ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ Шорахметов Ш. Email: Shorakhmetov17161@scientifictext.ru
Шорахметов Шомахмуд — доцент, кафедра инструментального исполнительства макома, Институт искусства узбекской национальной музыки им. Юнуса Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: жизнь музыкального искусства Узбекистана в новейшее время связана с осуществляемыми в Республике радикальными политическими, экономическими, социальными реформами. Оценивая его объективно, можно видеть, что современная музыкальная среда, с одной стороны, примыкает к огромному потоку социокультурных процессов на пути национального возрождения, духовного очищения, а с другой стороны, сталкивается со сложностями, характерными для переходного периода к рыночной экономике. Естественно, что в результате принятых мер в Узбекистане открылись широкие возможности, необходимые современности для пропаганды и развития направлений народного, национального, в том числе узбекского традиционного музыкального искусства. Ключевые слова: музыка, маком, Шашмаком, Хорезмские макомы, Фергана-Ташкентские макомы, творчество, искусство.
THE STUDY OF NATIONAL HERITAGE IN TERMS OF PERFORMANCE, ACHIEVEMENTS AND SHORTCOMINGS
Shorakhmetov Sh.
Shorakhmetov Shomakhmud - Associate Professor, DEPARTMENT INSTRUMENTAL PERFORMANCE OFMAKOM, YUNUS RAJABI INSTITUTE OF ART OF UZBEK NATIONAL MUSIC, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the life of the musical art of Uzbekistan in recent times is associated with the radical political, economic, and social reforms carried out in the Republic. Evaluating it objectively, we can see that the modern musical environment, on the one hand, is adjacent to a huge flow of socio-cultural processes on the path of national revival, spiritual purification, and on the other hand, faces the difficulties characteristic of the transition period to a market economy. Naturally, as a result of the measures taken, Uzbekistan has opened up wide opportunities and the necessary modernity for the promotion and development of folk, national, including Uzbek traditional musical art. Keywords: music, makom, Shashmakom, Khorezm makoms, Ferghana-Tashkent makoms, creativity, art.
УДК 787.8
Как известно, творчество макома - самая мощная, плодотворная и почетная часть узбекского музыкального наследия. В его состав вошли произведения композиторов разных эпох в разных объемах, циклах и по отдельности, совершенные по форме и содержанию инструментальные произведения и сказания.
В современном независимом Узбекистане в музыкальной практике продолжают внедряться три вида макомов: бухарские макомы (или «Шашмаком»), хорезмские макомы и Фергана-Ташкентские макомы. Отдельно стоит отметить, что традиции макома, сопровождаемые живым процессом, напрямую связаны с композиторским (творчеством) и исполнительским искусством. При этом становится очевидным, что творческий аспект проявляется в двух основных направлениях: одно проявляется в создании новых образцов в соответствии с традициями макома, другое - в интерпретации исполнения произведений макома. Обе эти сферы музыкального творчества ярко проявляются в последние годы.
Маком это выросшая из синкретизма система искусств, в которой ключевое значение имеет именно инструментальная музыка и музыкальные инструменты. Все иные составляющие искусства макома вокальный компонент, хореография, поэтическое слово всегда идут в сопровождении инструментов и структурно взаимосвязаны с инструментальной музыкой. При этом именно инструментальный аспект макома является управляющим, структурообразующим фактором всей системы, объединяющим собою все компоненты этого искусства воедино.
Указанный факт позволяет нам вывести инструментальный компонент искусства макома в отдельный статус феномена, нуждающегося в подробном научном изучении [1].
До недавнего времени считалось, что величественные макомные образцы могут быть непосредственно приняты в качестве почетного наследия и теперь могут быть обновлены и обогащены только посредством исполнительных интерпретаций. Действительно, такая же ситуация наблюдается в живой практике на протяжении многих десятилетий. Но тот факт, что резкое изменение нашей фантазии, для многих стал неожиданностью. В этом отношении народный хофиз Узбекистана, композитор Фаттоххан Мамадалиев своей деятельностью и творчеством сумел не только переработать существующие образцы в традиционном стиле, адаптировать их к голосу или словам, но и полностью доказать, что можно открыть для себя более серьезные новшества. В частности, в 1994-1997 гг. он переработал дошедшие до нас в определенной форме сборники «Мискин», «Насруллойи», «Муножот» с ценными дополнениями [2].
Ф. Мамадалиев оживил и обучил своих учеников таким уникальным образцам макома, как «Кадим Ушшок», «Зикри Ушшок», «Умурзок Полвон Ушшок», которые он много слышал и освоил в молодости у Андижанского мастера-исполнителя Умурзока Полвона Сайдалиева. Наряду с этим, мастер создал новый цикл песен в стиле маком под названием «Савти Фаттохон».
Народный хофиз Узбекистана, известный певец и композитор Орифхан Хотамов обогатил циклы «Ушшок», «Гиря» новыми песенными путями. Благодаря этому было практически доказано, что в современном композиторстве можно создавать все новые и новые уникальные произведения по пути оригинальной традиционной музыкальной мысли. Как сказал наш наставник, народный артист Узбекистана, лауреат ордена великих заслуг Тургун Алиматов: «На изучение одного произведения требуется не так много времени, но для ее профессионального исполнения потребуется много лет" [3].
