УДК 378+792.8
Педагогические проблемы профессиональной подготовки артистов ансамбля танца в хореографическом образовании Республики Казахстан
Pedagogical problems of professional training of dance ensemble artists in choreographic education of the Republic of Kazakhstan
Ахмадиев А.Р., Казахская национальная академия хореографии, Московская государственная академии хореографии, [email protected]
Akhmadiyev A., Kazakh National Academy of Choreography, Moscow State Academy of Choreography, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.020
Ключевые слова: хореографическое искусство Республики Казахстан, танец, профессиональное хореографическое образование, педагогические проблемы, квалификация, артист ансамбля танца, академия хореографии.
Keywords: choreographic art of the Republic of Kazakhstan, dance, professional choreographic education, pedagogical problems, qualification, dance ensemble artist, academy of choreography.
Аннотация. Хореографическое образование - сложная система, требующая пристального внимания со стороны курирующего министерства. Хореографическое училище (академия) относится к ряду специализированных учреждений, и их учебная программа должна включать в себя список особых исключений, связанных с родом деятельности. Продолжающиеся изменения в системе казахстанского образования естественным образом отражаются на функционировании образовательных сред, в частности, на качестве учебного процесса квалификации «артист ансамбля танца». Актуальность выбранной темы обусловлена наличием спорных вопросов в образовательной программе отделения народного танца отечественных хореографических учебных заведений Республики Казахстан. Цель статьи заключается в выявлении педагогических проблем преподавания народного танца и рассмотрение возможных их решений. Автором в ходе собственной преподавательской деятельности и интервью с коллегами-педагогами выявлены и рассмотрены следующие проблемы: 1) специфический контингент обучающихся; 2) психологическая проблема; 3) нехватка образовательных часов и совсем короткий срок обучения; 4) пересмотр учебной программы; 5) решение вопроса трудоустройства выпускников. В целях урегулирования обнаруженных проблем автором статьи выдвинуты организационно-педагогические предложения. Данная статья предназначена для педагогов отделения народного танца, руководителей специализированных балетных школ.
Abstract. Choreographic education is a complex system that requires close attention from the supervising ministry. The choreographic school (academy) belongs to a number of specialized institutions, and their curriculum should include a list of special exceptions related to the type of activity. The ongoing changes in the Kazakh education system affect naturally the functioning of educational environments, in particular, the quality of the educational process of the qualification "artist of the dance ensemble". The relevance of the chosen topic is due to the presence of controversial issues in the educational program of the department offolk dance of Russian choreographic educational institutions of the Republic of Kazakhstan. The purpose of the article is to identify pedagogical problems of teaching at the department of folk dance and to consider possible solutions out of them. The author, in the process of his own teaching activities and interviews with fellow teachers, identified and considered the following problems: 1) a specific contingent of students; 2) a psychological problem; 3) lack of educational hours and a very short period of study; 4) revision of the curriculum; 5) solving the issue of employment of graduates. In order to resolve the problems found, the author of the article proposed organizational and pedagogical proposals. This article is intended for teachers of the folk dance department, heads of specialized ballet schools.
Введение. «Народный танец как вид развитием человечества и является первоосновой
народного художественного творчества для всех существующих танцевальных систем»
(фольклора) связан с культурно-историческим [11, с.26]. Народно-сценический танец, как одна
из основополагающих дисциплин
хореографического образования, входит в обязательную учебную программу артистов балета. XX век стал периодом формирования школ национального танца на территории бывшего Советского Союза. Открытие отделения народного танца (ныне квалификация «артист ансамбля танца») на базе Алматинского хореографического училища им. А.В. Селезнёва в 1965 году, напрямую связано с именем танцовщицы-самородка, Народной артистки Казахской ССР, директора АХУ им. А.В. Селезнёва (1965-1975 гг.) Шары Жиенкуловой [12, с.69]. Именно её инициативой стала пропаганда национального танцевального искусства в республике. Наряду с созданием отделения народного танца, Шарой Жиенкуловой в учебный процесс была введена новая отдельная дисциплина «казахский танец» [3, с.34].
