Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры школьников'

Организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / TRANSPORT MEDIUM / TRANSPORT CULTURE / TRANSPORT CULTURE OF SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGIC CONDITIONS / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов Александр Мубинович

В статье даны понятия «транспортная среда», «транспортная культура» как философская категория, показана транспортная культура школьников как система, раскрываются организационно-педагогические условия ее формирования, методы, средства и формы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC-ORGANIZING CONDITIONS OF FORMATION OF TRANSPORT CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

This article gives notion of transport medium, transport culture as a philosophic category, transport culture of schoolchildren is revealed as a system, and pedagogic-organizing conditions of its formation are given, methods, means and forms of its realization.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры школьников»

10. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.

11. Эльконин, Д. В. Избранные психологические труды [Текст] / Д. В. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

12. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 339-344.

13. Мальцева, С. В. Аналитико-диагностическая деятельность общеобразовательного учреждения как фактор повышения успешности учебной деятельности школьника [Текст] / С. В. Мальцева // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 301-308.

14. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 307-315.

15. Чернобабова, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся [Текст] / К. В. Чернобабова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 361-371.

УДК 008:656:373.3/5

А. М. Якупов, A. M. Yakupov.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биомедицинских и экологических знаний Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск

Degree of Pedagogic science, associate professor of biomedical and ecological sciences department of Magnitogorsk state university, [email protected], Magnitogorsk

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность снижения уровня детского транспортного травматизма в условиях интенсивно развивающейся транспортной среды, вызванной, в первую очередь, «взрывной» автомобилизацией общества, очевидна. В этой связи значимость проблемы формирования транспортной культуры школьников прослеживается на государственном, научно-теоретическом, научно-методическом и практическом уровнях, и поэтому она носит полиаспектный характер.

В ходе проведенного нами исследования проблемы сохранения жизни и здоровья детей в постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной и в определенной степени опасной транспортной среде, и процессах, происходящих в ней, в т. ч. дорожном движении, путем формирования у них высокого уровня транспортной культуры, мы ввели и обосновали организационно-педагогические условия и раскрыли новые три принципа этого формирования [3; 5; 6].

Транспортная среда, как показали наши исследования, представляет собой

1) специфическую, органическую и неотъемлемую часть антропогенной (социоп-

риродной и техногенной) среды, образованной человеком в результате созданных им специальной инфраструктуры, транспортирующих систем и транспортных средств, включая использование природных объектов и систем, их сил и явлений, с целью удовлетворения витальных (жизненных), духовных и других потребностей человека, социальных групп, общества и государства, путем организации перевозки необходимых грузов, людей и информации; 2) социально-природное окружение, в котором осуществляется транспортировка (перевозка) предметов, веществ, энергии, информации и людей посредством различных видов транспорта и многообразием транспортных средств при участии организаторов, управленцев, исполнителей и регулировщиков самого процесса транспортировки с целью удовлетворения витальных (жизненных), духовных и других потребностей человека, социальных групп, общества и государства [7].

Повышение уровня энерговооруженности транспортной среды влечет за собой и повышение уровня ее опасности. А это, в свою очередь, непременно должно приводить к повышению уровня подготовленности к безопасной жизни и деятельности индивида, социальных групп, общества и человечества в целом в созданной и развиваемой собственными руками транспортной среде.

Понятие «транспортная среда» в нашей работе имеет одно из ключевых значений и играет важную роль, так как формирование транспортной культуры школьника как педагогическая система должна, по нашему убеждению, содержать в себе такие компоненты (или подсистемы), которые бы обеспечивали в своем взаимодействии: а) подготовке к безопасному участию в транспортных процессах;

б) формирование учащегося личностью безопасного типа поведения (точнее - безопасного типа участия, т. е. сотрудничества, взаимодействия с другими участниками движения) в транспортной среде; в) формирование у него правопослушного и культурного участия в этой среде. А безопасность в транспортной среде - это форма, способ, образ, стиль безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленные на организацию и обеспечение процесса транспортировки и его «живучести», а также безопасности как участников этого процесса, так и окружающей их среды и ее обитателей.

