В.В. Кольтинова
подготовка кадров
к социально-педагогическому сопровождению и развитию детей в замещающих семьях в рамках направления «психолого-педагогическое образование»
статья посвящена проблеме отбора содержания подготовки студентов по направлению «психолого-педагогическое образование» к сопровождению замещающей семью: принципы работы с замещающей семьей, способы помощи альтернативным замещающим родителям, показатели определения качества замещающей семейной заботы.
Ключевые слова: психолого-социально-педагогическое сопровождение, замещающая семейная забота, дезадаптация ребенка-сироты, депривация ребенка-сироты в условиях институциализации, реабилитация ребенка в замещающей семье.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Изменение государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., призванные создавать и воплощать в жизнь новые традиции защиты детства, профилактики социального сиротства как основного источника роста числа детей, воспитывающихся вне семьи, требуют адекватного, мобильного кадрового обеспечения. В целях расширения возможностей социализации детей-сирот планируется реформировать детские дома и интернаты для таких детей, переориентировав их на учреждения, содействующие семейному устройству и постинтернатному сопровождению детей-сирот.
Сложившаяся практика подготовки и сопровождения лиц, предлагающих замещающую семейную заботу, свидетельствует о том, что неоказание услуг по подготовке и сопровождению либо их некачественное исполнение приводят к тому, что альтернативные родители испытывают трудности по воспитанию, социализации ребенка-сироты, не справляются со своими обязанностями и возвращают принятых в семью детей обратно в институализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ цифр возврата детей за последнее время показывает, что в отношении около 12% от общего количества переданных в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была прекращена та или иная форма семейного жизнеустройства. Несмотря на небольшой процент, за каждой цифрой стоит судьба разусыновленного ребенка, маленького человека, пережившего вторичное сиротство, потерявшего базовое доверие к социальному миру, испытывающего потерю привязанности, утрату, которая не может не сказаться на его психическом здоровье и благополучии.
Мы можем предположить, что ошибки сопровождения могли быть допущены на всех этапах работы с кандидатами в замещающие родители: на этапе отбора, подготовки и дальнейшего сопровождения замещающей семьи. Руководители в образовательной сфере нашего региона остро чувствуют нехватку специально подготовленных кадров по сопровождению альтернативной семьи. Мы предлагаем создать новый вид профессиональной деятельности - «Специалист по социальному сопровождению», основными целями (задачами) которого будут следующие: оказывать населению услуги по комплексному социальному (в том числе социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому и социально-медицинскому) сопровождению путем организации и проведения системы пролонгированных мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации лиц из числа уязвимых категорий населения, поддержку их функционального и правового статуса.
Мы считаем, что подобного профессионала нужно готовить в рамках подготовки кадров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология, социальная педагогика» как на ступени бакалавриата, так и магистратуры. ФГОСТом по данному направлению определены сферы, в которых может функционировать подготовленный работник. Это образование (общее, коррекционное, инклюзивное), социальная сфера, здравоохранение, культура. Также обозначены основные объекты профессиональной деятельности бакалавров и магистров: обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, социализация. Также ФгоСТом определены задачи психолога, социального педагога в области социально-педагогической деятельности: осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда; организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.
Анализируя профессиональные задачи и профессионально-значимые компетенции социального педагога, мы не обнаруживаем такого социального института, как замещающая семья, но понимаем, что подготовленный работник гипотетически сможет решать задачи сопровождения такой семьи и ее членов, будет способен оказать ей комплексную помощь.
Учебным планом предусмотрены учебные модули, в результате освоения которых обучающийся может овладеть целым рядом общекультурных мировоззренческих и нормативных компетенций. Методическая проблема состоит в том, какие базовые элементы содержания будут включены в эти модули, какие теоретические знания вносить в учебные занятия, какие умения и навыки, а также личностные качества формировать у будущего работника.
В рамках учебного модуля «Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях» предполагается подготовить работника оказывать замещающей семье и отдельным ее членам услуги
педагогика и психология
педагогика высшей школы
по комплексному социальному (в том числе социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому и социальномедицинскому) сопровождению путем организации и проведения системы пролонгированных мероприятий, направленных на профилактику депривации и дезадаптации ребенка-сироты, помещенного в замещающую семью, поддержку его функционального и правового статуса. Фундамент курса составляет изучение основных понятий и процедур пси-холого-педагогического и социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.
В ходе изучения модуля студентов необходимо вооружить умениями оценивать ресурсность семьи по следующим параметрам: стабильность семьи; материально-экономические условия семьи, экономическая мобильность семьи; адекватность ожиданий от ребенка; самооценка (родительских компетенций, качества жизни); уровень адекватности задачам воспитания ребенка мотивов его приема в семью; ведущие мотивы приема ребенка; оценка возможностей семьи к установлению эмоционально близких отношений с приемным ребенком.
Подготовленный работник уже на этапе отбора и подготовки альтернативных родителей должен усматривать критерии совместимости ребен-ка-сироты и членов замещающей семьи: наличие аттракции, совпадение таких показателей, как темп деятельности и тип эмоционального реагирования у семьи и ребенка, наличие психологической, мотивационной ориентированности на данного ребенка в семье.
В условиях психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения замещающей семьи различного уровня (базовом, кризисном, экстренном) специалист по сопровождению должен уметь дифференцировать главные показатели успешности интегративных процессов в замещающей семье: характер и качество принятия ребенка членами замещающей семьи, создание и функционирование реабилитирующей и абилитирующей среды, мобилизованность системных и личностных ресурсов замещающей семьи, ориентированность замещающей семьи на защиту, развитие и социализацию ребенка, принятого в семью, характер взаимоотношений между всеми членами семьи, их поддерживающая природа, качество удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, развитие привязанности ребенка-сироты к членам замещающей семьи, усвоение ее ценностей, традиций.
При этом помощь и сопровождение должны предлагаться в соответствии с соблюдением следующих принципов:
- принцип общей гуманистической направленности - приоритетны интересы ребенка, помещенного в замещающую семью, его базовые
потребности и гражданские права на здоровьесбережение, безопасность, развитие, образование и д.р.;
- принцип соблюдения прав замещающей семьи на автономию, признание ценности и уникальности ее опыта;
- принцип опоры при сопровождении на эффективные замещающие семьи как на группу психологической поддержки;
- междисциплинарный принцип работы, т.е. объединение в службу представителей разных специальностей (специалистов органов опеки и попечительства, семейных, детских психологов, социальных педагогов (работников), юристов, педагогов различной специализации) и уровня подготовки в зависимости от потребности замещающей семьи и приемного ребенка;
- принцип координации деятельности службы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности и т.д. по организации и осуществлению сопровождению субъектов системы семейного жизнеустройства;
- принцип комплексного использования внешнего и внутреннего ресурсов семьи;
- принцип вариативности;
- принцип постепенности перехода от прямой помощи к взаимопомощи и самопомощи.
Успешная реализация системы принципов предполагает у выпускника сформировать также такую профессиональную компетенцию, как «Способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами», поэтому практическая, прикладная подготовка выпускника должна предполагать не только овладение навыками делового общения, но и практическими умениями взаимодействия со специалистами организаций различной ведомственной принадлежности, формирование необходимых профессионально значимых личностных качеств, а также профессиональную мотивацию и профессиональную идентичность, толерантность, мобильность и конкурентноспособность на рынке социальных и образовательных услуг.
Библиографический список
1. Ослон В.А. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
2. Ослон В.А. Модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. 2009. № 1. С. 2-14.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
3. Формирование социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Фирсов М.В., Кирсанова В.Г. М., 2008.
4. Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи семьям группы риска. М., 2010.