Научная статья на тему 'Школа историка В. С. Меметова: взгляд из Петербурга'

Школа историка В. С. Меметова: взгляд из Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков В. С.

Прослеживается трансформация оценки петербургских ученых в отношении деятельности В. С. Меметова: от восприятия как одного из ряда ученых-интеллигентоведов до признания его своеобразным феноменом современной историографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа историка В. С. Меметова: взгляд из Петербурга»

В. С. Волков

ШКОЛА ИСТОРИКА В. С. МЕМЕТОВА:

ВЗГЛЯД ИЗ ПЕТЕРБУРГА

Я не ставлю себе задачу раскрыть черты научной школы интеллигентоведения, сложившейся вокруг ее лидера В. С. Меметова, даже в виде краткого обобщающего очерка, как, например, я сделал это относительно ленинградской-петербургской школы1. Ограничусь рассказом о том, как воспринимаются петербургскими историками результаты научных исследований юбиляра и как оценивается его роль в организации изучения истории интеллигенции. Разумеется, здесь высказано преимущественно мое мнение, но оно формировалось не без влияния коллег, работающих в Петербурге, и во многом совпадает с их оценками.

Фамилия В. С. Меметова стала упоминаться в Ленинграде после выхода в свет его монографии «Защищая Москву. Интеллигенция столицы в период битвы под Москвой» (М., 1979). Это была далеко не первая его публикация, но именно она создала ему научное имя. Я узнал о ней на научном семинаре, посвященном 35-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, из выступления кандидата исторических наук Е. Л. Алексеева, изучавшего роль научной интеллигенции в укреплении Вооруженных сил СССР в годы войны. Он сослался на нее в подтверждение тезиса о том, что в историографии доминирует внимание к роли художественной интеллигенции в достижении Победы, в то время как вклад других профессиональных отрядов интеллигенции в защиту Отечества раскрыт еще недостаточно. В дальнейшем ссылки на книгу Валерия Сергеевича стали постоянными при обсуждении духовного фактора в достижении победы советского народа над фашистскими захватчиками. Монография заняла достойное место на моей книжной полке, а когда я начал читать спецкурс по истории советской интеллигенции, она стала моей настольной книгой наряду с работами Л. К. Ермана, С. А. Федюкина, В. Л. Соскина, Г. Л. Соболева и других лидировавших в то время историков интеллигенции.

Наше личное знакомство произошло в Ленинградском институте повышения квалификации преподавателей общественных наук в начале 1980-х годов. По первому впечатлению я принял его за человека из военного сословия на основании его собранности, целеустремленности, взвешенности и четкости суждений и ответственного отношения к делу. Позже я убедился, что эти качества могут быть и у гражданского ученого-гуманитария. С этого времени началось наше сотрудничество, дополнившееся позже дружбой. С середины 1970-х годов кафедра истории КПСС Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, где я

подготовил свою кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, а с 1967 года стал заведовать ею, начала играть роль одного из центров по исследованию истории интеллигенции: здесь возникло межкафедральное объединение по изучению интеллигенции: регулярно, почти ежегодно, издавались сборники статей, было опубликовано несколько монографий, традиционные Герценовские чтения стали привлекать из других городов историков культуры и интеллигенции. В 1984 году Валерий Сергеевич оказал нам честь, поместив в сборнике ЛГПИ им. А. И. Герцена свою статью о творческих союзах и

художественных коллективах в годы Великой Отечественной

~ 2 войны .

Перед петербургской научной общественностью В. С. Ме-метов непосредственно предстал в 1996 году в качестве

участника научной конференции «Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века». Его доклад был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме — традициям и преемственности разных поколений интеллигенции, в первую очередь — российской дореволюционной и советской. Докладчик доказывал, что, несмотря на исторический перелом 1917 года, «связь времен» не прерывалась: новое, советское поколение интеллигенции унаследовало знания, переданные ему «старой» профессурой, были сохранены традиции подвижнической профессиональной деятельности интеллигентов. С его тезисами можно было согласиться, можно было полемизировать, но его четкая научная и гражданская позиция не могла не вызывать

уважение, тем более, что доклад был сделан в период разгула антисоветизма в исторической публицистике.

До конца 1980-х годов В. С. Меметов воспринимался в кругу ленинградских историков как один из перспективных ученых, работающий последовательно и целеустремленно. На его публикации ссылались аспиранты и докторанты в своих диссертациях, имя его стало постоянно звучать на научных конференциях. Но все-таки он воспринимался как «один из ряда...». Оценка стала меняться с конца 1980-х годов, после того как Валерий Сергеевич возглавил кафедру истории КПСС (позже — кафедра истории и культуры России) в Ивановском государственном университете, стал ежегодно проводить конференции, публиковать сборники статей и формировать свою научную школу. В научных кругах Петербурга стало складываться представление о В. С. Меметове как своеобразном феномене отечественной историографии.

Его отличительной чертой является многогранность: прежде всего, он исследователь-новатор, автор большого числа публикаций, существенно повлиявших на прогресс историографии интеллигенции; он, вместе с тем, крупный организатор науки, заведующий кафедрой истории и культуры России, руководитель Межвузовского Центра гуманитарного образования, директор НИИ интеллигентоведения, главный редактор междисциплинарного журнала «Интеллигенция и мир», бессменный председатель оргкомитетов по проведению международных конференций, посвященных интеллигенции, председатель диссертационного совета, мудрый наставник молодых ученых, аспирантов и докторантов, яркий, своеобразный лектор. Присущий В. С. Меметову высокий уровень интеллекта, широкая эрудиция, целеустремленность, выдающиеся организаторские способности позволили ему ярко проявить себя во всех видах своей деятельности.

