Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ ИБРАГИМА ЮСУПОВА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ ИБРАГИМА ЮСУПОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
партия / поза / ритм / идея / балетмейстер / балет / либретто / композитор / национальный балет / костюм / реквизит

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ольга Сергеевна Сабирова

В данной статье рассматривается творческое наследие Народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова, внесшего значительный вклад в развитие балетного искусства Узбекистана во второй половине ХХ века. Автор уделяет особое внимание балетным спектаклям, основанным на национальных узбекских мотивах, в которых классическая хореография органично сочетается с узбекскими сценическими танцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ ИБРАГИМА ЮСУПОВА»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЯХ

ИБРАГИМА ЮСУПОВА

Ольга Сергеевна Сабирова

ГАХУз

Аннотация: В данной статье рассматривается творческое наследие Народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова, внесшего значительный вклад в развитие балетного искусства Узбекистана во второй половине ХХ века. Автор уделяет особое внимание балетным спектаклям, основанным на национальных узбекских мотивах, в которых классическая хореография органично сочетается с узбекскими сценическими танцами.

Ключевые слова: партия, поза, ритм, идея, балетмейстер, балет, либретто, композитор, национальный балет, костюм, реквизит.

NATIONAL MOTIFS IN THE BALLET PERFORMANCES OF IBRAGIMA

YUSUPOV

Olga Sergeevna Sabirova SAChUz

Abstract: This article discusses the creative heritage of the People's Artist of Uzbekistan Ibragim Yusupov, who made a significant contribution to the development of the ballet art of Uzbekistan in the second half of the twentieth century. The author pays special attention to ballet performances based on national Uzbek motifs, in which classical choreography is organically combined with Uzbek stage dances.

Keywords: party, pose, rhythm, idea, choreographer, ballet, libretto, composer, national ballet, costume, props.

В творческой деятельности Ибрагима Юсупова приверженность к классическим традициям в балетном искусстве удивительным образом сочеталась с умелым использованием средств художественной выразительности узбекского национального танца. Особенность танцевального фольклора в хореографии Ибрагима Юсупова преломляется через утончённую призму национальной самобытности и культуры. Бережно сохраняя народные истоки танца, он мастерски соединяет их с палитрой балетного театра.

К теме Востока, к воплощению на балетной сцене многовековой истории народа, проживающего на территории современного Узбекистана, к воплощению образа национального героя Ибрагим Юсупов обращался на

протяжении всей своей творческой деятельности. Одним из первых поставленных им балетов был «Семург» Б.Бровцына по мотивам поэмы выдающегося узбекского поэта Хамида Алимджана. Его премьера состоялась в 1964 году. Как балетмейстер, он ищет свой хореографический язык для постановки - соединяет классическую хореографию с танцевальными движениями узбекского танца.1

В 1970 году Ибрагимом Юсуповым был поставлен балет «Тимур Малик» на музыку Мухтара Ашрафи - спектакль о волнующей судьбе любящих друг друга Зарины и Тимура, которые погибают, так и не покорившись жестокому завоевателю. Танец главных исполнителей насыщен техническими приемами, однако это не умаляло эстетического значения спектакля, который был положительно принят зрителями.

Эта тема нашла своё продолжение в балете Мухтара Ашрафи «Любовь и меч», поставленном Ибрагимом Юсуповым спустя десять лет - в 1980 году (дирижёр - Шамсутдинов, художник - Туйгун Шорахимов). Новый спектакль -это романтическая поэма о борьбе узбекского народа за свою свободу и независимость своего государства, о стойкости и мужестве, о верности и любви. Это балет ярких характеров и высоких страстей. Несмотря на то, что он переносит зрителей в далёкое прошлое, образ Тимура Малика, воплотившего в себе лучшие черты народного полководца, образ нежной и сильной Зарины рождает у зрителя чувство сопричастности и искренней взволнованности.