Введенное и раскрытое нами понятие «транспортная культура» мы определили как специфическую форму (способ, стиль, образ и т. п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой и ее людьми и другими обитателями как в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершению данной деятельности [2].

Транспортная культура представляет собой относительно самостоятельную ветвь общей культуры и является, по нашему утверждению, философской категорией. Это самобытная культура, как самобытна и общая культура любого общества или государства. Создание различных транспортирующих систем и транспорта в целом в каждой стране с учетом многих, присущих только этой стране факторов (например, географического) - яркое подтверждение сказанному. Ее мы рассматриваем в контексте общего понятия «культура».

Выявленные нами в процессе исследования (на примере наземного транспорта) проблемы сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде, первопричины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине или неосторожности детей и подростков, убедительно показывают, что только выполнение требований «Правил дорожного движения» без знания причинно-следственного механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий (последовательность: причина - следствие - результат) и безопасного (безошибочного, верного) действия в каждой конкретной ситуации не может быть гарантированна безопасность участников дорожного движения в полной мере [5]. В связи с этим, для безопасного участия школьников в дорожном движении необходима специальная подготовка учащихся, в процессе которой нужно сформировать у школьников: а) необходимые знания законов безопасности движения, правил безопасного участия в транспортной среде и «Правил дорожного движения»; б) специальные умения и закрепить их в навыки и привычки безопасного участия в транспортных процессах (законов и правил безопасности на транспорте, выполнение ПДД и т. п.); в) воспитать у них необходимые соответствующие качества - внимательность на дороге, самообладание и уверенность, активность и самоконтроль, самостоятельность и дисциплинированность и др.

Все это мы и относим напрямую к задачам формирования транспортной культуры школьников - сохранение жизни и здоровья детей в транспортной среде.

Транспортную культуру школьника мы рассматриваем как систему, состоящую из таких основных ее компонентов, как: 1) самостоятельная безопасная жизнедеятельность учащегося в транспортной среде; 2) самостоятельное безопасное участие школьника в транспортных процессах, происходящих в этой среде, без которых он не сможет в полной мере удовлетворить свои материальные и духовные потребности как личность; 3) правопослушное и культурное участие школьника в транспортной среде, исключающее нанесение какого-либо вреда как своей жизни и здоровью, так и какого-то ни было ущерба окружающим его людям из-за своего опасного поведения в этой среде; 4) ценности и качества личности школьника, определяющие и характеризующие его как личность безопасного типа участия в транспортной среде. Именно они (ценности и качества) выступают личностными характеристиками самого субъекта транспортной культуры, т. е. школьника, являющегося носителем этой культуры. Поэтому последний компонент (четвертый) является системообразующим системы «транспортная культура школьника» и представляет собой ядро этой культуры, а первый -базовым или основополагающим.

Очевидно, что система «транспортная культура школьника» представляет собой подсистему системы более высокого порядка - «транспортной культуры», в то время как сами компоненты «транспортной культуры школьника» мы рассматриваем как отдельные подсистемы, взаимодействующие и взаимозависимые между собой, взаимообусловливающие друг друга, и тем самым, определяющие ее структуру. Вместе с этим, мы учитываем взаимодействие системы «транспортная культура школьника» с окружающей средой, в роли которой выступает транспортная среда. В этом случае обеспечивается соблюдение таких системных принципов, как целостности, структурности, иерархичности и взаимодействия с окружающей средой.

Одновременно с этим, мы утверждаем, транспортная культура школьника и ее компоненты, диалектически взаимосвязаны с такими самостоятельными ветвями

общей культуры, как правовая и экологическая культуры, культура транспортировки, культура безопасности жизнедеятельности и культура поведения. При этом мы уточняем, что рассматриваемая нами культура школьника не ограничивается связями и отношениями с перечисленными выше пятью предметными культурами, а в ее происхождении и эволюционном развитии она взаимодействует со всеми другими видами прикладных культур, входящими в общее культурное пространство человека и человечества.

Таким образом, мы дали следующее определение раскрытого нами понятия: «транспортная культура школьника» - это специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и ее обитателями и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по удовлетворению своих целевых потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих его участников транспортных процессов [3].