Гениальный балетмейстер, Народный артист СССР Игорь Моисеев отмечает, что «народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется её переменам» [9, с.175]. Само время - период 60-70-х годов, ознаменованный подъёмом национальной культуры и стремительного развития отечественной хореографии, диктовал необходимость создания данной квалификации с целью пополнения ведущих ансамблей танца профессиональными кадрами. Стоит с уверенностью отметить, что первый выпуск экспериментального класса артистов ансамбля, состоявшийся в 1970 году, продемонстрировал свою значимость и важность существования народного отделения. В качестве доказательства его высокого уровня в то время, можно привести следующий факт - выпускники - «народники» 70-80-х годов пополнили ряды артистов знаменитых хореографических коллективов Казахстана: ГАТОБ им. Абая, «Молодой балет Алма-Аты» под руководством Б. Аюханова, Республиканский молодёжно-эстрадный
ансамбль «Гульдер», Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР, Государственный ансамбль народного танца «Алтынай» и др. [2, с.22].
Пятидесятилетняя история
функционирования квалификации «артист ансамбля танца» показала необходимость и целесообразность существования данного отделения. В связи с веяниями времени, изменениями в образовательной системе страны, а именно - ориентиром казахстанского образования на европейское, развитием технологического процесса, теряется
накопленный опыт предшественников. В
процессе обучения и воспитания будущих артистов ансамбля народного танца выявляются не только типичные для образования проблемы, но и проблемы, в корне препятствующие полноценной подготовке обучающихся и требующие кардинальных изменений. Это определяет актуальность темы данной статьи.
В настоящее время в Республике Казахстан профессиональную подготовку артистов ансамбля танца осуществляют две ведущие балетные школы - Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнёва и Казахская национальная академия хореографии.
Цель статьи - выявление педагогических проблем преподавания на отделении народного танца и рассмотрение возможных их решений.
Материалы и методы исследования. Изучению вопросов хореографической педагогики и балетоведения посвящены научные труды отечественных исследователей Л.А. Сарыновой [13], Г.Ю. Саитовой и Р.В. Кензикеева [7], А.К. Кульбековой [8], А.Т. Шанкибаевой [12],
A.А. Садыковой [12]. Рассматривая тему статьи, необходимо обратить внимание на то, что профессиональной учебно-методической и научной литературы по данному вопросу в поле казахстанского образования крайне недостаточно. Автором были изучены научные исследования российских педагогов: Карпенко И.А., Карпенко
B.Н., Новиковой А.В. «Методика построения и ведения урока народно-сценического танца как основа учебно-педагогического процесса» [6], Кабановой О.Е. «Обучение и творческое воспитание детей, как будущих профессиональных исполнителей ансамбля народного танца» [4], В.Ю. Никитина «Критерии профессионализма в хореографическом искусстве» [10]. В своём исследовании автор опирается на собственный педагогический опыт и опыт коллег двух балетных школ Республики Казахстан. В процессе написания статьи использовался метод поиска и анализа подходящей учебной литературы, научных статей, метод педагогического и включенного наблюдения, проведение интервью со студентами и коллегами.
Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены следующие проблемы педагогического процесса квалификации «артист ансамбля танца»:
1. Проблема контингента обучающихся. В связи с разной подготовкой абитуриентов необходимо их разделение на отдельные классы: класс продолжающих обучение после хореографических училищ (академий) и класс
студентов, пришедших из самодеятельных коллективов.
2. Психологическая проблема. Требуется проведение работы по подъёму престижа отделения народного танца, мотивированию обучающихся к дальнейшему обучению.
3. Сокращение образовательных часов. Стоит пересмотреть количество часов, выделенных на каждый предмет. В первую очередь, нужно увеличить часы специальных дисциплин, являющихся основой хореографического образования.
