Научная статья на тему 'ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
350
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
классический танец / музыкальный театр / первые классические и национальные балеты / школа / артисты балета / балетмейстеры / преемственность поколений / солисты ГАБТА имени Алишера Навои

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Роза Рахмановна Искандирова

В статье написаны история развития классического танца Узбекистана. Работа первых педагогов и балетмейстеров классического танца. Появление новых постановок балетов. Достигнутые успехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ

Роза Рахмановна Искандирова Государственная академия хореографии узбекистана

Аннотация: В статье написаны история развития классического танца Узбекистана. Работа первых педагогов и балетмейстеров классического танца. Появление новых постановок балетов. Достигнутые успехи.

Ключевые слова: классический танец, музыкальный театр, первые классические и национальные балеты, школа, артисты балета, балетмейстеры, преемственность поколений, солисты ГАБТА имени Алишера Навои.

SCHOOL OF CLASSICAL DANCE IN UZBEKISTAN

Rosa Rakhmanovna Iskandirova State Academy of Choreography of Uzbekistan

Abstract: The article describes the history of the development of the classical dance of Uzbekistan. The work of the first teachers and choreographers of classical dance. The emergence of new productions of ballets. Achievements.

Keywords: classical dance, musical theatre, first classical and national ballets, school, ballet dancers, choreographers, continuity of generations, soloists of the Alisher Navoi Bolshoi Theater.

История развития балетного искусства в Узбекистане началась в начале XX века. Если в Европе классический танец начал развиваться в XVII веке, а в России в XVIII веке, пройдя длительный путь совершенствования, узбекский балет развивается сравнительно недавно. С 1916 года были созданы несколько объединений певцов и танцоров, которые разъезжали по стране и показывали народу свое искусство. Первый музыкальный кружок создает певец и театральный деятель Кари-Якубов в городе Фергана. В 1929 году известный узбекский писатель Хамза Хаким-Заде создает узбекскую образцовую этнографическую труппу, в которой артисты исполняли музыкальные пьесы с танцами и песнями. Это пьесы «Аршин Молалан», «Халима» и др. В труппу входили: Кари-Якубов, Уста Олим Камилов, Тамара Ханум, Халима Насырова, Гавхар Рахимова. В 1933 году на базе этого коллектива был создан узбекский музыкальный театр. В период 30-х годов в Ташкенте работают 2 театра: Узбекский музыкальный театр и Русская государственная опера, которая состояла из приезжих русских певцов и танцовщиков. Спектакли шли в здании

цирка «Колизей» Цинцинадзе, позже театр Свердлова, в котором работал Государственный Оперный театр. В театре работали балетмейстеры И.Арбатов, П.К.Йоркин, А.Р.Томский, М.Ф.Моисеев. Уже в 1925 году был поставлен балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке М.Ф.Моисеева. Исполнителями в этих балетах были Е. Семенова, Г.Покровская, В. Губская, Т.Кутасова, А.Томский, Н.Довгелли, В.Нежданов, Е.П.Новиков, Г.Галетко, О.Абрикосов, Б.Шевчук. В репертуар входили такие балеты, как «Бахчисарайский фонтан» - композитор Б.Асафьев, балетмейстер А.Р.Томский, «Красный мак» композитор Глиер, «Лауренсия» композитор Крейн, балетмейстер Ф. Лопухов.

