Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
культурное наследие / хореографическое образование / национальный танец / балетмейстер / фольклор / трансформация / композиция

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пулат Иркинович Ташкенбаев

В статье рассматриваются вопросы развития международного сотрудничества в сфере хореографического образования, в частности, установления творческих связей с ведущими хореографическими академиями мира, организации обмена опытом, пропаганды узбекского танцевального искусства в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Пулат Иркинович Ташкенбаев tashkenbaev_1960@mail .ru Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития международного сотрудничества в сфере хореографического образования, в частности, установления творческих связей с ведущими хореографическими академиями мира, организации обмена опытом, пропаганды узбекского танцевального искусства в зарубежных странах.

Ключевые слова: культурное наследие, хореографическое образование, национальный танец, балетмейстер, фольклор, трансформация, композиция.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE SPHERE OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION

Pulat Irkinovich Tashkenbaev tashkenbaev_1960@mail .ru State Academy of Choreography of Uzbekistan

Abstract: The article deals with the development of international cooperation in the field of choreographic education, in particular, the establishment of creative ties with the leading choreographic academies of the world, the organization of the exchange of experience, and the promotion of Uzbek dance art in foreign countries.

Keywords: cultural heritage, choreographic education, national dance, choreographer, folklore, transformation, composition.

Узбекский национальный танец имеет многовековую историю и богатые традиции. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней в разных регионах республики памятники материальной культуры - наскальные рисунки древних времен, изображения на керамических сосудах, срелневековые настенные росписи м книжные миниатюры, запечатлевшие яркое и самобытное искусство танцовщиц. Искусство исполнения национального танца бережно передавалось из поколения в поколение, сохранив до наших дней свою привлекательность и красочность.

Выдающиеся мастера узбекского танцевального искусства ХХ века -Юсупджан кизик Шакарджанов, Мухиддин Кари-Якубов, Уста Олим Камилов,

Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Исохор Акилов, Гавхар Рахимова, опираясь на традиции народного танца, создали лучшие образцы национального народно-сценического танца, послужившие бесценным творческим наследием для последующих поколений деятелей узбекского хореографического искусства.

За последние годы по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева значительно усилилась государственная поддержка развитию национального танца и хореографического образования. В «Концепции развития национальной культуры Узбекистана», принятой в 2018 году, предусмотрено проведение республиканских смотров-конкурсов исполнителей национальных танцев имени М.Тургунбаевой. В 2019 году хоремский танец «Лазги» включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан от 4 февраля 2020 года, Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии преобразована в Академию хореографии, в городах Бухара, Карши, Наманган и Ургенч созданы специализированные начальные школы-интернаты танцевального искусства, принято решение о воссоздании знаменитого ансамбля «Бахор».

Достигнуты значительные успехи и в сфере международного сотрудничества. В целях изучения и освоения зарубежного опыта, внедрения инновационных методов обучения были заключены договора о творческом сотрудничестве с ведущими хореографическими ВУЗами мира - Московской Государственной Академией хореографии и Академией Русского балета имени А.Я.Вагановой в городе Санкт-Петербурге, Пекинской академией танца, Казахской национальной академией хореографии.

Одним из важных направлений международного сотрудничества является организация стажировки молодых преподавателей. Более 20 педагогов-хореографов получили возможность ознакомиться с организацией учебного процесса в Московской Государственной Академией хореографии. В период стажировки они изучили опыт российских коллег в преподавании классического танца, народно-сценического танца, историко-бытового танца. Приобретённые знания и навыки педагоги широко используют в учебном процессе.

Благодаря поддержке меценатов, учащиеся Высшей школы получили возможность представлять узбекские танцевальное искусство на творческих смотрах в зарубежных странах. На престижных международных конкурсах и фестивалях в Москве, Санкт - Петербурге, Сочи, Астрахани, Уфе, Астане, Алматы, Душанбе, Грозном выступления молодых исполнителей, окрашенные ярким национальным колоритом, были удостоены самых высоких наград.

