Научная статья на тему 'ХОРЕОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ХОРЕОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
хореография / зарождение / развитие / основа / реформатор / балет / балетмейстер / постановка / классический танец / взаимосвязь

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Р.Р.Искандарова

В работе рассмотрены вопросы зарождения и развития классического танца основы балетного спектакля. Постановка первого балетного спектакля. Развития балетного искусство в России и Узбекистане. Взаимосвязь искусства балета и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХОРЕОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ХОРЕОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Р.Р.Искандарова ГАХУ

Аннотация: В работе рассмотрены вопросы зарождения и развития классического танца - основы балетного спектакля. Постановка первого балетного спектакля. Развития балетного искусство в России и Узбекистане. Взаимосвязь искусства балета и спорта.

Ключевые слова: хореография, зарождение, развитие, основа, реформатор, балет, балетмейстер, постановка, классический танец, взаимосвязь.

CHOREOGRAPHY AND MODERNITY

R.R. Iskandarova USAC

Abstract: The paper deals with the issues of the origin and development of classical dance - the basis of a ballet performance. Staging of the first ballet performance. Development of ballet art in Russia and Uzbekistan. The relationship between the art of ballet and sports.

Keywords: choreography, origin, development, foundation, reformer, ballet, choreographer, staging, classical dance, interrelation.

Из всех видов искусств балет и театр тесно связаны со своим временем. Сценическое искусство всегда современно, так как действие происходит на глазах зрительного зала, а также оно обладает эмоциональной силой воздействия на человека. У сценического искусства много горячих и верных поклонников, готовых долгие часы стоять в очереди за билетами на любимый спектакль с любимым исполнителем. Стремясь к воплощению на сцене (которая впервые была выстроена в Париже) самых разнообразных тем и сюжетов, начиная со второй половины XVI века во Франции балетный театр выступал вместе с оперой в последнем акте и воспринимался, как развлекательное действие. Классический танец имеет длительный период формирования. Начав с маленьких шажков на каблучках и реверансов, достиг рождения королевских менуэтов. дальнейшее развитие балетного театра произошло в Париже с открытием в 1661 году Академии танца. Франция является родиной рождения и развития классического танца. Директор Парижской академии Пьер Бошан и 13 танцмейстеррв вырабатывают определённую систему движений: 5 позиций ног и принцип

выворотности, необходимые для классического танца. В это время существовали балетные выступления при королевских дворах, прославляя могущества королевского двора, в них выступали сами короли. Но величайшие философы и умы XVII- XVIII веков такие как Вольтер, Руссо, Дидро и другие высказывали протест против таких балетов, которые не имели определенного содержания и музыки. Великий реформатор балетного театра Ж.Ж.Новерр родился 29 апреля 1727 года. День его рождения объявлен международным Днем танца. Этот выдающийся человек первый высказал мысль об отделении оперы от балета и о создании балета отдельным музыкальным жанром. Ж.Ж.Новерр был очень образован, много ездил и изучал театры во Франции, Германии, Англии. Он знакомится с актёром Гарриком великолепно исполняющим роли с открытым лицом, узнаёт творчество балетмейстера Уивера, убежденного реалиста, который поставил балет «Любовь Марса и Венеры», с определенным сюжетом и пантомимой. Уже в 1717 году Уивер требовал осмысленного танца и использования тех движений, которые соответствовали этому содержанию. Набравшись опыта Ж.Ж.Новерр сумел воплотить и исторически обосновать балетные реформы. в 1760 году выходит книга Ж.Ж.Новерра «Письма о танце и балетах», которая перевернула все понятия о балете и создала новые правила для дальнейшего развития хореографии. В этой книге Ж.Ж.Новерр требует постановку pas daction-действенного балета, отмену театральных масок, легкость балетных костюмов, специально написанной музыки для каждого балета. Главным выразительным средством балетов Ж.Ж.Новерра стала пантомима и мимика актеров. К нему съезжаются многие балетмейстеры, чтобы посоветоваться об идеях постановок. Его реформы и идеи воплотил балетмейстер и ученик Доберваль в балете «Тщетная предосторожность» на музыку Гертеля в 1789 году. Этот балет до сих пор идёт во многих театрах мира. В своей книге Ж.Ж.Новерр пишет: «на смену безумию должен прийти разум, на смену фокусам-вдохновение, на смену трудным па - выразительность, на смену прыжкам - картинность, нужно, чтобы жеманство сменилась грацией, механическая беглость ног - чувствам, безликие ничего не говорящие маски-богатой и разнообразной мимикой.