4. Короткий срок обучения. В связи с коротким сроком обучения наблюдается неуспеваемость по освоению программы. Необходимо увеличить срок обучения путём раннего набора абитуриентов после 7 класса общеобразовательной школы или проводить набор с 4 класса с увеличенным количеством контрольных цифр приёма с целью дальнейшего разделения обучающихся на две квалификации «артист балета» и «артист ансамбля» без дополнительного набора абитуриентов из самодеятельных коллективов.
5. Пересмотр учебной программы и её корректировка. В случае увеличения образовательных часов, добавления учебных дисциплин и срока обучения студентов, в программу квалификации «артист ансамбля танца» требуется внесение корректировок по каждой из специальных дисциплин.
6. Трудоустройство выпускников. Студенты, получившие квалификацию «артист ансамбля танца», сталкиваются с проблемой дальнейшего трудоустройства. Процент выпускников народного отделения, продолживших профессиональную исполнительскую деятельность, по сравнению с артистами балета, намного меньше. В большинстве случаев артисты ансамбля танца продолжают обучение в ВУЗах, становятся руководителями художественных коллективов, уходят в другую профессию. Необходим подъём профессионального уровня существующих коллективов и создание государственного ансамбля танца с высокими требованиями к набору.
Говоря о педагогических проблемах, в первую очередь, необходимо отметить контингент обучающихся, состоящий из детей, перешедших из квалификации «артист балета», то есть имеющих пятилетнюю профессиональную подготовку и абитуриентов, получившие определённые базовые знания в хореографических студиях и кружках. К сожалению, из классического отделения на
народное переходят дети, имеющие проблемы с физической формой, нехваткой определённых природных и/или наработанных данных. Переводя обучающихся из одной квалификации на другую, педагоги пытаются дать ребёнку еще один шанс научиться новому, развить и показать свои возможности. Однако, подготовка артистов ансамбля танца имеет свою специфику. Освоение учебной программы данной квалификации является непростой задачей для обучающегося. К примеру, программа народно-сценического танца, как главного предмета народного отделения имеет определённые трудности: помимо освоения основной программы - изучения танцев народов мира, необходимо выполнение технически сложных движений раздела вращений, прыжков, хлопушек, присядок, трюковых элементов, наличие неповторимой сложной координации, музыкально грамотное исполнение и работа над характером и манерой воплощения образа.
Переход ребёнка из одной квалификации на другую часто сопровождается психологическим стрессом, отсутствием интереса и стимула к дальнейшему обучению. Отсюда логическим образом вытекает вторая проблема (психологическая), напрямую связанная с психологией учащегося. Здесь важную роль играет отношение педагога и помощь данному студенту или всему классу, направленные на реабилитацию общего психологического фона ребёнка (класса). Отмечу, что работа педагога и работа психолога школы (колледжа) неразрывны между собой, они преследуют одну общую цель -бесконфликтное обучение, создание
благоприятной атмосферы в коллективе, оказание моральной поддержки студенту. «Психолог - это не учитель, не наставник. Он не говорит, как правильно или неправильно; он никогда не сравнивает человека с неким конечным эталоном. В ходе совместной деятельности он помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека. По сути дела, психолог как сопроводитель, который помогает найти лучшее для человека решение (в данное время, в рамках актуальной ситуации)» [14]. Незнание истории становления народного отделения, непонимание его важности и роли в развитии национальной хореографии Республики Казахстан порой сказываются в отношении преподавателей и учащихся к данной квалификации. Уже давно бытует мнение, что отделение народного танца второстепенное по сравнению с классическим, хотя это совсем разные направления хореографического образования и в каждом из них имеются свои определённые цели и задачи. Во избежание подобных случаев необходимо
проведение работы по подъёму престижа национального танца и понимания ценности народного танца среди подрастающего поколения. Наблюдая за учениками, можно отметить, что данный факт действует на них двояко: некоторые студенты замыкаются в себе, становятся пассивными в обучении; некоторые студенты, наоборот, стараются достичь максимум успеха, полностью выполняя свои прямые учебные обязанности, тем самым повышая значимость обучения на народном отделении.
