ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ А. А. ТАТИ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ КАЗАХСТАНА
ÜJ
f-
<
МРНТИ 18.49.15
Т. Ж. Молдалим1, Д. Д. Уразымбетов 1
1 Казахская национальная академия искусств им Т. К. Жургенова (г. Алматы, Казахстан)
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ А. А. ТАТИ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ КАЗАХСТАНА
Аннотация
Айгуль Абикеновна Тати - известная казахстанская танцовщица, педагог и хореограф, заслуженная артистка Казахстана, доцент искусствоведения, лауреат национальной театральной премии «Сахнагер» в номинации «Лучший хореограф», балетмейстер-постановщик театра «Astana Ballet». За свою творческую деятельность она осуществила множество хореографических постановок в различных танцевальных коллективах. Сегодня А. А. Тати продолжает неустанные поиски в обогащении и развитии высоких традиций казахского танца, заложенных ее предшественниками, стремясь передать современной молодежи все лучшие достижения национальной хореографии. В статье впервые систематизируются хореографические постановки А. А. Тати в различных хореографических коллективах Казахстана.
Ключевые слова: Айгуль Тати, балетмейстер, хореограф, педагог, хореография, казахский танец, КазНАИ им. Т. К. Жургенова, Astana Ballet.
Введение
Казахский танец является одним из культурных достояний страны. На сегодняшний день он подразделяется на фольклорный, народный, народно-сценический, стилизованный стили. В 1934 году с появлением
профессионального балетного искусства в стране Казахскому Государственному музыкальному театру (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая) была поставлена задача развития национальной культуры. С этого периода
казахским народно-сценическии танец внедряется в репертуар казахстанских театров и концертных организации «изучается в специальных учебных заведениях и широко бытует в коллективах художественного самодеятельного искусства республики» [1].
С 2016 года открыла двери Казахская национальная академия хореографии в столице Нур-Султан, в которой функционирует научно-методическая лаборатория казахского танца. Здесь же проводятся республиканские конкурсы казахского танца и мастер-классы с ведущими специалистами казахского танца с целью сохранения и развития национальной культуры.
Большую роль в сохранении и развитии казахского танца играет творчество Айгуль Абикеновны Тати. Более 40 лет она работает в сфере хореографического искусства и образования. За период своей творческой деятельности она исполнила большое количество хореографических композиций на многочисленных сценах внутри страны и за рубежом, преподавала в Алматинском хореографическом училище им. А. В. Селезнева, Республиканском эстрадно-цирковом колледже им. Ж. Елебекова, Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова, Казахской национальной академии хореографии. А. А. Тати является создателем уникального методического пособия для дисциплины «Теория и методика преподавания казахского танца» [2], которое стало настольной книгой для многих педагогов казахского танца.
Помимо исполнительской и педагогической деятельности А. А. Тати осуществила множество постановок хореографических миниатюр в
различных коллективах и театрах Казахстана, создала танцы в оперных спектаклях НТОБа им. К. Байсеитовой, ГАТОБа им. Абая, ГТОБа «Астана опера». Сегодня она продолжает свою деятельность в качестве балетмейстера и репетитора в столичном театре Astana Ballet.
Изучение творческой деятельности А. А. Тати и в частности ее авторских постановок казахских танцев может оказать вклад в развитие национальной хореографии,а также в образовательный процесс хореографического искусства Казахстана.
Методы
Авторы применяют в настоящей работе аналитический, сопоставительный, описательный методы, а также методы архивно-изыскательной работы и интервьюирования, которые способствовали раскрытию предметного и научного аппарата статьи.
Результаты
В ходе проведённого исследования были выявлены принципы работы А. А. Тати в танцевальных коллективах, раскрыта ее балетмейстерская и репетиторская деятельность в театре Astana Ballet. Как хореограф-постановщик она сотрудничала с танцевальными коллективами страны учащимися АХУ им. А. В. Селезнева, эстрадным ансамблем «Гульдер», ансамблем «Кос алца» при РЭЦК им. Ж. Елебекова, театром танца «ASD» при КазНАИ им. Т. К. Жургенова, театром Astana Ballet, КазНАХ, ансамблем народного танца при государственной филармонии «Шалцыма», создала танцы в оперных спектаклях ГАТОБа им. Абая,
НТОБа им. К. Байсеитовой, ГТОБа «Астана опера», а также с сольными исполнителями.
