Научная статья на тему 'Образование будущих приемных родителей в контексте защиты прав детей'

Образование будущих приемных родителей в контексте защиты прав детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование будущих приемных родителей в контексте защиты прав детей»

И.И. Андреева

Образование будущих приемных родителей в контексте защиты прав детей

В современной России ситуация в мире детства тревожна и социально опасна как для самих детей, так и для общества в целом. Нестабильность социально-экономической жизни значительно расширяет спектр социально-экономических, психосоциальных и педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство. Резкое снижение уровня жизни становится причиной отказа многих российских родителей от своих детей, в результате чего увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно выделить три основные проблемы, которые способствовали появлению и развитию идеи обязательного массового образования будущих кандидатов в приемные родители (во всех формах).

Это, прежде всего, информационный бум, который повлек резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе.

Проблемой, которую породил информационный бум, стала необходимость пересмотра содержания образования. Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения научных представлений, связанных с ним, потребовали пересмотра содержания учебников, научных дисциплин, программ и т. д. Кроме того, потребовалось введение новых предметов, научных дисциплин (информатика, социология и т. д.).

Информатизация общества произошла в результате развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств подготовки. Информатизация общества привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые не всегда оказываются согласованными. Информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний.

Функциональная неграмотность - неспособность или неготовность гражданина выполнять свои профессиональные и социальные функции. Это явление стало следствием не только информационного бума, но и резко возросшей социальной динамики: развития новых технологий, структурных изменений в развитии экономики, миграции населения, изменений социально-культурного контекста. Функциональная неграмотность обострила проблему именно качества образования.

147

Все выше перечисленные явления и процессы способствовали появлению и развитию идеи массового целенаправленного обучения будущих приемных родителей как способа преодоления возникающих социальных и образовательных проблем. Такое образование в настоящее время превращается в жизненную необходимость общества.

В настоящее время в социальной практике основным подходом к жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей (по разным причинам), остается помещение их в закрытые сиротские учреждения: дома ребенка, детские дома, приюты, интернаты.

Оценивая негативное влияние на развитие ребенка депривационной среды этих учреждений, специалисты по защите прав детства при решении этой проблемы отдают предпочтение семейным формам жизнеустройства. По их мнению, только в семье есть все условия для усвоения детьми стереотипов детско-родительских отношений, формирования чувства защищенности, привязанности, поддержки и, следовательно, успешной социализации. Передача осиротевшего ребёнка в семью, которая способна заменить кровную, родительскую, является предпочтительной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с этим это влечет к сокращению числа «казенных» учреждений.

В целях реализации основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье администрация Гатчинского муниципального района разрабатывает долгосрочную целевую программу «Семейное детство: профилактика социального сиротства и развитие семейных форм устройства детей в Гатчинском муниципальном районе на 2014-2016 гг.». Программа «Семейное детство» разрабатывается при активном партнерстве с благотворительным фондом «Ключ».

Программа направлена на объединение усилий муниципальных органов власти, муниципальных учреждений района, негосударственных организаций, волонтеров, общественности в деле профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, внедрения и распространения современных реабилитационных технологий поддержки семей с детьми; создания эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав; обеспечения приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Механизм реализации Программы включает:

- раннее выявление семей, находящихся в группе риска по социальному сиротству из числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (привлекая врачей, начиная от сопровождения беременных, состоящих в группе риска, послеродового патронажа

148

врачами поселений, особая забота - семьи с детьми-дошкольниками, не посещающими детские сады),

- механизмы оперативного взаимодействия по оказанию поддержки семье с целью снижения рисков социального сиротства (с использованием опыта мобильных бригад центра «Дарина»);

- наборы социальных технологий и услуг, нацеленных на поддержку семьи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (например, профилактику отказов от новорожденных, поддержку семей с детьми раннего возраста, привлечение работников здравоохранения по медико-социальному патронажу семей;

- методы оценки положения семьи с учетом риска социального сиротства для ребенка и мониторинга динамики положения семьи;

- механизмы и формы скорейшего размещения ребенка в семью (для временной реабилитации или постоянного устройства);

- развитие системы поддержки и сопровождения замещающих семей, включая организацию непрерывного повышения родительской компетенции опекунов, попечителей и приемных родителей, организацию социального сопровождения, совершенствование системы материального стимулирования и расширение перечня услуг;

- формирование системы непрерывного повышения квалификации специалистов, работающих в сфере семейного устройства и профилактики социального сиротства.

Для эффективного внедрения семейных форм устройства де-тей-сирот, таких как приёмная семья, осуществляется прежде всего системный подход к данной проблеме, позволяющий решить главные задачи:

- подбор семей, желающих взять на воспитание детей-сирот,

- обучение кандидатов в приёмные родители и их подготовка к приёму ребёнка,

- подготовка детей к переходу на воспитание в приёмную семью, организация психолого-педагогического и социального сопровождения как на этапе знакомства семьи и ребёнка, так и на этапе адаптации ребёнка в приёмной семье и на протяжении всего периода воспитания ребёнка в приёмной семье.

Начиная с 2008 г. в Гатчинском муниципальном районе активно ведётся работа по устройству в приёмные семьи детей, оставшихся без попечения родителей, не только из числа воспитанников государственных учреждений, но и из числа вновь выявленных. Такая практика устройства детей-сирот, когда ребёнок напрямую, минуя детский дом или дом ребёнка, попадает в замещающую семью, играет положительную роль в дальнейшем формировании личности

149

ребёнка, в развитии его взаимоотношений с приёмными родителями и помогает ребёнку избежать тяжелых психологических травм.