Начиная с 2012 года, в казахстанском городе Алматы, на сцене Академического театра оперы и балета имени Абая, проводится международный фестиваль хореографических школ «Орлеу» («Восхождение»), получивший широкое признание в балетном мире. Его организатором является Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева.

Цель фестиваля - открытие новых имен в искусстве балета и народного танца, ознакомление с достижениями национальных школ, обмен опытом.

В Алматы в апреле 2018 года при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы проходил VI Международный конкурс хореографических учебных заведений «Орлеу».

В течение четырех дней 147 участников из Казахстана, Кыргызстана, России, Турции, Узбекистана, ЮАР и Японии состязались в трех номинациях «классический танец», «народный танец» и «современная хореография».

Как и любое студенческое мероприятие, конкурс «Орлеу» реализует и задачи образовательного характера. Члены жюри - известные балетмейстеры, хореографы, артисты балета, преподаватели зарубежных хореографических школ провели для участников конкурса семинары и мастер-классы.

Из представителей нашей республики звание лауреата первой премии в номинации «Классический танец» среди учащихся младших классов было присуждено Кучкарову Абдугаппору (класс педагога К.Тохтасимовой), вторая премия присуждена Сапарову Бердаху (класс педагога А.Уразбаевой).

Ярким событием конкурса стало красочное выступление исполнительниц узбекского танца. Юные танцовщицы сумели воплотить колоритные хореографические образы, передающие характер узбекского народа, его богатую историю и культуру. В номинации «Народный танец» первой премии была удостоена Мирзаева Дильноза - воспитанница заслуженной артистки Узбекистана Дильбар Юнусовой. Вторая премия присуждена Фатиме и Зухре Нарзуллаевым - ученицам заслуженной артистки Узбекистана Нигины Нигматовой. Еще одну вторую премию в этой же номинации удостоилась Мадаминова Мафтуна, также являющаяся воспитанницей заслуженной артистки Узбекистана Дильбар Юнусовой.

Следует особо отметить, что узбекские танцы произвели большое впечатление на делегацию Пекинской Академии хореографии. После окончания выступления руководитель делегации обратился к ректору Государственной академии хореографии Узбекистана Шухрату Махмутовичу Тохтасимову и выразил своё восхищение самобытному мастерству узбекских танцовщиц. Он предложил организовать «мастер-классы» по узбекскому танцу в Пекинской Академии. Вскоре в Министерство культуры Узбекистана поступило письмо из Пекина с просьбой оказать содействие в организации и проведении «мастер -

класса» по образцам узбекского танца. В течении двух недель китайские студенты с огромным интересом изучали особенности традиционных школ узбекского танца под руководством заслуженных артистов Узбекистана, лауреатов международных конкурсов Нигины Нигматовой и Нарзиддина Шерматова.

Казахская Национальная академия хореографии в период с 3 по 5 мая 2018г. в городе Астана организовала Международный балетный фестиваль "Temps lie"". Почетными гостями фестиваля были звезды мирового балетного искусств: солист Большого театра и Королевского Балета в Лондоне педагог-репетитор Ирек Мухамедов, народная артистка России, прима балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, профессор Пекинской Академии танца, вице-президент Балетного комитета Китайской ассоциации народного танца, хореограф ,педагог Сяо Сухуа.

В фестивале приняла участие Дильноза Мирзаева. Она исполнила "Памирский танец" из балета "Сухайл и Мехри" в постановке народного артиста Узбекистана Исахара Акилова.

В феврале 2020 года Достон Тургунов представлял хореографическое искусство Узбекистана на международном конкурсе артистов балета "International Dance Festival TANZOLYMP" в Берлине. Более 1000 лучших танцоров из разных стран мира состязались за право называться сильнейшими, поскольку этот ежегодный конкурс считается одним из самых престижных в мире хореографии. Исполнив вариации из балетов "Корсар" и "Эсмеральда", Достон Тургунов занял третье место в номинации "классический танец".

На Международном фестивале в Уфе, посвященном памяти выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева, Дильноза Мирзаева покорила публику блистательным исполнением узбекского танца.