Абитуриенты, набранные из числа самодеятельных коллективов, в большинстве случаев, отличаются более позитивным отношением к учёбе и имеющимся огромным желанием в постижении новых знаний. Отмечается еще один положительный факт -наличие «растанцованности» обучающихся, то есть пластической свободы и полной раскрепощённости тела, что обусловлено частыми публичными выступлениями в своих коллективах. Воспитанники не ставят себя в рамки и не задумываются грамотно ли они выполнили то или иное движение. Однако, профессиональная подготовка детей оставляет желать лучшего. Можно сделать вывод, что в частных школах, в танцевальных кружках и ансамблях ведётся недостаточная работа по подготовке воспитанников, что также является проблемой, но уже дополнительного образования. Уровень мастерства коллективов художественной самодеятельности в республике на данный момент невысокий.
Совместное обучение учащихся с разным уровнем подготовки всегда даёт разные результаты. Студенты, поступившие из классического отделения, уже имеют определённый багаж знаний и повторное изучение материала (на другой квалификации) с начинающими студентами, пришедшими из самодеятельности, часто становится причиной отсутствия у них интереса к дальнейшему обучению. Безусловно, нельзя научить того, у кого нет желания и понимания смысла получаемой профессии. Наличие высокого уровня профессиональной мотивации часто компенсирует недостаточность определённых необходимых способностей и физических данных студента. Поэтому сила мотива и его содержание особенно влияют на учебную деятельность [1, с.8]. В связи с определённой нагрузкой и некоторым отставанием в освоении программы по сравнению с подготовленными студентами у обучающихся из числа начинающих наблюдается понижение самооценки. Нередкими являются случаи - наоборот, когда начинающие
обучающиеся в прямом смысле слова подавляют продолжающих быстрым освоением учебного материала, стремлением к изучению нового, желанием выступить на сцене, достижением своих определённых поставленных целей. Мастера педагогики отмечают, что в любом деле переучивать детей сложнее, чем научить заново [15]. Порой воспитанники, пришедшие на народное отделение из непрофессиональных ансамблей, представлены педагогу благодатной почвой, жадно впитывающей новую информацию. Именно среди них нередко встречаются уникальные студенты-самородки, раскрывающие свой потенциал в процессе обучения. В последствии такие талантливые выпускники становятся яркими артистами, педагогами-хореографами и руководителями танцевальных школ.
Значимой проблемой, где балетная педагогика тесно сплетается с современной системой образования, является недостаточное количество образовательных часов и совсем короткий срок обучения. Педагог казахского танца АХУ им. А. В. Селезнёва, Почётный работник образования Республики Казахстан, выпускница 1970 года, Г. Бейсенова вспоминает, что на народном отделении «программа была усиленная, классический танец преподавался 6 раз в неделю, все годы вёлся историко-бытовой танец, народно-сценический, казахский, один год - мастерство актёра» [16]. Ежедневное и тщательное изучение классического танца - есть безоговорочная основа улучшения
профессиональных качеств артистов балета и артистов ансамбля танца. Педагоги Каримов М.А. и Силкин П.А. в своей статье «Урок классического танца - фундамент в овладении элементами народно-сценического танца» точно подчеркнули, что «классика — могущественное средство танцевальной сценической
выразительности и одновременно наиболее совершенная система телесного воспитания балетного артиста, средство развития и показа приобретенной техники телодвижений» [5, с.163]. К сожалению, на народном отделении классический танец ведётся только 4 раза в неделю, что составляет 8 часов (у артистов балета 6 раз - 12 часов), то есть уже существует наглядная вероятность неполного освоения программы по данному предмету. Профилирующий предмет - народно-сценический танец - ведётся всего лишь 2 раза в неделю (4 часа). Остановимся на общем сроке обучения, который равен двум годам десяти месяцам. Возникает вопрос: что можно успеть за это время? Данный срок предполагает, что
