Научная статья на тему 'ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ИНСТРУМЕНТЕ КУШНАЙ'

ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ИНСТРУМЕНТЕ КУШНАЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКА / КУШНАЙ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабажанов Баходир Аллаберганович

Кушнай очень подходит для импровизации. Красивые выступления могут быть исполнены на кушнае во всех музыкальных направлениях, в современном или национальном стиле. Этот музыкальный инструмент, который на первый взгляд кажется простым, относится к числу самых сложных в исполнении музыкальных инструментов. Овладение музыкальным инструментом кушнай является сложной задачей, но исполнитель становится отличным мастером, если справляется с этим сложным процессом. В этой статье представлена информация об инструменте кушнай и его возможности исполнения, школах исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL OF PERFORMING ON THE KUSHNAI INSTRUMENT

Kushnai is very suitable for improvisation. Beautiful performances can be performed in kushnai in all directions, in music in a modern or national style. This musical instrument, which at first glance seems simple, is one of the most difficult musical instruments to perform. Mastering the kushnai musical instrument is a difficult task, but the performer becomes an excellent master if he copes with this complex process. This article provides information about the kushnai instrument and its performance capabilities, performance schools.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ИНСТРУМЕНТЕ КУШНАЙ»

ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ИНСТРУМЕНТЕ КУШНАЙ

Бабажанов Б.А. Email: Babazhanov17164@scientifictext.ru

Бабажанов Баходир Аллаберганович - ведущий преподаватель, Специализированная школа, Самаркандская область, художественный руководитель, Самаркандский областной образцово-показательный ансамбль маком, г. Самарканд,

Республика Узбекистан

Аннотация: кушнай очень подходит для импровизации. Красивые выступления могут быть исполнены на кушнае во всех музыкальных направлениях, в современном или национальном стиле. Этот музыкальный инструмент, который на первый взгляд кажется простым, относится к числу самых сложных в исполнении музыкальных инструментов. Овладение музыкальным инструментом кушнай является сложной задачей, но исполнитель становится отличным мастером, если справляется с этим сложным процессом. В этой статье представлена информация об инструменте кушнай и его возможности исполнения, школах исполнения.

Ключевые слова: традиционное инструментальное исполнительство, музыка, кушнай, исполнитель, произведение.

THE SCHOOL OF PERFORMING ON THE KUSHNAI INSTRUMENT Babazhanov B.A.

Babazhanov Bahodir Allaberganovich - leading Teacher, SPECIALIZED SCHOOL, SAMARKAND REGION, artistic Director,

SAMARKAND REGIONAL EXEMPLARY ENSEMBLE MAKOM, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: kushnai is very suitable for improvisation. Beautiful performances can be performed in kushnai in all directions, in music in a modern or national style. This musical instrument, which at first glance seems simple, is one of the most difficult musical instruments to perform. Mastering the kushnai musical instrument is a difficult task, but the performer becomes an excellent master if he copes with this complex process. This article provides information about the kushnai instrument and its performance capabilities, performance schools.

Keywords: traditional instrumental performance, music, kushnai, performer, work.

УДК788.9

Музыкальный инструмент кушнай состоит из пары трубок длиной 220-250 мм, изготовленных из полого тростника, головка трубок закрыта и концы которых нарезаны ломтиками длиной около 5 сантиметров. Ломтики скреплены нитью так, чтобы они как хомут скользили вверх и вниз. В кушнае открываются семь отверстий для нажатия пальцем. Он имеет диатонический звукоряд в двух октавных диапазонах. В принципе, можно играть в четверть или полноты с помощью губ и открывая отверстия, или, другими словами, можно создать хроматический звукоряд.

Звук кушная имеет сильный тон, но при этом очень душевный. Он в основном используется в сольном, ансамблевом оркестре и в том числе оркетре узбекских народных инструментов. В настоящее время он широко распространен в Хорезмской, Ташкентской и Ферганской долинах.

В Узбекситане есть свои лучшие исполнители кушная. В качестве примера можно вспомнить о Умматкул Кушнай, Ахмаджон Умрзоков из Маргилана, Куронбой Бобожонов, Юлдаш Таджиев, Матрасул Матякубов, Икромжон Матанов из Хорезма и другие.

Фактором, указывающим на возможности инструмента и исполнительные навыки музыкантов, является это музыкальное произведение. Если музыкальное произведение идеально во всех отношениях, то и вероятность идеальности исполнения тоже будет высоким. Сегодня ответственность знающих профессионалов состоит в том, чтобы публиковать новые, современные, всесторонне изученные материалы, создавать публикации, которые говориться о кушнае, но и полное описание других наших национальных музыкальных инструментов. Ведь для того, чтобы представить миру наши музыкальные инструменты и исполнителей, необходимо сочинять музыку, соответствующую современным требованиям. Мы желаем удачи и побед в работе творческим людям и искусствоведам, работающим на этом пути.

