиды и др.
Основные структуры, обеспечивающие подготовку Семья, УДО, окружающая СПС Семья, ООУЗ (начальная школа), окружающая СПС ООУЗ: 5-7 классы, семья, окружающая СПС ООУЗ: В-9 классы, УНПО, семья, окружающая СПС ООУЗЮ-11классы УСПО, УССПО, семья, окруж. СПС УССПО, УВПО, окружающая СПС П. Д. П., трудовые коллективы, спецкурсы, школы проф. мастерства и т.п. СМИ, семья, органы социальной защичъ!.
Вспомогательные структуры СМИ, медучреждения СМИ, медучреждения, общественные организации, ГАИ ГИБДД СМИ, медучреждения, ГИБДД правоохранительные органы, МЧС, общественные организации СМИ, медучреждения, правоохранительные органы, подразделения МЧС, общественные организации, ГИБДД СМИ, медучреждения, подразделения ГАИ, МЧС, МО, правоохранительные органы, общественные организации СМИ, медучреждения, подразделения ГАИ, МЧС, МО, правоохранительные органы, трудовые коллективы, общественные организации СМИ, медучреждения, правоохранительные органы, структуры МЧС, ГАИ ГИБДД, общественные организации Структуры МВД, ГАИ ГИБДД, МЧС, благотворительные фонды, общественные организации по месту жительства
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ Формирование знаний, умений, навыков, привычек безопасного поведения Зарождение и развитие потребностей в обеспечении собственной и окружающих безопасности жизни и деятельности в транспортной среде Формирование личности безопасного типа поведения в транспортной среде
Ведущие идеи подготовки и основные ее задачи Знакомство с окружающим миром, Транспортной средой и их опасностями Изучение окружающего мира с точки зрения проявления опасностей для человека, в том числе в транспортной среде Моделирование проявления и фактическое их выявление и практическое определение опасностей в транспортной среде и изучение причин их порождающих Обучение методам определения причинно-следственных связей «опасность-причина» и изучение методов предупреждения появления опасных явлений в транспортной среде Формирование системного виде- ния, системного подхода и научного применения системно-структур -ного метода в определении причинно-следствен-ных механизмов возникновения (проявления) опасных для человека явлений в транспортной среде Подготовка к обеспечению безопасности профессиональной деятельности и охраны труда, организации и обеспечению техники безопасности в транспортной среде. Обучение теории, методам и формам подготовки подрастающего поколения к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде, формирование транспортной культуры Подготовка и обеспечение надежности и устойчивости в организации и обеспечении безопасной собственной жизни и окружающих и деятельности в транспортной среде. Организация и обеспечение безопасной деятельности и выполнение правил техники безопасности на транспорт. Подготовка и обучение подрастающего поколения к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде Поддержание имеющихся знаний, умений, навыков и привычек обеспечения безопасности собственной жизни и окружающих в транспортной среде. Обучение правилам безопасного поведения в транспортных процессах. Привлечение к пропаганде и агитации безопасного образа жизни и безопасной деятельности в транспортной среде.
Условные обозначения: УДО - учреждение дошкольного образования; ООУЗ - общеобразовательное учебное заведение; УНПО - учреждение начального профессионального образования; УСПО - учреждение среднего профессионального образования; УССПО - учреждения среднего специального профессионального образования; УВПО - учреждения высшего профессионального образования; П. Д. П. - постдипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка; СПС- социально-педагогическая среда
м Модель системы непрерывного, сквозного и систематического формирования транспортной культуры школьников
** и их подготовки к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде
Якупов А.М. Система непрерывного формирования транспортной
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________культуры школьников
дагогическую; в-четвертых, решение проблемы формирования транспортной культуры школьников должно быть системным. Проблема формирования транспортной культуры школьников приобрела в настоящее время не только теоретический, но и социально значимый характер.
Начиная с 1990 года в школах города Магнитогорска в рамках диссертационного исследования по излагаемой проблеме проводится педагогический эксперимент и реализуется системный подход в организации процесса непрерывного формирования транспортной культуры школьников, в основе которого лежат принцип непрерывности, систематичности и последовательности, а также такие принципы, как преемственность, все-участность, социальная ответственность и надежность. Разработанная нами «Модель системы непрерывного, сквозного и систематического формирования транспортной культуры школьников и их подготовки к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде» приведена на рисунке. Мы рассматриваем решение данной проблемы в контексте процесса формирования транспортной культуры у всего населения, т.е. во всех его возрастных
группах и социальных слоях. Именно такой подход, как показывает наше исследование и внедренные в педагогическую практику на протяжении последних пятнадцати лет его результаты, являются наиболее результативными в работе со школьниками.
Литература
1. Якупов, А.М. Культура, образование и проблема подготовки человека к участию в транспортных процессах / А.М. Якупов // Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия: сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.-С. 116-119.
2. Якупов, А.М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении — базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А.М. Якупов // Жизнь и безопасность, 2005. -№ 1-2. -С. 359-374.
3. Якупов, А. М. Формирование транспортной культуры - главное в обеспечении безопасности дорожного движения / А.М. Якупов // Основы безопасности жизнедеятельности, 1999.-Ml.-С. 45-50.