Научная статья на тему 'Школа обучения родителей приёмных семей – система управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства'

Школа обучения родителей приёмных семей – система управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа обучения родителей приёмных семей – система управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства»

изменении субъективной мотивации педагога. Административный ресурс на начальном этапе организации ОЭР очень важен, так как он позволяет сформировать открытое информационное пространство о направлениях и предполагаемых результатах оЭр. Чем больше информации представлено на начальном этапе организации ОЭР потенциальным исполнителям деятельности, тем больше у педагогов возможности оценить степень своего участия в работе и соответственно скоординировать свои планы.

Этап «внутрифирменного» повышения квалификации педаго-гов-исследователей. На данном этапе разрабатывается программа повышения квалификации и проводится обучение наиболее заинтересованных в ОЭР педагогов. Программа может включать в себя теоретический модуль по проблеме ОЭР, который может быть представлен научными ресурсами, задействованными в ОЭР (научный руководитель, научный консультант, методисты ГБОУ ДпПо ЦПКС «ИМЦ» Адмиралтейского района СПб и др.), практические семинары, консультации, круглые столы. Необходимо отметить, что «внутрифирменное» повышение квалификации - педагогов-исследователей может проходить на любом этапе ОЭР, если подключение педагогов к ОЭР произошло позднее. Основная задача «внутрифирменного» повышения квалификации стимулировать самообучение педагогов, чтобы в процессе повышения квалификации педагоги смогли не только сами находить и получать необходимые знания, но и могли применять эти знания в исследовательском процессе.

Таким образом, ОЭР, как форма инновационной деятельности, способствует систематическому пополнению новых знаний педагогов, позволяет провести рефлексию своей деятельности, создает ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов.

И. И. Андреева

Школа обучения родителей приёмных семей -система управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства

Структурно-функциональная модель системы социальнопедагогической защиты детства включает следующие компоненты: субъекты - дети, проживающие на территории муниципалитета, государство с его структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти разного уровня, органы местного самоуправления, сеть учреждений социального обслуживания се-

154

мьи и детей, образовательные учреждения, семья. Задачей всех субъектов является взаимодействие на основе точного знания нормативных документов каждым из них в выработке такой профессиональной политики, которая должна защищать детей от социальных рисков и способствовать удовлетворению базовых жизненных потребностей детства.

Диагностика состояния управления знаниями в системе социальной защиты детства позволяет выявить и актуализировать управленческие ресурсы данной системы: кадровые (в том числе профессиональные знания и умения на каждой должности), информационные, социально-технологические и коммуникативные, т. е. выявить уровень знаний и умений всех субъектов в решении этих специфических проблем.

Возможность оптимизации управления знаниями в системе социальной защиты детства на муниципальном уровне определяется наличием у муниципального сообщества необходимых ресурсов: кадровых, информационных, социально-технологических и коммуникативных. В этом отношении Гатчинский муниципальный район находится в благоприятном положении, благодаря долгосрочной целевой программе «Семейное детство: профилактика социального сиротства и развитие семейных форм устройства детей в Гатчинском муниципальном районе на 2014-2016 годы», разработанной Администрацией Гатчинского муниципального района при активном партнерстве с благотворительным фондом «Ключ». Была создана Школа приемных родителей и служба сопровождения детей.

Некоммерческая организация «Счастье в каждую семью» начала активную работу по реализации обучения всех субъектов системы профилактики социального сиротства в Школе приемных родителей, по созданию службы сопровождения замещающих семей и службы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в семью. В связи с введением Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подобраны и обучены специалисты службы; на базе Гатчинской школы-интерната отремонтированы помещения для Школы приемных родителей и службы сопровождения.

Для специалистов, участвующих в системе профилактики социального сиротства (КДН, органы опеки, детский дом, СРЦ), начато практико-ориентированное обучение сотрудников, включая совместную работу с конкретными случаями по решению проблем детей; проведено большое количество обучающих семинаров.