Эпически мощная музыка балета восславляла силу духа, красоту подвига, совершённого во имя справедливости и свободы.2

Тончайшие оттенки чувств и настроений героини передавала Бернара Кариева, с глубоким лиризмом исполнявшая партию Зарины. Разнообразие танцевальных средств позволило балерине создать образ объёмный и многоплановый. Уже в первом монологе Зарины - пленницы Чингизхана - в её вскинутых руках, в стремительных прыжках ощущалась не только безмерность её страданий, её отчаяния, но и сила характера, несгибаемая воля, готовность бороться до конца.

Первая картина была одной из наиболее впечатляющих в спектакле. Исполнитель одной из главных партий Игорь Кистанов нашёл интересное решение образа Чингизхана. Резкими, широкими мазками рисует он жестокого тирана, безжалостного завоевателя, злобно попиравшего всё прекрасное и справедливое. Ибрагим Юсупов и Игорь Кистанов нашли точные штрихи для раскрытия этого характера - его мощные прыжки напоминают полёт горного ястреба, готового в любую минуту броситься на свою жертву.

1 См.: Авдеева Л.А. Балет Узбекистана. - Т.: 1973. С.59-62

2 Рахимов А. Сахна сирлари мунавдид нигохида. - Т.: 2016, С. 19-20.

Как олицетворение силы и справедливости, противостоящих злу и насилию, которые несут с собой поработитель Чингизхан, появляется в балете Тимур Малик. В дуэте Тимура Малика с освобождённой им Зариной во второй картине балетмейстер находит для своих героев новые выразительные краски, Традиционные классические танцевальные средства, отобранные Ибрагимом Юсуповым для создания этих образов, насыщены пластическими интонациями народного танца. Это позволило более убедительно раскрыть богатство внутреннего мира героев, могучую силу народного духа, ярко выраженную в музыке Мухтара Ашрафи.

Необходимо особо подчеркнуть, что умение органично соединить элементы классического танца и народного танца всегда было сильной стороной дарования Ибрагима Юсупова. И в этом спектакле есть сцены, где ярко ощутимо это качество балетмейстера. Например, сцена во дворце хорезмского шаха. Танец хорезмских девушек, танец с веерами и индийский танец в исполнении Н.Якубовой и Г.Гусева поставлены балетмейстером с большим вкусом и изобразительностью. Ибрагим Юсупов широко использует в этих танцах народные движения и обогащает их новыми танцевальными средствами, придавая им яркость и выразительность.

В спектакле было немало запоминающихся балетмейстерских находок. Так, во время лирического дуэта Зарины и Тимура Малика во второй картине Ибрагим Юсупов даёт женскому и мужскому балету такой же пластический рисунок, те же движения, что и главным героям, но в другом, чуть изменённом ракурсе - и народ в этой сцене становится не фоном, а обобщением, символизируя единство героев с народом.

Пластически выразительно была выстроена сцена повторного нашествия врага: размеренный тяжёлый шаг - переступание с одной ноги на другую -постепенно набирает темп и доходит до бешеных скачкообразных движений, символизируя дрожание земли под ногами завоевателей.

После балета «Любовь и меч» Ибрагим Юсупов поставил такие спектакли, как «Поэтические миниатюры» У.Мусаева (1991), «Легенда древнего Афросиаба» Г.Мушеля (2004), «Амулет любви» М.Ашрафи (2008). Каждый из этих спектаклей стал в своё время значительным событием в культурной жизни Узбекистана, свидетельствующим о достижениях национального балетного искусства.

Постановка балета «Томирис» на музыку узбекского композитора Улугбека Мусаева, осуществленная в ГАБТ имени Алишера Навои в 1984 году, ознаменовала собой важный этап в развитии отечественного балетного искусства. В творчестве Улугбека Мусаева балетный жанр занимает заметное место. В 1977 г. им был создан балет «В долине легенд». В дальнейшем балет

получил вторую редакцию, стал называться «Индийская поэма» и в 1981 году был поставлен в Москве. В 1982 году на сцене Киргизского театра оперы и балета состоялась премьера балета У.Мусаева «Томирис». «Томирис» является одним из лучших спектаклей И.Юсупова, имеющим долгую сценическую жизнь и до сегодняшнего дня не сошедшим со сцены.