Девятнадцатое столетие-эпоха романтизма открыла новую и главную страницу в развитии балета, для которого основой является классический танец. Для выражения возвышенных чувств: мечты, любовь нужна была музыка и средства её выражения. Балет «Сильфида», поставленный балетмейстером Филиппом Тальони для своей дочери Марии Тальони - танцевальный приём, отрыв от земли, лёгкий прыжок, стремление ввысь, имели ошеломляющий успех. Первая балерина, вставшая на пальцы, создавшая образ ускользающий мечты оказала огромное влияние на будущее балета и положила начало

фантастическим сказочным образам. Резко изменился костюм балерины, он стал легким и прозрачным, придавая красоту человеческому телу. Классический танец к этому времени уже имел структуру и свои незыблемые правила. Классический танец обладает встроенной и четко разработанной системой сценических движений. Эти движения выразительные и позволяют балетмейстерам создавать произведения, начиная с малых форм до многоактных спектаклей. Филипп Тальони сам занимался с Марией Тальони, упорно совершенствуя движения классического балета. Её хрупкость и высокий прыжок попали в самую точку, чтобы создать образ неземной Сильфиды. Когда танцуя Сильфиду, она замирала, встав на пальцы в аттитюде или арабеске, зал замирал от восторга. Танцуя Сильфиду, она оказалась сотканной будто из лунного света, прозрачной и парящей в воздухе. О ней говорили, что другой такой нет и не будет. Слава Марии Тальони продлилась 25 лет, завоёванная тяжёлым физическим трудом. Мария Тальони, Фанни Эльслер, Карлотта Гризи не раз гастролировали в России со своими спектаклями. Вершиной романтического периода стал балет «Жизель» Ж.Перро, который рассказывал о вилисах, девушках умерших и обманутых юношами до их свадьбы. Автор сценария Теофиль Готье, заимствовал сюжет у Генриха Гейне. Если в балете «Сильфида» главная героиня была несбыточной мечтой, то в «Жизель» героями были реальные люди: крестьянка Жизель и граф Альберт, а главной темой - обман, который несет смерть. Балет «Жизель» был поставлен средствами чистой классики, пережил века и будет жить вечно. Ж.Перро поставил несколько балетов и много работал в России. В его балетах герои сильные и благородные люди: Конрад в балете «Корсар», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери». Мы видим на этих примерах, как с годами формировался классический танец, разрабатывая особые специфические выразительные средства, в которых уже можно было отличить народно-сценический танец от историко-бытового, классический от эстрадного. В новых балетах можно увидеть, как танцы кордебалета поднялись на высокий уровень исполнения и взаимосвязан с танцами главных персонажей. Особенно это видно во втором акте балета «Жизель».

В конце XIX века в Западной Европе заметна увлеченность дивертисментами и балет начал угасать, в то время как в России после открытия балетной школы в 1738 году, по предложению Ж.Б.Ланде, появляются профессиональные артисты балета. Одним из первых западных балетмейстеров стал Шарль Дидло, который работал в России с 1801 года по 1831 год, поставив свои балеты и балеты на русскую тематику. В балетах Дидло «Зефир и Флора», «Кавказский пленник» по произведению А.С.Пушкина, нашли своё отражение задушевность, национальные особенности мастерства исполнение ролей,

свойственные русским артистам. Последовательность реформ Новерра, Дидло в своих балетах используют «душой исполненный полет», который становится главным выразительным средством. Шарль Дидло считал, что главным в балете является содержание, завязка и поэзия. Всё его творчество подготовило почву для появления выдающихся балетмейстеров таких как Мариус Петипа, Лев Иванов, которые своими постановками балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского высоко подняли развитие балетного искусства в России и прославили его на весь мир. Музыка Чайковского сделала балет серьёзным искусством и выражала правду человеческих отношений. Мариус Петипа первый из балетмейстеров пришёл к полифоническому решению танцев кордебалета, например, таким является постановка «Тени» из балета «Баядерка» композитор Минкус, когда танцовщицы входят в танец по одной, а не все вместе. Поставлены Л.Ивановым второй и четвертый акт и массовый танец лебедей, движение которых выражали состояние главной героини балета Одетты. Нельзя не отметить постановки периода «Русских сезонов», организованных антрепренером Сергеем Дягилевым, познакомившим западного зрителя с русской культурой. «Половецкие пляски», поставленные Фокиным ошеломили зрителей своей экзотической страстью. Постановки Фокина «Шопениана», «Жар-птица», «Петрушка» «Умирающий лебедь» - визитная карточка русского балета, впервые исполненные А.Павловой, до сих пор идут в театрах.