В 1933 году на сцене узбекского музыкального театра создается первый национальный балет «Пахта», постановщиками которого являются Т.Б.Рославц и Уста Олим Камилов. Это была первая попытка использовать народный узбекский танец и пантомиму. В 1939 году А.Томский ставит балет «Шахида» композитор Ф. Таль, рассказывающий о борьбе узбекского народа с басмачами. В 1941 году балетмейстеры В.Губская и И.Арбатов создают балет «Гуландом», музыка Брусиловского. Вместе с ними работают Тамара Ханум и Уста Олим Камилов. Евгений Барановский переносит постановку В.Чебукиани «Сердце гор», предельно упрощая хореографический язык классического балета, делая упор, на народный грузинский танец. С 1944 - 1953 год главным балетмейстером Театра оперы и балета становится П.К.Йоркин. Он создает обширный репертуар: 1947 год - балет «Коппелия» композитора Л.Делиба, «Дон Кихот» Минкуса, 1948 год - «Конек-Горбунок», 1950 год - «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, 1951 год - «Ак Биляк», «Озода» музыка Василенко. Также в 1952 году был поставлен балет «Балерина» композитора Г.А.Мушеля, балетмейстера Е.Барановского.

Основы и навыки, заложенные в начале развития узбекского балетного искусства русскими балетмейстерами и педагогами Ф.Лопуховым, В.Губской, Е.Обуховой, И.Арбатовым, П.К.Йоркиным, составили фундамент для развития узбекского классического танца и балета. Для того чтобы ставить новые балеты нужны были специально обученные классическому танцу профессионалы. Реально стал вопрос о создании балетной школы, а для развития оперно-балетного искусства необходимо строительство оперно-балетного театра. Такой театр был построен в 1947 году. Теперь это Государственный академический большой театр имени А.Навои - это имя узбекского писателя и поэта было присвоено в 1948 году. ГАБТ имени А. Навои - стал украшением города Ташкента, а его достижения - достоянием балетного искусства Узбекистана, которое свидетельствует о культуре и духовности народа Узбекистана. В 1947

году коллективы узбекского музыкального театра и русской оперы объединились и начали работать в новом театре.

В 1933 году появилась необходимость создания балетной школы. Идею об открытии балетной школы подала Т.Бек - балерина, выпускница Московского хореографического училища, которая, имела опыт работы с детьми. Ранее она была приглашена Эмиром Бухарским для преподавания танца его детям. Ее идею поддержала Е.К.Обухова - солистка Мариинского театра, закончившая Ленинградское хореографическое училище. Эта балетная студия была открыта на улице Беш-агач, учащихся отбирали в детском доме № 20 для одаренных детей. С 1935 - 1941 год балетная студия была переименована в Узбекскую республиканскую балетную школу имени Тамары Ханум. Вся история развития узбекского хореографического искусства, от первых танцев до первого балетного спектакля, связана с именем Тамары Ханум - первой узбекской танцовщицы и певицы.

Первыми педагогами этой студии стали Али Ардобус (Ибрагимов), Народная артистка СССР Тамара Ханум, Уста Олим Камилов, М.К.Обухов, Е.К.Обухова. В студии преподавали хореографические дисциплины: классический, узбекский, народно-характерный танцы. Узбекский танец основали Тамара Ханум и Уста Олим Камилов - основоположники Дойра Дарс, который является необходимым уроком для изучения узбекского танца. В студии учились 4 девочки и 6 мальчиков, выпустившиеся в 1941 году, среди которых были Галия Измайлова - Народная артистка СССР, Д.Шерова, М.Лежнева.

С Беш-агача, где находилась студия, школа перемещается в здание старой Консерватории, на улицу Пушкинская. На 1-ом этаже преподавали классический танец, на 2-ом - узбекский и народно-характерный танцы, на 3-ем находился интернат для учащихся.

Во время войны 1941-1945 г. школа испытывает трудности. Здание было отобрано под госпиталь для раненных бойцов, балетная школа возвращается на прежнее место, на Байнал-Минал, в музыкальную школу имени Глиера, где левое крыло здания было отдано балетным классам. После войны балетная школа возвращается в здание старой консерватории, теперь хореографические дисциплины занимают только второй этаж. К этому времени уже работали старейшие мастера узбекской хореографии: Мукаррам Тургунбаева, Розия Каримова. В начале своей творческой жизни они были участницами и исполнителями первых узбекских балетов, таких как: «Пахта», «Гуландом», «Озода», «Шахида».

