Научная статья на тему 'УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ЛАЗГИ» ЕГО ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В XXI ВЕКЕ'

УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ЛАЗГИ» ЕГО ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
394
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
традиция / танец / образ / композиция / ансамбль / хореография

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айдин Ибадуллаевна Ешимбетова

В статье рассматриваются древние истоки хорезмского танца «Лазги», его художественные особенности и интерес к нему зарубежных балетмейстеров на примере реализации международных проектов «Лазги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ЛАЗГИ» ЕГО ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В XXI ВЕКЕ»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 3 Issue 3 / September 2022

УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ЛАЗГИ» ЕГО ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Айдин Ибадуллаевна Ешимбетова Aydin.yeshim@gmail.com Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: В статье рассматриваются древние истоки хорезмского танца «Лазги», его художественные особенности и интерес к нему зарубежных балетмейстеров на примере реализации международных проектов «Лазги».

Ключевые слова: традиция, танец, образ, композиция, ансамбль, хореография

UZBEK FOLK DACE "LAZGI" TRADITIONS, PERSPECTIVES AND NEW INTERPRETATIONS IN THE 21 ST CENTURY

Aydin Yeshimbetova Aydin.yeshim@gmail.com State Academy of Choreography of Uzbekistan

Abstract: The article examines the ancient origins of the Khorezm dance «Lazgi», its artistic features and the interest of foreign choreographers in it on the example of the implementation of the international project «Lazgi».

Keywords: tradition, dance, image, composition, ensemble, choreography

Включение хорезмского танца «Лазги» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, стал одним из величайших событий танцевального искусства Республики Узбекистан.

Это событие произошло на 14-й сессии в Боготе (Колумбия) - 12 декабря 2019 года. На заседании Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была презентована данная номинация. А так же было обращено особое внимание на то, что Узбекистан, как страна с богатой историей и бесценным культурным наследием, может предложить еще многие уникальные элементы нематериального культурного наследия узбекского народа. Этим решением ЮНЕСКО обязалось принять необходимые меры по сохранению, и популяризации хорезмского танца наряду с другими элементами узбекской нематериальной культуры, которые ранее были включены в Репрезентативный список - это «Шашмаком» и «Культурное

пространство Байсунского района» (2008), «Катта ашула» (2009), «Аския» (2014), «Культуры и традиции плова» и «Навруз» (2016).

Являясь неповторимым, самобытным и одним из древнейших танцев в мире, танец «Лазги» свидетельствует о сохранившемся до наших дней произведением танцевального искусства. О древнем происхождении хорезмского танца свидетельствуют сохранившиеся до наших дней произведения изобразительного искусства, письменные источники, образцы устного народного творчества. В связи с этим интересны слова древнегреческого автора Геродота о живших в Хорезме племенах массагетов: «Живущие на береге Аракса (Амударьи) массагеты вечером зажигают костер, пьянеют от запаха растений, танцуют возле огня пока он не потухнет». 1

Рисунки изображающие танцующих людей, напоминают «Лазги», их можно найти в археологическом памятнике Топрак-кала - который так же является выдающимся памятником культуры Древнего Хорезма I-VI вв. н.э.

Топрак-кала- «Священный дворец» хорезмских шахиншахов донес до нас через многие века свидетельства развитого древнего танцевального искусства. «Зал танцующих масок», является главным святилищем этого сооружения. Шестнадцать барельефных панно со скульптурами пляшущих женщин и мужчин в масках являются украшением этого монументального сооружения.

В своей работе «По следам древнехорезмийской цивилизации», выдающийся историк и археолог, академик С.П.Толстов описывает изображения в «Зале танцующих масок». В этой работе изданном в Москве в 1948 году, подробно описывает немалое число изображений танцоров и танцовщиц древнего и средневекового Хорезма. На стенах этого когда-то, величественного помещения замерли навечно изображения замаскированных танцоров. Все это восхищать уже потому, что оставили последующим поколениям память о танце. Об ярчайшем искусстве, красочном и на редкость поэтичном, высокое развитие которого непременно предполагает общую высокую духовную культуру народа.

Одна из известных легенд повествует о том, что бог создав тело человека, затруднялся вдохнуть в него жизнь - душу. Душа не хотела входить в темное и тесное пространство тела. Но душа услышав красивую и неотразимую музыку с ее энергичными ритмами, начала проникать в тело наполнив его жизненной энергией. Поэтому танец начинается всегда с неподвижной красивой позы.

