Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗЦОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗЦОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА / ОБРАЗЦЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ / НАСЛЕДИЕ И РЕПЕРТУАР / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HERITAGE OF CHOREOGRAPHIC ART / SAMPLES OF FOLK STAGE DANCE / PEDAGOGICAL METHODS OF STUDYING THE CHOREOGRAPHIC DISCIPLINES / METHODOLOGICAL PROBLEMS OF CHOREOGRAPHIC PEDAGOGY / HERITAGE AND REPERTOIRE / ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT / ARTISTIC AND CREATIVE METHODS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Бердник Мария Станиславовна, Султан Румия Гарифулаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов - педагогов, исполнителей в области хореографического искусства. Приводится анализ научной литературы, в которой рассматриваются педагогические методы подготовки специалистов на основе изучения образцов хореографического наследия народно-сценического танца, созданных ведущими балетмейстерами в государственных ансамблях народного танца России, в русских народных хорах и ведущих творческих любительских хореографических коллективах. Определены традиционные и инновационные методы обучения в ходе освоения образцов хореографического наследия народно-сценического танца в вузах культуры, а также способы их сохранения и развития. Раскрываются образовательно-педагогические аспекты сохранения и развития традиций национального хореографического творчества в системе современного образования. Рассмотрены словесные, наглядные, практические методы, а также метод художественно-творческого развития по изучению образцов хореографического наследия народно-сценического танца в процессе обучения студентов. Приводятся способы применения педагогических методов в области теории и методики преподавания образцов хореографического наследия народно-сценического танца и их влияние на формирование знаний, умений в процессе становления профессиональных навыков выпускника. Представлен анализ взаимосвязи теории, методики и практики как необходимого условия преподавания дисциплины «Народно-сценический танец», приводятся примеры применения педагогических методов и способов совершенствования техники исполнения народно-сценического танца, способствующие повышению профессионального мастерства студентов. Обозначен ряд основных направлений, которые необходимо реализовывать при подготовке специалистов в области хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Бердник Мария Станиславовна, Султан Румия Гарифулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE AND TRADITIONAL METHODS OF TRAINING THE DEVELOPMENT OF SAMPLES OF THE CHOREOGRAPHIC HERITAGE OF FOLK SCENE DANCE BY FUTURE CHOREOGRAPHIC SPECIALISTS

The article deals with topical issues of professional training the specialists-teachers, performers in the field of choreographic art. The article analyzes the scientific literature that considers pedagogical methods in the system of training the specialists based on samples of the choreographic heritage of folk stage dance created by leading choreographers in the state folk dance ensembles of Russia, Russian folk choirs and leading creative amateur choreographic groups. Traditional and innovative methods of teaching samples of choreographic heritage of folk stage dance in higher education institutions of culture, as well as ways to preserve and develop them, are defined. The article reveals the educational and pedagogical aspects of preserving and developing the traditions of national choreographic creativity in the system of modern education. Verbal, visual, practical methods, as well as a method of artistic and creative development for studying the samples of the choreographic heritage of folk stage dance in the process of teaching the students are considered. Applying the pedagogical methods in the field of theory and methods of teaching samples of choreographic heritage of folk stage dance, their influence on the formation of knowledge and skills in the process of developing the professional skills of graduates are given. The article considers the relationship between methodology, theory and practice as a necessary process in modern areas of teaching by teachers of the discipline “folk stage dance,” provides examples of the use of pedagogical methods and ways to improve the technique of performing folk stage dance, which contribute to improving the professional skills of students. A number of main directions that must be performed training the specialists in the field of choreographic art are defined.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗЦОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ»

gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 5, pp. 179-182. (In Russ.).

6. Vakhrushev S.A., Vakhrusheva L.P. Nekotorye osobennosti vospitaniya i raboty s muzykal'no odarennymi det'mi v muzykal'nykh shkolakh i uchilishchakh iskusstva [Vakhrusheva L.P. Some features of education and work with musically gifted children in music schools and art schools]. Russkie narodnye instrumenty: istoriya, teoriya, metodika [Russian folk instruments: history, theory, methodology]. Krasnoyarsk, KGAMiT Publ., 2014, pp. 42-50. (In Russ.).