учащиеся должны пройти всю программу квалификации «артист ансамбля танца». Пройти -не значит освоить... Однако, на деле выходит совсем иначе. Педагоги, преданные профессии, порой делают невозможное возможным, пытаясь в этот короткий срок дать сверх максимум знаний своим подопечным. Исходя из зарубежных аналогов, а именно школ, готовящих профессиональных артистов ансамбля танца, к примеру Школа-студия при ГААНТ им. И. Моисеева, Красноярский хореографический колледж, Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуреева, пятилетний срок обучения является самым оптимальным для освоения образовательной программы артистов ансамбля танца. Ведь изначально такой срок был введён Шарой Жиенкуловой в Алматинском хореографическом училище им. А.В. Селезнёва. Государственная академия хореографии Узбекистана ведёт приём абитуриентов на национальное отделение после седьмого класса общеобразовательной школы, студенты обучаются 4 года. Анализируя известные факты, можно сделать вывод, что если тенденция сокращения сроков обучения не прекратится, то результат, полученный в ходе такого образования, будет отрицательным. Помимо отсутствия профессиональных кадров, встанет более масштабная проблема - республика может очень быстро утратить свою национальную культуру. Казахстан - многонациональное государство, поэтому изучение танцев народов мира в хореографическом училище (академии) страны актуально по сей день. Ориентир на европейское образование имеет свои плюсы и минусы. Оптимизация учебного процесса, сокращение определённых предметов и внедрение новых не столь важных дисциплин, кредитно-модульная система, дистанционное обучение, на мой взгляд, негативно влияют на качество образования нынешнего поколения. Хореографическое искусство в рамках образовательной системы стоит особняком. Так как получение знаний и грамотное освоение программы специальных дисциплин полностью отличаются от предметов гуманитарного и технического характера. Возможно
образовательные часы необходимо увеличить путём набора абитуриентов на народное отделение с более раннего возраста. Например, вести приём детей не после девятого класса общеобразовательной школы, а начать раньше, с седьмого класса, как это делают ведущие школы (отделения) народного танца Российской Федерации. Данный аспект, без сомнения, даст положительный эффект. Народная артистка
Казахской ССР, директор АХУ им. А.В. Селезнёва (1975-1986 гг.) Сара Кушербаева в целях подъёма профессионального уровня квалификации «артист ансамбля танца» исключила приём детей «с улицы» и ввела восьмилетний срок обучения. После пяти лет учебы учащихся распределяли на классическое и народное отделения, где необходимо было проучиться еще три года (три старших курса) [2, с.23-24]. Такой грамотный шаг Сары Идрисовны дал свой нужный результат - «народники» выпускались квалифицированными и
конкурентноспособными специалистами в области хореографического искусства. Думаю, что увеличение контрольных цифр приёма на первом году обучения в хореографическом училище (академии) с целью дальнейшего распределения учащихся на курсах на две квалификации является актуальным решением проблемы подъёма профессионального уровня артистов ансамбля танца.
Увеличение образовательных часов и срока обучения естественным образом направляют на пересмотр и корректировку учебной программы. На сегодняшний день артисты ансамбля танца изучают следующие специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, казахский танец, восточный танец, современную хореографию и актёрское мастерство. К сожалению, отсутствует предмет гимнастика и трюковая акробатика, на котором поэтапно и не форсировано изучаются все технически сложные элементы, требующие особого внимания. В школе Игоря Моисеева трюковая акробатика выведена в отдельный учебный предмет. Часы актёрского мастерства, как основополагающей дисциплины в хореографическом искусстве, на квалификации «артист ансамбля танца» сокращены. Данный предмет на третьем курсе вообще не изучается, то есть выпускной класс не сдаёт итоговый экзамен, в который должны быть включены образцы наследия мастеров народной хореографии. Программа трёх курсов народно-сценического танца включает в себя изучение академических (сценических) и народных разделов. Считаю, что академические танцы, как лучшее средство профессионального воспитания пластики тела необходимы для изучения, но не на протяжении всех 2 лет 10 месяцев. Прохождение программы сценических танцев занимает огромное количество времени, тем самым вызывая его нехватку для освоения народных танцев. Трудоустроившись на работу в народный ансамбль, а не в театр оперы и балета, пришедший артист должен продемонстрировать знание именно народного раздела, включающего
в себя вращения, прыжки, выстукивания, дроби, хлопушки, трюковые элементы, движения мелкой техники и др. Возможно, некоторое преобразование системы подготовки артистов ансамбля, а именно увеличение срока обучения или приём абитуриентов раз в три года или пять лет, новая разработка или усовершенствование учебной программы народного отделения, привлечение зарубежных мастеров, стажировка в других учебных заведениях приведут к подъёму уровня данной квалификации, к увеличению профессионализма отечественных ансамблей народного танца.
