Научная статья на тему 'Понятие «Транспортная культура школьников» как педагогическая категория'

Понятие «Транспортная культура школьников» как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ В ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / TRANSPORT ENVIRONMENT / SAFETY IN THE TRANSPORT ENVIRONMENT / TRANSPORT CULTURE / TRANSPORT CULTURE OF A SCHOOLCHILD / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRINCIPLES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов Александр Мубинович

Даются понятия «транспортная среда», «безопасность в транспортной среде», «транспортная культура» как философская категория. Раскрывается содержание понятия «транспортная культура школьника» как педагогической категории и как системы, показаны организационно-педагогические условия и принципы ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept "transport culture of schoolchildren" as a pedagogical category

There are given the concepts "transport environment", "safety in the transport environment", "transport culture" as philosophic category. There is revealed the notion "transport culture of a schoolchild" as a pedagogical category and a system. The organizing pedagogical conditions and its forming principles are shown.

Текст научной работы на тему «Понятие «Транспортная культура школьников» как педагогическая категория»

категорию в сочетании с другими, близкими, но не тождественными по значению данной.

литература

1. Социологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirslovarei.com.

2. Борытко Н.М. Методология психологопедагогических иследований: учеб. для магистрантов и студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. 2-е изд., испр. и доп. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

3. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография /

Н.М. Борытко / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.

4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. 456 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И.А. Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 288 с.

6. Леонова О.А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О.А. Леонова // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер.: Педагогические науки. 2008. №1(25). С. 9 - 12.

7. Леонова О.А. Региональное образовательное пространство: предисловие к новым смыслам: монография / О.А. Леонова. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус.яз., 1984. 797 с.

9. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.

10. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев [и др.]. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. 815 с.

Using of the category “space” in the scientific pedagogical research

There is specified the context of using of the category “space” in the scientific pedagogical research and its essential properties. Also the understanding of this category viewing from different scientific approaches is analyzed; the category of “space” is defined as pedagogical.

Key words: space, pedagogical space, subject of space, pedagogical environment, pedagogical system, pedagogical reality, pedagogical activity.

А.М. ЯкупоВ (Магнитогорск)

понятие «транспортная культура школьников» как педагогическая категория

Даются понятия «транспортная среда»,

«безопасность в транспортной среде», «транспортная культура» как философская категория. Раскрывается содержание понятия «транспортная культура школьника» как педагогической категории и как системы, показаны организационно-педагогические условия и принципы ее формирования.

Ключевые слова: транспортная среда, безопасность в транспортной среде, транспортная культура, транспортная культура школьника, педагогические условия, принципы обучения.

В России, как и во всем цивилизованном мире, одной из важнейших проблем является проблема обеспечения безопасности людей в сфере транспорта. Один из путей сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде мы видим в формировании у них высокого уровня транспортной культуры. В этой связи, как мы полагаем, значимость проблемы формирования последней у подрастающего поколения россиян прослеживается на государственном, научнотеоретическом, научно-методическом и практическом уровнях, и поэтому она носит полиаспектный характер.

Так, «транспортная среда» представляет собой «1) специфическую, органическую и неотъемлемую часть антропогенной (социо-природной и техногенной) среды, образованной человеком в результате созданных им специальной инфраструктуры, транспортирующих систем и транспортных средств, включая использование природных объектов и систем, их сил и явлений, с целью удовлетворения витальных (жизненных), духовных и других потребностей человека, социальных групп, общества и государства, путем организации перевозки необходимых грузов, людей и информации; 2) социальноприродное окружение, в котором осуществляется транспортировка (перевозка) предметов, веществ, энергии, информации и людей посредством различных видов транспор-

© Якупов А.М., 2009

та и многообразием транспортных средств при участии организаторов, управленцев, исполнителей и регулировщиков самого процесса транспортировки с целью удовлетворения витальных (жизненных), духовных и других потребностей человека, социальных групп, общества и государства» [4: 19]. Данное понятие в нашем исследовании имеет одно из ключевых значений и играет важную роль, т.к. формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система должно, по нашему убеждению, содержать в себе такие компоненты (или подсистемы), которые бы обеспечивали в своем взаимодействии: а) подготовку к безопасному участию в транспортных процессах; б) формирование у учащегося личности безопасного типа поведения (точнее - безопасного типа участия) в транспортной среде; в) формирование у него правопослушного и культурного участия в этой среде.