Муккарам Тургунбаева - Народная артистка СССР, родилась в Фергане. Рано потеряв родителей и пережив тяжелое детство, она поступает в

Ферганский педагогический институт. Несмотря на запреты родственников заниматься танцами, ее любовь к ним не ослабевает. Тайно сбежав в Самарканд, в 1929 году Муккарам Тургунбаева устраивается на работу в Самаркандский музыкально-драматический театр. В 1931 году она приезжает в Ташкент. В 1934 году М.Тургунбаевой предлагают вести урок узбекского танца в балетной школе. Вместе с тем она занимается концертной деятельностью и включает в свой репертуар танцы Тамары Ханум и Уста Олима: «Катта уйин», «Занг», «Дучава», «Кари-Наво», «Пилля», «Пахта» и др. Являясь балетмейстером узбекского классического танца «Тановар», М.Тургунбаева была непревзойденной его исполнительницей. В этом танце, поставленном в 1943 году, отражается душа женщины, тоскующей о счастье. В 1957 году М.Тургунбаева создает знаменитый ансамбль «Бахор», в котором, были собраны танцы разных областей Узбекистана. Ансамбль «Бахор» пользовался огромным успехом в Узбекистане и за рубежом.

К первым исполнительницам узбекского танца также можно отнести и Народную артистку Узб. СССР - Розию Каримову. В 1929 году она поступает в Ферганский медицинский техникум, где руководит художественной самодеятельностью. В 1930 году за талантливое исполнение узбекских танцев, Розия Каримова была переведена в Самарканд, а затем в Ташкент. Она была не только исполнительницей, педагогом, но и основоположником теории узбекского танца. Во время Великой Отечественной войны в составе артистов из Узбекистана выступала с концертами в госпиталях и перед бойцами Красной Армии на фронтах. В 1943 году в составе группы мастеров Узбекистана участвовала в торжественном концерте перед главами антигитлеровской коалиции Ф.Рузвельтом, У.Черчиллем и И.Сталином в Тегеране. Розия Каримова также является Лауреатом международных премий, автором 17 книг и учебных пособий по истории и теории узбекского танца.

Кундуз Миркаримова - Народная артистка СССР - училась в балетной школе, в 1951 году была направлена на обучение в Московское хореографическое училище. Работала в театре Мукими, в ГАБТе им. А. Навои, филармонии, руководила ансамблем «Бахор», и была педагогом в Узбекском хореографическом училище. Гастролировала по многим городам СССР и странам мира: Франция, Япония, Австрия, Индия, Судан, Ливия, Египет, Испания. Исполняла классические, национальные и танцы: «Гайратли киз», «Катта уйин», «Хоразмча ракс», «Рохат», «Пилла» и другие.

Позже заканчивают балетную студию при театре им. А.Навои Народные артисты Узбекистана: Г.Маваева, Х.Камилова, К.Юсупова, Заслуженный артист Узбекистана - Р.Тангуриев, которые также были направлены на обучение в

Московское хореографическое училище. Впоследствии они стали ведущими солистами балетных спектаклей.

Многие артисты балета были не только исполнителями ведущих партий, но и старались постичь балетмейстерское искусство. Такими балетмейстерами стали: Г.Измайлова, закончившая режиссерский факультет театрального института имени М.Н.Островского, Т.Литвинова - балетмейстерское отделение ГИТИСа Москвы, Ибрагим Юсупов - балетмейстерское отделение в Москве в 1963 г., И.И.Хасанов, И.Горлина - ГИТИС балетмейстерское отделение в 1972 году, аспирантуру в 1975 г.

