Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
517
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASSEMBLY OF PEOPLE OF KAZAKHSTAN / NATIONAL DANCE / FOLKLORE / TEACHER / CHOREOGRAPHER / DANCING ENSEMBLE / DANCE SYNCRETISM / DANCING TRADITIONS / ETHNOS / MUSICAL AND DANCING HERITAGE / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ФОЛЬКЛОР / ПЕДАГОГ / ХОРЕОГРАФ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / СИНКРЕТИЗМ ТАНЦА / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОС / МУЗЫКАЛЬНОЕ И ТАНЦЕВАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кензикеев Руслан Владимирович, Саитова Гульнара Юсуповна

В статье даны исторические сведения после приобретения Независимости Республики Казахстан. Инновации внесенные Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, касающихся вопросов национальных этнокультурных центров, национальных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF KAZAKHSTAN CHOREOGRAPHIC ART

The article includes the historical information after the time of acquisition of independence by the Republic of Kazakhstan, the innovations concerning issues of the national ethnocultural centers, national theaters brought by the First President of the Republic of Kazakhstan - Nursultan Nazarbayev.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ruslan Kenzikeyev

Ph.D. candidate of the Kazakh National Academy of Arts named after T. Zhurgenov

Gulnara Saitova Ph.D. in Art history, professor of the Kazakh National Academy of Choreography

CURRENT STATE OF KAZAKHSTAN CHOREOGRAPHIC ART

Summary:

The article includes the historical information after the time of acquisition of independence by the Republic of Kazakhstan, the innovations concerning issues of the national ethnocultural centers, national theaters brought by the First President of the Republic of Kazakhstan - Nursultan Nazarbayev. Keywords:

Assembly of People of Kazakhstan, national dance, folklore, teacher, choreographer, dancing ensemble, dance syncretism, dancing traditions, ethnos, musical and dancing heritage.

Кензикеев Руслан Владимирович

докторант Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Саитова Гульнара Юсуповна

кандидат искусствоведения, профессор Казахской Национальной Академии Хореографии

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

КАЗАХСТАНА

Резюме: В статье даны исторические сведения после приобретения Независимости Республики Казахстан. Инновации внесенные Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, касающихся вопросов национальных этнокультурных центров, национальных театров. Ключевые слова: Ассамблея народа Казахстана, народный танец, фольклор, педагог, хореограф, танцевальный ансамбль, синкретизм танца, танцевальные традиции, этнос, музыкальное и танцевальное наследие.

Введение. В связи с нарастающей глобализацией жизни людей в многонациональном Казахстане, усиливается изучение народного искусства, фольклора и ряда существенных черт традиционной культуры, в том числе танцевальной культуры как казахского народа, так и других народов, проживающих в Республике. Развивая свою культуру, этносы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира.

С возрастающей ролью этнокультурных и межэтнических взаимодействий, детальное изучение каждой из танцевальных культур актуально и поэтому, обусловлено необходимостью научного анализа данных этнических процессов: историческое наследие, национальные обряды, обычаи, традиции. К тому же, формирование этнических ценностей в значительной степени влияют на ориентацию и сложение идеологии в Казахстане.

Поэтому в начале 1990-х годов, Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абише-вич Назарбаев, высказал идею о объединение всех национальных культурных центров в единую организацию - «Ассамблея народа Казахстана», во всех областях республики были созданы малые ассамблеи. Историческим моментом явилась первая

сессия Ассамблеи, состоявшаяся 24 марта 1995 году в Алматы. В ее состав вошли представители 40 национальных культурных центров. «Ассамблея принимает самое деятельное участие в совершенствовании национальной политики. ... Ассамблея объединяет этнокультурные организации, их руководители входят АНК, а также малых ассамблей. В 2008 году был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире» [1].

Выступая перед делегатами на IV сессии «Ассамблеи народов Казахстана», Глава Государства Н.А. Назарбаев отметил: «Значительная часть истории Казахстана - это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его народов, проникающего буквально во все сферы - язык, поведенческие стереотипы, мировоззрение, мента-льность» и подчеркнул, что «межнациональное согласие основано на принципах единства и мирного сосуществования народов проживающих на территории нашей страны» [2].

Учитывая, что на территории Независимого Казахстана достойно проживают более 150 национальностей, Н.А. Назарбаев в своей «Стратегической программе 2050» провозгласил о необходимости активизации процесса изучения, сохранения и

развития различных аспектов каждого народа Республики [2].