В существующей научной, методической и специальной литературе практически отсутствуют исследования постановочной деятельности А. А. Тати. Большую помощь оказали авторская разработка А. А. Тати программных требований по дисциплине «Теория и методика преподавания казахского танца» (Алматы, 2009), публикация А. А. Тати («Танец подражания», 2011), ее интервью на различных УоиТиЬе-каналах. В периодике (газетах и журналах) и интернет-изданиях частично освещаются творческие достижения А. А. Тати, созданы репортажи о ее постановках. Помимо этого, авторы обратились к исследованиям В. М. Красовской, Л. П. Сарыновой, Д. Т. Абирова, Г. Н. Бейсеновой, А. В. Палилея, С. В. Буратынской, Ю. А. Кившенко, которые сосредоточены на педагогике хореографии и балетмейстерском искусстве. Все перечисленное стало источниковой базой настоящего исследования.
Дискуссия
С 1976 по 1981 годы А. А. Тати училась в Алма-Алматинском государственном хореографическом училище (сегодня -Алматинское хореографическое училище им. А. В. Селезнева), где ей посчастливилось исполнять танцы выдающихся казахских балетмейстеров Д. Т. Абирова, З. Г. Райбаева, Б. Г. Аюханова. Она много почерпнула знаний о казахском танце от одной из его родоначальниц -Ш. Б. Жиенкуловой, которая оказала значимое влияние на исполнительские, педагогические и балетмейстерские навыки А. А. Тати.
А. А. Тати начала свою балетмейстерскую деятельность в 1997 году, работая преподавателем специальных дисциплин в АХУ им. А. В. Селезнева. Здесь она поставила казахские танцы: «Дайдидау» (1999), «К,ыз цайьщ» (2000), «Аццу» (2000) и другие. В этих хореографических постановках помимо синхронности исполнения требуется и присущая казахскому танцу слитная пластичность исполнения каждого танцевального элемента, активная работа верхней части корпуса. Одна из учениц выпускного курса, на который ставился танец «Дайдидау», Асель Кусаинова вспоминает: «Этот номер полюбили все: и мы - исполнители, и педагоги, и зрители» [3].
Балетмейстерская деятельность А. А. Тати продолжилась в Государственном эстрадно-молодежном ансамбле «Гульдер». Хореографическая направленность коллектива отличалась от других существующих танцевальных ансамблей и требовала особого подхода к постановке танцев. В этом направлении впервые начали работать Дэйля Бакиевна Киякова, Гульжихан Галиевна Галиева. Тогда были первые осуществлены первые попытки направить национальный танец в так называемое «эстрадное» русло. Их путь продолжила А. А. Тати, осуществив постановку ряда хореографических миниатюр: «Сылцылдак;» на музыку Таттимбета, «Куыршацтар» на музыку А. Бесеуова «Муцайма», «Арулар шеруь> на музыку А. Кунанбаева «Желаз тYнде жары; ай», на народную музыку «Япырай», <^р бала».
А. А. Тати перед постановкой тщательно обдумывала свои хореографические задумки, понимая, что это не должен быть традиционный
казахский танец, состоящий из одних фольклорных движений. Она находилась в поиске новой танцевальной пластики, которая должна быть в контексте национального танца. Результатом кропотливого труда и творческий исканий стала новая хореографическая постановка в «Сылцылдак;», поставленная для 35-летнего юбилея ансамбля «Гульдер» в 2003 году. В этом танце хореограф совместила фольклорный жанр со стилизованным. В 2009 году в честь 40-летия коллектива «Гульдер» она осуществила постановку новых танцев: «Куыршацтар» и «Арулар шерук Про создание танцевальной композиции «Куыршацтар» автор постановки рассказывает: «Это не должен был быть просто танец, а танец с "изюминкой"» [4]. Эту «изюминку» пытались найти и в танцевальных костюмах, которые были пошиты по созданному ею эскизу и представляли из себя короткое расклешенное платье с несколькими слоями материала на подоле, миниатюрное, невысокое "сэукеле" с зауженным концом. В результате был создан современный, стилизованный костюм, детали которого характеризовали кукол. Одна из артисток танцевального ансамбля Тахмина Валиева вспоминает: «Танцы Айгуль Абикеновны, ее построения рисунков -это что-то невероятное. Для меня они были какими-то математическими задачами, а не простыми передвижениями по сценической площадке. Двенадцать девушек исполняли танец "Куклы" в разноцветных сценических костюмах. На репетициях с Айгуль Абикеновной ни разу такого не было, чтобы в одном месте нечаянно оказались два одинакового цвета платья. У нее всегда все просчитано» [5].