Окончив Республиканскую балетную школу, звезда узбекского балета, Народная артистка СССР Галия Измайлова, пришла в узбекский оперный театр в 1941 году. Свою первую партию она исполнила в балете «Ак-Биляк» в 1943 году, музыка Василенко, балетмейстера Ф. Лопухова. Это была птица счастья Семург. Галия Измайлова вспоминает что: «История классического балета в Узбекистане начинается с балета «Балерина» композитора Г.Мушеля, балетмейстера Е.Барановского, в котором главная героиня танцует на пальцах»1. Этот балет много лет шел на балетной сцене.

Судьба героини балета была очень похожа на судьбу самой Г.Измайловой. Главная героиня балета «Балерина», Гюльнара, с большим желанием и упорством добивалась своей цели стать балериной, также как и Г.Измайлова. За всю свою творческую жизнь Измайлова станцевала свыше 40 партий. Особенно ей удавались драматические и комедийные роли, такие как Эсмеральда из балета «Эсмеральда», Чундари «Амулет любви», Хуанита «Дон Жуан». Талант Галии проявился в ее балетмейстерской деятельности. Ее балеты: «Мечта», «Лейли и Межнун» композитора И.Акбарова, «Кашмирская легенда» музыка Г.Мушеля, «Легенда о любви» М.Ашрафи, «Балеро» М.Равеля (по новелле П.Мериме «Кармен»), всегда пользовались большим успехом у зрителя. За постановку балета «Амулет любви» Измайлова получила Государственную и Международную премию Джавахарлара Неру - одного из самых видных политических деятелей мира. Галия Измайлова - создательница нового жанра «хореографических миниатюр», построенных на материале танцев Востока и фольклорного наследия народов Азии и Африки. Г.Измайлова прославила искусство узбекского балета во всем мире.

11 декабря в 1947 году было основано Узбекское хореографическое училище. Первыми руководителями и педагогами Ташкентского хореографического училища были М.А. Харатов - знающие специфику хореографического искусства, художественным руководителем была З.Н.Афанасьева, закончившая Ленинградское хореографическое училище.

1 С. Тангуриева Галия Измайлова. - Т., 2006. С. - 12.

I 625 http://oac.dsmi-qf.uz

Педагогами классического танца были представители русской школы классического танца: Е.К.Обухова, Л.А.Засс, М.Довгелли, Е.Л.Новиков, Народный артист Узбекистана И.М.Проценко, Т.Ефремова и другие.

Первыми выпускниками узбекского хореографического училища стали Народная артистка Узбекистана В.Я.Проскурина, впоследствии работавшая педагогом классического танца, выпустившая не одно поколение артистов балета. Заслуженная артистка Киргизии Е.В.Молдабасанова, З.Х.Рахматуллаева. Заслуженный артист Узбекистана Р.С.Султанов, Н.Подчикова. Заслуженный наставник Узбекистана Т.Н.Мусаилова. Народная артистка УзССР Г.Н.Маваева. Заслуженная артистка УзССР С.Тангуриева. Народная артистка СССР К.Миркаримова. Эти выпускники стали педагогами и воспитали не одно поколение танцовщиков.

Первый выпуск училища состоялся в 1953 году. Пятый выпуск - 1957 году, но уже в новом, специально построенном новом здании по улице Педагогическая 31, ныне улица Юсуфа Хос Хожиба. Здание школы привлекает внимание своим барельефом - фигурой балерины. Но многие не знают, что скульптор Нина Крымская запечатлела ведущую балерину ГАБТа им. Алишера Навои Римму Курмаеву, которая танцевала ведущие партии классического репертуара, такие как Мария в «Бахчисарайском фонтане», Жизель, Сонни в балете М. Ашрафи «Амулет любви» в постановке Г.Измайловой. Выпускники хореографического училища также проходили стажировку в Москве. Из них можно выделить: И.А.Кеворкову, С.С.Искандарова, С.Тангуриеву, Т.А.Смакину, которые стали хорошими педагогами классического танца. В этот период в Ташкентскую балетную школу приезжают получать классическое образование учащиеся из Монголии, Туркмении, Болгарии и Греции.