Транспортная культура школьника является частью общей культуры учащегося, определяемая системными и безопасными взаимоотношениями с объектами и субъектами транспортной среды и процессами, происходящими в ней по удовлетворению своих витальных и духовных потребностей.

Формирование же транспортной культуры школьника мы рассматриваем как непрерывный педагогический процесс, осуществляемый его субъектами, направленный на формирование учащегося личностью безопасного типа участия в транспортной среде, воспитание у него правопослушного и культурного поведения, его подготовку к безопасной жизнедеятельности в этой среде и к безопасному участию в транспортных процессах, происходящих в ней.

Все вышесказанное дает нам основание утверждать, что понятие «транспортная культура школьника» является педагогической категорий, а ее формирование - проблемой педагогики.

Нашим исследованием определены организационно-педагогические условия формирования транспортной культуры, представляющие специфический комплекс условий (компонентов), которые можно отнести к непосредственно определяющим и организующим непрерывность педагогического процесса. Это: 1) применение проблемных и воспитывающих ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах; 2) формирование школьника как личности безопасного типа участия в транспортной среде и процессах, происходящих в них; 3) интеграция деятельности субъектов процесса в создании образовательной среды, обеспечивающей специальную подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной сфере.

Этот выбор условий сделан не случайно. Ему предшествовал проведенный теоретический анализ проблемы исследования и результатов апробации разработанной нами системы непрерывного формирования транспортной культуры школьников [4; 6; 7].

Введение первого условия «Применение проблемных и воспитывающих ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах», вызвано спецификой формирования транспортной культуры школьников, основными задачами которого, как уже отмечалось ранее, являются: а) подготовка ребенка к безопасному участию в транспортных процессах, б) формирование учащегося как личность безопасного типа участия

в транспортной среде, в) формирование у него правопослушного и культурного участия в этой среде и г) подготовка школьника к безопасной жизнедеятельности в названной среде.

Его главный смысл состоит в том, что в процессе обучения и научения детей «транспортно-безопасному» поведению, развития специальных умений и закрепление их в необходимых им навыках и привычках необходимо помимо изучения, например, «Правил дорожного движения», создавать у ребенка образы дорожных ситуаций в динамике их развития, безопасного поведения на дороге, улице и в транспортном средстве. А это, в свою очередь, является необходимым условием выработки у ребенка рефлекса на реальную или на предполагаемую (ожидаемую) опасность. И что особенно важно в подготовке школьника, то это освоение им умений видеть, наблюдать и анализировать развитие ситуаций на дороге.

В реальной жизни и деятельности у человека любого возраста, осознающего себя как человека (как личность), постоянно возникают ситуации, в которых он часто подвергается испытанию «на прочность». Это в полной мере относится и к безопасному участию детей в транспортных процессах, ситуации которых постоянно изменяются, нередко переходя из безопасных в крайне опасные (аварийные).

В этой связи, как мы полагаем, применение проблемных ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах, оправдано и целесообразно. Это связано, прежде всего, с тем, что сама по себе проблемная ситуация порождает у школьника ярко выраженную поисковую потребность, «стремление найти (открыть или усвоить) объективно необходимые и достаточные для решения проблемы знания и способы деятельности».

Таким образом, сказанное выше дает нам право определить статус данного условия как необходимого в системе введенных организационно-педагогических условий формирования транспортной культуры школьников.

Механизм реализации рассматриваемого организационно-педагогического условия, т. е. пути достижения планируемых результатов, включает в себя следующие основные составляющие:

1) создание проблемных и воспитывающих ситуаций, направленных на специальную подготовку школьников к безопасному участию в транспортных процессах. Они создаются учителем или тем, кто непосредственно принимает участие в такой специальной подготовке детей и представляет собой модели реальной действительности, например, дорожного движения. Они могут быть смоделированы на макетах с помощью набора масштабных моделей транспортных средств, дорожных знаков, дорожной разметки, моделей домов и дорожных сооружений и фигурок пешеходов. Смоделированная ситуация может быть представлена с помощью рисунка или схемы как на плакате, так и на школьной доске. Интересным и привлекательным для учащихся являются смоделированные ситуации с помощью компьютерных программ.