Педагог Государственного эстрадно-молодежного ансамбля «Гульдер» Раушан Жораевна Бекжанова рассказывает про совместное творчество с А. А. Тати так: «С большим профессионалом работать всегда интересно и честь для любого коллектива. Я всегда считала и считаю её лучшим в стране постановщиком казахского танца. Запомнился её ответственный подход к работе, начиная от обсуждения постановки танца до пошива костюмов. Она, прежде всего, учитывала хореографическую направленность ансамбля, сохраняла стилистику, присущую именно для ансамбля "Гульдер". Танцы в её постановке всегда отличались красотой и разнообразием рисунка, движений, особенно движений рук, плавностью, выразительностью, красивой лексикой» [6].
Работа в новом стилевом направлении казахской хореографии вызывала у А. А. Тати «необходимость поиска свежих тем и идей, драматургического построения, образного решения танцевальных композиций» [7, с. 55]. Она рассказывает про постановочный процесс так: «Любовь к танцу, наша музыка [курсив Д. У.] повела за собой на творчество. Я не хотела оставаться в том формате режиссерских приемов, в котором ставили до нас. Ведь до нас был определенный стиль постановок. Мне хотелось выйти за рамки традиционного казахского танца, создать что-то новое, копнуть глубже, поискать новые формы, как-то раскрыть нашу казахскую индивидуальность, колорит, степь, тонкость казахской девушки, ее душевность, ее любовь» [4].
С 2000 по 2012 годы А. А. Тати преподавала в Казахской национальной
академии искусств им. Т. К. Жургенова, где с 2007 по 2009 годы заведовала кафедрой педагогики хореографии. Она вела дисциплины «Теория и методика преподавания казахского танца», «Казахский фольклорный танец», «Композиция казахского танца», «Методология режиссуры казахстанских хореографов» студентам и магистрантам кафедр педагогики хореографии и режиссуры хореографии. Здесь А. А. Тати столкнулась с проблемой отсутствия систематизированных методических пособий по преподаванию казахского танца для бакалавриата. В тот период существовали книги и учебные пособия Ш. Б. Жиенкуловой «Казахские танцы» (1955), «Тайна танца» (1980), «0мiрiм менщ eнерiм» (1983), «Сымбат» (1987), «Танцы друзей» (1989), «Би ернектерь» (2010), Л. П. Сарыновой «Балетное искусство Казахстана» (1976), С. Ескалиева «Казахские народные танцы» (1976), О. В. Всеволодской-Голушкевич «Пять казахских танцев» (1988), «Школа казахского танца» (1994), «Баксы ойыны» (1996), Д. Т. Абирова «Казак билершщ тарихы» (1997), где среди прочего описывались движения, танцевальные связки, разнообразные элементы казахского танца, а также фигуры нескольких танцев, но отсутствовала систематизированная методика обучения студентов-педагогов. А. А. Тати стремилась к тому, чтобы студенты - будущие педагоги-хореографы, открывая методическое пособие, понимали какой танцевальной лексикой обладает казахский танец. В целях охватить все хореографические элементы казахского танца А. А. Тати изучила все существующие на тот момент учебные пособия, книги деятелей хореографического искусства Казахстана. Собрав в одно
целое основополагающие движения, описанные в трудах казахстанских хореографов, А. А. Тати поступательно выстроила программу для студентов бакалавриата. В ней присутствуют четкие разграничения в разделах уроков - женского и мужского, ходов, движений и специфических положений рук.