Лидерство В. С. Меметова в изучении интеллигенции стало очевидным благодаря его вкладу в разработку методологии интеллигентоведения. Прежде всего нужно подчеркнуть, что сам этот термин утвердился в гуманитарных науках во многом в результате усилий Валерия Сергеевича, который убедительно обосновал необходимость комплексного, всестороннего изучения

интеллигенции учеными разных специальностей: историками, социологами, культурологами, философами, экономистами и т. д. Он не только пропагандировал, но целеустремленно внедрял междисциплинарный (полидисциплинарный) подход к изучению интеллигенции, результаты чего особенно наглядно предстают со страниц редактируемого им журнала «Интеллигенция и мир» (он издается с 2000 г.) и в материалах научных конференций, которые проводятся с 1992 года на базе Ивановского

университета ежегодно. Ученые Петербурга каждое лето с нетерпением ждут выхода в свет сборника материалов очередной конференции, который сразу же становится заметным событием в науке. Конференции в целом и многие доклады на них открыли перспективные направления в исследовании интеллигенции и культуры России. Что же касается журнала, то за 9 лет своей истории он превратился в трибуну российского интеллигентоведения, в чем решающая роль принадлежит его главному редактору.

Исследователям известно, с какой ответственностью

работает В. С. Меметов над понятийным аппаратом интеллигентоведения, как настойчиво добивается от своих учеников точных, емких определений конкретных социальнопрофессиональных групп интеллигенции: художественной,

вузовской, педагогической, церковной и т. д.

Вокруг В. С. Меметова сплотился круг учеников и единомышленников, которые подхватывают и развивают идеи своего лидера. Если взглянуть на всю совокупность публикаций Валерия Сергеевича, диссертаций, выполненных под его

руководством, то бросается в глаза широта их тематического диапазона. В 1960—80-х годах не были редкостью «работы-близнецы» (увы, этот недостаток оказался живучим), выходившие из-под пера аспирантов одного научного

руководителя, толкавшего своих подопечных на проторенный путь: один писал диссертацию о подготовке учительских кадров в годы первой пятилетки, другой в годы второй пятилетки и т. д.; один исследовал проблему на материалах Москвы, другой — Ленинграда, третий — Верхнего Поволжья и т. п. Валерий Сергеевич, как правило, предлагает для исследования оригинальные, малоизученные темы. В итоге его ученики

прокладывают дорогу другим исследователям. Весьма плодотворными стали попытки «удревнить» историю российской интеллигенции в противовес ранее утвердившемуся мнению П. Н. Милюкова о том, что она — детище Петра I. В результате в Ивановском государственном университете появляются работы о приказных служащих, о средневековых русских книжниках, о церковной интеллигенции. То же касается и изучения ряда социально-профессиональных групп интеллигенции — юристов, вузовской интеллигенции, молодой художественной интеллигенции, церковной интеллигенции, которые ранее не были предметом специального научного исследования.

Особо стоит сказать об уникальной творческой атмосфере в диссертационном совете по историческим наукам при Ивановском государственном университете, в котором многие годы председателем является В. С. Меметов. Автор данной заметки участвовал в качестве члена в работе 5 диссертационных советов, в том числе и в совете при Ивановском университете, десятки раз выступал оппонентом во многих советах при вузах России, Украины, Литвы, Латвии, поэтому с полной ответственностью может сказать об уникальности диссертационного совета, возглавляемого Валерием Сергеевичем. Случалось присутствовать на заседаниях советов в некоторых университетах, где защита докторской диссертации занимала полтора-два часа, где вопросы соискателю задавали по шпаргалкам, составленным им самим или его научным руководителем, где председательствующий взывал к членам совета «выступить для стенограммы». Заседания же диссертационного совета в Ивановском университете представляли собой развернутый научный диспут, который мог продолжаться и три, и четыре часа, пока не только не сформируется у каждого члена совета определенное мнение о качестве и значимости диссертации, но будут расставлены точки над <й» и четко обозначены оставшиеся дискуссионными проблемы, требующие дополнительного изучения. Я до сих пор с изумлением вспоминаю, как Валерий Сергеевич на каждом заседании совета выступал в конце дискуссии, и восхищаюсь его самоотверженностью, поскольку он брал на себя задачу подняться над дискуссиями, оценить научную значимость

высказанных идей. Благодаря направляющей роли председателя, заседания совета становились для сложившихся ученых обильным пиршеством ума, интеллекта, а для молодых исследователей — ничем не заменимой школой.

В настоящее время есть все основания заявить, что научная школа В. С. Меметова стала национальным достоянием России, и выразить надежду, что под его руководством она приумножит свой потенциал.

1Примечания

Волков В. С. Ленинградская (Петербургская) школа интеллигентоведения // Меняющаяся Россия в изменяющемся мире. М.; Архангельск, 2001.

2 См.: Партийное руководство деятельностью общественных организаций интеллигенции в период

социалистического строительства. Л., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.