Размещение выявленных детей напрямую в замещающие семьи удаётся осуществлять за счёт наличия определённого количества заранее обученных кандидатов в приёмные родители. С 2007 г. в Гатчинском муниципальном районе проводится систематическое обучение граждан, изъявивших желание принять на воспитание детей, нуждающихся в семейном устройстве. Сегодня этот опыт работы школы для кандидатов в приёмные родители хорошо известен не только в пределах Ленинградской области, но и в других субъектах страны.

Основная цель подготовки приемных родителей - оказание психолого-педагогической, правовой и профессиональноконсультативной помощи.

Существуют некоторые особенности, отличающие приемную семью от других форм опеки: возможность передать под усыновление детей осужденных родителей в семью, не имеющую статуса. К таким семьям предъявляются менее жесткие требования, к кандидатам - примерно такие же, как и при опеке. Предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения приемного ребенка. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные законодательством; по исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если у него нет собственного, и др.

Но есть и другие стороны: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемного родителя, что несет психологические проблемы. Со стороны органов опеки ведется постоянный контроль за воспитанием ребенка и расходованием средств на его содержание; ребенок имеет право на контакты с кровными родителями и родственниками, зачастую такие встречи вызывают душевный разлад у детей.

Размещение выявленных детей напрямую в замещающие семьи удаётся осуществлять за счёт наличия определённого количества заранее обученных кандидатов в приёмные родители.

Имея за плечами более чем пятилетний опыт работы в школе, тренеры и специалисты видят следующую проблему: одного лишь обучения недостаточно. Необходимо не только выявить истинную мотивацию, которой руководствуются люди, изъявляющие желание взять ребёнка из детского дома, но и обеспечить серьёзный отбор, основанный на взаимодействии специалистов разных профессий ещё на подготовительном этапе.

150

Учитывая, что большинство детей, оставшихся без попечения родителей, имеют негативный жизненный опыт, проявляющийся в их асоциальном поведении, страдают различными заболеваниями, отстают в развитии, усыновителям, опекунам и приёмным родителям не представляется возможным иногда самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Замещающие семьи нуждаются в постоянном и продолжительном профессиональном сопровождении - психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи. Поэтому следует решать проблему сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот, в режиме непрерывного их образования.

Понятие «непрерывное образование» впервые было использовано в печати П. Пренцом в 1955 г. В 1956 г. Пренц в журнале «Эспри» повторил свою идею и сформулировал 4 цели непрерывного образования: 1) распространение культуры; 2) подготовка гражданина к изменяющимся условиям общественного развития; 3) дополнительное общее образование для всех; 4) профессиональная подготовка и повышение квалификации.

В соответствии с последней целью, сформулированной П. Пренцом, непрерывное образование призвано обеспечить гибкую и быстро переналаживающуюся систему подготовки и переподготовки всех кадров по всем направлениям образования, а также развитие человеческой личности, всестороннее повышение культуры.

Серьезная методологическая проблема состоит в обосновании структуры системы профессионального образования приемных семей, а также в исследовании тех системообразующих факторов, которые придают системе целостные свойства.

На каждом этапе такого образования в содержании обучения должен быть представлен фундамент той или иной науки, служащей теоретической основой решения практических задач. На этапе самостоятельной профессиональной деятельности фундаментальные теоретические знания способствуют систематическому самообразованию каждого человека.

На сегодняшний день усыновители, опекуны, попечители, столкнувшись с проблемами в развитии приёмных детей, часто не имеют возможности получить реальную действенную помощь от государственных структур, так как функция сопровождения не прописана законодательно. Решать подобные проблемы помогают различные общественные, некоммерческие организации.

Говоря о семейном устройстве детей-сирот на Гатчинской земле, невозможно не отметить огромную помощь благотворительного фонда «Ключ» в данном вопросе.

151

Сейчас в городке «Надежда», созданного в 2008 г., проживает 19 семей, в которых воспитывается 95 детей, из них 67 - приёмные (в том числе усыновлённые и опекаемые на безвозмездной основе).

В заключение следует сказать, что практика работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показала, что на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм устройства детей является приёмная семья.

Н.М. Полетаева, Е.А. Родина

Адаптация молодых педагогов к профессиональной деятельности

В современном обществе, ориентированном на личностный успех, с одной стороны, усиливается потребность в специалистах, готовых к инновационной деятельности, к опережающему мышлению и творческой профессиональной самореализации, и, с другой стороны, снижается престижность педагогической профессии, призванной обеспечить становление профессионально зрелых специалистов, сформировать у обучаемых (воспитанников) интерес и готовность к качественной профессиональной деятельности.

Анкетирование студентов педагогических вузов показывает, что большинство из них пришли учиться не с целью освоить педагогическую профессию, а с целью просто получить диплом о высшем образовании.

Опрос студентов второго курса педагогических факультетов университета (153 чел.) показал, что сформированность желания работать учителем отмечается только у 8,9 % опрошенных, 47,2 % утверждают, что не планируют работать по профессии и большинство (48,9 %) еще не определились с профессиональным выбором. Полученные результаты актуализируют проблему отсутствия профотбора на педагогические специальности и подмены цели профессионального образования - подготовка кадров для той или иной специальности, отрасли народного хозяйства - на цель получения высшего образования как такового. Отсутствие желания работать педагогом снижает интерес к профильным учебным предметам: педагогике, педагогической психологии, методике преподавания. Большинство студентов (93 %) пугает в профессии педагога низкая зарплата, низкий социальный статус (57 %), а также некоторые студенты (14 %) высказывают опасения по поводу затруднений в общении «с этими жестокими детьми». Данное негативное восприятие профессии, по которой студент осуществляет профессиональную под-

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.