Балет «Томирис» продолжает историко-легендарную тематику, открытую в 1967 г. балетом «Кырк-кыз» Л.Фейгина и продолженную в дальнейшем в балетах «Тимур Малик» М.Ашрафи (1970 г.), «Самаркандская легенда» Г.Мушеля (1970 г.), «Любовь и меч» М. Ашрафи (1980 г.), «Ширак» Т.Курбанова. В основу либретто балета «Томирис» легло известное произведение Явдата Ильясова «Пятнистая смерть», повествующее о легендарном прошлом нашей древней и прекрасной земли.

Действие балета переносит нас в далекие времена - VI век до нашей эры, когда на территории Средней Азии существовали могущественные государства - Хорезм, Бактрия, Согдиана. Рядом с ними в Приаралье жили племена саков-массагетов. Первые упоминания об этих племенах встречаются еще у древнегреческих историков - Аристея, Геродота, Ктесия и других. В источниках подчеркивается свободолюбие, мужество и справедливость этого народа.

Тема постановки - история борьбы племени саков за независимость.

Ибрагим Юсупов в сотрудничестве с автором музыки Улугбеком Мусаевым создавали драматургическую канву балета, воплощенную в трёх действиях.

Работа балетмейстера и композитора была очень интересной и слаженной. У.Мусаев регулярно присутствовал на репетициях и видел, как работает балетмейстер, как танцуют солисты, воплощающие образы этого спектакля, как передается характер героев к музыке. По ходу постановочной работы, Мусаев немного видоизменял музыкальные размеры и музыкальные темы.

Балетмейстер давал возможность каждому артисту найти себя в образе, раскрывая внутренний характер артиста. Считая балет искусством души, Ибрагим Юсупов не запрещал артисту самому выразить свои чувства, исполняя тот или иной образ. Создавая постановку, он в то же время и не был консерватором, и, требовал выразить те чувства, которые испытывал исполнитель! Он видел в каждом артисте его внутренний мир и его потенциал. Назначая на соло артиста, он знал, что исполнитель сможет исполнить то, что он требует, создавая при этом, что-то личное и индивидуальное, с чем можно согласиться. По его мнению, каждый артист имеет право оставить свой почерк танца.

С самой первой постановки И.Юсупова балета «Томирис», спектакль шел на сцене ГАБТа им. А. Навои каждый театральный сезон. Очень часто, балет Томирис открывал театральный сезон в начале сентября, как национальный

балет Узбекистана. С момента первой постановки балет шел два - три раза в месяц.

В 2009 году балет Томирис был заново восстановлен после небольшого перерыва. И.Юсупов сам работал и репетировал с солистами, стараясь обновить некоторые движения и усовершенствовать их как балетмейстер. Женским репетитором была З. Давлетмуратова, она репетировала с балеринами, в которых И.Юсупов видел исполнительниц этого образа. И.Юсупов с большой выразительностью и эмоциональностью объяснял каждое движение. Это мог быть прыжок, шаг, или просто жест, взгляд, поворот головы. Показывая в своем исполнении какое - либо pas, балетмейстер старался вытянуть из артиста весь его потенциал и артистизм.

Каждый персонаж балета «Томирис» - это разнообразный эмоциональный характер. И.Юсупов мог доходчиво объяснить особенности любого образа балета, зная и помня каждое движение. Даже когда танцовщик ошибался в последовательности танца, И.Юсупов всегда напоминал, какой элемент там был. Работая с балетной труппой, и с солистами он с душой отдавался работе, стараясь досконально передать образ каждого героя.

С 2013 года И.Юсупов стал восстанавливать балет «Томирис», подготавливая национальный спектакль к открытию театра после реконструкции. Но, к большому сожалению, 12 февраля 2014 года жизнь его трагически оборвалась. В тот год он много раз пересматривал редакцию балета «Томирис» 2009 года. Сравнивая свою прошлую постановку, он стремился украсить новую редакцию новыми движениями, новыми рисунками и яркостью массовых танцев.