По выстроенной программе педагога А. А. Тати следует ее ученица А. Т. Молдахметова. Она преподает казахский танец по методическому пособию своего преподавателя: «В комбинациях Айгуль Абикеновны всегда присутствовала системность, которая проявлялась и в музыкальной раскладке. Она объясняла материал точно. В ходе своего анализа, который я провожу по ее танцам, учебным комбинациям в ее составлении и сочинении развитие танцевальной лексики происходит по вертикали. По вертикали, значит развитие движений из лексики казахского танца идет внутри казахского танца. Как правило, если берется за основу казахский танец, то движения, элементы представляются в синтезе с элементами классического танца, современной хореографии - это явно проявление горизонтального развития танцевальной композиции. Айгуль Абикеновна старается не выходить за рамки казахского танца, стремится развить движение внутри него. Она в своей педагогической стезе, проявляет себя и как балетмейстер, и равных ей нет. Потому что в действительности красота и художественность в ее постановках, составленных комбинациях прививают вкус, выражают доброту», -рассказывает А. Т. Молдахметова [8].
А. А. Садыкова - педагог, занимающийся активной педагогической и постановочной деятельностью казахских танцев,
подчеркивает, что для нее методическое пособие А. А. Тати - это настольная книга: «Она у меня вся перечеркнутая, разрисованная. Есть элементы, которые мы знали, как исполняются, но не знали обозначающие их термины, или, наоборот, термины вроде бы знаешь, а оказывается, что они исполняются по-другому. То есть благодаря этой программе я совсем другими глазами начала смотреть на казахский танец» [9].
Методика работы А. А. Тати с будущими режиссерами-хореографами во многом строилась на основе изданного пособия. Она показывала элементы, движения и позы казахского танца студентам, работала с ними над их учебными этюдами и композициями. Впоследствии они показывались в исполнении студентов на концертах в академии. Сред них танец с пиалами «Атадан мура» (2006) в постановке Г. Ордабаевой, «Кос шек» (2006) в постановке Д. Мергалиевой, «А;;улар» (2009), «Очарование весны» (2011) в постановке Д. Уразымбетова, «Куанамын» (2009) в постановке А. Цой и многие другие.
Методика А. А. Тати в работе со студентами-балетмейстерами направлена на вырабатывание индивидуального почерка в сочинении хореографической лексики на основе казахского танца. Она призывает студентов быть всегда «в поиске новых форм и нестандартных решений в процессе создания собственной хореографической композиции» [7, с. 55]. Старший преподаватель кафедры «Режиссура хореографии» Д. Д. Уразымбетов рассказывает про работу над постановочными моментами танца «А;;улар» так: «Айгуль Абикеновна в первую очередь настаивала на том, чтобы музыка была полностью
просчитана. Мелодия "А;;у" Сугира Алиулы очень красивая, но достаточно сложная по счету. Айгуль Абикеновна учила нас ставить хореографические композиции так, как ставит сама. После нашего с ней тщательного подсчета бесконечных смен размера "А;;у", выяснилось, что я не могу даже шевельнуться, тяжело было даже сделать какое-нибудь передвижение по сценической площадке. Но потихоньку хореография накапливалась, развивалась, получала свое развитие в рисунках, и в лексике. Так в итоге родилась эта хореографическая миниатюра» [10].
В 2010 году А. А. Тати пригласили в качестве хореографа-постановщика в Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Ж. Елебекова. Для студенческого коллектива «Кос ал;а» отделения хореографии РЭЦК им. Елебекова ею были осуществлены танцевальные постановки <^сырлар Yнi» и «Кербез ^лдер». Танец «Расырлар Yнi» был создан специально для участия в республиканском хореографическом конкурсе «Шабыт» в г. Астана (НурСултан). В танце исполнителями с помощью танцевальной пластики рассказывалась история казахского народа, прошедшего через многочисленные войны, и в конце, обретшие мир. Танцевальная сюита была насыщенна движениями казахского мужского и женского танца и состояла из обилия прыжков, переходов с прыжка на пол, сложных хореографических связок. С этой танцевальной композицией коллектив занял на конкурсе третье место. Одна из исполнительниц этого танца Айгерим Тенизбаева рассказывает: «В этом танце должно было выступать большое количество танцоров, но так как нас
не хватало, нас разделили на десять мальчиков и десять девочек. Танец был очень насыщенным: когда первая группа заканчивала свою комбинацию, начинала вторая, и третья должна была быстро успеть перейти к другой точке сцены. Но Айгуль Абикеновна все это соединила грамотно и музыкально» [11].