7. Gindullin R.M. Formirovanie navykov kollektivnogo muzitsirovaniya v detskikh orkestrakh i ansamblyakh russkikh narodnykh instrumentov [Formation of skills of collective playing music in children's orchestras and ensembles of Russian folk instruments]. Moscow, MGUKil Publ., 2008. 120 p. (In Russ.).

8. Gorchakova L.N. Russkie narodnye instrumenty - dusha naroda [Russian folk instruments - the soul of the people]. Muzykal'no-pedagogicheskoe nasledie D.B. Kabalevskogo i aktual'nye problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: mat-ly Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Musical and pedagogical heritage of D.B. Kabalevsky and actual problems of modern music education. Materials of the All-Russian Scientific Conference]. Taganrog, 2018, pp. 153-156. (In Russ.).

9. Lesovichenko A.M. Evropeyskie muzykal'no-kul'tovye kanony [European musical and cult canons]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 223 p. (In Russ.).

10. Lesovichenko A.M. Master initsiativy [Master of Initiative]. Muzyka i vremya [Music and Time], 2012, no. 9, pp. 15-16. (In Russ.).

11. Lesovichenko A.M. Sotsial'no-kul'turnyy potentsial muzykal'nogo festivalya v vuze [Socio-cultural potential of the music festival at the university]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 2019, no. 1, pp. 126-135. (In Russ.).

12. Primerov N.A. Narodnaya kul'tura i formirovanie dukhovno-nravstvennogo potentsiala lichnosti [Folk culture and the formation of the spiritual and moral potential of the individual]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2014, no. 1, pp. 151-158. (In Russ.).

13. Sapozhnikov P.I. Ispolnitel'stvo na russkikh narodnykh instrumentakh kak sfera akademicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya [Performance on Russian folk instruments in the field of academic music education]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [ArtEducation and Science], 2015, no. 4, pp. 142-152. (In Russ.).

14. Shaimova L.I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v protsesse igry na narodnykh instrumentakh: ot velikorusskogo orkestra - k nashim dnyam [Spiritual and moral education in the process of playing folk instruments: from the Great Russian orchestra to our days]. Rossiyskoe obshchestvo i Pravoslavnaya Tserkov': uroki istorii: mat-ly XIII Mezhdunar. nauch.-obrazov. Znamenskikh chteniy [Russian Society and the Orthodox Church: history lessons. Materials XIII international scientific images. Znamensky readings]. Kursk, KGU Publ., 2017, pp. 128-131. (In Russ.).

УДК 378.14

ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗЦОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail. ru

Бердник Мария Станиславовна, преподаватель кафедры балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemerovofh-1@yandex.ru

Султан Румия Гарифулаевна, аспирант, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sultanrumiyagarifulaevna@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов - педагогов, исполнителей в области хореографического искусства. Приводится анализ научной литературы, в которой рассматриваются педагогические методы подготовки специалистов на основе изучения образцов хореографического наследия народно-сценического танца, созданных ведущими балетмейстерами в государственных ансамблях народного танца России, в русских народных хорах и ведущих творческих любительских хореографических коллективах.

Определены традиционные и инновационные методы обучения в ходе освоения образцов хореографического наследия народно-сценического танца в вузах культуры, а также способы их сохранения и развития. Раскрываются образовательно-педагогические аспекты сохранения и развития традиций национального хореографического творчества в системе современного образования. Рассмотрены словесные, наглядные, практические методы, а также метод художественно-творческого развития по изучению образцов хореографического наследия народно-сценического танца в процессе обучения студентов. Приводятся способы применения педагогических методов в области теории и методики преподавания образцов хореографического наследия народно-сценического танца и их влияние на формирование знаний, умений в процессе становления профессиональных навыков выпускника.

Представлен анализ взаимосвязи теории, методики и практики как необходимого условия преподавания дисциплины «Народно-сценический танец», приводятся примеры применения педагогических методов и способов совершенствования техники исполнения народно-сценического танца, способствующие повышению профессионального мастерства студентов.

Обозначен ряд основных направлений, которые необходимо реализовывать при подготовке специалистов в области хореографического искусства.

Ключевые слова: наследие хореографического искусства, образцы народно-сценического танца, педагогические методы изучения хореографических дисциплин, методологические проблемы хореографической педагогики, наследие и репертуар, художественно-творческое развитие, художественно-творческие методы, педагогические технологии.