В обновленной версии - балет «Томирис» в 2-х актах и 6 картинах. Действие начинается с выхода Томирис, она уже одна без своего вождя и мужа, и племя, собирается вокруг Томирис, веря в ее поддержку и мудрость. Томирис собирается с силами, создается образ сильной женщины. Племя, сплотившись, провозглашает ее своей царицей, которая будет защищать и оберегать свой народ.

В массовых танцах И.Юсупов изменил хореографическое решение, немного видоизменив движения и смысл некоторых элементов. Например, если ранее оплакивая своего вождя, массовый танец создавал круг и в центр круга несли погибшего вождя, то в последней редакции, Томирис находится в центре сцены, где народ провозглашает ее своей царицей. И.Юсупов не хотел привносить существенные изменения в драматургитю балета. Он внес лишь некоторые добавления.

В партии Томирис, Юсупов добавил элементы стремительности в движениях. Прыжки в комбинации с вращениями превратились в вихрь,

передавая смятение чувств и страдание Томирис. Оригинальность движений рук с особой чувственностью воплощают замысел балетмейстера. Он очень тонко чувствовал выразительность рук, корпуса, поворота головы. Например, в сцене встречи Томирис с сыном Спаргапой, И.Юсупов корректировал каждый поворот головы, каждое положение руки.

Изучая насколько этот жест выразителен, он иногда просил застыть в позе, чтобы самому рассмотреть ее с другого ракурса. Он долго и тщательно работал над чувственностью в поставленных им движениях. Репетируя с И.Юсуповым невозможно было работать в пол ноги, не выкладываясь эмоционально. Один его взгляд уже требовал выразительности исполнения, он следил за каждым движением танцовщика, чтоб подсказать отдельные штрихи или сделать нужное замечание. Исполнители очень внимательно слушали его, запоминая каждое его слово. И. Юсупов сам показывал, и порою застывал, задумавшись в движении, создавая слитность и легкость балетного исполнения, стараясь сделать удобным переход от одного движения к другому.

«Томирис» - балет-легенда о нашей древней и прекрасной земле. Музыка спектакля передает дыхание вольной степи и летящий бег коня, боль личной утраты и любовь к Родине. Картины нарисованы композитором крупным смелым штрихом и складываются в прекрасную фреску. Музыка балета «Томирис» достигает яркого симфонического и философского обобщения.

24 февраля 2016 года на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоялась премьера восстановленного спектакля «Томирис». Для балета был создан специальный занавес с ликом легендарной царицы, на современном дизайнерском уровне выполнены декорации для нескольких сцен. Решения художника- постановщика балета, заслуженного работника культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова придали новое дыхание знаменитому спектаклю.

Балетмейстер - заслуженный артист Узбекистана, Народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов бережно сохранил в обновленном спектакле изначальную хореографию Ибрагима Юсупова - это было главной целью в работе над спектаклем.

Образ главной героини воплотила заслуженная артистка Узбекистана Нозима Хасанова. Ее Томирис - воплощение заботы о своем народе, она любящая мать и сильная воительница одновременно. Интересен образ царя Кира в исполнении молодого артиста Замира Фазлутова - энергичного, жесткого, не видящего вокруг никого, кроме себя. Партию сына царицы Спаргапа исполнил Радион Исянов, противника царицы, зажиточного сака Фрада - Равшан Чарыев.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки - заслуженный деятель культуры Узбекистана Фазлиддин Якубджанов, дирижер - СиддикГаибов,

художник по костюмам - Лобар Палванова.

Балет «Томирис» - это жемчужина балетмейстерского творчества Ибрагима Юсупова и балетного репертуара Узбекистана.

Использованная литература

1. Рахимов А. Сахна сирлари мунаккид нигохида. Т.: Турон, 2016.

2. Тулахужаева М.Т. Театр танкидчилиги. Актёр, режиссёр, спектакль. Т.: Санъат, 2015.

3. Хамраева Г.Р. Национальный образ танца. Т.: Санъат, 2012.

4. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство, 2005. 5. Шароев И.Я. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: ГИТИС, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.