На выпускном курсе перед педагогом стоит еще одна непростая задача - решение вопроса трудоустройства своих воспитанников. Насколько конкурентно способны выпускники?! На сегодняшний день в Республике Казахстан отсутствует профессиональный коллектив -Государственный ансамбль народного танца, отвечающий всем требованиям модели высококвалифицированного ансамбля, некой визитной карточки страны в области народного танца. Следствием этого является потеря стимула, понимания, некоторое разочарование учащихся на пороге выпуска из стен хореографического училища (академии). Уже много лет существуют Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственный академический
хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н. Надеждиной - образцы масштабных коллективов, ставших поистине культурным брендом России, не теряющих своё мастерство и традиций. Сама модель государственного ансамбля танца -является уникальным ноу-хау советского времени. Творчество Национального
заслуженного академического ансамбля танца Украины им. П. Вирского, Государственного академического ансамбля народного танца Молдавии «Жок», Заслуженного ансамбля танца Узбекистана «Бахор» им. М. Тургунбаевой, Таджикского государственного ансамбля танца «Лола», Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР и других стало богатым кладезем национального фольклора Советского Союза. Период 90-х годов XX века оказался непростым не только для искусства, но и для жизни общества в целом. К сожалению, не все постсоветские республики смогли сохранить соответствующий уровень ансамблей народного танца, некоторые вовсе распались. Думаю, что наша общая миссия - возродить и приумножить былую славу отечественных коллективов путём обогащения их специалистами -квалифицированными кадрами квалификации
«артист ансамбля танца». Хотелось бы, чтобы в нашей стране существовал национальный коллектив, достойно представлявший народную хореографию на мировой арене. В настоящее время труппа театра «Астана Балет», имеющая национальный блок, состоит из выпускников не только классического, но и народного отделений. Репертуар нацблока включает в себя номера из наследия мастеров XX века и постановки современных отечественных балетмейстеров.
На сегодняшний день выпускники народного отделения продолжают обучение на ступенях бакалавриата и магистратуры ВУЗов, трудоустроены в ансамбли «Салтанат», «Шалкыма», «Алтынай», «Наз» и др. Исходя из бесед со своими воспитанниками - артистами ансамбля танца Казахской национальной академии хореографии, сделаю вывод, что желаемым местом для их трудоустройства является театр «Астана Балет». К сожалению, театр не может ежегодно принимать артистов ансамбля танца, вакантные места ограничены. Тем более, в первую очередь, принимаются артисты балета. Возможно, если бы национальный блок отделился от состава общей балетной труппы и стал самостоятельным государственным ансамблем танца на базе театра, то проблема трудоустройства в какой-то мере была бы решена. В таком случае труппа ансамбля имела бы свои цифры приёма кадров, проводила бы конкурс для приёма на работу среди выпускников квалификации «артист ансамбля танца».
Заключение. Роль народного танца в истории мировой хореографии неоценима. Республика Казахстан, будучи традиционным государством, должна сохранить и приумножить наследие отечественных и зарубежных мастеров. Квалификация «артист ансамбля танца» преследует цель не только подготовить артиста-профессионала, но и воспитать достойного гражданина общества, патриота свой страны, толерантно относящегося к культурам других народов. В данной статье были выявлены определённые педагогические проблемы, встречающиеся в процессе обучения артистов ансамбля танца, даны некоторые рекомендации для их решения.