«Безопасность в транспортной среде», как мы полагаем, - это форма, способ, образ, стиль безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленные на организацию и обеспечение процесса транспортировки и его «живучести», а также безопасности как участников этого процесса, так и окружающей их среды и ее обитателей. Введенное и раскрытое нами понятие «транспортная культура» мы понимаем как «специфическую форму (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой и ее людьми и другими обитателями как в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершению данной деятельности» [1: 152]. транспортная культура представляет собой относительно самостоятельную ветвь общей культуры и является, по нашему утверждению, философской категорией. Это самобытная культура, как самобытна и общая культура любого общества или государства. Создание различных транспортирующих систем и транспорта в целом в каждой стране с учетом многих, присущих только этой стране факторов (например, географического) - яркое подтверждение сказанному. Ее мы рассматриваем в контексте общего понятия «культура».

Выявленные нами в процессе исследования проблемы (на примере наземного транспорта) первопричины дорожнотранспортных происшествий (ДТП) по вине или неосторожности детей и подростков [3] убедительно показывают, что только выполнение требований «Правил дорожного движения» (ПДД) без знания причинноследственного механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий (последовательность: причина - следствие - ре-

зультат) и безопасного (безошибочного, верного) действия в каждой конкретной ситуации не может быть гарантией безопасности участников дорожного движения в полной мере. В связи с этим для безопасного участия школьников в дорожном движении необходима их специальная подготовка, в процессе которой нужно сформировать а) необходимые знания о законах безопасности движения, правилах безопасного участия в транспортной среде и «правилах дорожного движения»; б) специальные умения и закрепить их в навыки и привычки безопасного участия в транспортных процессах (выполнение правил безопасности на транспорте, ПДД и т.п.); в) необходимые соответствующие качества - внимательность на дороге, самообладание и уверенность, активность и самоконтроль, самостоятельность и дисциплинированность и др.

Все это мы относим напрямую к задачам формирования транспортной культуры школьников - сохранение жизни и здоровья детей в транспортной среде. Поэтому мы считаем правомерным утверждение, что транспортная культура школьника представляет собой систему, включающую в себя следующие основные компоненты: 1) самостоятельная безопасная жизнедеятельность учащегося в транспортной среде; 2) самостоятельное безопасное участие школьника в транспортных процессах, происходящих в этой среде, без которых он не сможет в полной мере удовлетворить свои материальные и духовные потребности как личность; 3) правопослушное и культурное участие школьника в транспортной среде, исключающее нанесение какого-либо вреда как своей жизни и здоровью, так и окружающим его людям из-за своего опасного поведения в этой среде; 4) ценности и качества личности школьника, определяющие и характеризующие его как личность безопасного типа участия в транспортной среде. Именно они выступают личностными характеристиками самого субъекта транспорт-

ной культуры, т.е. школьника, являющегося носителем этой культуры. По этой причине последний компонент (четвертый) является системообразующим в системе «транспортная культура школьника» и представляет собой ядро этой культуры, а первый - базовым или основополагающим компонентом.

Очевидно, что система «транспортная культура школьника» представляет собой подсистему системы более высшего порядка - «транспортной культуры», в то время как сами компоненты транспортной культуры школьника мы рассматриваем как отдельные подсистемы, взаимодействующие и взаимозависимые, взаимообусловлива-ющие, тем самым определяющие ее структуру. Вместе с тем мы учитываем взаимодействие системы «транспортная культура школьника» с окружающей средой, в роли которой выступает транспортная среда.

Одновременно мы полагаем, что транспортная культура школьника (и ее компоненты) в своем происхождении и эволюционном развитии взаимодействует со всеми видами прикладных культур, входящими в общее культурное пространство человека и человечества. Но при этом мы особо выделяем то, что она в первую очередь диалектически взаимосвязана с такими самостоятельными ветвями общей культуры, как правовая и экологическая, культура транспортировки, культура безопасности жизнедеятельности и культура поведения.

