го участия элитарных клубов в социально-культурном развитии региона. Ими, как показала опытно-экспериментальная работа, проведенная в Омском регионе на базе клубов интеллектуально-творческой элиты, являются:
- осознание целей и задач клуба его лидером, инициативным ядром и всеми участниками;
- единство интересов, потребностей и действий всех участников клуба, которое должно поддерживаться соблюдением положений устава клуба, участием всех членов клуба в составлении и реализации его планов и программ;
- анализ специфики инфраструктуры региональной и локальной социально-культурной среды для осуществления выбора приоритетных направлений деятельности элитарного клуба, способствующих воспитанию, развитию, профессиональному и творческому самовыражению всех участников клуба, их социализации и адаптации в социально-культурной среде;
- поддержка со стороны региональных органов управления культурой;
- развитие сети контактов клуба с субъектами и объектами социально-культурной деятельности в регионе;
Библиографический список
- мотивация к участию в социально значимых культурных программах региона;
- информационно-рекламное обеспечение деятельности элитарного клуба, разработка и поддержание его позитивного имиджа в регионе;
- накопление и распространение педагогического опыта по созданию и развитию элитарных клубов в целях компетентного управления и руководства процессами их дальнейшего развития.
Подведем итог. Модель элитарного клуба мы представили следующим образом: определили 10 сущностных признаков элитарного клуба, выделили базовые клубообразующие элементы системы элитарного клуба, представили клубообразующую структуру системы элитарного клуба, составили процесс последовательного развития элитарного клуба, состоящий из 9 этапов, выявили организационно-педагогические условия интеграции элитарных клубов в социально-культурную среду региона. Мы полагаем, что данная модель имеет не только теоретическое значение, но может представлять интерес для инициаторов, лидеров и организаторов элитарных клубов.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999.
2. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1989.
3. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чешс. яз / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. - М., 1998.
4. Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2004.
6. Орлова, Э.А., Каменец, А.В. Учет интересов и запросов различных групп населения в клубной сфере // Клубы вчера, сегодня, завтра... / А.В. Каменец. - М., 2001.
7. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие / В.В. Туев. - Москва: МГУКИ, 1999.
8. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2002.
9. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003.
Статья поступила в редакцию 11.12.08
УДК 656.11.05
А.М. Якупов, доц. МаГУ, г. Магнитогорск
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Статья раскрывает теоретические аспекты проблемы формирования транспортной культуры школьников: обосновывается понятийный аппарат проблемы, включающий понятия «транспортная среда», «транспортная культура», «транспортная культура школьника» и др.; раскрывается взаимосвязь системного, антропологического и культурологического подходов, а также особенности их реализации в преломлении к процессу формирования транспортной культуры.
Ключевые слова: транспортная среда, транспортная культура, транспортная культура школьника, процесс формирования транспортной культуры школьников, системный, антропологический и культурологический подходы к формированию транспортной культуры школьников.
Актуальность сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения россиян в условиях интенсивно развивающейся транспортной среды не требует особых доказательств. Она очевидна и постоянно возрастает в современной действительности. В первую очередь, как мы полагаем, это касается наземного транспорта и его дорожного движения.
В исследованиях по проблеме формирования транспортной культуры человека, проводимых нами более двух десятков лет, дорожное движение рассматривается как сложная, высоко энерговооруженная, динамичная, открытая и опасная для окружающих социотехническая система [1; 2 и др.]. Она,
с нашей точки зрения, состоит из трех основных элементов (подсистем): человек, транспортное средство и дорога, и, безусловно, взаимодействует с окружающей ее средой. Каждый из названных элементов представляет собой сложнейшие как по инфраструктуре, так и по функциям подсистемы (системы меньшего иерархического уровня, чем вся система), взаимодействующие друг с другом, взаимовлияющие друг на друга и взаимообусловливающие функциональное состояние каждой из них. И в этой связи следует констатировать, что безопасность людей и, в первую очередь, детей и подростков, находится в определенной зависимости от уровня сформирован-
ности у них транспортной культуры, которая предполагает готовность человека к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и процессах, происходящих в ней (например, в процессе дорожного движения).
В свою очередь, транспортная среда представляет собой неотъемлемую часть антропогенной и/или техногенной среды, в которой осуществляется транспортировка предметов, веществ, энергии, информации и человека посредством комплекса социотехнических систем - транспорта, то есть совокупного множества различных видов и типов транспортных систем с участием их организаторов, управленцев и исполнителей самого процесса транспортировки, а также других участников процесса транспортировки, например, пешеходов и пассажиров. А безопасность в транспортной среде - это форма, способ, образ, стиль безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленные на организацию и обеспечение процесса транспортировки и его «живучести», а также безопасности как участников этого процесса, так и окружающей их среды и ее обитателей.
