СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 37.018.1
Синицына Анна Вячеславовна
Центр психотерапии и практической психологии, г. Кострома
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ*
В статье поднимается проблема социального сиротства, раскрываются возможности профессиональной замещающей семьи как перспективной формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются этапы работы специалистов с замещающей семьей.
Ключевые слова: социальное сиротство, замещающая семья, служба сопровождения.
Проблема социального сиротства в Российской Федерации привлекает к себе . все большее внимание. Социальные сироты - это дети, имеющие живых родителей, которые устранились от выполнения родительских обязанностей. Выделяют следующие категории детей - социальных сирот: отказные дети; дети хронически больных родителей; дети, родители которых лишены родительских прав за аморальные действия по отношению к своим же детям; дети, рожденные женщинами-заключенны-ми в местах лишения свободы; подкидыши, брошенные родителями в общественных местах [3].
К середине XX века, благодаря работам Дж. Боулби, Р. Шпица стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью или другим взрослым, замещающим мать. Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» [1; 2]. Ребенок, воспитывающийся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых лишается главного фактора, необходимого для развития его как личности [8]. Разные авторы называют этот фактор по-разному: «безусловное позитивное внимание» (К. Роджерс»); «безусловная любовь» (М.И. Лисина, Р. Кэмпбелл); «прочные узы любви» (Дж. Боулби); «витамин Л» (В.А. Сухомлинс-кий); «безусловное принятие» (К. Роджерс и другие гуманистически ориентированные психологи и психотерапевты); «сильная и устойчивая эмоциональная связь» (М. Эйнсуорт); «общая положительная оценка взрослым ребенка»(М.И. Лисина); позитивная установка, поддержка и т.п. [8].
Дети, лишенные родительской любви, не чувствующие себя нужными, ценными и любимыми вне зависимости от своего поведения и успешности испытывают серьезные трудности на этапе вхождения в самостоятельную жизнь. По сведениям Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений впоследствии приобретают алкогольную или наркотическую зависимость, 40% совершают преступления различной степени тяжести, 10% заканчивают жизнь самоубийством и только 10% живут относительно благополучно [8]. В исследовании Н.В. Мос-коленко (2001) приводятся следующие катамнес-тические данные: за 10 лет из почти 150 выпускников школы-интерната вступили в брачные отношения 15 человек, из которых лишь 6 оформили брак официально. За это время у них родились 5 детей, один из которых оставлен матерью в роддоме [7].
А. Бандура [4; 10], развивая теорию социального научения, ввел понятие социального моделирования. Согласно данной теории, бедность моделей для социального научения в условиях детского дома приводит к крайне ограниченному репертуару социальных навыков. Несформи-рованность социальных навыков становится позднее одной из основных причин социальной дезадаптации выпускников детских домов. Ребенок, выросший в сиротском учреждении, привыкает к тому, что от него мало что зависит, он не способен планировать свою жизнь, его самооценка крайне низка, происходящее с ним определяют другие люди. Важнейшими же факторами успешной адаптации и сохранения психического здоровья являются позитивное представление о своей личности и интернальный локус контроля [10].
* Исследование поддержано РГНФ. Проект № 09-06-54401 а/ц.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Синицына А.В., 2010
В теории «выученной беспомощности» [9] в качестве основной причины жизненной пассивности и депрессивных установок у взрослого человека рассматривается детский опыт беспомощности как результат продолжительного неуспеха в попытках оказывать влияние на происходящие события. По механизму оперантного обусловливания беспомощность может закрепиться как привычная форма реагирования с формированием зависимости от других и неспособности справляться с жизненными трудностями. Длительное отсутствие выбора и возможности активного контроля окружающего мира отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье человека [9]. В детском доме ребенок, как правило, находится в пролонгированной ситуации такого рода и, соответственно, «обучается» беспомощности.
Существующие в настоящее время формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (М.О. Дубровская, В.К. Зарецкий,
В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, 2002), представлены двумя направлениями: помещением детей в сиротские учреждения (интернаты, детские дома и детские дома семейного типа) и устройством их в семьи (усыновление, опека, приемная семья). Педагоги, психологи и врачи подчеркивают преимущества семейного воспитания ребенка. В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребенка признавалась всегда, начиная с работ А.С. Макаренко и Л.С. Выготского.