INNOVATIVE AND TRADITIONAL METHODS OF TRAINING THE DEVELOPMENT OF SAMPLES OF THE CHOREOGRAPHIC HERITAGE OF FOLK SCENE DANCE BY FUTURE CHOREOGRAPHIC SPECIALISTS

Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Professor, Acting Dean of the Faculty of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: palileyav@mail.ru

Berdnik Mariya Stanislavovna, Instructor of Department of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kemerovofh-1@yandex.ru

Sultan Rumiya Garifulaevna, Postgraduate, Instructor of Department of National Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sultanrumiyagarifulaevna@mail.ru

The article deals with topical issues of professional training the specialists-teachers, performers in the field of choreographic art. The article analyzes the scientific literature that considers pedagogical methods in the system of training the specialists based on samples of the choreographic heritage of folk stage dance created by leading choreographers in the state folk dance ensembles of Russia, Russian folk choirs and leading creative amateur choreographic groups.

Traditional and innovative methods of teaching samples of choreographic heritage of folk stage dance in higher education institutions of culture, as well as ways to preserve and develop them, are defined. The article reveals the educational and pedagogical aspects of preserving and developing the traditions of national choreographic creativity in the system of modern education. Verbal, visual, practical methods, as well as a method of artistic and creative development for studying the samples of the choreographic heritage

of folk stage dance in the process of teaching the students are considered. Applying the pedagogical methods in the field of theory and methods of teaching samples of choreographic heritage of folk stage dance, their influence on the formation of knowledge and skills in the process of developing the professional skills of graduates are given.

The article considers the relationship between methodology, theory and practice as a necessary process in modern areas of teaching by teachers of the discipline "folk stage dance," provides examples of the use of pedagogical methods and ways to improve the technique of performing folk stage dance, which contribute to improving the professional skills of students.

A number of main directions that must be performed training the specialists in the field of choreographic art are defined.

Keywords: heritage of choreographic art, samples of folk stage dance, pedagogical methods of studying the choreographic disciplines, methodological problems of choreographic pedagogy, heritage and repertoire, artistic and creative development, artistic and creative methods, pedagogical technologies.

DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-238-245

В системе профессионального хореографического образования изучение неповторимых образцов хореографического наследия народно-сценического танца, созданного ведущими балетмейстерами всего мира, является одним из важных компонентов в системе обучения студентов, наряду с такими дисциплинами, как «Русский народный танец», «Современный танец (джаз, модерн)», «Классический танец», «Историко-бытовой танец». В вузах культуры по некоторым направлениям подготовки введена такая дисциплина, как «Наследие и репертуар», в ходе ее изучения студенты сталкиваются с яркими традициями сценического воплощения танцев разных народов России и мира. Как утверждает Л. Ф. Спирин, «у каждого народа... своя координация движений, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент» [4, с. 19]. Изучение образцов или репертуара хореографического наследия народно-сценического танца способствует соединению основных художественно-педагогических методов и приемов в освоении студентами стиля, манеры и техники исполнения, что дает им возможность решать разносторонние и сложные творческие задачи, возникающие перед ними как перед будущими хореографами и исполнителями ансамблей народного танца.

Современное развитие отечественной образовательной отрасли профессионального хореографического искусства ставит новые задачи в создании педагогических условий для изучения

образцов хореографического наследия народно-сценического танца, совершенствования сложившихся принципов и методов обучения, опирающихся на научно обоснованную и практически выверенную методологическую платформу. Возрождение и сохранение народных танцевальных традиций наряду с освоением образцов хореографического наследия народно-сценического танца является одной из актуальных педагогических задач современной хореографии. Выпускники вузов культуры, прошедшие обучение по направлениям «Хореографические искусство» и «Хореографическое исполнительство», осуществляют свою педагогическую и балетмейстерскую деятельность в любительских и профессиональных коллективах. Они воссоздают и развивают варианты фольклорного исполнения танцевального народного творчества, применяя определенные способы их сценической интерпретации.

Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении многоаспектного характера преподавательской деятельности на основе образцов хореографического наследия народно-сценического танца, в обосновании современных форм, средств и методов педагогического воздействия и многостороннем использовании их в процессе учебных занятий. Рассматриваемая проблема вызвана потребностью общества в подготовке специалистов народно-сценического танца в связи с изменившимися требованиями к сохранению и развитию традиций национальной танцевальной культу-

ры, адаптации молодых специалистов-хореографов в современном социокультурном пространстве в стране и мире в целом.