Введенное нами в научный обиход понятие «транспортная культура» мы трактуем как специфическую форму (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой и ее людьми и другими обитателями как в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершению данной деятельности. Транспортная культура представляет собой относительно самостоятельную ветвь общей культуры и является, по нашему утверждению, философской категорией. Эта культура самобытная, как самобытна и общая культура любого общества или государства. Создание различных транспортирующих систем и транспорта в целом в каждой стране с учетом многих, присущих только этой стране факторов (например, географического, климатического и т.д.) - яркое подтверждение сказанному. При этом понятие «транспортная культура» мы рассматриваем в контексте общего понятия «культура».
Изучение первопричин дорожно-транспортных происшествий (ДТП), произошедших по вине или неосторожности детей и подростков, убедительно доказывает, что выполнение требований «Правил дорожного движения» без знания причинно-следственного механизма возникновения ДТП (последовательность: причина - следствие - результат) и осуществления безопасного (безошибочного, верного) действия в каждой конкретной ситуации не может в полной мере гарантировать безопасность участников дорожного движения. В связи с этим, для безопасного участия школьников в дорожном движении, необходима их специальная подготовка, в процессе которой у школьников необходимо: а) сформировать знания законов безопасности движения, правил безопасного участия в транспортной среде и «Правил дорожного движения»; б) сформировать умения, навыки и привычки безопасного участия в транспортных процессах; в) воспитать соответствующие психофизиологические и личностные качества - внимательность на дороге, самообладание и уверенность, активность и самоконтроль, самостоятельность и дисциплинированность и др.
Все это мы напрямую относим к задачам, решаемым в процессе формирования транспортной культуры у школьников (прежде всего, сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде). Мы считаем правомерным утверждать, что
транспортная культура школьника складывается из таких основных компонентов, как: 1) самостоятельная безопасная жизнедеятельность школьника в транспортной среде; 2) его самостоятельное безопасное участие в транспортных процессах, происходящих в этой среде, без которых он не сможет в полной мере удовлетворить свои материальные и духовные потребности как личности; 3) его правопослушное и культурное участие в транспортной среде, исключающее нанесение какого-либо вреда как своей жизни и здоровью, так и какого-то ни было ущерба окружающим людям из-за своего опасного поведения в этой среде; 4) ценности и качества личности школьника, определяющие и характеризующие его как личность безопасного типа участия в транспортной среде.
Следуя системному принципу иерархичности, система «транспортная культура школьника» представляет собой подсистему системы более высшего порядка - «транспортной культуры», в то время как сами компоненты «транспортной культуры школьника» мы рассматриваем также как отдельные подсистемы, взаимодействующие и взаимозависимые между собой, взаимообусловливающие друг друга, и тем самым определяющие ее структуру. Вместе с тем, мы учитываем взаимодействие системы «транспортная культура школьника» с окружающей средой, в роли которой выступает транспортная среда. В этом случае обеспечивается соблюдение таких системных принципов, как целостность, структурность, иерархичность и взаимодействие с окружающей средой.
Одновременно с этим мы утверждаем, что «транспортная культура школьника» и ее компоненты, диалектически взаимосвязаны с такими самостоятельными ветвями общей культуры, как правовая и экологическая культуры, культура транспортировки, культура безопасности жизнедеятельности и культура поведения. При этом следует уточнить, что транспортная культура школьника не ограничивается связями и отношениями с перечисленными выше предметными культурами, а в своем происхождении и эволюционном развитии взаимодействует со всеми другими видами прикладных культур, входящими в общее культурное пространство человека и человечества.
Таким образом, «транспортная культура школьника» -это и специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой, и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде, нацеленная на удовлетворение своих потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих его участников транспортных процессов.
Вышесказанное дает нам основание утверждать, что понятие «транспортная культура школьника» является понятием педагогическим.
Формирование транспортной культуры школьников мы рассматриваем как непрерывный педагогический процесс, осуществляемый его субъектами и направленный на формирование учащихся как личности безопасного типа участия в транспортной среде, воспитание у них правопослушного и культурного поведения, их подготовку к безопасной жизнедеятельности в этой среде и к безопасному участию в транспортных процессах, происходящих в ней.