В последние годы на территории Костромской области активно развивается институт профессиональной замещающей семьи. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в таких семьях осуществляется на условиях договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим воспитателем (родителем), который является профессиональным работником и получает за выполнение своих обязанностей заработную плату. Необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса материальная заинтересованность нередко является ведущим мотивом для приема ребенка в семью, снижающим качество замещающей заботы. Напротив, благоприятный психологический климат в семье, компетентность замещающих родителей в вопросах воспитания, их толерантность к вопросам религии и проявлению
приемным ребенком своей индивидуальности являются важнейшими условиями для гармоничного развития личности ребенка-сироты и его социальной адаптации.
Профессиональная замещающая семья должна показать ребенку, оставшемуся без попечения родителей, модель близких принимающих отношений, отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал ранее в дисгармоничной семье или в интернатном учреждении. Это обусловливает необходимость тщательного отбора и подготовки будущих принимающих семей с целью повышения качества жизни приемных детей, предупреждения повторной психологической травматизации, предотвращения жестокого обращения [6].
В Костромском регионе с учетом существующего зарубежного и отечественного опыта складывается поэтапная система работы специалистов с профессиональной замещающей семьей: диагностика и оценка потенциальной замещающей семьи; обучение кандидатов в замещающие родители; сопровождение замещающей семьи [5].
Специалистами службы сопровождения Волжского детского дома проводится комплексная оценка потенциальной замещающей семьи, которая включает в себя анализ целого ряда параметров [5; 6]:
- когнитивный (интеллектуальный) параметр -объективные представления и знания потенциальных замещающих родителей о специфических психологических особенностях и потребностях ребенка, оставшегося без попечения родителей; учет индивидуального своеобразия развития ребенка; понимание его интересов и ценностей;
- личностный параметр - мотивация потенциальных профессиональных родителей, их ожидания и установки по отношению к будущему приемному ребенку, личностные особенности (эмпатические способности, гибкость, устойчивость к стрессу); проведение патохарактерологической диагностики;
- деятельностный параметр - наличие опыта воспитания собственных детей, особенности имеющихся воспитательных навыков с учетом собственного детского опыта;
- семейный параметр - функционирование семьи как системы, особенности взаимоотношений в семье, в ее подсистемах (детско-родительской, супружеской), включенность семьи в социальную жизнь, готовность сотрудничать со специалистами.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
165
Оценка потенциальной замещающей семьи осуществляется посредством целого ряда встреч специалистов органов опеки и попечительства и службы сопровождения замещающих семей с потенциальными родителями и другими членами семьи (собеседования и диагностические исследования в службе, домашние визиты). По результатам комплексной оценки семьи специалистами службы сопровождения подготавливается заключение о возможности или невозможности стать замещающей семьей, даются рекомендации с учетом ресурсности семьи, «зон риска». В дальнейшем, семья для сироты должна подбираться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей конкретного ребенка и возможностей данной замещающей семьи, ее установок и ожиданий по отношению к принимаемому ребенку. Необходимо отметить, что специалисты службы сопровождения на этапе подбора семьи проводят оценку актуального уровня развития ребенка (например, в Волжском детском доме каждый воспитанник обязательно встречается с психологом, учителем-дефектологом, врачом-психотера-певтом, социальным педагогом для проведения комплексной оценки психического развития и составления индивидуальной программы подготовки к помещению в семью).
Как правило, обязательным условием создания профессиональной замещающей семьи в Костромской области является прохождение обучающих курсов для кандидатов в замещающие родители. Необходимость специальной подготовки замещающих семей далеко не сразу стала очевидной, она выросла из практических потребностей. Именно наличие этапа обучения отражает специфику профессиональной замещающей семьи, подчеркивает ее отличие от кровной семьи и других форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей [5].