Следующей постановкой, созданной для студенческого танцевального коллектива «Кос ал;а» был танец «Кербез ^лдер». Эта хореографическая композиция была создана в 2011 году для исполнения на торжественном концерте, посвященном 45-летию РЭЦК им. Ж. Елебекова. Хореографический почерк А. А. Тати выражается в насыщенности специфических положений рук женского казахского танца, такими как: «сэндi ;ол», «кереге кез», «шшкентай сыйлы;», «^лкен сыйлы;», «сахналы; ;алпы», «уялу», «;ос еркеш», «Yкi», «;ос ;ол» и многие другие. В постановке рисунка танца она не ограничивается принятыми в обиходе хореографов кругами, диагоналями, полукругами, всегда стараясь найти оригинальные перестроения. Незавершенные линии вдруг прерываются, превращаясь в круг, который лишь на мгновение остается в сознании зрителя. Группа танцоров может плести узор в одной части сцены, в то время как другие изображают иной рисунок и хореографию.
Эти приемы хореографа ярко прослеживаются в танце «Кербез». Исполнители вспоминают, что в настоящем танце она особое внимание обращала на работу корпуса, пластичного верха, нежели на работу нижней части тела, «все в нем должно было быть изящно, вплоть до взгляда» [11]. Танцевальные постановки А. А. Тати успешно исполняются коллективом
и по сей день на театральных сценах страны. Это, в свою очередь, является доказательством их самобытности и успешности у зрителя и таким образом - ценным вкладом в хореографическое искусство Казахстана.
А. А. Тати является балетмейстером оперы «Кыз Жiбек» Е. Брусиловского в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая. Она поставила здесь такие хореографические композиции как: «Былкылдак», «Шашу», «Ктз басу», «Алты каз», «Сон Жiбек», «Садак би» (мужской танец), «Тепен кек» (мужской танец). Позже она осуществляет эти танцы в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой (ныне театр Государственный театр оперы и балета «Астана опера»).
А. А. Тати ставила танцевальные композиции для студенческого театра танца Asian Students' Dance факультета хореографии Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова. Ею были созданы хореографические композиции танец с пиалами «Атадан мура» на музыку Н. Тлендиева (совместная работа со студенткой Гульмиры Ордабаевой, «Кыз кайын» на народную музыку (2006), «Кос шек» на народную музыку (совместная работа со студенткой Динарой Мергалиевой), «Шашу» на музыку Е. Брусиловского (2012). Последняя хореографическая композиция является одной из часто исполняемых театром танцем. Он отличается динамикой, стремительными перемещениями по сценической площадке, утонченной ювелирной хореографией, требующей высокой исполнительской техники. Этот танец в последствии был поставлен А. А. Тати в Казахской национальной академии хореографии в новой редакции и в
театре Astana Ballet, где продолжилась ее дальнейшая педагогическая и балетмейстерская деятельность.
Театр Astana Ballet был создан в 2012 году и А. А. Тати стояла у его истоков. На труппу театра она поставила ряд танцевальных миниатюр: «Узоры» (2012), «Девичьи мысли» (2012), «Арулар» (2012), «Песни души» (2012), «Шаттьщ» (2012), «Нур Шашу» (2014), «Эсем коцыр» (2015), «А; ;ыз» (2015), «К,ыз кайыц» (2015), «¥лы дала» (2018) и другие. Сегодня эти миниатюры входят в концертную программу театра «Наследие Великой Степи». На сегодняшний день театр Astana Ballet достойно представляет Казахстан на мировых сценах, знакомя зрителей разных стран с богатой культурой казахского народа.
А. А. Тати в процессе постановки хореографического произведения уделяет особое внимание характеру поведения артистов на сцене: «Девушки должны символизировать чистоту и нежность. Все их движения должны соответствовать этому. Одеты в национальные костюмы они не могут вести себя иначе» [17]. А. А. Тати тщательно изучает национальный костюм, обращаясь к историческим сведениям. Ей важно все: и цвет, и покрой, и значение узоров. Часто она сама рисует эскизы для своих постановок, «стараясь наполнить их своей эстетикой - порой простой и утонченной, порой возвышенной и насыщенной» [12].
Благодаря богатому
исполнительскому и балетмейстерскому опыту А. А. Тати создает шедевры национальной хореографии, которые успешно воспринимаются как профессионалами, так и любителями танцевального искусства. Стиль сочинения хореографических постановок А. А. Тати представляет собой «сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, профессиональных способностей, образуя, таким образом, уникальную целостную структуру качества личности, способной к созданию нового, неповторимого произведения хореографического искусства» [13, с. 114].