Таким образом, целью данной статьи является определение педагогических условий оптимального сочетания традиционных и инновационных педагогических методов в ходе изучения образцов хореографического наследия народно-сценического танца в вузах культуры в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и исполнителей народно-сценического танца.

Задачи исследования:

- определить педагогические методы оценки качества освоения обучающимися образцов хореографического наследия народно-сценического танца;

- выделить теоретические и практические аспекты применения инновационных технологий в организации занятий по освоению образцов хореографического наследия народно-сценического танца в вузах культуры;

- выявить методы развития творческо-ис-полнительских свойств обучающихся в процессе реализации педагогических принципов в преподавании образцов хореографического наследия народно-сценического танца в вузах культуры.

Исследователи народной хореографии Н. И. Заикин, И. А. Моисеев, Г. Я. Власенко, Н. С. Надеждина, Т. Д. Устинова в своей профессиональной деятельности собирали образцы танцевального фольклора народов России и мира, сценически обрабатывали, пополняя репертуар государственных ансамблей народного танца, русских народных хоров, тем самым сохраняя его путем трансляции на сценических площадках. Созданные ими произведения приобретали качественно новый уровень не только в композиционном построении, но и в демонстрации высокого исполнительского мастерства. В связи с этим возникла необходимость не только в подготовке исполнителей народного танца высокого уровня в образовательных учреждениях культуры, но и подготовке преподавателей, балетмейстеров как для профессиональных коллективов, так и для любительских с учетом современных образовательных технологий.

Проблемам совершенствования сложившихся форм и методов изучения и преподавания образцов хореографического наследия народно-сценического танца в образовательных

учреждениях культуры как направлению хореографического искусства и сфере педагогической деятельности посвящены труды таких авторов, как А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, Л. И. Бочаров, Ю. И. Алексютович, Г. Ф. Богданов, А. А. Борзов, Г. П. Гусев, А. А. Климов, Н. И. Смолянинова, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устинова и других, раскрывающих особенности изучения данных образцов, а также создавших совокупность педагогических форм и методов практико-ориентированных концепций о хореографическом образовании.

В своих работах ведущие исследователи русского народного танца Т. А. Устинова, Н. И. Заи-кин, М. П. Мурашко достаточно широко раскрывают способы и методы сохранения образцов народного танца. Сопоставляя и сравнивая их с целями и задачами дисциплин «Народно-сценический танец», «Русский народный танец», «Наследие и репертуар» в образовательных учреждениях культуры среднего и высшего звена, мы находим весьма противоречивые походы к выбору современных технологий в методике обучения образцам хореографического наследия народно-сценического танца.

Новизна данной статьи заключается в поиске вариантов решения теоретико-методологических задач современной хореографической педагогики в области преподавания дисциплин «Наследие и репертуар», «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Хореографический ансамбль: народный танец», освоение которых опирается на изучение образцов народной хореографии и предполагает применение преподавателем комплекса взаимосвязанных традиционных и инновационных методов обучения при подготовке хореографа-профессионала. В системе профессионального хореографического образования качество образовательного процесса, совместно реализуемого педагогом и студентами в группе и индивидуально, зависит от выбора методов и подходов к оценке качества освоения обучающимися образцов хореографического наследия народно-сценического танца, творческого роста обучающего, его исполнительского уровня и выносливости.

Многолетняя практика обучения хореографическому искусству основывается на традиционной форме передачи информации от педагога к обучающемуся с использованием следующих методов: словесных, наглядных, прак-

тических и др., имеющих огромное значение для художественно-творческого развития студентов. Изучение образцов хореографического наследия народно-сценического танца предполагает освоение программы соответствующих дисциплин, в содержание которых входят разделы, раскрывающие роль и место народного танца в образовательной системе профессиональной хореографической подготовки специалистов; историю и теорию становления и формирования народно-сценического танца, методику его преподавания; основные принципы, содержание и способы обучения народно-сценическому танцу в концепции высшего образования, овладение техникой, стилем и манерой исполнения основных технически сложных танцевальных элементов, разнообразных форм и видов танца и танцевальных образцов народов мира.