Урегулирование рассмотренных
педагогических проблем влечёт за собой полное изменение системы современной
профессиональной подготовки обучающихся народного отделения. Безусловно, внесение рекомендованных преобразований в
квалификацию «артист ансамбля танца», требует оценки экспертов, затраты времени, пересмотра
государственного финансирования на образование и т.д., что уже является определённым барьером внедрения авторских предложений в учебный процесс. Однако, в случае решения выявленных проблем руководством хореографического училища (академии) при поддержке Министерства культуры Республики Казахстан, предполагается,
что школа народного танца страны может выйти на новый уровень, а именно: увеличится количество желающих обучаться народному танцу, повысится уровень профессиональной подготовки выпускников данного отделения, вследствии чего возрастёт профессиональный уровень ансамблей народного танца.
Литература:
1. Анисимова Е.Н. Исследование мотивации профессиональной деятельности будущих артистов балета / Е.Н. Анисимова // Наука. Образование. Общество. - 2016. - № 3 (9). - С. 7-12.
2. Ахмадиев А.Р. Об истории становления квалификации «артист ансамбля танца» в хореографическом образовании Республики Казахстан: сб. статей / А.Р. Ахмадиев // Педагогические исследования в современном мире: проблемы, опыт, достижения; Центр повышения квалификации «ДАМУ». - Темиртау, 2021. - С. 21-25.
3. Досбатыров Д.К., Канапьянова Г.М. Казахский танец / Д.К. Досбатыров, Г.М. Канапьянова: сборник // От фольклора до сценических видов танца / Педагогические аспекты образовательного процесса; ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». - М., 2021. -Вып. 2. - С. 34-42.
4. Кабанова О.Е. Обучение и творческое воспитание детей, как будущих профессиональных исполнителей ансамбля народного танца: сборник / О.Е. Кабанова // От фольклора до сценических видов танца; ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». - М., 2019. - С. 26-30.
5. Каримов М.А., Силкин П.А. Урок классического танца - фундамент в овладении элементами народно-сценического танца / М.А. Каримов, П.А. Силкин // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2012. - № 2 (28). - С. 159163.
6. Карпенко И.А., Карпенко В.Н., Новикова А.В. Методика построения и ведения урока народно-сценического танца как основа учебно-педагогического процесса / И.А. Карпенко, В.Н. Карпенко, А.В. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5-2. - С. 76-81.
7. Кензикеев Р.В., Саитова Г.Ю. Современное состояние хореографического искусства Казахстана / Р.В. Кензикеев, Г.Ю. Саитова // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). -2016. - № 9 (13). - С. 5-9.
8. Кульбекова А.К. Казахский танец: вопросы сохранения традиционной хореографии и перспективы развития народного танца в Республике Казахстан / А.К. Кульбекова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2008. - № 2. - С. 263-267.
9. Моисеев И.А. Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь / И.А. Моисеев. - М.: Согласие, 1996. - 224 с., ил.
10. Никитин В.Ю. Критерии профессионализма в хореографическом искусстве / В.Ю. Никитин // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2019. - № 4. - С. 107-125.
11. Полякова А.С. Танец постфолк как способ актуализации народного танца в современной хореографической культуре / А.С. Полякова // Arts Academy. - 2019. - № 2 (11). - С. 25-31.
12. Степь, очарованная танцем.: Эссе и очерки; сост. Д. Накипов. - Алматы: СаГа, 2011. - 284 с. + 40 с. ил.
13. Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана / Л.П. Сарынова - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с., 23 л. ил.
14. Agrteh. О работе психолога колледжа [Электронный ресурс]: сайт Уссурийского агропромышленного колледжа / Agrteh. - Режим доступа: http://agrteh.ru/kabinet-psikhologa/o-rabote-psikhologa-kolledzha
15. Portalpedagoga. Легче научить, чем переучить [Электронный ресурс] / Всероссийский сайт для педагогов. - Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=30897
16. Facebook. К 50-летию "Народного отделения" Алматинского хореографического училища им. А. Селезнёва [Электронный ресурс]: социальная сеть. -Режим доступа: https://www.facebook.com/ photo.php?fbid=1181506848877306&set=pb.1000105400 65106.-2207520000
References:
1. Anisimova E.N. Study of the motivation of professional activity of future ballet dancers / E.N. Anisimova // Science. Education. Society. - 2016. - № 3 (9). - P. 7-12.