А. А. Тати рассказывает, что она вдохновляется от людей, иногда от народной музыки, «которая живет веками и не умирает» [4]. Общаясь с какими-либо личностями или прослушивая музыкальные произведения, она подпитывается созидательной энергией, что «потом выливается в танец» [4].
К каждому танцу у балетмейстера есть определенные чувства. К постановке хореографической композиции «Арулар шеруь> ее вдохновили молодые артисты балета, поэтому в танце она задействовала образы юных девушек. Очарованная красотой, искрящими глазами, непосредственностью, улавливая в этом что-то ценное для себя, А. А. Тати воплотила эти ощущения в танцевальной пластике. Для этой
1«Сэндi кол» — в переводе с каз. «нарядная рука». «Кереге кез» в переводе с каз. «решетчатые стены юрты». «Кшкентай сыйлык» — в переводе с каз. «маленькое преподношение». «Yлкен сыйлык» — в переводе с каз. «большое преподношение». «Сахналы; калпы» — в переводе с каз. «сценическое положение». «¥ялу» — в переводе с каз. «стиснение». «Кос еркеш» — в переводе с каз. «два верблюжьих горба». «Yкi» — в переводе с каз. «перо» — украшение головного убора. «Кос кол» — в переводе с каз. «две руки».
постановки было решено объединить несколько народных музыкальных композиций «ГауИар тас», «Балкадиша», «Кусни Корлан». «Если зритель видит и заряжается от этих постановок, получает энергию, значит я выполнила свою задачу, поставленную свыше», - считает А. А. Тати [14].
Одним из недавно осуществленных танцев А. А. Тати является хореографическая композиция «¥лы дала» на музыку Е. Хусаинова. В этой постановке хореограф использует каноны в рисунке, перемещения артистов сопровождаются зеркальной хореографией. Половина исполнителей могут быть недвижны, другая половина поделена еще на несколько групп танцоров, и у каждой группы свой сценический рисунок. Они начинают сливаться в общей хореографии и снова разделяются в полифоническом движении.
Стоит отметить сотрудничество А. А. Тати с еще одним казахстанским хореографическим коллективом «Шалкыма», где она поставила танец «1нжу маржан» («Жемчуг») на музыку Тайыра. Ансамбль известен национальной направленностью репертуара, где особое внимание уделяется наследию казахстанских мэтров хореографии. Потому постановка А. А. Тати - это дань уважения руководителя коллектива к значению ее творчества.
В одном из своих интервью А. А. Тати объяснила о композиционных решениях своих постановок так: «Это синтез, состоящий частично из классики, неоклассики и характерных для казахского народа красивых жестов. Объединить все это воедино, чтобы они сочетались с друг другом - это большой труд для любого хореографа» [15].
Благодаря богатому сценическому опыту, стремлениям к новизне танцевальной лексики А. А. Тати успешно справляется с этой задачей.
Ученики А. А. Тати, которые на сегодняшний день вслед за своим педагогом практикуют свои балетмейстерские способности поделились своими впечатлениями о творчестве педагога: «Намерение, как я понимаю, сохранения традиционного облика национального кода. И это ее намерение проявляется в ее вертикальном развитии хореографической лексики казахского танца. В любой танцевальной композиции национального жанра, пусть она будет даже стилизованной, этнопластикой или еще чем-то, отличающим ключевым звеном является критерий традиционности. Мы не должны потерять свой облик. Это одно из главных намерений А. А. Тати в ее постановках. В этом заключается ее балетмейстерская изюминка. Она была сторонником развития движения, всегда это пропагандировала и говорила, что всегда нужно искать новые пластические выражения. Если придерживаться этого, мне кажется, в последующем они приведут к развитию танцевальной лексики», -рассказывает А. Т. Молдахметова [8]. Еще одна из последовательниц А. А. Тати А. А. Садыкова считает, что «у нее необыкновенный сценический багаж. Она обладает чуткой генной памятью, очень тонко ощущает природу казахской пластики. По ее хореографическим композициям можно определить, что ее "конек" - это конечно лирика - вершина творчества Айгуль Абикеновны» [9].
В числе ее учеников известные в стране балетмейстеры, педагоги
и руководители хореографических коллективов Дамир Уразымбетов, Мукарам Абубахриева, Алима Молдахметова, Гульмира Ордабаева, Анар Жусипова, Динара Мергалиева, Шынар Ерсеитова, Асель Кирсанова, Надежда Губанова и другие.