Уделяя большое внимание «Ассамблее народа Казахстана», Н.А. Назарбаев подчеркивает о сохранение и изучение богатого культурного наследия каждого народа нашей Республики. И не случайно, по поручению Главы государства, в столице Республике Астане построен Дворец мира и согласия, где проводятся ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия, оканчивающие большой концертной программой.

В концерте представляют самобытные произведения творчества народов Казахстана, где на уровне с профессиональными коллективами принимают участие различные народные и самодеятельные коллективы. Цель организаторов социально-значимых мероприятий - национальная политика страны, базирующаяся на принципах межнационального и межконфессионального мира и согласия. На сценических подмостках вместе с Государственными танцевальными ансамблями «Салтанат», «Алтынай» и Государственным Театром танца «Наз», «Шалкыма», высокий профессиональный уровень демонстрирует танцевальный ансамбль «Рухсара» Государственного Республиканского Уйгурского театра музыкальной комедии им. Куд-дуса Кужамьярова и танцевальная группа из Государственного Республиканского Корейского театра музыкальной комедии. На праздничных концертах вместе с народными казахскими танцевальными ансамблями «Казына», «Акку», «16 Кыз», «Кок-шетау», «Жорга» и мн. другими выступают «Сток-ротка» Польского культурного центра, «Афродита» Греческого культурного центра, «Вайнах» чечено-ингушского НКЦ, «Парадиз» Павлодарского общественного объединения немцев «Возрождение», «Бахар» Азербайджанского культурного центра «Туран», танцевальные ансамбли татарского, башкирского, узбекского, армянского, турецкого и других этнических центров.

Сегодня государство поддерживает деятельность всех этнических центров. Важным направлением их деятельности - это, прежде всего бережное сохранение народных традиций, обычаев, знакомство с музыкальной, танцевальной культурой своего народа. Поэтому, многие здания оборудованы хореографическими классами, где преподают опытные педагоги и хореографы. Обучаясь национальным танцам, изучая историю, традиции, обычаи как своего, так и других народов - педагоги воспитывают уважение к культурному наследию и межкультурному общению.

Ежегодно, при поддержи республиканских, областных, районных акиматов проводятся международные, региональные фестивали, конкурсы-фестивали, среди которых имеют большую популярность «Шабыт», детский конкурс-фестиваль «Бозторгай», Международный конкурс артистов балета (г.Астана). В этом году, по счету III конкурс,

который будет проходить с 11-17 сентября. Конкурс проводится в соответствии с решением попечительного совета частного фонда «Фонд развития и поддержки балета и национального танца» на базе Государственного академического театра оперы и балета «Астана Опера». Арт-директор фестиваля Асель Курманбаева, художественный руководитель «Astana Ballet». Председатель жюри Алтынай Асылмуратова, Художественный руководитель балетной труппы ГТОБ «Астана Опера», народная артистка Российской Федерации.

Всенародным стали Наурыз мейрами, фестивали корейской, немецкой культур, татаро-башкирский сабантуй. На республиканском уровне проводятся форумы - праздники дунган, курдов и других нардов.

На фестивалях наблюдается два основных процесса: первый - самопознание культур; второй -процесс взаимодействия и взаимовлияния народного искусства.

«Народное искусство и фольклор», по М.С. Кагана - «первобытное искусство», которые сохраняют на ранней стадии синкретическую форму двух взаимосвязанных «комплексов» - «мусиче-ского» и «технического» (пластического), а затем и позднее появившиеся элементы фольклорного творчества, который имеет такие термины, как традиционная хореография, или народная, или аутентичная.

Известно, народный танец синкретичен и по своей сути глубоко интернационален. В нем пересекаются пляска, музыка, игра-танец, вокал. Танцевальный образ раскрывает характер, манеру исполнения, а яркий национальный костюм, различные аксессуары, необычный головной убор подчеркивают и дополняют своеобразное творческое богатство народа.

В Республики бурное развитие получают и другие виды хореографического искусства. По инициативе главы Государства Нурсултана Абишевича Назарбаева в столице Астане были открыты Национальный академический театр оперы и балета «Астана Опера» (2013), Государственный театр «Astana Ballet» (2013) [3], а для подготовки профессиональных кадров в хореографическом искусстве, в сентябре этого года, открылась Казахская национальная академия хореографии (2016).