Замещающие семьи после их обучения принимают детей для реализации реабилитационных программ (летний отдых, профилактика социального сиротства, трудная жизненная ситуация в семье).

155

В качестве пилотных поселений выбраны Сяськелевское и Пу-достьское поселения, на базе которых специалистами апробируются технологии раннего выявления семей, имеющих риски социального сиротства и организации поддержки замещающим семьям.

Среди новых возможностей развития социальных служб через усиление системы управления знаниями могут быть следующие:

- развитие социальных и образовательных программ использования домов городка «Надежда» для временного размещения семей в ситуации приема детей, риска социального сиротства при одновременном содействии в решении жилищных проблем со стороны Администрации района;

- развитие грантовых обучающих программ индивидуальной поддержки замещающих семей, выпускников приемных семей и детского дома;

- сотрудничество в разработке и реализации социальнообразовательной программы реформирования деятельности детского дома в соответствии с требованиями «Национальной стратегии в интересах детей».

Объединение ресурсов района и партнерство с негосударственными организациями позволяет на основе масштабного развития системы управления знаниями разработать, апробировать и широко внедрить эффективные образовательные модели семейного устройства и профилактики социального сиротства в условиях малочисленных отдаленных поселений и небольших городов Ленинградской области.

Обучение специалистов и организация их работы по устройству детей-сирот в семью стало приоритетным в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективным с социальноэкономической и морально-этической точек зрения.

Процесс адаптации детей к новым условиям протекает с еще большими трудностями, чем процесс адаптации у взрослого населения. Социализация детей сегодня происходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений. К этому не готовы не только дети, но и основная масса взрослого населения. Это ставит перед обществом новые и совершенно особые задачи «встраивания» детей в рыночные структуры. Именно поэтому речь идет о социальной защите детства через овладение новыми знаниями всеми субъектами взаимодействия в системе социализации детей. Следует отметить положительный опыт по дальнейшему сотрудничеству с «тренерами» - специалистами службы сопровождения, так как к ним часто обращаются «выпускники» - члены семей, принимающих детей. Именно поэтому работа службы сопровождения, даже на первых этапах, - это большое достижение.

156

Всего с начала работы Школы обучено 152 семьи (227 чел.). Из них 103 семьи приняли на воспитание 150 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на различные формы устройства - усыновление, опека, приёмная семья, гостевая семья). В том числе: усыновлено - 50 детей; под опеку - 98 детей (из них на возмездной основе - 78). 28 семей отказались от своих намерений. Сотрудники, тренеры школы считают, что это значимый показатель неформального отношения как к работе, так и к решению кандидатов в приемные родители.

Деятельность Школы с января 2013 г. вышла и ещё на один уровень. В связи с обязательной подготовкой граждан, решивших не только принять ребенка в приемную семью или усыновить, но и установить безвозмездную опеку, встал вопрос об изменении подхода в обучении, так как появилась большая аудитория людей, являющихся кровными родственниками будущим подопечным. Здесь очень важны психологические аспекты, так как эти люди из-за потери близких родственников и сами нуждаются в поддержке. И здесь надо отметить помощь, которую оказывают специалисты благотворительного фонда «Ключ». Более чем пятилетний опыт работы Школы позволяет выявить большую проблему в сопровождении семей, принявших на воспитание детей-сирот не только в приемную семью, но и под опеку. Школа стремится помочь семье специальными знаниями, чтобы выйти из трудных ситуаций, сделать так, чтобы ребенку стало комфортно, чтобы не случилось двойного сиротства. Поэтому тесное сотрудничество в решении этой проблемы с благотворительным фондом «Ключ» привело к созданию службы сопровождения для всех замещающих семей.

Анализ сложившейся практики управления знаниями в социальной системе защиты детства показывает, что процесс социализации детей-сирот еще не стал самостоятельным объектом управления. Препятствием этому являются проблемы в традиционных для школьной системы образования системах воспитания, существенные недостатки и явные различия в активности органов управления разных уровней в решении этих проблем. Невозможность осуществления полного комплекса управленческих действий в социальной системе защиты детства свидетельствует о неумении сотрудников собирать и анализировать необходимую информацию, выявлять проблемы, ставить обоснованные цели, разрабатывать и реализовывать необходимые решения.