А. А. Тати в своем творчестве стремится к тому, чтобы казахский танец был таким же известным как танцы народов Индии, России и других.
Заключение
На формирование А. А. Тати как танцовщицы, а позже как балетмейстера оказали большую роль Ш. Б. Жиенкулова, Д. Т. Абиров, О. В. Всеволодская-Голушкевич, З. М. Райбаев, М. Ж. Тлеубаев, Г. Н. Бейсенова и другие деятели казахстанского хореографического искусства. Благодаря сотворчеству с выдающимися мастерами танца, умению анализировать их уникальные хореографические произведения, А. А. Тати на сегодняшний день является автором многочисленных хореографических постановок в национальном жанре.
Национальная культура казахского народа, выраженная песнями, играми, танцами богата и многогранна. В своей хореографии А. А. Тати стремится показать ее изобилие, наполняя танцы «яркими красками» [4]. В ее хореографических произведениях, составленных в большей степени народного танца, в новых постановках
с элементами классического или даже неоклассического, можно проследить отражение национальной манеры и характера. А. А. Тати считает своей балетмейстерской задачей раскрытие национального танца через призму хореографической пластики, души, через новые режиссерские решения.
А. А. Тати является создателем уникального методического пособия для дисциплины «Теория и методика преподавания казахского танца», которая стала настольной книгой для многих педагогов и режиссеров-постановщиков казахского танца.
Первый казахский балетмейстер Д. Т. Абиров в своей книге «История казахского танца» писал: «Казахский народно-сценический танец занимает важное место в достижениях культуры Казахстана и является неотъемлемой частью его хореографического искусства» [1, с. 6]. Творчество А. А. Тати направлено на сохранение этих достижений и на дальнейшее развитие казахского танца на мировом уровне. Она, переосмысляя танцевальное наследие, потерявшие новизну стили, наполняет казахский танец новым содержанием, расширяя его лексику.
В ее творчестве национальный танец «находит сценическое воплощение в синтезе различных техник танца, главным образом казахской хореографии.
Список источников:
1. Абиров Д. Т. История казахского танца. Учебное пособие. - Алматы: Санат, 1997. - 160 с.
2. Тати А. А. Программные требования по дисциплине «Теория и методика преподавания казахского танца» в высших учебных заведениях для специальности «050409 - Хореография». - Алматы: TST-Company, 2009. - 56 с.
3. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Кусаиновой. - Нур-Султан, 2019. - 10 дек. Личный архив Т. Ж. Молдалим. Публикуется впервые.
4. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. А. Тати. - Нур-Султан, 2019. - 22 сент. Личный архив Т. Ж. Молдалим. Публикуется впервые.
5. Молдалим Т. Ж. Беседа с Т. Валиевой. - Алматы, 2019. - 6 дек.
6. Молдалим Т. Ж. Беседа с Р. Ж. Бекжановой. - Алматы, 2019. - 2 нояб. Личный архив автора. Публикуется впервые.
7. Палилей А. В., Буратынская С. В. Формирование индивидуального почерка балетмейстера, Педагога-хореографа в вузе культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2018. - №45-2. - С. 53-61.
8. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Т. Молдахметовой. - Алматы, 2019. - 6 дек. Личный архив Т. Ж. Молдалим. Публикуется впервые.
9. Беседа Д. Д. Уразымбетова и А. А. Садыковой. - Алматы, 2020. - 8 янв. Личный архив Д. Д. Уразымбетова. Публикуется впервые.
10. Молдалим Т. Ж. Беседа с Д. Д. Уразымбетовым. - Алматы, 2018. - 27 фев. Личный архив Т. Ж. Молдалим.
11. Молдалим Т. Ж. Беседа с А. Тенизбай. - Алматы, 2019 год. - 28 нояб. Личный архив Т. Ж. Молдалим. Публикуется впервые.
12. Молдалим Т. Ж. Беседа с Д. Д. Уразымбетовым. - Алматы, 2019. - 17 нояб. Личный архив Т. Ж. Молдалим. Публикуется впервые.
13. Кившенко Ю. А. Формирование индивидуального почерка у будущего педагога-хореографа // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - №5 (71). - С. 112-117.