2. Akhmadiev A.R. On the history of the formation of the qualification "dance ensemble artist" in the choreographic education of the Republic of Kazakhstan
collection of articles / A.R. Akhmadiev // Pedagogical research in the modern world: problems, experience, achievements; Center for advanced training "DAMU". -Temirtau, 2021. - S. 21-25.
3. Dosbatyrov D.K., Kanapyanova G.M. Kazakh dance / D.K. Dosbatyrov, G.M. Kanapyanova: collection // From folklore to stage dances / Pedagogical aspects of the
educational process; FGBOU VO "RSU named after A.N. Kosygin". - M., 2021. - Issue. 2. - S. 34-42.
4. Kabanova O.E. Education and creative education of children as future professional performers of the folk dance ensemble: collection / O.E. Kabanova // From folklore to stage dances; FGBOU VO "RSU named after A.N. Kosygin". - M., 2019. - S. 26-30.
5. Karimov M.A., Silkin P.A. Lesson of classical dance - the foundation in mastering the elements of folk stage dance / M.A. Karimov, P.A. Silkin // Bulletin of the Academy of Russian Ballet I. Vaganova. - 2012. - № 2 (28). - S. 159-163.
6. Karpenko I.A., Karpenko V.N., Novikova A.V. The method of constructing and conducting a folk stage dance lesson as the basis of the educational and pedagogical process / I.A. Karpenko, V.N. Karpenko, A.V. Novikova // Actual problems of the humanities and natural sciences. -2015. - № 5-2. - S. 76-81.
7. Kenzikeev R.V., Saitova G.Yu. The current state of the choreographic art in Kazakhstan / R.V. Kenzikeev, G.Yu. Saitova // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). - 2016. - № 9 (13). - P. 5-9.
8. Kulbekova A.K. Kazakh dance: issues of preserving traditional choreography and prospects for the development of folk dance in the Republic of Kazakhstan / A.K. Kulbekova // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2008. - № 2. - S. 263-267.
9. Moiseev I.A. I remember... A life-long tour / I.A. Moiseev. - M.: Consent, 1996. - 224 p., ill.
10. Nikitin V.Yu. Criteria of professionalism in choreographic art / V.Yu. Nikitin // Bulletin of the Academy of Russian Ballet named after I. Vaganova. -2019. - № 4. - P. 107-125.
11. Polyakova A.S. Post-folk dance as a way of updating folk dance in modern choreographic culture / A.S. Polyakova // Arts Academy. - 2019. - № 2 (11). - S. 25-31.
12. Steppe, enchanted by dance.: Essays and essays; comp. D. Nakipov. - Almaty: Saga, 2011. - 284 p. + 40 s. ill.
13. Sarynova L.P. Ballet art of Kazakhstan / L.P. Sarynova - Alma-Ata: Science, 1976. - 176 p., 23 sheets. ill.
14. Agrteh. About the work of a college psychologist [Electronic resource]: website of the Ussuriysk Agro-Industrial College / Agrteh. - Access mode: http://agrteh.ru/kabinet-psikhologa/o-workote-psikhologa-kolledzha
15. Portalpedagoga. It is easier to teach than to retrain [Electronic resource] / All-Russian website for teachers. -Access mode: https://portalpedagoga.ru/servisy/ publik/publ?id=30897
16. Facebook. To the 50th anniversary of the "People's Department" of the Almaty Choreographic School. A. Selezneva [Electronic resource]: social network. - Access mode: https://www.facebook.com/ photo.php?fbid=1181506848877306&set=pb.1000105400 65106.-2207520000
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторе:
Ахмадиев Айдар Рашитович (г. Нур-Султан, Казахстан; г. Москва, Россия), преподаватель специальных дисциплин, Казахская национальная академия хореографии; аспирант, Московская государственная академия хореографии, e-mail: [email protected]