Национальный академический театр оперы и балета «Астана Опера» -это третий по величине оперный театр в мире. «Уникальная сцена, позволяет менять и устанавливать декорации для постановок с тремя актами. Под сценой на глубине тринадцати метров размещен нижний уровень - зал с автоматической системой управления. Оркестровая яма рассчитана на сто двадцать музыкантов. Зрительный зал выложен деревянными и латунными панелями, что обеспечивает отличную акустику. Подобная технология отделки применена и в репетиционных залах, их в театре двадцать шесть, а гримерных комнат более шестидесяти» [4].

Театр открылся оперой «Atilla» Верди (премьера состоялась 21 октября 2013 г.). Продолжая лучшие традиции творческого содружества с ведущими деятелями искусств мира, для постановки оперы руководство театра приглашает всемирно известных Пьера Луиджи Пицци (режиссер-постановщик), дирижера Валерий Гергиева из Мариинского театра. 24 октября состоялся грандиозный Гала-концерт «Рождение театра», с участием прославленных оперных и балетных мастеров Казахстана, популярных оркестров народных инструментов и танцевальных ансамблей, зарубежных и отечественных звезд эстрады.

В ноябре 2013 года - премьера балета Б.Эйфмана «Роден». Над подготовкой артистов работали приглашенные педагоги из Санкт-Петербурга Ольга Толмакова и Олег Парадник.

На базе оперных театров страны выходят в свет новые постановки, приглашаются именитые хореографы. Например, мэтр балетного искусства, народный артист СССР Юрий Григорович осуществил постановки в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая в городе Ал-маты. Он подарил алматинцам свои балеты «Легенда о любви» А.Меликова и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. В молодом театре «Астана Опера», только за первый сезон Ю. Григоровичем были осуществлены постановки балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.Чайковского и «Спартак» А.Хачатуряна. Выдающийся французский хореограф Шарль Жюд подготовил бессмертный балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Растет и радует международная популярность молодого женского хореографического коллектива «Astana Ballet». Руководитель проекта Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, поддерживая инициативу Главы государства Н.А. Назарбаева, говоря о задачах театра, во главу угла ставит - создание репертуара, соответствующего мировым балетным стандартам, но с особенностями национального колорита. Это поиск и создание репертуара новых танцев, одноактных балетов. Это - театр, умело сочетающий в своем репертуаре черты классического балета и современных танцев разных народов мира.

За небольшой отрезок времени (с 1 июля 2013 по настоящее время) коллектив «Astana Ballet» успел создать багаж оригинальных постановок, которые каждый раз радует публику. Среди них «Gaia» - хореограф-постановщик бельгийский балетмейстер Рикардо Амаранте; «Туманы времени» хореограф-постановщик, сценограф, художник по костюмам Исян Чжан (КНР); «Клеопатра» - балетмейстеры Николай Маркелов и Ксения Иванова; «Язык любви». Восхождение к Абаю, «Кармен», Мукаррам Авахри. Несмотря на свою молодость театр обладатель Премии EllE Style AWARDS.

Художественный руководитель Асель Кур-манбаева, стоявшая у истоков создания, Художественный руководитель А.Т. Алишева (2012-2014

гг.), главный балетмейстер А.А. Тати, режиссер-хореограф М.С. Авахри делают большой уклон в сторону синтеза казахского национального танца (танцевальной лексики) с современной хореографией, отвечающий современным тенденциям мирового искусства и отличающейся яркой национальной самобытностью.

Удачный синтез народного с классическим танцем и лексикой современной хореографии - одноактный балет «Алем». Это - балет философия, мысль о создании и сотворении мира всей тюркоя-зычной общности. Автор либретто Бахыт Кайырбе-ков - поэт, кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель РК, член Союза писателей, член Союза кинематографистов Казахстана. В основе сюжета лежит история рождения красоты и мира, обретения душой тела, ее испытания, искушения, отягощаемая разными сторонами света и тьмы В итоге она идет к восходу солнца, символизируя собой рождения нового человека. Приглашенные из России балетмейстер Никита Дмитриевский, в тесном сотрудничестве с композиторами Булатом Гафаровым и Армандом, сценографом Леонидом Басином, художником по костюмам Ася Соловьевой, худож-ник-орнаменталистом Светланой Ивановой - решили, одну из главных задач - рассказать публике языком выразительной пластики о сотворении мироздания. Световая гармония и проекция 3D Mapping, обогатили балет новыми приемами, помогли раскрыть и дополнить идею балетного спектакля, переступить грань реальности, войдя в мир фантазии. А использование ударного инструмента (дангыра, дойра, дап) в современных ритмических рисунках, как бы открывал завесу тайн фольклорной самобытности тюрков. В балете используется и символика «Древо жизни», которое дает начало новой жизни.