Создание ситуаций возможно и вербальным путем (в виде абстрактного или виртуального образа). Но первоначально они должны быть созданы именно для обозрения и видения ребенком модели прообраза дорожной ситуации;

2) создание проблемных ситуаций возможно на уроках в классе или в специально оборудованных кабинетах общеобразовательной школы или в учебных аудиториях, например, автошколы или службы безопасности дорожного движения во время проведения некоторых плановых занятий со школьниками;

3) создание образа проблемной ситуации на дороге необходимо производить и на практических занятиях, проводимых за пределами школы («полевые занятия»), а именно на участках, расположенных неподалеку, например, от перекрестка с регулированием транспортных и пешеходных потоков. Также они могут быть смоделированы вербальным методом с дальнейшим представлением их развития и изменения.

Формы и средства выполнения рассматриваемого педагогического условия в процессе реализации педагогической системы формирования транспортной культуры школьников могут быть самыми различными и широко применяемыми в педагогической практике в целом, т. е. в процессе обучения школьников (урок в классе, занятие вне класса или вне школы, в учреждении дополнительного образования и т. д.; использование современных технических средств обучения, а также широко применяемых сегодня в школах наглядных средств по темам занятий по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Безопасность на транспорте»), кино- и видеофильмы, тренажеры и т. д.).

В качестве основных методов реализации данного условия мы видим следующие: а) на уровне обучения - это рассказ, беседа, демонстрации, проблемные, дискуссионные, упражнения, исследовательские и др.; б) на уровне воспитания -убеждения, доказательства, опровержения, примера, игровые, эмпатии и др.; в) на уровне развития - игровые, тренинговые, рефлексивные и др. Следует отметить, что мы не ограничиваемся данным перечнем применяемых методов, который, безусловно, имеет свое продолжение из числа широко применяемых методов в педагогической теории и практики.

Становится очевидным, что выполнение этого педагогического условия окажет существенное влияние на повышение уровня готовности школьника к безопасному участию в транспортных процессах, т. к. именно через создание определенных и необходимых образов дорожных ситуаций и безопасного поведения в них у школьника вырабатывается рефлекс на опасность на дороге. Тем самым он получает образную основу для развития своих специальных знаний и умений безопасного поведения в транспортных процессах и закрепление их в виде специальных навыков безопасного участия в них.

Введение следующего условия «Формирование школьника как личности безопасного типа участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней» продиктовано необходимостью сохранения жизни и здоровья детей в транспортной среде и снижением уровня детского транспортного травматизма.

Смысловое содержание этого условия мы объясняем как педагогический процесс целенаправленного изменения (совершенствования) динамической функциональной структуры личности школьника, осуществляемый субъектами этого процесса с целью подготовки учащегося к самостоятельной безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.

Сказанное выше определяет статус данного условия, как и предыдущего, в качестве необходимого в системе введенных организационно-педагогических условий формирования транспортной культуры школьников.

Рассматриваемое условие реализуется, как и предыдущее, в школе учителем и другими субъектами образования по месту проведения с учащимися специальных мероприятий воспитательного характера. Свое продолжение эти мероприятия должны находить в семье ребенка.

Формы реализации этого условия, как и в предыдущем случае, могут быть самые различные и широко применяемые в процессе обучения и воспитания школьников (урок в классе, занятие вне класса или вне школы, в учреждении дополнительного образования и т. д.). К формам же организации обучения, в первую очередь, мы относим: а) групповую и индивидуальную; б) теоретического, практического и смешанного обучения; в) урок, экскурсия, практикум, семинар и т. д.

Следуя утверждению В. И. Загвязинского, что «единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов» [1, с. 74], мы, тем не менее, и здесь остановились на аналогичных методах, которые применяем для реализации предыдущего педагогического условия на всех трех уровнях: обучения, воспитания и развития ребенка.

Все вышеназванные методы, получившие широкое их применение в рамках проводимого нашего исследования проблемы, с уверенностью можно объединить и представить (по В. И. Загвязинскому) как многомерный подход к реализации педагогического условия формирования (обучения, воспитания и целенаправленного развития) школьника как личности безопасного типа участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней.