Одним из важнейших недостатков является несистемность управления знаниями, проявляющаяся в отсутствии концептуального обоснования самой идеи деинституализации процесса воспитания детей-сирот, отсутствии полноценного проблемного анализа, в отсутствии согласованности между действиями на разных уровнях

157

управления; отсутствии полноценной специализированной научной, методической, кадровой и иной поддержки образовательных и социальных учреждений при выборе содержания и организационных форм социальной адаптации и позитивной социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральные органы власти и управления делают в настоящее время ставку на активность регионов, оптимизируя бюджетные расходы и предоставляя целевое финансовое содействие лишь тем, кто способен предложить обоснованные социально-образовательные программы решения конкретной и значимой проблемы.

В этой ситуации становится очень важным вопрос о том, насколько готовы в настоящее время регионы решать проблему воспитания и социализации подрастающего поколения, способны ли они формировать такие программы, которые направлены не на достижение частных изолированных целей, а на более общее, комплексное решение проблемы, оптимально использовать те ресурсы, которые у них имеются, и привлекать дополнительные источники.

Важность регионального уровня в решении проблем воспитания детей-сирот обусловлена еще и тем, что в масштабах региона можно в наибольшей степени обеспечить комплексность принимаемых мер, охватив как все ступени образования (от дошкольного до профессионального), так и все необходимые условия его модернизации, создание единой сети информационного обеспечения по вопросам профилактики и преодоления последствий социального сиротства, подготовку педагогических кадров, обеспечивающих их работу в различных социально-реабилитационных учреждениях и центрах. С другой стороны, именно регионы имеют возможность аккумулировать и поддерживать тот инновационный опыт, который накоплен за последнее время в территориях.

В Гатчинском муниципальном районе (деревня Войсковицы) с октября 2009 г. для приемных семей функционирует городок «Надежда» общей площадью 12600 м2 на 20 домов, каждый площадью 165 м2. Этот опыт широко транслируется не только по региону, но и по всей России, что способствует увеличению количества благотворительных фондов, готовых поддержать эту идею.

Сейчас в городке проживает 19 семей, в которых воспитывается 104 ребенка, из них 71 - приёмные (в т. ч. усыновлённые и опекаемые на безвозмездной основе).

В 2011 г. в городке было завершено строительство общественного Центра, в котором организована работа кружков (хореография, фото-студия, изостудия, студия звукозаписи) и спортивных секций (настольный теннис, шейпинг, волейбол). Кроме того, в Центре обустроены кабинеты для индивидуальных и групповых занятий детей с психологом и логопедом-дефектологом.

158

На данном этапе осуществляется комплекс мер разных направлений деятельности региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов Ленинградской области, а также органов управления образованием по реализации Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

В результате проведенного исследования нормативноправового обеспечения педагогической поддержки процесса социализации детей-сирот, а также осмысления и обобщения соответствующих законов субъектов Российской Федерации, Семейного и Гражданского кодексов РФ удалось выявить, что разнообразие подходов к организации работы этих органов в большинстве случаев не дает возможности преодолеть ведомственные интересы и разногласия, возникающие между ними. В то же время слабость законодательной базы по взаимодействию между органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации государственной политики в сфере защиты прав детей в конечном счете приводит к тому, что именно региональному социальному законодательству приходится прежде всего, восполнять недостающие звенья в нормативно-правовой базе и фактически с нуля обеспечивать управление знаниями всех категорий субъектов сферы защиты прав детей.

Ю. Н. Стецюнич

Знание особенностей финансирования образовательных учреждений в современных условиях как необходимость эффективного управления

В финансовой системе любого государства приоритетную роль занимает государственный бюджет - это используемый Правительством денежный фонд для финансирования внутренней и внешней деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы в стране.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств, о чём своевременно должны знать все руководители образовательных организаций. Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.