Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
достижения / трудности / студия / педагоги / хореографические дисциплины / Г.А.Б.Т. / национальные балеты / поколения / звезды / концерт / Академия

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Искандирова Роза Рахмановна

В работе рассмотрены вопросы зарождения и развития хореографии в Узбекистане. Постановки классических и национальных балетов. Успехи постановок, открытие Академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ УЗБЕКИСТАНА

Искандирова Роза Рахмановна Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: В работе рассмотрены вопросы зарождения и развития хореографии в Узбекистане. Постановки классических и национальных балетов. Успехи постановок, открытие Академии.

Ключевые слова: достижения, трудности, студия, педагоги, хореографические дисциплины, Г.А.Б.Т., национальные балеты, поколения, звезды, концерт, Академия.

STATE ACADEMY OF CHOREOGRAPHY OF UZBEKISTAN

Iskandirova Rosa Rakhmanovna State Academy of Choreography of Uzbekistan

Abstract: The paper deals with the origin and development of choreography in Uzbekistan. Performances of classical and national ballets. The successes of productions, the opening of the Academy.

Keywords: achievements, difficulties, studio, teachers, choreographic disciplines, S.A.B.T., national ballets, generations, stars, concert, Academy.

Открытие Государственной Академии Хореографии Узбекистана стала огромным событием в нашей стране. Это подтвердило то, что с хореографическое искусство достигло определенных высот и является достижением развития балетного искусства. Проследив путь раз вития и становления, размышляя о нем, думаешь о том, каким он был и с какими трудностями развивался. Узбекский народ с древнейших времен имеет свою танцевальную культуру, самобытную и яркую. В период 30-х годов в Ташкенте работали 2 театра: «Узбекский Музыкальный Театр» и «Русская Государственная Опера», которая состояла их приезжих русских певцов и артистов балета. Спектакли шли в цирке «Колизей», который впоследствии стал театром имени им. Свердлова. Уже тогда шли классические спектакли, поставленные М.Ф.Моисеевым «Лебединой Озеро», «Шахерезада». В труппе работали Е.Е.Семенова, В.Н.Покровская, В.Губская, М.Ф.Кутасова, Н.Давгели, В.Нежданов, Е.П.Новиков и другие приезжие артисты. История рассказывает о том, что передовые деятели русской музыкальной культуры и балетного театра, такие, как Ф.Лопухов, К.Голейзовский, И.Арбатов, А.Томский, П.К.Йоркин,

B.Губская, способствовали созданию и формированию оперного и балетного театра в Узбекистане, за что мы очень благодарны этим деятелям русского хореографического искусства. В 1933 году была открыта балетная студия, в которой стали обучать совершенно незнакомым правилам классического танца. В ней преподавали Т.Бек, Е.Абухова, Иброгимов (Арлеордобус). В 1939 году она была переименована в Республиканскую Балетную Школу им. Тамары Ханум. В ней преподавали народно-сценический танец, узбекский танец, основоположниками которого являлись Тамара Ханум, М.Тургунбаева, Р.Каримова. Обучение учащихся узбекскому танцу было очень важно, так как уже в первых национальных танцах используют движения узбекского танца. В 1933 году ставят первый национальный спектакль «Хлопок», композитор Т.В.Раславц, постановщиками этого спектакля были Тамара Ханум, М.Тургунбаева, Уста Олим Комилов. В 1939 году был поставлен балет «Шахида», композитор Таль, балетмейстером был А. Томский. В 1941 году в созданную балетную труппу приходят первые выпускники Г.Измайлова, Д.Шерова, М.Лезнева. В 1941 году балетмейстеры В.Губская и И.Арбатов ставят балет «Гуландом», в котором был интересный сюжет и танца с приемами классических движений. Но настоящая классика была в балете «Балерина» композитора Мушеля, балетмейстер Барановский. В этом балете, поставленном в 1952 году, можно было увидеть настоящие классические номера, и впервые главная героиня балета танцует свою партию на пальцах. Появилась необходимость постройки оперно-балетного театра.

В 1947 году был построен театр оперы и балета. Это Государственный Академический Большой Театр им. Алишера Навои - узбекского поэта. Театр стал украшением нашего города, а его достижения - достоянием балетного искусства Узбекистана, свидетельствующим о культуре духовности узбекского народа. В 1947 году балетная школа была переименована в Узбекское Хореографическое Училище. Для Училища было выстроено специально построенное здание, в котором преподавали отечественные педагоги, проходившие профессиональную стажировку в г. Москва. Среди них были: и.о. профессора К.Сагатов, И.А.Кеворкова, З.А.Юсупова, С.С.Искандаров,

C.Тангуриева, Р.Тангуриев, Т.Смакина.