Сегодняшние педагоги старшего поколения передают свои знания и опыт молодым педагогам. Это - заслуженный деятель Узбекистана К.С.Сагатов, воспитавший не одну плеяду Заслуженных и Народных артистов Узбекистана, Каракалпакии, России. Его ученики П.Мадраимов, М.Эргашева, И.Кистанов, К.Муминов, А.Геворгян, Ш.Турсунов, З.Нурымбетов, Ш.Ахмедов, Х.Бозоров, Э.Кахаров, Д.Корсунцев, О.Калмыкова, В.Муравлев. Также свой опыт передают молодым педагогам - Народная артистка Узбекистана Г.Р.Хамраева, кавалер ордена «Шухрат» Ш.М.Тохтасимов, Т.А.Мусаилова, кавалер ордена «Дружба» Е.В.Вышинская, Заслуженная артистка Узбекистана Г.С.Азимова, Р.Р.Искандарова (Муратова), С.С.Искандаров, Многие выпускники ВШНТиХ работают не только в Узбекистане, но и за ее пределами. Таких преподавателей, отдавших много сил и знаний своим ученикам, как Г.В.Ижицкий, В.В.Смолин, И.И.Хасанов, И.А.Кеворкова и Народный артист Каракалпакии Т.М.Текоев. Они останутся в памяти балетной школы.

В 1997 году Узбекское хореографическое училище было переименовано в Ташкентскую государственную высшую школу национального танца и хореографии. За все время существования балетной школы наши педагоги воспитали множество талантливых учащихся, которые заняли достойное место в развитии хорнографического искусства не только в Узбекистане, но и за ее пределами. Педагоги балетной школы стремятся высоко нести знамя хореографического искусства Узбекистана. В балетном искусстве существует преемственность поколений, поэтому наши старшие педагоги Т.А.Смакина, Народная артистка Г.Н.Маваева, З.А.Юсупова делятся своими знаниями и передают свой опыт более молодым педагогам. В настоящее время педагогами классического танца являются Заслуженная артистка Узбекистана Г.С.Азимова, Е.В.Вышинская, С.С.Искандаров, К.Б.Ибрагимова, С.В.Кухаренко, А.А.Уразбаева, А.Э.Исакова Растет талантливая молодежь: Ф.С.Олланазарова, Заслуженная артистка Узбекистана Н.Хамраева, А.Молдавцева. Педагоги стремятся воспитать квалифицированных артистов балета, разбирающихся во всех сферах танцевального искусства.

За 80 лет существования хореографической школы сменилось много директоров: М.Е.Харатов, Р.С.Султанов, Р.Аванесов, В.Я.Проскурина, Д.Р.Исмаилова, А.И.Вотченко, И.И.Хасанов. В настоящее время ректором Высшей школы национального танца и хореографии является Ш.М.Тохтасимов, перспективный руководитель и преподаватель классического танца с 25-летним стажем. В 1978 году Ш.М.Тохтасымов окончил Узбекское хореографическое училище в классе И.М.Проценко - Народного артиста Узбекистана и Каракалпакии, с 1984-1989 год учился в ГИТИСе города Москва, окончил педагогическое отделение.

ВШНТиХ успешно участвует в государственных мероприятиях и праздниках, таких как Мустакиллик и Навруз. Выпускники нашей школы также участвуют в международных конкурсах в Казахстане и России.

В 2004 году приказом Министерства высшего и среднего образования школа получила статус Хореографического колледжа.

Большое значение для развития балетной школы имеют отчетные концерты, в которых учащиеся показывают результат работы, проделанной в течение года.

С 1960 года в хореографическую школу приглашали мастеров советского балета. Одним из них является солист Большого театра Москвы А.В. Кузнецов, который на протяжении нескольких лет работает в хореографическом училище. За проделанную работу, в дальнейшем, он получает звание Заслуженного деятеля Узбекистана.