Известно, что исполнительское искусство играет почти решающую роль в проявлении духовно-художественную красоту, воплощенных в макомах, в живом процессе и доведении их до слушателя. Следовательно, многовековая жизнь и развитие древних и постоянно меняющихся макомов, наряду с рядом факторов, несомненно, неразрывно связаны с высоким исполнительским мастерством певцов и исполнителей.
Из источников известно, что в прошлом в составе ансамбля макома было два танбура, один дутор, один кубуз, гиджак или сато, дойира и несколько певцов-джуровозов. Также сформировались местные типы традиционных ансамблей. В частности, в Бухарской традиции были введены танбур, най и дойира, в Фергано-Ташкентской-танбур и дутар, а в Хорезме-дутар, буламон, гиждак и дойира [2].
На сегодняшний день традиции исполнения ансамбля «Маком» в нашей республике продолжают свое существование в новых формах. Так, ансамбль «Маком» имени Юнуса Раджаби, являющийся ведущим творческим коллективом в Республике, сохраняя позиции танбура и духовых инструментов, играющих важную роль в этом классическом исполнении, вновь широко использует такие инструменты, как уд и канон (наряду с гиждуванской флейтой, кушнаем, чангом, рубобом). Творчески продолжаются художественные традиции, унаследованные от мастеров- исполнителей Юнуса Раджаби и Фахриддина Садикова в исполнении цикла Шашмаком, занимающего основное место в исполнительской программе ансамбля, и Фергана-Ташкентский маком.
Великий наставник, бесценный исполнитель и композитор, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фахриддин Садиков открыл новую страницу в исполнении узбекской музыки. Он сыграл важную роль в полном раскрытии возможностей дутара и исполнении классических произведений. Этот уровень исполнительских стилей Фахриддина Садыкова-воплощает в себе все существующие исполнения и необычные от них действия [4].
Можно без преувеличения сказать, что сегодня почти во всех регионах Узбекистана действуют традиционные макомные ансамбли с разным составом или, во всяком случае, творческие коллективы, которые не «обходят стороной» исполнение макомных образцов. Даже в общеобразовательных школах предпринимались попытки создания ансамбля макома в составе фольклорных коллективов на основе определенного плана и программы.
Отмеченные положительные факты свидетельствуют о том, что сфера макомного исполнительства приобретает все более широкий характер, имеются возможности для различных социальных групп нашего народа пользоваться образцами этого высокого искусства, в том числе в оазисах, где в последние века традиции статусного исполнительства значительно ослабли (например, в Сурхандарье, Кашкадарье и др.). Это радостный случай, конечно.
Список литературы / References
1. Абдуазимов Р.А. Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.
2. Матякубов Ш.Б. Анъанавий ижрочилик тарихи. Методическое пособие для магистров. Ташкент, 2018.
3. Досимбетов Б.Х. Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи. «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.
4. ЗияеваМ. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.
РАБОТА НАД ОПЕРОЙ М. БУРХАНОВА «АЛИШЕР НАВОИ» В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Ахметшина Д.М. Email: Akhmetshina17161@scientifictext.ru
Ахметшина Диляра Марсовна - старший преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение клавиров опер узбекских композиторов является важнейшей темой учебного плана подготовки пианиста-концертмейстера. «В повседневной исполнительской деятельности пианисту-концертмейстеру, - подчеркивает заведующая кафедрой камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана профессор Р. Полатханова, - постоянно приходится соприкасаться с оперным жанром» [1, 5]. Вместе с тем до настоящего времени не существует специальной учебно-методической литературы, посвященной изучению оперных клавиров в классе концертмейстерского мастерства. Это обуславливает необходимость обращения к разработке методических основ работы над клавирами опер в классе концертмейстерского мастерства. Наиболее трудной областью в изучении оперных клавиров является работа над клавирами опер узбекских композиторов, входящих в репертуар Государственного Академического Большого Театра Узбекистана имени Алишера Навои.
Ключевые слова: опера, изучение, музыка, клавир, класс, традиция, эволюция, жанр, ария.
WORK ON THE OPERA «ALISHER NAVOI» BY M.BURKHANOV IN THE CONCERTMASTER CLASS Akhmetshina DM.
Akhmetshina Dilyara Marsovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACCOMPANIMENT SKILLS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: studying the claviers of operas by Uzbek composers is the most important topic of the curriculum for the training of a pianist-accompanist. "In his daily performance, the pianist-accompanist, " emphasizes the head of the Department of Chamber Music and Accompaniment Mastery of the State Conservatory of Uzbekistan, Professor R.Sh. Polatkhanova, "constantly has to come into contact with the opera genre" [1, 5]. At the same time, to date, there is no special educational and methodological literature devoted to the study of opera claviers in the class of accompanist mastery. This necessitates the development of methodological foundations for working on claviers for operas in the class of accompanist mastery. The most difficult area in the study of opera claviers is working on claviers of operas by Uzbek composers included in the repertoire of the State Academic Bolshoi Theater of Uzbekistan named after Alisher Navoi. Keywords: opera, study, music, clavier, class, tradition, evolution, genre, aria.
УДК 078
Благодатным материалом для изучения узбекской оперы в классе концертмейстерского мастерства является клавир оперы «Алишер Навои» Муталя Бурханова - произведение, обобщившее огромный творческий путь выдающегося композитора, его поиски в сфере