Здесь уместно вспомнить слова кандидата искусствоведения, профессора, балетоведа Юрия Слонимского, писавшей, что «содружество балета с фольклором было и остается насущно необходимым. Начиная с первых шагов балета, фольклор всегда являлся одним из могущественных строителей системы театрального танца: об этом, в частности, говорят даже названия некоторых балетных па, фольклор питал своими соками театральный танец, непрестанно обновлял и обогащал его» [5, с. 222].

Сценические танцы, основанные на фольклоре, входят в репертуар спектаклей и концертных программ Государственного Республиканского Уйгурского театра музыкальной комедии им. К. Кужа-мьярова и Государственного Республиканского Корейского театра музыкальной комедии города Алматы. Обратим внимание, что в Казахстане 5 национальных театров. Кроме Уйгурского, Корейского существуют русский Государственный академический театр им М. Лермонтова, Немецкий, Узбекский областной в Таразе. Все театры вносят вклад в развитие многонациональной культуры Казахстана, занимая достойное место среди лучших

творческих коллективов республики, которые позволяют сохранять и развивать национальную культуру.

Уйгурский театр вырос на основе самодеятельного кружка «Синеблузников», и в 1934 году стал самостоятельным профессиональным театром. Сегодня, Уйгурский театр - это единственный профессиональный театр в мире, театр синтетический. В нем функционируют драматическая труппа, фольклорный ансамбль «Нава», танцевальный ансамбль «Рухсара», а также эстрадно-молодежные ансамбли «Яшлик» и «Сада». Уйгурский театр - это отдельная тема, поэтому не останавливаясь подробно, хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые значимые факты. Во-первых, спектакли идут на родном языке. Во-вторых, музыкальные танцевальные традиции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколения, знакомя молодого зрителя с литературным языком, обычаями, образцами музыкального и танцевального наследия. Это народные песни, дастаны, отрывки из 12 мукамов, различные танцевальные стили. Артисты театра знакомят зрителей не только Казахстана, но и за рубежом. Им с большой теплотой принимали зрители Индии, Пакистана, Португалии, Египта, Турции, Китая, Финляндии, Англии, Америки. С 1991 года, почти ежегодно проходят взаимные гастроли театра и уйгурских артистов СУАР КНР.

Значимым событием в жизни театра было присутствие Президента Республики Н.А. Назарбаева на торжественной презентации нового здания театра, состоявшегося в 2002 году. В своем приветствии Президент подчеркнул, что «У нас в Казахстане созданы все условия для сохранения и развития уйгурской культуры, являющейся неотъемлемой частью многообразной культуры Республики. Большая роль в этом принадлежит Государственному Уйгурскому театру, где многие годы трудятся замечательная плеяда мастеров сцены. Значимый вклад в эту работу вносят и общественные объединения, такие, как Республиканский уйгурский культурный центр Казахстана».

Развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, Государственный Корейский театр музыкальной комедии не только сохраняет национальный колорит, самобытность и язык, но и является неотъемлемой частью многонациональной республики, обогащая культуру корейцев, проживающих в полиэтническом окружении. В театре сосредоточены профессиональные силы, представляющие основные жанры корейского национального искусства: драматическая труппа, фольклорно-этнографическая группа «Самуль-нори», балет традиционного корейского танца и солисты-вокалисты.

Известно, история становления корейского театра в Казахстане связана с депортацией корейцев, проживавших в России на Дальнем Востоке. Придерживаясь национальных обычаев, традиций, нра-

вов, они сохраняли и фольклорное искусство, которое стало развиваться в различных самодеятельных кружках Приморского края Российской Федерации.

Первый национальный корейский театр в мире, зародился в Приморском крае Дальнего Востока в 1932 году. Изучая страницы истории Корейского театра, в связи с депортацией с Дальнего Востока (1937 г.) и многочисленными переездами корейцев внутри Казахстана, можно выделить 4 основных этапа.