Программа профессионального минимума обучения приемных родителей разработана лабораторией проблем социального сиротства Российского детского фонда в объеме 72 часа (из них лекционных - 42, практических - 30). Целью данной программы является трансляция юридических, психолого-педагогических, медицинских знаний, необходимых замещающим родителям. В Костроме обучение кандидатов в замещающие родители проводится на базе КОИПКРО с привлечением, в том числе, специалистов службы сопровождения Волжского детского дома, осу-
ществляющих реализацию проекта «Подари ребенку семью» на территории региона. Результаты собственной практической деятельности подтверждают имеющиеся в научной литературе данные о том, что качественная подготовка кандидатов помогает им наладить отношения со специалистами, сопровождающими замещающую семью, и, в дальнейшем, постоянно совершенствовать родительские навыки (в том числе, регулярно участвуя в тематических семинарах и тренингах, проводимых специалистами служб сопровождения); уменьшить вероятность возникновения серьезных поведенческих проблем и эмоциональных расстройств у приемных детей.
Анализ представленного в литературе опыта и результаты собственной практической деятельности в рамках проекта «Подари ребенку семью» позволяют сделать вывод о том, что помещение ребенка в замещающую семью является серьезным испытанием для всей семьи. И во время проведения обучающих семинаров для замещающих родителей, и при консультировании приемных семей мы получаем большое количество вопросов, связанных с различными проблемами и трудностями, возникающими при воспитании приемного ребенка. Это подтверждает необходимость использования особой модели помощи и поддержки профессиональной замещающей семьи, которую принято рассматривать как сопровождение. В рамках процесса сопровождения семьи специалистами службы (психолог, социальный педагог, врач-психотерапевт, учитель-дефектолог, юрист, методист) осуществляется просветительская, диагностическая, консультативная, коррекционная деятельность. Специалисты службы проводят индивидуальные и семейные консультации для обсуждения и поиска путей решения возникающих проблем, организуют групповые тематические занятия для повышения родительской компетентности, помогают найти и активизировать собственные ресурсы членов семьи или замещающей семьи в целом.
Необходимо отметить, что, несмотря на проблемы и сложности, закономерно возникающие на разных этапах развития профессиональной замещающей семьи, именно эта форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей является наиболее перспективной и предпочтительной. Воспитываясь в семье, ребенок расширяет свой ролевой репертуар, устанавливает новые эмоциональные контакты, приобре-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
тает навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни, в том числе, и для создания собственной семьи. Благодаря принципу: семья для ребенка, а не ребенок для семьи, создаются оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка, актуализируются его потенциальные возможности, что улучшает социальную адаптацию и обеспечивает сохранение психического здоровья. В целом, профессиональная замещающая семья может рассматриваться как реабилитационная структура для детей, оставшихся без попечения родителей.
Библиографический список
1. Боулби Дж. Привязанность. - М., 2003.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2003.
3. Горовая В.И., Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения. -Ставрополь, 2006.
4. Зарецкий В. К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2002.
5. Куфтяк Е.В. Профессиональная замещающая семья: новый этап развития патронатного
воспитания и сопровождения // Подари ребенку семью: информационный бюллетень. Вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Куфтяк. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4-11.
6. КуфтякЕ.В., ТихоноваИ.В. Психологическая диагностика потенциальных замещающих семей: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.
7. Москоленко Н.В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
8. ПрихожанА.М., ТолстыхН.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2009. - .№3. - С. 5-11.
9. Ромек В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техника / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ро-мека. - Ростов-на-Дону: Южно-Рос. гуманит. ин-т, 2000. - С. 278-288.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997.
УДК 376
Румянцев Юрий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
rum_kpn@mail. т
МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В статье рассматриваются вопросы оказания поддержки родителям детей с особыми потребностями, обозначены основные направления помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями. Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями, методика работы с семьей.
Социальная работа с семьями относится к наиболее важным сферам деятельности специалистов по социальной работе, так как сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу и образу жизни. И это обуславливает необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Взаимодействуя с семьёй, приходится сталкиваться с различными их типами. Особое место и значение уделяется работе с семьями «группы риска» (неполные, молодые семьи, внебрачные семьи, семьи в повторном браке и т.п.). Но особого внимания заслужи-
вают семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями.
С первых дней появления ребёнка-инвалида в семье, родители остро нуждаются в помощи специалистов разных сфер деятельности, так как не все матери и отцы аномальных детей могут самостоятельно справиться с данной жизненной трагической ситуацией.
Семья, где появляется ребёнок с ограниченными возможностями, переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка-инва-лида является кризисом в жизненном цикле семьи, ведёт к переосмыслению социальных ролей
© Румянцев Ю.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
167