Средства реализации этого условия также многообразны. К ним мы относим видеофильмы, компьютерную технику, специальные учебно-методические материалы, учебную и специальную литературу и т. д.

Реализация данного педагогического условия, которое мы определили как необходимое условие формирования транспортной культуры школьника, открывает реальную возможность сформировать учащегося как личность безопасного типа участия в транспортной среде и процессах, происходящих в ней. Что, безусловно, окажет положительное влияние на снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Таким образом, выполнение данного условия обеспечивает в определенной степени выполнение социального заказа общества по сохранению жизни и здоровья юных участников транспортных процессов.

Введения условия «Интеграция деятельности субъектов процессов в создании воспитывающей среды, обеспечивающей специальную подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной сфере» определено необходимостью подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде. Иначе говоря, необходимостью формирования готовности школьников к сохранению жизни и здоровья как своей, так и окружающих в сложных условиях, возникающих в транспортной среде в результате аварий или чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, криминогенного или военного характера. Когда мы говорим о формировании такой готовности, то мы исходим из нашей основной и ведущей идеи в отношении к образованию (обучение, воспитание, целенаправленное развитие) в целом: детей необходимо готовить к полноценной и безопасной жизни, к продуктивной и безопасной деятельности в окружающем их мире, а не учить их играть в жизнь и какую-либо деятельность.

Главный смысл рассматриваемого организационно-педагогического условия заключен не только в интеграции деятельности субъектов воспитывающей среды с целью организации непрерывного и систематического формирования транспортной культуры школьников в течение всего обучения последних в общеобразовательной школе, начиная с 1-го класса и по 11-й включительно, но и в солидарной ответственности за качество и эффективность сформированных у учащихся личностных ценностей и качеств, необходимых им в обеспечении безопасной жизни

и деятельности в транспортной среде и в процессах, происходящих в ней. И эта безопасность должна обеспечиваться школьником своим поведением, по нашему убеждению, не только в виде собственной, но и обеспеченной им безопасностью окружающих его людей в этой среде.

Механизм реализации этого условия заключается в наполнении содержания самого условия, которое и вносит некоторые коррективы в формы, методы, средства его реализации. Это связано прежде всего с тем, что подготовка к безопасной жизнедеятельности в условиях транспортной среды носит в основном учебно-тренировочный характер. Поэтому места реализации такого условия в большинстве случаев должны носить характер учебно-тренировочных полигонов, площадок и т. п. с реальными (в полном масштабе, например списанный автобус) моделями и тренировочными стендами и снарядами для физической и специальной подготовки обучаемых. Они необходимы для оттачивания мастерства действий школьников в чрезвычайных ситуациях на транспорте или с его участием любого происхождения как природного и техногенного, так и социального, например, террористического акта.

Реализация данного условия - это прерогатива учителя, тогда как сам процесс его реализации необходимо осуществлять с привлечении и сил специалистов. Например, это могут быть представители ГИБДД, МЧС (из подразделений пожарной защиты или системы гражданской обороны, службы спасения), ФСБ, сотрудники подразделений специального назначения Вооруженных Сил и МВД, преподаватели физкультуры, медицинские работники и т. д.

И хотя мы определили данное условие как достаточное условие, оно, выполняя функцию дополнительности первым двум рассмотренным выше условиям, вносит свой существенный вклад в формирование транспортной культуры школьников, т. к. реализуя это условие, воспитывающая среда (школа, семья и т. д.) осуществляет специальную подготовку ребенка к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде.

Формы реализации данного условия должны соответствовать требованиям его выполнения, к которым мы относим следующие основные:

а) специальные семинары с учителями, педагогами дополнительного образования, родителями, специалистами безопасности на транспорте и др., целью которых является специальная подготовка педагогических работников в области транспортных отношений, специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте в области психологии детей и педагогики, т. е. как общей, так и возрастной психологии, а также в области применения образовательных технологий, различных форм, методов и средств, применение которых обусловлено целью подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде;

б) постоянно действующее совещание субъектов, на которых рассматриваются и утверждаются планы и мероприятия совместной деятельности по подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде с обязательным выделением «ролевых» функций как каждого субъекта в отдельности, так и в группе субъектов. Это необходимо для того, чтобы каждый субъект знал конкретно, что ему делать, когда, где и в какой срок осуществлять методический и исполнительский контроль деятельности этих субъектов;

в) научно-практические и научно-методические конференции и семинары: по проблемам формирования транспортной культуры школьников в целом и по проблеме подготовки детей к безопасной жизни и деятельности в условиях постоянно

развивающейся и усложняющейся динамичной транспортной среде, в частности; по обмену положительным опытом работы.