14. Документальный фильм «Tengri Yrpagy», посвященный творчеству Айгуль Тати. Эфир от 15.11.2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт республиканского телеканала ТВ «Астана» / URL: https://astanatv.kz/ru/ video/6341/ (Дата обращения: 20.11.2019).
15. Документальная программа «Мир классики № 16. Оригинальные хореографические постановки "Астана Балет"». - Алматы: Телеканал «Kazakh TV». - Эфир от 16.02.17 / URL: https://www.youtube.com/watch9v =z60xicun4W8&feature=youtu.be (Дата обращения: 7.01.20)
Т. Ж. Молдалiм, Д. Д. Уразымбетов
Т. К,. ЖYргенов атындагы Казац улттын; внер академиясы
(Алматы, Казахстан)
А. А. ТАТИДЩ КАЗАКСТАНЫИ БИ ¥ЖЫМДАРЫНДАFЫ ХОРЕОГРАФИЯЛЫК КОЙЫЛЫМДАРЫ
Ацдатпа
Ай^л Абикенкызы Тати - танымал казакстандык бишi, устаз жэне хореограф, Казакстанныц ецбек с^рген эртiсi, енертану доценту «Ец Yздiк хореограф» аталымы бойынша «Сахнагер» ¥лттык театр сыйлыгыныц лауреаты, Astana Ballet театрыныц хореографы. бзшщ шыгармашылык жумысында ол эр тYрлi би топтарында кептеген хореографиялык койылымдар жасады. БYгiнгi тацда А. А. Тати езше дейiн койылган казак бшнщ жогары дэстYPлерiн байыту мен дамыту жолында тынымсыз iзденiстерiн жалгастырып, казiргi жастарга улттык хореографияныц барлык жетiстiктерiн жеткiзуге тырысуда. Макала авторыныц негiзгi мiндеттерi - А. А. Татидщ хореографиялык туындыларын тарихи-хронологиялык сипаттау жэне жYйелеу.
ТYЙiн сездер: А. Тати, хореограф, режиссер, хореографиялык койылым, окытушы, казак биi, Т. К. ЖYргенов атындагы Казак улттык енер академиясы, Astana Ballet театры.
T. Zh. Moldalim, D. D. Urazymbetov
T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts
(Almaty, Kazakh&an)
A. A. TATI CHOREOGRAPHIC PRODUCTIONS
IN THE DANCE GROUPS OF KAZAKHSTAN
Abstract
Aigul A. Tati is a well-known Kazakhstan dancer, teacher and choreographer, Honored Artist of Kazakhstan, associate professor of art history, laureate of the "Sakhnager" National Theater Award in the nomination "Best Choreographer", choreographer of the Astana Ballet Theater. For her creative work, she has performed many choreographic productions in various dance groups. Today Aigul Tati continues the tireless search for enrichment and development of the high traditions of Kazakh dance laid down by her predecessors, trying to convey to modern youth all the best achievements of national choreography. The main tasks of the author of the article are the historical and chronological description and systematization of the choreographic productions of Aigul Tati.
Keywords: Aigul Tati, choreographer, stage director, teacher, choreography, Kazakh dance, T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, Astana Ballet.
Сведения об авторах:
Тогжан Молдалим — студентка кафедры «Педагогика хореографии» Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан) e-mail: [email protected]
Дамир Уразымбетов — старший преподаватель кафедры «Режиссура хореографии» Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова, кандидат искусствоведения (Алматы, Казахстан) e-mail: [email protected]
Авторлар туралы мэлiмет:
Т^жан Молдалiм — Т. К. Жургенов атындаFы Казак, улттык енер академиясыньщ «Хореография педагогикасы» кафедрасыныц студентi (Алматы, Казакстан) e-mail: [email protected]
Дамир Уразымбетов — Т. К. Жургенов атындаFы Казак улттык енер академиясыныц «Хореография режиссурасы» кафедрасыныц аFа окытушы, енертану кандидаты (Алматы, Казакстан) e-mail: [email protected]
Authors' bio:
Togzhan Moldalim — Student at the Department of Pedagogy of Choreography of the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan) e-mail: [email protected]
Damir Urazymbetov — Senior Lecturer at the Department of Choreography Directing of the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, PhD in Arts (Almaty, Kazakhstan) e-mail: [email protected]