Исходя из содержания учебных дисциплин, словесные методы передачи информации необходимо использовать в таких формах занятий, как лекционные, лекционно-практические, индивидуальные, где происходит знакомство обучающихся с особенностями национальной танцевально-музыкальной культуры народов России и мира. Освоение методики и техники, манеры и стиля исполнения основных элементов народно-сценического танца у станка и на середине зала опирается на педагогический метод показа, который также применяется и в оценке качества освоения обучающимися всех аспектов народно-сценического танца.

Задачами преподавателя при использовании словесных методов в освоении образцов хореографического наследия народно-сценического танца являются развитие у обучающихся интереса к народному танцу; формирование необходимых представлений о его красоте и эстетике, через рассказ об изучаемой народности, беседу об историческом пути, формировании хореографического наследия; объяснение правил исполнения и разучивания основных танцевальных движений различных форм и видов танца. Таким образом, используя словесные методы передачи информации на занятиях с обучающимися и обращая их внимание на методически и технически грамотное исполнение не только отдельного танцевального движения, но и танцевальной композиции в целом, преподаватель способствует развитию со-

знательного, вдумчивого отношения к изучаемому материалу, более активной творческой работе.

Следующей группой методов при изучении образцов хореографического наследия народно-сценического танца являются наглядные методы обучения, в основу которых закладывается познавательно-практическая деятельность, которая развивает у обучающихся творческое восприятие, воображение и мышление.

Познавательно-практическая деятельность -неотъемлемый компонент преподавания хореографических дисциплин. Накопленный ведущими хореографами опыт педагогической работы в образовательных организациях сферы культуры демонстрирует возможность развивать, модернизировать методику преподавания, находить нестандартные педагогические методы совершенствования техники исполнения народно-сценического танца, повышать профессиональное мастерство обучающихся, раскрывать «широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира» [1, с. 75].

Использование в педагогической практике наглядных методов обучения позволяет в полной мере закреплять знания и умения обучающихся в области теории, методики и практики при изучении дисциплины «Наследие и репертуар», в основу которой положено практическое изучение мировых образцов народной хореографии, таких как: курская пляска «Тимоня», «Смоленский гусачок» в постановке Т. Устиновой, «Чижовники», «Волжская кадриль» в постановке В. Модзолевского, «Саратовская перехватка», «Самара-городок», «Журавель», балетмейстер Л. Алексеева, «Чи-чердык» - калмыцкий танец, «Семь девушек» -башкирский танец в постановке И. Моисеева, казацкий шуточный танец «Ползунец», кадриль «Девятка» в постановке П. Вирского и др.

Наглядный метод позволяет обучающимся достигнуть пластической подвижности и овладеть многообразными координационными приемами как при исполнении, так и при сочинении танцевальных движений, танцевальных комбинаций и этюдов народно-сценического танца.

В организации и реализации образовательного процесса на основе изучения образцов хореографического наследия народно-сценического

танца немаловажное значение имеет применение инновационных технологий в сочетании с методом художественно-творческого развития обучающихся. Главное отличие инновационных методов от традиционных заключается в модернизации проведения занятий, применении современных технологий в преподавании хореографических дисциплин. Преподаватели используют на занятиях современную цифровую видеотехнику, посредством которой демонстрируются фрагменты выступлений ведущих государственных ансамблей народного танца России и мира, происходит знакомство с результатами творческо-педагогической деятельности ведущих хореографов российских и зарубежных творческих коллективов. Просмотр видеоуроков народно-сценического танца, работ творческих коллективов используется для более качественного усвоения вновь изучаемого или пройденного материала. После просмотра видеоматериала преподаватель и обучающиеся проводят анализ не только уровня исполнительского мастерства артистов, но и методики, техники исполнения танцевальных движений.

Инновационные технологии включают в себя следующие практические и художественно-творческие методы:

- метод художественно-творческого развития личности студента;

- практические методы профессиональной подготовки педагогов-хореографов;

- метод формирования собственного порт-фолио обучающимся;

- демонстрационные методы показа фото-, видеоматериала с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- наглядные методы при посещении репетиций и концертов профессиональных коллективов народного танца;

- практические, словесные и наглядные методы при самостоятельном разборе репертуара классического наследия и передаче его группе студентов.

На взаимосвязь традиционных педагогических методов в образовательном процессе обращают внимание многие балетмейстеры и педагоги хореографических дисциплин. Так, А. А. Телегин в своей работе «Народно-сценический танец и методика его преподавания» приводит подтверждающий аргумент взаимосвязи педагогических

и творческих методов: «Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждения желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи» [6, с. 94].