Яркие произведения, соответствующие музыкальному инструменту кушнай, такие как "Лирик куй", "Интизор этма", "Маргилон кизлари", "Дилрабо", "Янги Х,ожиниёз 2", "Гулрух", "Дил куйласин", "Шодлик" сочиненные композитором Мухаммаджоном Мирзаевым, подняли исполнение кушнай на новый уровень.

Особенно концерты композитора М. Бафоева, созданные им для кушная и традиционного исполнительского ансамбля, называемые как "Поэма", "Афсона", фантазия, скерцо, и многие пьесы для танбур, уд, дутор, гиджака четко отличаются яркостью, содержанием, сочетаемостью с другими инструментами, полным проявлением музыкальных возможностей. Есть такие произведения как "Учта шаркона ракс" С. Джалила, "Кушик ва ракс" М. Саутова, "Янгра дойра" А. Мансурова, "Концерт для кушнай и симфонического оркестра" Р. Абдуллаева, произведения Х. Рахимова для дутора, рубоба, концерты М. Отаджонова для чанг, кушнай, афганского рубаба, произведения О. Абдуллаева для афганского рубаба, най и дутора.

У композиторов нет произведений, которые создавались бы отдельно для кушная, но можно адаптировать каждое произведение к данному музыкальному инструменту, обладающему национальностью и современностью. Интерес к инсполнению на кушнае сегодня становится все более распространенным среди молодежи. Желательно использовать традицию наставничества при обучении молодежи. В связи с этим очень эффективная работа ведется в музыкальных школах, высших учебных заведениях. Сегодня мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер. В чем мы это видим? В этом случае мы можем привести примеры аудио-, видеозаписей, компакт-дисков или живых исполнений. Или у нас есть уроки, которые составляют обширную аудиторию, которую мы называем "мастер-классами", или сольные концерты старших наставников. С этой точки зрения можно сказать что нынешняя молодежь живет в развитом периоде традиций "наставник и ученик". В давних традициях "наставник и ученик" учитель не только давал ученику указания, но и готовил их к самостоятельной деятельности, а также давал возможность после себя перенять опыт, знания и навыки из поколения в поколение [1].

Прохождение урока, который неразрывно связан с исполнением наставника на кушнае, свидетельствует о проделанной работе с точки зрения формы и методики. В данном случае внимательность ученика к уроку будут полностью привлечены, а также его интерес к нему возрастет. На каждом занятии преподаватель по специальности выбирает инструменты, которые наиболее удобны и результативны, особенно на определенном этапе, для реализации основных вопросов воспитательной работы.

Не обходя учебный материал, который трудно освоить учащемуся, но создавая у учащегося навыки преодоления таких трудностей, можно добиться хороших результатов в освоении исполнения на кушнае. Хотя работа только с легкими учебными материалами не позволяет развить у ученика сложные технические способности, в какой-то степени это может ограничить развитие его общего музыкального мастерства. В зависимости от базовых способностей каждого ученика наставник должен дать ему конкретное задание и регулярно проверять его выполнение.

С самого начала обучения исполнительному процессу необходимо сформировать у студента навыки регулярной самостоятельной работы. Обычно, даже если регулярность трудно достичь, желательно, чтобы такие занятия постепенно становились привычными. В большинстве случаев причина, по которой не готовности домашнего задания, заключается не в плохом отношении ученика к уроку или лености, а в том, что он не до конца понимает задачу, не знает подход к изучению музыкального произведения. Поэтому задача, поставленная для самостоятельной работы, должна быть подробно объяснена, с учетом возможностей студента [2].

Регулярные занятия по анализу изучаемой работы перед тем, как приступить к изучению музыкальной композиции, играют большую роль в исполнительском совершенствовании студента. Например: перед изучением нового произведения надо знакомиться с историей или легендой происхождения музыкального произведения, исполнителями, ключевыми знаками, в какой тональности оно написано, музыкальным оформлением произведения, его динамическими признаками. Ученику объясняются сложные части музыкального произведения.

Умение исполнять вместе с дойра или другими национальными инструментами заставляет учеников ещё усложнять упражнения, чтобы иметь возможность выступать в ансамбле и правильно воспринимать усули дойры.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Абдугаппоров А.А. «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Комилова М.М. Email: Komilova17164@scientifictext.ru

Комилова Муяссар Мавжудовна - главный преподаватель, Ташкентский военный академический лицей «Темурбеклар мактаби», г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются потенциальные возможности использования цифровых технологий в процессе обучения учащихся русскому языку как иностранному. Отмечена эффективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Даны практические рекомендации использования цифровых технологий для расширения диапазона форм и видов учебной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.