В целях исследования проблемы формирования транспортной культуры школьников в качестве основных научно-методологических подходов мы выбрали системный, антропологический и культурологический подходы.
Известно, что по своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией спе-
циальных наук, а фундаментом этого подхода выступает методология диалектики.
Следует отметить, что в нашем исследовании категория «система» является центральным понятием. Другие понятия привлекаются нами, прежде всего, в качестве средства для -выявления сущности образовательного процесса, организуемого учителем, как целостного, системного формирования транспортной культуры школьников. А системный подход -это методологическое направление, которое ставит задачей разработку принципов, методов и средств изучения объектов, представляющих собой системы (И.В. Блауберг, Э.Г Юдин [3]).
К основным требованиям системного подхода к формированию транспортной культуры у школьников мы относим следующие:
1) любую транспортную систему и процессы, происходящие в ней, следует рассматривать как динамичную и постоянно развивающуюся открытую систему, в которой системообразующим элементом («единицей») является человек (в том числе ребенок) как участник процесса (водитель, пассажир, пешеход и др.);
2) любые взаимоотношения активных (непосредственных) участников дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход и регулировщики движения) и явлений, происходящих в -этом движении, также следует рассматривать с позиций системного подхода во взаимодействии и взаимозависимости друг от друга.
Подтверждение тому I раскрытый нами «Причинно-следственный механизм возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП)», который мы представляем в виде социальной системы, включающей в себя такие взаимодействующие и взаимозависимые между собой компоненты, как «причина», «следствие», «результат». Последний состоит из последовательной взаимозависимости элементов «аварийная ситуация» и «ДТП» [1].
Также мы рассматриваем в виде системы взаимодействие учителя, родителей и социально-педагогической среды с ребенком в процессе формирования у него транспортной культуры, представляющей собой социальную систему, где ее «единицами» (элементами) являются «ребенок», «учитель» и «родители», а сложной подсистемой выступает «социально-педагогическая среда».
Причиной выбора антропологического подхода как теоретико-методологической основы нашего исследования стала реальная потребность в сохранении жизни и здоровья подрастающего поколения, постоянно живущего в техногенной среде и ежедневно соприкасающегося с транспортными системами и непосредственно участвующего в процессах, осуществляемых ими.
Антропологический подход, как известно, представляет собой фундамент психолого-педагогической антропологии, главная идея которой состоит в том, «что образовательный процесс нужно строить в соответствии с выработанными на данный момент представлениями о природе человека, о возрастных ступенях личностного становления, о путях и формах социализации индивида» [4, с. 14]. По утверждению Б.М. Бим-Бада [5], такой подход в педагогике, заключающийся в системном использовании данных всех наук о человеке и их учете при построении и осуществлении педагогического процесса, выступает основой педагогического образования и предполагает изучение человека как «предмета воспитания».
Антропологизация современного образования - не дань моде, а неоспоримое требование и непременное условие эффективного воспроизведения в содержании образования полноценного образа человека, которое может и должно стать
важным средством развития личности учащегося, так как речь идет об образовании реального и живого ребенка, который нуждается в специальной подготовке к безопасной жизни и деятельности в сложной и по-своему опасной транспортной среде. Именно антропологический подход позволяет нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе.
Формирование транспортной культуры человека, его подготовка к безопасному участию в транспортных процессах, к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде предполагает, что учитель особое внимание должен уделить вопросам, связанным с обеспечением безопасной жизни и деятельности в антропогенной (техногенной) среде вообще, и в транспортной среде, в частности. При этом педагог и все другие субъекты образовательного процесса должны не только знать, но и планировать необходимые изменения в психике ребенка и его поведении, способствовать появлению у детей новых определенных качеств. Выполнение этого требования возможно только при условии постоянной помощи ребенку для его вхождения в мир культуры. При этом создаются педагогические ситуации, в которых ребенок может самореализовываться, проявлять свою активность.
Учитывая специфику настоящего исследования, реализация антропологического подхода, по нашему мнению, должна быть связана с выполнением следующих условий:
1) признание каждого ученика личностью и развивающимся человеком, высшей социальной ценностью и субъектом собственного развития, отличающимся своеобразием и уникальностью;
2) признание социальных прав и свобод учащихся;
3) обязательность опоры в воспитании учащихся и формировании у них транспортной культуры на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
4) признание того, что жизненные ценности, нравственные нормы и правила поведения школьника должны стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности только через его собственные чувства;
5) обязательность учета эмоционально-чувственной сферы учащихся и морально-психологического состояния каждого из них с опорой на соответствующие объективные данные;
6) приоритетность принципа природосообразности образования, воспитания и развития личности школьника, который предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся [6].