Приведенные инновационные технологии с использованием практических методов обучения и художественно-творческого развития личности студента рассмотрим на примере проведения практических занятиях ансамбля «Молодой Кузбасс» на базе факультета хореографии Кемеровского государственного института культуры (художественный руководитель, доцент кафедры народного танца А. А. Бондаренко).

Выявление творческой индивидуальности обучающихся, воспитание их пластической выразительности в области исполнительской культуры образцов хореографического наследия народно-сценического танца - одна из основных задач ансамбля народного танца «Молодой Кузбасс». Участниками ансамбля являются студенты факультета хореографии, обучающиеся по трем направлениям подготовки: «Хореографическое искусство», «Хореографическое исполнительство», «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом».

Работа балетмейстера-педагога в ансамбле народного танца сложна и многообразна. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, в основу творческо-педа-гогической деятельности по работе с исполнителями заложены обязательные знания технологии балетмейстерского и репетиторского труда, знания методов и средств хореографии для создания художественно-творческой среды, которые связаны с развитием у будущих специалистов-хореографов таких качеств, как уровень интеллекта, психическая уравновешенность, широта кругозора, образное мышление, способность хореографического видения, степень осознания гуманитарных задач, которые стоят перед искусством, постоянное стремление к поиску новых танцевальных идей, свежих решений и самосовершенствованию.

В балетмейстерской, репетиционной и педагогической работе метод художественно-творческого развития личности студента при проведении занятий в ансамбле в полной мере приемлем для раскрытия педагогических способностей хореографа как руководителя. Педагогу необходимо сформировать конкретные методы художественно-творческого развития обучающихся, суметь передать им определенные знания в области народной хореографии, привить им соответствующие танцевальные умения и навыки.

Одним из главных, основополагающих методов преподавания народного танца в ансамбле народного танца является практический показ танцевальных движений и их пояснение. Преподаватель должен так показать танцевальную комбинацию или фрагменты танца, чтобы студенты смогли понять танцевальные движения, связанные с ними объяснения и на этой основе построить свою собственную танцевальную деятельность. С учетом этих моментов постановка пляски «Кузбасская веселуха» в ансамбле «Молодой Кузбасс» происходит следующим образом: художественный руководитель эмоционально-образно показывает танцевальные движения, сопровождая их краткими и увлекательными сведениями, при этом обращает внимание артистов ансамбля на тот факт, что показ народно-сценического танца (или его фрагментов) должен быть конкретным и пластически выразительным. Педагог побуждает студентов «вглядеться» в танцевальную комбинацию, ее отдельные фигуры, движения, увидеть их характерные особенности, так как источником знаний и впечатлений здесь будет не слово, а танец и его наглядно воспринимаемые свойства. При этом главное для педагога - привлечь внимание студентов к танцевальной лексике, манере и стилю исполнения. Усвоив эмоционально-образное,

технически грамотное исполнение танцевальных движений, студенты-артисты ансамбля «Молодой Кузбасс» достойно представляют репертуар ансамбля на сценической площадке. Зрители всегда с большим удовольствием и наслаждением воспринимают их.

Преподавателями кафедры народного танца Кемеровского государственного института культуры, имеющими многолетний опыт педагогической работы, проанализированы занятия по дисциплинам «Наследие и репертуар», «Теория, методика и практика народно-сценического танца, русского народного танца», «Хореографический ансамбль: русского танца, народно-сценического танца, национальной хореографии», в содержание которых включены образцы хореографического наследия народно-сценического танца, а также изучена репетиционная работа ансамбля «Молодой Кузбасс». Данные исследования подтверждают, что одной из важных задач педагога-хореографа является грамотное использование педагогических методов и что это, в свою очередь, залог успешности педагогического процесса.

Сохранившиеся образцы хореографического наследия народно-сценического танца - это подлинные ценности культуры современного общества. В педагогической деятельности они не только являются средством воспитания и обучения будущих специалистов-хореографов, но и обеспечивают сохранность и целостность традиций национальной хореографической культуры народов России и мира. Профессиональная деятельность преподавателя народно-сценического танца, балетмейстера-педагога ансамбля народного танца в образовательных организациях сферы культуры вносит существенный вклад в сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры.