Тяжёлое положение в балете началось после Октябрьской революции. Шла ожесточенная борьба и споры среди передовых деятелей искусства: сохранить или уничтожить балет. И только благодаря А.В.Луначарскому, комиссару Просвещения, сохранили Большой театр и хореографическую школу. Большое значение для развития русского балета оказала книга «Основы классического танца», написанная А.Я.Вагановой в 1934 году. В одной из полемик Ваганова сказала, что нельзя отказаться от балета и без фундамента старой школы не сможет развиваться новый балет с новым содержанием. Ленинградский педагог и балетмейстер Л.Леонтьев отстаивал классику, он говорил что будущее балета всё же в классическом танце. Начались поиски новых путей развития хореографии. Появление новых балетмейстеров: К.Голейзовский, Л.Якобсон, И.Моисеев, А.Горский, который поставил балет и «Дочь Гудулы» композитор А.Симон, «Саламбо» А. Арендса, Ф. Лопухов с абсолютно новой тематикой для того времени балет «Красный мак», говорит о том, что искусство балета продолжало развиваться.

К середине XX века лучшие прогрессивные традиции классического балета расцвели и развились на советской сцене. Рождение новых балетных спектаклей было основано на литературной тематике. Новые балеты требовали большой

выразительности, правду характеров, остроту сюжетных ситуаций. Теперь главными героями балетных спектаклей были живые реальные люди. Советский балет постигал законы классической драматургии. Творчество молодых балетмейстеров основывалось на познании через литературу нового реалистического метода в хореографии. А.В. Вайнонен в 1932 году ставит балет «Пламя Парижа» на музыку Бориса Асафьева о восстания парижан, Ростислав Захаров в 1934 году создает «Бахчисарайский фонтан» ему удалось средствами классического танца создать психологически достоверный характер Марии и Заремы. Леонид Лавровский обращается к Шекспиру и ставит балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева, в котором участвовали выдающиеся артисты балета Галина Уланова, Константин Сергеев, Андрей Лопухов. Эти постановки были закономерными и плодотворными. В новых балетах хореографы обращаются к самым различным тематикам: трагедия расового неравенства стала основной темой балета «Тропою грома» на музыку Кара-Караева, поставлен К.Сергеевым. Лучшим достижением 20 ого столетия считается балет Юрия Григоровича «Спартак» на музыку А.Хачатуряна, который является гимном человеку - борцу против насилия. Был поставлен балет Юрия Григоровича «Спартак» на музыку А.Хачатуряна, им также был поставлен балет «Легенда о любви», получивший высокую оценку самого Н.Хикмета, автора этого произведения. Григоровичу удалось поставить балет, в котором проявился синтез музыки, хореографии и живописи. Н.Хикмет сказал: «моя пьеса шла на разных языках в разных странах, но больше всего меня удовлетворило то, что я увидел в балете». Действительно удивительное сочетание музыки и постановки танцевальных монологов, характеризующих героев, доказало, что средствами классического танца можно поставить любой балетный спектакль. Интересные постановки балетов «Сотворение мира» балетмейстер А.В. Васильева и Н.Касаткина, «Кармен Сюита» Жорж Бизе на музыку Р.Щедрина. Основа классического балета-классический танец, обладающий стройной и четко разработанной системой сценических движений, позволяющий балетмейстеру создавать произведения различного содержания и формы. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца необходимо познать и усвоить его природу. Законы искусства классического танца достигаются большим и систематическим трудом.