В период 60-70х годов приезжают студенты из Монголии, Туркмении, Болгарии, Греции, чтобы получить классическое образование. Старшее поколение педагогов передают знания молодым учителям. Наши педагоги воспитали множество талантливых артистов балета, которые работают не только в Узбекистане, но и в России, за рубежом. Из них мы знаем: А.Геворгян, Ш.Турсунов, З.Нуримбетов, Х.Базоров, О.Калмыкова, Корсунцев, В.Муравьев и многие другие. Из поколения в поколение растет мастерство артистов балета,

балетмейстеров, композиторов. Так народная артистка СССР Г.Измайлова была не только выдающейся исполнительницей танцев народов мира, но и балетмейстеров многих национальных балетов, таких, как «Кашмирская легенда», «Мечта», балет «Амулет любви», получивший международную премию Джавахарлара Неру. Этот балет идет больше 50 лет. В развитие балетного театра большое место принадлежит танцовщику и главному балетмейстеру театра И.Юсупову. За годы своего творчества им было поставлено множество классических балетов: «Жизель», «Корсар» композитор Адан, «Спартак» композитор А.Хачатурян, «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Важно было то, что он придавал большое значение постановкам национальных балетов: «Симург» композитора Бровцина, «Тимур Малик» композитора М.Ашрафи, «Томирис» композитора У.Мусаева. Гордостью и национальным достоянием стало творчество выдающейся балерины, народной артистки СССР Б.Кариевой, которая создала множество великолепных образов в балетах: «ДонЖуан» композитора Фегина- образ Анны, «Анна Каренина» композитора Щедрина- Анна. Нина в балете «Маскарад» композитора Лапутина. В настоящее время вырос профессионализм балетного театра. Молодые солисты владеют техникой классического танца и создают яркие образы. Н.Хасанова, Т.Мухамедова, А.Бабаджанова стали репетиторами балетов. Расцвет молодежи в лице заслуженной артистки Н.Хамраевой, О.Собировой, Р.Исянова, Д.Хосманова, Э.Юсуповой и У.Алимова и др. Профессионализм труппы вырос с приходом А.Лиепы, который стал Балетмейстером Театра и поставил ряд спектаклей «Шехерезада» Римского-Корсокова, «Жар Птица» Стровинского, «Боядерка» Минкуса.

Имея труппу и большой, обширный репертуар Г.А.Б.Т.а, открытие Государственной Академии Хореографии неизбежным, подтверждающим развитие хореографии в Узбекистане. Примером стал отчетный концерт студентов Академии, который состоялся 28 апреля 2021 года. В Академии студенты получают образование на нескольких факультетах: педагоги по хореографии, руководители худ. Коллективов, искусствоведы, танцовщики эстрадного искусства. Несмотря на то, что 2020-21 годы из-за пандемии были нелегкими, учеба продолжалась, поэтому концерт прошел с большим успехом. В первом отделении была показана работа педагогов классического танца, народно-сценического танца, узбекского танца и балетмейстера. В самом начале К.Сагатов показал станок, середину и прыжки, а следствием был поставлен дует в исполнении Эльмиры Юсуповой и Д.Тургунова. Затем педагоги Ешимбетова О., Магдеива А. поставили интересные, характерные танцы. Ш.Жалилова, Г.Агдиева, Мадрахимова - узбекские танцы. Эстрадный танец был поставлен А.Борейко. Второе отделение стало итогом всего

"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 3 Issue 4 / December 2022

концерта, который исполнялся в красивых костюмах были показаны танцевальные этюду разных национальностей. Здесь раскрылся талант балетмейстера Чарос. Исполнение студентами РХК было на высоком профессиональном уровне и восторженно принято зрителем.

Выражаем большую Благодарность всем педагогам Академии и в дальнейшем желаем больших успехов, а также ректору Академии творческих успехов в нашей трудной работе - Тохтасымову Ш.М,

Использованная литература

1. Авдеева Л. «Танцевальное Искусство Узбекистана» 1960 год.

2. Авдеева Л. Государственный Академический Большой Театр им.А. Навои «Балет» 1973 год.

3. Тангуриева С. «Г. Измайлова» Ташкент 2006 г.

4. Энциклопедия «Балет» Изд. « Советская Энциклопедия» Москва 1981 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.