Таким образом, мы даем следующее определение раскрытого нами понятия «транспортная культура школьника» - это «специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и ее обитателями и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по удовлетворению своих целевых потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих его участников транспортных процессов» [2: 161].

транспортная культура школьника является частью общей культуры учащегося, определяемой системными и безопасными взаимоотношениями с объектами и субъектами транспортной среды и процессами, происходящими в ней, для удовлетворения своих витальных и духовных потребностей и ее следует рассматривать (как и транспортную культуру) в контексте философской категории «культу-

ра». Формирование же транспортной культуры школьника мы рассматриваем как непрерывный педагогический процесс, осуществляемый его субъектами.

Все вышесказанное дает нам основание утверждать, что понятие «транспортная культура школьника» является педагогической категорией.

В нашем исследовании определены организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры, представляющие специфический комплекс условий (компонентов), которые мы относим к непосредственно определяющим и организующим непрерывность педагогического процесса:

1) применение проблемных и воспитывающих ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортнъх процессах - его введение вызвано спецификой формирования транспортной культуры школьников, основными задачами которого являются: а) подготовка ребенка к безопасному участию в транспортных процессах; б) формирование учащегося как личности безопасного типа участия в транспортной среде; в) формирование у него правопослушного и культурного участия в этой среде; г) подготовка школьника к безопасной жизнедеятельности в названной среде;

2) формирование школьника как личности безопасного типа участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней -его введение продиктовано необходимостью сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде и снижения уровня детского транспортного травматизма;

3) интеграция деятельности субъектов образовательных процессов в создании воспитывающей среды, обеспечивающей специальную подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной сфере - введение данного условия определено необходимостью подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, иначе говоря, необходимостью формирования готовности школьников к сохранению жизни и здоровья как своей, так и окружающих в сложных условиях, возникающих в транспортной среде в результате аварий или чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, криминогенного или военного характера. Субъектами же этих процессов являются учащиеся всех классных параллелей, учителя, родители, педагоги системы дополнительного образования, специали-

сты в области безопасности на транспорте, сотрудники ГИБДД, МЧС, медицины, средств массовой информации и др.

Этот выбор условий сделан не случайно. Ему предшествовал теоретический анализ проблемы исследования и результатов апробации разработанной нами системы непрерывного формирования транспортной культуры школьников [5]. В процессе исследования мы опирались на хорошо известные в педагогической теории и практике принципы обучения и воспитания, которые применимы и к рассматриваемому процессу. Среди них принципы развивающего и воспитывающего обучения (системообразующий принцип применяемой нами системы принципов); научности и связи теории с практикой; социокультурного соответствия (сообразности); систематичности, непрерывности и системности; сознательности и активности учащихся в обучении; наглядности; доступности и др.

Вместе с тем, как показало наше исследование, построить и реализовать на практике педагогическую систему непрерывного формирования у школьников транспортной культуры невозможно без специальных принципов. С этой целью нами были введены три следующих новых принципа, являющиеся основанием разработанной нами концепции формирования транспортной культуры школьников как педагогической системы [5].

1. Принцип всеучастности и преемственности. Он вытекает из закономерности: эффективность непрерывного процесса формирования транспортной культуры школьника зависит от степени вовлеченности в него всех субъектов процесса разных поколений, включая учащихся, и качества их взаимодействия между собой в условиях последовательного и поэтапного усложнения содержания образования от поколения к поколению. Этот принцип предусматривает привлечение к планированию и реализации на практике непрерывного процесса формирования транспортной культуры школьников всех его субъектов, включая самих учащихся.

2. Принцип социальной ответственности. Он вытекает из закономерности: эффективность непрерывного процесса формирования транспортной культуры школьника зависит от осознания субъектами данного процесса своей роли (функций, предназначения) и меры ответственности за ее выполнение. Этот принцип обеспечивает воспитание у школьников гражданской и правовой ответственности за

личную деятельность и поведение в транспортной среде и происходящих в этой среде транспортных процессах.