Литература

1. Ендржеевская З. В. Освоение традиционного танца в фольклорном коллективе / ГЦНТ. - Красноярск: Класс Плюс, 2018. - 84 с.

2. Морозов Д. В. Традиционная народная хореография: проблемы образования и воплощения в современных народно-хоровых коллективах // От фольклора до сценических видов танца: сб. мат-лов науч.-практ. конф. каф. педагогики балета Ин-та слав. культуры. - М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. - Вып. 1. - С. 50-55.

3. Палилей А. В., Буратынская С. В. Формирование индивидуального почерка балетмейстера, педагога-хореографа в вузе культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 45/2. - С. 53-61.

4. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 174 с.

5. Стадник Ю. А. Танцевальный фольклор вепсов // Вестн. СПбГУК. - 2013. - № 3 (16).

6. Телегин А. А. Народно-сценический танец и методика его преподавания. - Самара, 2005. - 229 с.

7. Шилова А. С. Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ века // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2011. - № 342. - С. 94-97.

8. Шилин А. И. Проблема авторства в этнохореографии // Культура и образование: науч.-инфор. журн. вузов культуры и искусств. - 2015. - № 1 (16). - С. 52-58.

References

1. Endrzheevskaya Z.V. Osvoenie traditsionnogo tantsa v fol'klornom kollektive [Mastering of traditional dance is in a folklore collective]. Krasnoyarsk, Class Plus Publ., 2018. 84 p. (In Russ.).

2. Morozov D.V. Traditsionnaya narodnaya khoreografiya: problemy obrazovaniya i voploshcheniya v sovremennykh narodno-khorovykh kollektivakh [The traditional folk choreography: problems of education and embodiment in modern folk-choral collectives]. Ot fol'klora do stsenicheskikh vidov tantsa: sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii kafedry pedagogiki baleta Instituta slavyanskoy kul 'tury [From folklore to stage types of dance. Collection of materials of research and practice conference of department of Pedagogics of ballet of Institute of the Slavic culture]. Moscow, Russian State University named after A.N. Kosygin Publ., 2019, vol. 1, pp. 50-55. (In Russ.).

3. Paliley A.V., Buratynskaya S.V. Formirovanie individual'nogo pocherka baletmeystera, pedagoga-khoreografa v vuze kul'tury [Forming of the individual handwriting of ballet-master, teacher-choreographer in institution of higher learning of culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 45/2, pp. 53-61. (In Russ.).

4. Spirin L.F. Teoriya i tekhnologiya resheniya pedagogicheskikh zadach [Theory and technology of solving pedagogical problems]. Moscow, Russian Pedagogical Agency Publ., 1997. 174 p. (In Russ.).

5. Stadnik Yu.A. Tantseval'nyy fol'klor vepsov [Vepsian folklore]. Vestnik SPbGUK [Bulletin of SPbSUK], 2013, no. 3 (16). (In Russ.).

6. Telegin A.A. Narodno-stsenicheskiy tanets i metodika ego prepodavaniya [Folk-stage dance and methods of teaching]. Samara, 2005. 229 p. (In Russ.).

7. Shilova A.S. Russkiy tanets kak iskusstvo stsenicheskoe: ot skomoroshestva do nachala XX veka [Russian dance as a stage art: from buffoonery to the beginning of the twentieth century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2011, no. 342, pp. 94-97. (In Russ.).

8. Shilin A.I. Problema avtorstva v etnokhoreografii [The authorship problem in ethno-choreography]. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informatsionnyy zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv [Culture and Education: Scientific and Information Journal of High Schools of Culture andArts], 2015, no. 1 (16), pp. 52-58. (In Russ.).

УДК 37.02:78

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Дыганова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры татари-стики и культуроведения, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, РФ). E-mail: dirigerdea@mail.ru

Явгильдина Зилия Мухтаровна, доктор педагогических наук, профессор, и. о. проректора по научной работе, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: zilia.javgi@ gmail.com

В статье определяется значение творческой самореализации школьников и коллективного музыкального исполнительства. С опорой на анализ научной литературы авторами предлагается определение творческой самореализации личности как целенаправленного процесса, инициируемого внутренней потребностью индивида, проявляющегося в активной творческой деятельности на основе потенциала личности, приводящего к положительному личностно значимому результату творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.