В качестве основных методов, с помощью которых достигается выполнение рассматриваемого условия, мы рассматриваем следующие: беседа, рассказ, объяснение, убеждение, дискуссия, работа с книгой, выступление и т. п.; иллюстрация, демонстрация, наблюдение, просмотр кино- и видео фильмов; упражнения, графическая работа, изготовление предметов, опыт и эксперимент; методы стимулирования на занятиях и вне их и др.

С целью повышения эффективности подготовки школьников и результативности этой подготовки, стимулирование субъектов образования вне занятий мы определяем как материальное (денежное вознаграждение в виде премий и т. п., ценные подарки и др.), так и моральное (вручение Почетных грамот и дипломов, объявление благодарностей приказами работодателей, публикации статей и подготовка специальных теле- и радиопрограмм в средствах массовой информации о достижениях субъектов и т. д.)

Средствами же реализации данного педагогического условия выступают те, которые перечислены выше при рассмотрении предыдущего педагогического условия, но в дополнение к ним мы относим, в первую очередь, такие как натуральные объекты, макеты транспортных узлов и регулируемых и не- регулируемых перекрестков дорог и т. п.; аудио- и видеотехника; компьютеры и электронные информационные сети (системы); литературу и печатные средства информации; таблицы, плакаты, схемы и картины с репродукциями транспортного содержания; модели транспортных средств, дорожных знаков; фигурки детей и взрослых людей; макеты участков транспортной среды (например, участка улично-дорожной сети, загородной дороги, участков железных дорог и железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т. п.); или участка водной глади, на которой как бы осуществляется процесс движения маломерных водных судов и т. д.

Таким образом, как мы полагаем, можно обеспечить эффективное выполнение рассматриваемого организационно-педагогического условия.

Полученные данные формирующего эксперимента с применением статистических коэффициентов подтвердили, что только реализация комплекса предложенных организационно-педагогических условий способствует эффективному повышению у школьников уровня сформированности транспортной культуры.

Библиографический список

1. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

2. Якупов, А. М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование природы [Текст] / А. М. Якупов. // Жизнь. Безопасность. Экология. -2008. - № 1-2. - С. 140-154.

3. Якупов, А. М. Транспортная культура школьника: социокультурное обоснование, структура и содержание [Текст] / А. М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2. - С. 154-162.

4. Якупов, А. М. Система непрерывного формирования транспортной культуры школьников [Текст] / А. М. Якупов // Вестник ЮрГУ. Серия: Образование. Здравоохранение. Физкультура. Вып. 9. - 2007. - № 16 (71).

5. Якупов, А. М. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования транспортной культуры школьников [Текст] / А. М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2. - С. 162-176.

6. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и условия ее формирования [Текст]: монография / А. М. Якупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 283 с.

7. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система [Текст]: монография / А. М. Якупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.

8. Манюрова, Г. Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории [Текст] / Г. Х. Манюрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 170-176.

9. Жирохова, З. Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности [Текст] / З. Т. Жирохова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 254-259.

10. Беловолов, В. А. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 88-99.

11. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409- 419.

12. Болотова, М. И. Событие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 318-327.

УДК.378.14

М. В. Шустова, M. V. Shustova.

Старший преподаватель кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, Ишим

Senior teacher of the Chair of Algebra, Geometry and Methods of Teaching Mathematics of the P. P. Ershov Ishim State Pedagogical Institute, Ishim

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для того чтобы выделить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей начальной школы необходимо выявить основные структурные компоненты профессиональной компетентности учителя начальной школы.

Мы определили профессиональную компетентность учителя как совокупность необходимых психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений, готовность к их практическому применению. Причем, понятие «готов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.