В Узбекистане балетное искусство существует недавно. 1933 году создаётся балетная студия, а в 1939 - балетная школа имени Тамары Ханум, в 1947 году переименована в узбекское хореографическое училище. В 2001 году Академия хореографии. Были поставлены первые балетные спектакли «Пахта» на основе узбекского народного танца и пантомимы. Поставили первый балет русский балетмейстер М.Моисеев и Уста Олим Камилов, и дирижером Р.Рославцом. Они

создали балет, отражающий борьбу за колхозное строительство и высокий урожай хлопка. 1939 году А. Томский ставит балет «Шахида», М.Тургунбаева -первая узбекская балерина помогает в постановке. В 1941 году балетмейстеры В.Губская и И.Арбатов, Т. Ханум удачно осуществляют постановку балета «Гуляндом». Уже начиная с балетной студии стали преподавать классический танец российские педагоги Е.Обухова, М.Обухов, Али Ардобус(Ибрагимов), имеющие большой опыт работы по специальности. Первый пальцевый балет «Балерина», главную роль в котором исполняла Галия Измайлова, первая балерина, получившая профессиональное хореографическое образование в балетной школе. Со временем появляются первые выпускники, которые владеют спецификой классического танца. В репертуаре ГАБТа имени Алишера Навои есть вся балетная классика «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» и так далее. Начиная со звёзд узбекского балета народных артистов СССР Галии Измайловой, Бернары Кариевой, выросло не одно поколение талантливых исполнителей классических балетов в разные периоды работы театра: народная артистка Каракалпакии З.Давлетмуратова, народые артисты Узбекистана Г.Хамраева, И.Кистанов, В.Васильев, заслуженные артисты Н. Якубова, Ф. Сагдуллаева, Н.Хасанова, А.Бабаджанова, Н. Хамраева, У.Алимов и др.

Хореографическое искусство - это высшее достижение человечества. Развитие хореографии в Узбекистане достигло определенных высот. В ГАБТе им. Алишера Навои есть профессионально обученная балетная труппа, которая успешно исполняется классические и национальные балеты. За годы своего существования театр поставил множество классических балетов и национальных т.к. «Семург» Бровцена, «Тановар» Казловского , «Томирис» У.Мусаев и балетмейстера И.Юсупова, «Поэма двух сердец» А.Меликов балетместер И.Чернышов, «Хумо» комп. А.Эргашев, балетмейстер Г.Алексидзе. Рассматривая развитие узбекского балетного искусства приходишь к выводу, что первые балеты были основаны на балетах пантомимах, но с развитием времени современные национальные балеты, поставленные на симфоническую музыку средствами классического танца. Классический танец является стержнем балетного спектакля, в котором главным является простота линий, отточенность движений, легкость прыжков и вращений.

История рассказывает о первом балетном спектакле, поставленном Бальтазарини - «Комедийный балет Королевы», для итальянской королевы Екатерины Медичи, переехавшей во Францию. Там она всячески способствовала развитию, так полюбившегося ей, балетного искусства и появлению первого балетного спектакля «на пальцах» - «Сильфида» в 1832 году. Более четырех веков техника и тематика классического танца развивается и обогащается. Язык

балетного искусства понятен всем. Нет ничего прекраснее чем балет, так как он создавался многими поколениями мастеров разных эпох и стран. И ежедневно в балетных театрах мира трудятся артисты балета, чтобы овладеть этим непростым и технически сложным видом искусства. Мы видим, как сложности и красота классического танца влияют на другие виды искусств и спорта, например, фигурное катание взяло в исполнении массу поддержек дуэтно-классического танца, художественная гимнастика - многие виды прыжков. Так взаимно обогащаясь развиваются различные виды искусств. Сценическое искусство заставляет сопереживать зрительный зал и испытывать духовное очищение.

Использованная литература

1. Красовская В. «Русский балетный театр начало XX века. Хореографы». Изд. Искусство. Лен отделение.

2. Львов-Анохин «Г.Уланова», Москва, Изд. «Искусство», 1970.

3. Ф.Лопухов «Хореографические откровенности», Москва, Изд. «Искусство», 1970.

4. Тангуриева С. «Г.Измайлова», Ташкент, 2006.

5. Ж.Ж.Новерр - «Письма о танце и балетах» Изд. «Искусство» Л.М. 1965г.

6. Красовская В. «Русский балетный театр второй половины XIX века.» Изд. Искусство. Москва, 1963.

7. Искандарова Р.Р. «Классический танец». Изд.Навруз, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.