Значительным событием в балетной школе стали отчетные концерты 1961 года, в одном из которых был поставлен акт «Теней» из балета «Баядерка» Минкуса, в постановке М.Петипа. В этом акте было много классических вариаций, которые исполняли учащиеся классического отделения 6, 7, 8 классов. Также был поставлен класс-концерт по народно-характерному танцу, в котором был поставлен танец басков из балета «Пламя Парижа» В.Вайнонена. Уже в 1963 году Кузнецов ставит большой двухактный балет «Коппелия» Делиба, в котором были задействованы как младшие, так и старшие учащиеся классического отделения. Главную роль Сванильды станцевали ученицы В.Я.Проскуриной Н.Якубова и Р.Муратова (Искандарова), которые впоследствии стали ведущими солистами балета. Балет «Коппелия» несколько раз возобновлялся. Большой работой школы была постановка балета «Тщетная предосторожность» композитора Гертеля в постановке Ю.Набиева, бывшего ученика школы окончившего ГИТИС Москвы. Нельзя не отметить одну из последних работ школы постановку «Лебединого озера» П.И. Чайковского. Балет поставил, приглашенный из Казахстана, Народный артист Республики Казахстан, балетмейстер Б.Г.Аюханов. Ведущими солистами были ученица 7 спец. класса Маргарита Авдеева и солист балета Т.Шангариев. То, что педагоги и учащиеся взяли на себя ответственность справиться с таким сложным классическим спектаклем, говорит о том, что школа сохраняет и развивает традиции классического танца. Много и успешно работали над балетом педагоги Т.А.Мусаилова, Народная артистка Узбекистана Г.Хамраева, Е.В.Вышинская, Заслуженная артистка Узбекистана Г.С.Азимова, Ж.М.Шангариева.

В последние годы, по инициативе Заслуженного деятеля Узбекистана и Народного артиста Каракалпакии К.С.Сагатова, отдавшего преподаванию

классического танца 60 лет жизни, в отчетном концерте шёл одноактный балет М.Фокина «Шопениана» - бессюжетный, лирический балет, воспитующий у учащихся академизм исполнения. Для дальнейшего развития хореографического искусства самым большим событием в Узбекистане является открытие Государственной Академии хореографии Узбекистана - 4 февраля 2020 года. Ректором нашей Академии стал Тохтасимов Ш.М. Есть надежда что Академия будет способствовать поднятию уровня балетного искусства Узбекистана на международной уровень.

Все выпускники нашей хореографической школя начинают творческую жизнь в ГАБТе имени Алишера Наваи. Из них вырастают звёзды балета которыми гордится наша республика. На сегодняшний день труппу театра составляют талантливые молодые артисты балета. Заслуженные артисты балета, ставшие репетиторами балетной труппы А.Бабаджанова, Н.Хасанова и ведущие балерины Н.Хамраева, Э.Юсупова, С.Хисматова, Ш.Хасанова и ведущие солисты Р.Исянов, З.Фазлутов, Т.Шангариев, У.Алимов, Б.Акинбаев.

Для того чтобы выросли молодые артисты балета большое значение имели постановки балетмейстера: нар.арт. Р.Ф. Андриса Лиепы. Балеты «Шахерезада» 2018 г.. Римского-Корсаково, «Жар - Птица» Стравинского, Баядерка Минкуса. На этих балетах вырос профессионализм балетной труппы. Увидев такую работу, чувствуешь удовлетворение и радость от того как выросла балетная труппа. Балет-один из самых тяжёлых видов искусства требующий больших физических усилий. По этому артисты балета достойны уважения и восхищения.

Использованная литература

1. Тангуриева С. Галия Измайлова. - Ташкент, 2006 г.

2. Авдеева Л. Галия Измайлова. - Ташкент: Искусство им.Гафура Гуляма, 1975 г.

3. Авдеева Л. Бернара Кариева. - Ташкент: Изд-во Лит-ра и искусство им.Гафура Гуляма, 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.