3. Принцип надежности. Он вытекает из следующей закономерности: эффективность непрерывного процесса формирования транспортной культуры школьника зависит от взаимосвязи содержания образования с целью этого образования - подготовкой «надежного» и безопасного участника транспортного процесса. Это принцип формирования готовности ребенка к непровоцирующему ДТП поведению, самостоятельному грамотному противостоянию возникающим опасностям в транспортной среде; в случае попадания в опасные (аварийные) ситуации школьник самостоятельно или во взаимодействии с окружающими его людьми должен выходить из них с минимальными потерями для себя и окружающих, сохранив при этом свои жизнь и здоровье.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что все перечисленные выше принципы (как основные из известных педагогике, так и введенные нами три новые) мы рассматриваем, прежде всего, как некую систему принципов в единстве и целостности образования, включающую необходимый их набор. Характер связей всех этих принципов определяет структуру данной системы.

Проведенное нами исследование проблемы сохранения жизни и здоровья детей в условиях современной транспортной среды подтвердило наши предположения о том, что понятие транспортной культуры школьника является педагогической категорией, а формирование данной культуры - проблема педагогики.

литература

1. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование природы / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. 2008. № 1 - 2. С. 140 - 154.

2. Якупов А.М. Транспортная культура

школьника: социокультурное обоснование,

структура и содержание / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. 2008. № 1 - 2. С. 154 - 162.

3. Якупов А.М. Социальные и психологопедагогические предпосылки формирования транспортной культуры школьников / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. 2008. № 1 - 2. С. 162 - 176.

4. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и условия ее формирования: монография / А.М. Якупов. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 283 с.

5. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система: монография / А.М. Якупов. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 243 с.

The concept “transport culture of schoolchildren” as a pedagogical category

There are given the concepts “transport

environment”, “safety in the transport environment”,

“transport culture” as philosophic category. There

is revealed the notion “transport culture

of a schoolchild” as a pedagogical category

and a system. The organizing pedagogical conditions

and its forming principles are shown.

Key words: transport environment, safety in the transport environment, transport culture, transport culture of a schoolchild, pedagogical conditions, principles of education.

А.А. АрлАМоВ (краснодар)

целостность методологических подходов в педагогическом исследовании: подход как компонент системного познания

Обосновываются необходимость и один из путей построения целостного методологического пространства педагогического исследования. Раскрываются содержание понятия «методологический подход», гносеологические возможности и границы его применимости, смысл отношения компенсаторности между ними и его функция в решении задачи построения целостного пространства методологических подходов.

Ключевые слова: методологический подход, отношение компенсаторности, универсализация.

Познание всегда противоречиво. Развиваются само знание как его продукт и наше знание о познании. Построение теоретического знания монистично в его стремлении быть системным. Однако подходы к

самому познанию, в рамках которых формируются принципы теоретизации знания [16], различны по своим гносеологическим возможностям. Уже этот факт указывает на расширение гносеологических возможностей при интеграции методологических подходов. Однако многоподходность таит в себе эклектичность, что может привести к деформации «мира истин» в «мир мнений». И тогда мы вновь прочувствуем, как важен для нас тезис Эпикура, который искренне разделял Декарт: «знать природу, чтобы правильно жить» (цит. по: [15: 154]). Как и на какой основе можно объединить методологические подходы, чтобы не впасть в эклектичность?

Современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности. Исследователь всякий раз сталкивается с проблемой выбора и конструирования системы методологических подходов. В том и другом случае необходимы основания для ее разрешения. Однако в методологии педагогики содержание понятия «подход к познанию» отражено контекстуально, а вопрос выбора и конструирования подходов практически не рассматривался.

Идея целостного подхода к педагогическому исследованию активно развивается волгоградской научной школой. Н.К. Сергеев отмечает, «что за одним и тем же названием категории подхода зачастую кроются разные, иногда существенно отличающиеся или даже противоположные трактовки» [18: 92 - 97]. Возможно, именно потому, что собственно подход как категория и основание его выбора не рассматриваются.

Методологический подход как предмет познания. С.А. Крупник, как это уже стало принято в условиях кризиса, традиционно обвиняет педагогику в методологическом невежестве: «в предметных гуманитарных науках рефлексия средств как таковая отсутствует, а методологический предметный аппарат формируется естественным путем, поэтому существующие сегодня подходы в педагогике вряд ли можно назвать подходами в строгом смысле слова» [12: 21 - 26]. Указывая путь обновления педагогики, автор, к сожалению, не раскрывает содержание понятия подхода как

© Арламов А.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.