«Лазги» - не просто танец, а система выразительных телодвижений, из которых создаются особенная выразительная координация, пластика, различные по тематике и манере исполнения. «Лазги» стал символом танцевального искусства Хорезма. Для этого танца характерны движения на

1 Геродот. История. - СПб, Мир истории, 1999, стр 201.

LM^^BI 2

полусогнутых ногах, мелкие потрясывания плечами и руками, со звенящими колокольчиками, закреплёнными на них. В начале танца звучит медленный запев. Танцовщица выходит в размеренном темпе, исполняет движения руками, украшенными зангами (браслет с колоколчиками). И неожиданно замирает в статичной, характерной для хорезмского танца позе, приковывая к себе внимание зрителей. И на окончание музыкальной фразы поза начинает как бы рассыпаться, и в конце заключительным аккордом звучит хорезмский «ключ» (определенная комбинация движений), и танцовщица замирает в другой позе. С каждым новым звучанием музыкальной фразы темп танца убыстряется и каждый раз заканчивается танцевальным «ключом».

Движения исполнителя танца поражает огромным количеством инвариантных движений, выглядит легко и без особого напряжения и кажется, что исполнительница на глазах у зрителей сочиняет свой хореографический образ.

Искусными подражателями птиц и животных были древние танцоры. В танце они имитировали характерные движения и издавали звуки.

Масхарабозлик - один из видов узбекского зрелищного искусства. Этот вид искусства является представлением актера в маске. Демонстрацией буффонады, подражательства и шутовства. Это искусство берет свое начало из ритуальных плясок древних охотников. Лязги маскарабоз и в настоящее время пользуется популярностью и традиционно исполняется мужчинами. Маскарабозы в прошлом и настоящем развлекают толпы людей на базарах и площадях. На головах мужчин танцоров традиционные шапки хорезмского стиля «чугурма». Хорезмский танец так же исполняется с атрибутом «кайрок» и искусно владеют им в танце и мужчины и женщины. Это инструмент типа испанских кастаньет, но в отличии от них, он состоит из частей - тонкого бруска металла и отполированного камня. Инструмент создает прекрасное дополнение и ритмический аккомпанемент для танцора. Кайраки поддерживают яркую ритмическую структуру танца и имитируют звуки окружающей природы, например трель поющих птиц.

Необходимо отметить, что хорезмская школа танца, так же, как и ферганская и бухарская школы, привлекают к себе внимание балетмейстеров и хореографов во многих странах мира. В ряде городов Европы, Азии и Америки успешно действуют школы и студии узбекского танца, где все желающие имеют возможность овладеть образцами самобытного узбекского танца, в том числе и хорезмского. В качестве примера можно привести плодотворное сотрудничество Государственной академии хореографии Узбекистана с балетмейстером из Торонто, профессором Йоркского университета Сашаром Зарифом, проявившим большой интерес к хорезмскому танцу.

Канадский балетмейстер азербайджанского происхождения Сашар Зариф является одним из ведущих мастеров современной хореографии. Более 25 лет он занимается изучением и сценическим воплощением народных танцев Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока и Северной Америки. Он гастролировал, преподавал и руководил постановками танцевальных спектаклей и программ более чем в 40 странах мира. В Узбекистане Сашар Зариф работал над воплощением нового творческого проекта под названием «Lazgi - Transformation».

Для того, чтобы глубже познать самобытную школу традиционного хорезмского танца, постичь его приёмы художественно-образной выразительности, овладеть техникой и мастерством исполнения, балетмейстер часто приезжает в Хиву. Здесь он изучает репертуар местных профессиональных и фольклорно-этнографических ансамблей, продолжающими древние традиции хорезмского танца, берет уроки у известного балетмейстера, Народной артистки Узбекистана Гавхар Матякубовой. Кроме того, начиная с 2011 года, Сашар Зариф участвует в Международном фестивале «Ра;с сехри» («Волшебство танца»), который ежегодно проводится в Узбекистане.

На одной из пресс-конференций, состоявшейся накануне презентации проекта «Lazgi - Transformation», балетмейстер Сашар Зариф рассказал о своём методе постановочной работы над хореографической композицией. «Метод, который преподаю, я называю «moving in memories». Я мобилизую свои воспоминания, чтобы они не стали архаичными; все время пересматриваю, воплощаю их в движениях. Я создал этот артистический метод и верю, что представление должно быть на основе опыта. Я на сцене должен экспериментировать, и люди становятся свидетелями получения этого самого опыта. Это намного круче, нежели я буду стоять и что-то пытаться им рассказать».