Корейский театр, корейский сценический танец в современных условиях и сложившихся во всем мире тенденциях к глобализации не стоит обособленно в стороне, а напротив, устойчиво и планомерно интегрирует в межкультурное пространство. Благодаря государственной политике Казахстана, направленной на позитивное взаимодействие с зарубежными странами, были установлены контакты с исторической родиной артистов Корейского театра. Повышение квалификации, стажировки отечественных хореографов в КНДР, Республику Корея и наоборот, приезд корейских балетмейстеров в Казахстан, проведение ими мастер-классов и подготовка танцевальных номеров, в целом творческий взаимообмен подвиг к совершенствованию режиссерского и исполнительского мастерства, использованию инновационных подходов и методов при постановке, послужил определенным толчком в развитии корейского сценического танца.

Большим событием для театра явились гастроли в Россию. По специальному приглашению Генерального консульства Республики Корея в Санкт-Петербурге и при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан артисты корейского театра приняли участие в мероприятиях Дней Кореи в России в 2014 году

Поддерживая процесс культурного взаимодействия и взаимообогащения на сцене Корейского театра ставятся спектакли и на казахском материале. Результатом успехов 83-его театрального сезона (2014-2015) являются три новые пьесы «Самая большая выгода», «Любовь женщины», «Генерал Ко Сон Ди».

Знаменательными событиями 83-го театрального сезона стало и участие артистов танцевальной группы, ансамбля «Самульнори» на концерте, посвященном XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, а также гастроли в Республику Корея и Россию. Так, 26 сентября 2014 года в Волгограде на сцене Царицынской оперы артисты показали театрализованное представление «Связанные одной судьбой», посвященное 150-летию переселения корейцев в Россию. О дружбе народов рассказывает спектакль «Небо голубой шатер», театрализованное представление «Памяти павших будьте достойны», посвященное Дню Победы 9 мая, традиционные корейские песни и танцы представлены в «Рожденном ветре мелодии».

84-й театральный сезон открылся премьерным спектаклем «Легко ли быть королевой» (Цой Ен Гын) в постановке режиссера из Республики Корея

Кан Те Сика, хореограф-постановщик Н.Ким, рассказывающим историю о том, кем мы можем быть, как можно добиться поставленных целей, как ценить самое ценное - любовь близких людей.

Корейский традиционный танец, бытующий на территории Казахстана, а также Кореи (южной и северной), Дальнего Востока - феномен корейской культуры в значении модели духовного мира и интеграции его в мировую цивилизацию;

- создание инновационных театрализованных представлений в синтезе с музыкой, поэзией, живописью делает уникальным явлением национальной культуры;

- наличие традиционной основы (через сохранение культурного наследия) в современных народных танцах позволило установить преемственность и жизнеспособность танцевального искусства корейского народа, подчеркивая его уникальность и ценность для мировой культуры в целом.

В заключение хотелось бы отметить:

- суверенитет и принципы демократии многонациональной Республики Казахстан потребовали проведения реформ в социально-экономической,

Благодаря глобальной перестройке за годы Независимости страна продемонстрировала миру достижения политики и толерантности всех населяющих Казахстан народов. - Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подает идею об объединение всех национальных культурных центров в единую организацию -«Ассамблея народа Казахстана» (в начале 1990-х); В 2008 году был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире»;

- по инициативе главы Государства Нурсултана Абишевича Назарбаева в столице Астане были открыты Национальный академический театр оперы и балета «Астана Опера» (2013), Государственный театр «Astana Ballet» (2013), а для подготовки профессиональных кадров в хореографическом искусстве, в сентябре этого года, открывается Казахская национальная академия хореографии (2016);

- все традиции отражают жизненный опыт многонационального народа Казахстана, и являются ярким примером художественно-исторической памяти.

политической и культурной жизни нашей страны.

Использованные источники

1. История создания Ассамблеи. Использованы материалы «Ассамблея народа Казахстана»: исторический очерк/ Тугжанов Е.Л., Кан Г.В., Коробков В.С., Шаяхметов Н.У. - Алматы: Раритет, 2010. -304 с. http://rukhanialem.psu.kz/index.php/ru/etnokultura/istoriya-sozdaniya-assamblei 09. 12. 2015 время 20:09

2. Назарбаев Н. А. IV сессия «Ассамблея народов Казахстана». http://apgazeta.kz/2013/04/27/missiya-assamblei-v-xxi-veke/ 6.10.2014.

3. Электронный ресурс: kazakh-tv.kz/ru/view

4. Рыжкина Г. «Астана опера»: третий по величине оперный театр в мире. - Виго 24/7. Культура. Театр. - 13 октября 2013. - Дата и время посещения 28 .07. 2016; 10:30

5. Слонимский Ю. В честь танца. - М.: Искусство, 1968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.