Кроме того, к основным требованиям антропологического подхода к формированию транспортной культуры школьников необходимо, по нашему убеждению, отнести и такие:
1) образование как система и ее подсистемы (в том числе формирование у учащихся транспортной культуры), должны рассматриваться как искусственные антропогенные системы;
2) школьник как личность должен рассматриваться как особый вид организации биологических, психических и социальных качеств, которые определяют своеобразие человека, с обязательным учетом его возрастного уровня развития и периода сензитивности;
3) непременным условием следует считать соблюдение условия эффективного воспроизведения в содержании процесса формирования у учащихся транспортной культуры полноценного образа школьника как человека и развивающейся личности.
Следующим методологическим подходом нашего исследования является культурологический подход. Он основан на признании основных положений воспитания как становления
человека в культуре [7], при этом рассматривается: а) культура как среда для воспитания человека; б) педагог как посредник в культуростановлении; в) диалог как форма общения и средство для определения личностных смыслов (самоопределения в мире культурных ценностей).
Главная отличительная особенность рассматриваемого подхода заключается в том, что он, по нашему мнению, есть не что иное, как выражение философского обоснования принципов исследования человека и систем его образования, в основе которого лежит философская категория «культура»: «Культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом» [8, с.15]. Она предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Однако при всей схожести антропологического и культурологического подходов точки зрения на один и тот же исследуемый объект у них разные.
Культурологический подход к процессу формирования транспортной культуры у школьников направлен на их социокультурную ориентацию. Он является интересным и значимым в плане социализации школьников и представляется нам актуальным в русле поиска вариативных путей формирования специальных «транспортно-безопасных» знаний, умений, навыков, ценностей и качеств личности как ключевой общеобразовательной компетентности учащихся в социуме. Это особенно важно, если учесть, что речь идет о подготовке ребенка к безопасной жизнедеятельности в сложной и опасной транспортной среде.
Культурологический подход в исследовании проблемы формирования транспортной культуры школьников означает также следующее. Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований,
в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. В нашем случае - это транспортная среда и жизнедеятельность в ней. При этом достижения транспортной (человеческой) культуры не даны ему в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности в такой среде, а другими словами, проявление особенности культурной «наследственности» - главное условие и решающий механизм индивидуального становления подрастающей личности как личности безопасного типа поведения в транспортной среде.
В то же время эффективность интеграции системного, антропологического и культурологического подходов зависит от целей и логики данной интеграции.
Самыми важными положениями, вытекающими из вышеизложенного, являются, на наш взгляд, положения о том, что формирование транспортной культуры у школьников неразрывно связано: а) с формированием направленности личности на присвоение ею «транспортно-образовательных» и культурных ценностей; б) с зарождением и развитием у ребенка «транспортно-безопасной» потребности в жизни и деятельности в условиях окружающей среды; в) с созданием условий для раскрытия творческого потенциала его личности с целью постоянного повышения уровня личной готовности безопасно жить и работать в окружающей его среде (в том числе и транспортной).
Органическое единство и диалектическое взаимовлияние, взаимодействие и взаимообусловленность системного, антропологического и культурологического подходов, выбранных нами в качестве основных подходов исследования рассматриваемой проблемы, позволяют изучать педагогический процесс формирования транспортной культуры школьников как систему в ее развитии и изменчивости, в тесной взаимосвязи с окружающей средой и определенной зависимости от последней.
Библиографический список
1. Якупов, А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование природы / Якупов А.М. // Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1 Т 2.
2. Якупов, А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система: монография / А.М. Якупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
3. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. I М.: Наука, 1973.
4. Салов, Ю.И. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / Ю.И. Салов, Ю.С. Тюников.
- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998.
6. Черкасова, О.В. Антропологический подход в воспитании I основа гуманистической педагогики / О.В. Черкасова // Вестник СамГУ:
Педагогика, 2000 (3). I Интернет-ресурс: www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/ 2002web3/pedi/ 200231301. html.
7. Соколова, Л.Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова // CREDO NEW теоретический журнал. - Интернет-ресурс: www.portalus.ru/ modules/philosophy/ .
8. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Гайсина. -М., 2002.
Статья поступила в редакцию 12.03.09