Наряду со студентами Государственной академии хореографии Узбекистана, в проекте были задействованы молодые и взрослые носители самобытного национального искусства - исполнители на народных инструментах, вокалисты, танцоры, актёры, чьё творчество пропитано духом древнего «Лазги».

«Lazgi - Transformation» - это совершенно новый танцевальный проект в формате этно-модерн, выражающий концепцию современного театра танца. В рамках проекта проведены двухнедельные интенсивные мастер-классы и трехнедельная работа над постановкой современного пластически-визуального перформанса, в котором органически сочетаются музыка, танец, пантомима, слово, вокал, драматическое действие. Презентация проекта была успешно

проведена в творческих вузах Ташкента, а также в Ургенче и Хиве и вызвала большой интерес у ценителей танцевального искусства.

История «Лазги» окутанная легендами и мифами, привлекла к себе внимание главного хореографа Берлинской национальной оперы Рауля Раймондо Ребек. Пятого сентября 2021 года состоялась премьра одноименного балета на сцене ГАБТ имени А.Навои. Спектакль имел большой успех и вызвал большой интерес. В этот праздничный вечер публика смогла посмотреть спектакль на большом экране перед центральным входом в большой театр имени А.Навои в режиме онлайн.

Рауль Раймондо Ребек имеет большой опыт работы со многими известными хореографами, танцевал в постановках Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Стефана Тосса, Иржи Килиана. В этом списке стоит выделить и имя великого Рудольфа Нуреева. С 2012 года Ребек является штатным хореографом Дортмундского балета, а с 2014-го возглавляет NRW Juniorballet Dortmund. Опыт и нестандартный взгляд на хореографию сделали Ребекка первым кандидатом на роль главного хореографа постановки спектакля «Лязги»

Балетмейстер, восхищённый древним жизнеутверждающим хорезмским танцем, не только полностью его вписал в драматургию спектакля под аккомпанемент «живого» ансамбля народных инструментов, профессионально исполнявшего мелодию и песню на узбекском языке, но почти в каждом хореографическом номере сохранил элементы этого выразительного народного танца. На сегодняшний день, по мнению народной артистки Узбекистана Гавхар Матъякубовой, существует девять видов «Лазги» - «Масхарабоз», «Кайрок», «Сурнай», «Дутар», «Сарой-базм», «Гармонь», «Чангак», «Чанак» и «Хива».

Классический «Лазги» в спектакле исполнила солистка ансамбля народного танца Дильноза Артыкова. «Лазги» начинается постепенно: артистка в ярком национальном костюме начинает танец в медленном ритме, замерев в позе и подняв руку вверх (в «ключе») - всей душой направлясь к Солнцу - затем начинает последовательно приводить в движение пальцы и кисти, затем руки, плечи, шею, корпус и ноги, приводя всё тело в движение, сопровождающееся мелкой дрожью (по-узбекски «титратма»), с комбинацией поворотов, наклонов, мелких проходов, приседаний, подскоков и специфических движений шеи («ястребиная шея» или кийгир буйин), корпуса (гавда тебраниши и гавда иргитиш), плеч (елка кокиш), подбородка (ияк харакати). Ритм танца постепенно ускоряется, наполняя его всё большим жаром и энергией. Исполнительница завершает танец с почти экстатическим чувством чистой радости и счастья, вызывая бурю восторга в публике.

Зрители вместе с танцовщицей, словно после сна заново возрождаются к новой счастливой жизни. Неудивительно, что этот энергичный и зажигательный танец помогал древним хорезмийцам выживать в условиях холодных суровых зим и бесконечных междоусобных войн.

Таким образом, реализация международных проектов «Лазги» свидетельствует не только об интересе зарубежных балетмейстеров к узбекскому танцу, но и о многообраззии и самобытности национальной танцевальной культуры, дающей возможность для ее сценической интерпретации на балетной сцене. Хоремский и все другие стили узбекского танца - это олицетворение узбекского народа. Сложность грации, мимка, выразительность, яркий темперамент делают узбекский танец уникальным, не похожим на другие.

Использованная литература

1. Каримова Р. «Хорезмский танец» - Изд. Литературы и искусства им. Г.Гуляма, Т.: 1975.

2. Авдеева Л. «Узбекистон ракс санъати» Изд. Бадиий адабиёт, Т.: 1960

3. Геродот. История. - Спб.: Мир истории, 1999.

4. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.: 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.