Узбекский танец приобретает всё большую популярность в разных странах мира. В частности, в России, странах Центральной Азии, а также в Германии, Канаде, США, Южной Корее и других странах успешно действуют студии узбекского танца, благодаря которым зарубежные поклонники и ценители национального искусства имеют возможность овладеть его навыками и расширить свои познания о его истории и традициях.

В свою очередь, большой интерес у учащихся Академии вызвали творческие встречи и «мастер-классы» с ведущими мастерами российского балета - народным артистом России Андрисом Лиепа и заслуженным артистом России Азарием Плисецким.

Одним из ярких творческих событий 2019 года стало сотрудничество с балетмейстером из Торонто, профессором Йоркского университета Сашаром Зарифом, проявившим большой интерес к хорезмскому танцу.

Танец «Лазги» является одним из древних и неповторимых образцов самобытной танцевальной культуры Хорезма. В 2019 году хорезмский танец "Лазги" включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Канадский балетмейстер азербайджанского происхождения Сашар Зариф является одним из ведущих мастеров современной хореографии. Более 25 лет он занимается изучением и сценическим воплощением народных танцев Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока и Северной Америки. Он гастролировал, преподавал и руководил постановками танцевальных спектаклей и программ более чем в 40 странах мира. В Узбекистане Сашар Зариф работал над воплощением нового творческого проекта под названием «Lazgi -Transformation».

Для того, чтобы глубже познать самобытную школу традиционного хорезмского танца, постичь его приёмы художественно-образной выразительности, овладеть техникой и мастерством исполнения, балетмейстер часто приезжает в Хиву. Здесь он изучает репертуар местных профессиональных и фольклорно-этнографических ансамблей, продолжающих древние традиции хорезмского танца, берет уроки у известного балетмейстера, Народной артистки Узбекистана Гавхар Матякубовой. Кроме того, начиная с 2011 года, Сашар Зариф участвует в Международном фестивале «Ра;с сехри» ("Волшебство танца"), который ежегодно проводится в Хиве.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне презентации проекта «Lazgi - Transformation», балетмейстер Сашар Зариф рассказал о своём методе постановочной работы над хореографической композицией. «Метод, который преподаю, я называю «moving in memories». Я мобилизую свои воспоминания, чтобы они не стали архаичными; все время пересматриваю, воплощаю их в движениях. Я создал этот артистический метод и верю, что представление должно быть на основе опыта. Я на сцене должен экспериментировать, и люди становятся свидетелями получения этого самого опыта. Это намного круче, нежели я буду стоять и что-то пытаться им рассказать».

Наряду со студентами Академии, в проекте были задействованы молодые и взрослые носители самобытного национального искусства - исполнители на народных инструментах, вокалисты, танцоры, актёры, чьё творчество пропитано духом древнего «Лазги».

«Lazgi - Transformation» - это совершенно новый танцевальный проект в формате этно-модерн, выражающий концепцию современного театра танца. В рамках проекта были проведены двухнедельные интенсивные мастер-классы и трехнедельная работа над постановкой современного пластически-визуального перформанса, в котором органически сочетаются музыка, танец, пантомима,

слово, вокал, драматическое действие. Презентация проекта была успешно проведена в творческих вузах Ташкента, а также в Ургенче и Хиве и вызвала большой интерес у ценителей танцевального искусства.

Приведённые выше примеры свидетельствуют о тех положительных изменениях, которые происходят в настоящее время в системе хореографического образования, в приобщении будущих хореографов -педагогов, балетмейстеров - постановщиков и руководителей танцевальных коллективов к лучшим образцам узбекского и мирового хореограического искусства.

Использованная литература

1. Кадыров М.Х. Труды по истории зрелищных искусств Узбекистана. В 3-х томах. - Ташкент: Фан, 2013.

2. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. - Москва: Наука, 1948. - 460 с

3. Перспективы культурного сотрудничества народов Центральной Азии. Сборник статей. - Ташкент: ГАХУз, 2020.

4. Актуальные вопросы хореографического образования и балетного искусства. Сборник статей. - Москва: МГАХ, 2019.

5. Актуальные вопросы развития оперного и балетного развития Узбекистана. Сборник статей. - Ташкент: Маданият, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.