Список литературы / References
1. Абдуазимов Р.А. Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.
2. Матякубов Ш.Б. Анъанавий ижрочилик тарихи. Методическое пособие для магистров. Ташкент, 2018.
3. Досимбетов Б.Х. Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи. «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.
4. ЗияеваМ. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.
РАБОТА НАД ОПЕРОЙ М. БУРХАНОВА «АЛИШЕР НАВОИ» В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Ахметшина Д.М. Email: [email protected]
Ахметшина Диляра Марсовна - старший преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение клавиров опер узбекских композиторов является важнейшей темой учебного плана подготовки пианиста-концертмейстера. «В повседневной исполнительской деятельности пианисту-концертмейстеру, - подчеркивает заведующая кафедрой камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана профессор Р. Полатханова, - постоянно приходится соприкасаться с оперным жанром» [1, 5]. Вместе с тем до настоящего времени не существует специальной учебно-методической литературы, посвященной изучению оперных клавиров в классе концертмейстерского мастерства. Это обуславливает необходимость обращения к разработке методических основ работы над клавирами опер в классе концертмейстерского мастерства. Наиболее трудной областью в изучении оперных клавиров является работа над клавирами опер узбекских композиторов, входящих в репертуар Государственного Академического Большого Театра Узбекистана имени Алишера Навои.
Ключевые слова: опера, изучение, музыка, клавир, класс, традиция, эволюция, жанр, ария.
WORK ON THE OPERA «ALISHER NAVOI» BY M.BURKHANOV IN THE CONCERTMASTER CLASS Akhmetshina DM.
Akhmetshina Dilyara Marsovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACCOMPANIMENT SKILLS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: studying the claviers of operas by Uzbek composers is the most important topic of the curriculum for the training of a pianist-accompanist. "In his daily performance, the pianist-accompanist, " emphasizes the head of the Department of Chamber Music and Accompaniment Mastery of the State Conservatory of Uzbekistan, Professor R.Sh. Polatkhanova, "constantly has to come into contact with the opera genre" [1, 5]. At the same time, to date, there is no special educational and methodological literature devoted to the study of opera claviers in the class of accompanist mastery. This necessitates the development of methodological foundations for working on claviers for operas in the class of accompanist mastery. The most difficult area in the study of opera claviers is working on claviers of operas by Uzbek composers included in the repertoire of the State Academic Bolshoi Theater of Uzbekistan named after Alisher Navoi. Keywords: opera, study, music, clavier, class, tradition, evolution, genre, aria.
УДК 078
Благодатным материалом для изучения узбекской оперы в классе концертмейстерского мастерства является клавир оперы «Алишер Навои» Муталя Бурханова - произведение, обобщившее огромный творческий путь выдающегося композитора, его поиски в сфере
вокальных и хоровых жанров, музыкальной драмы. Необходимо подчеркнуть, что изучение клавира оперы «Алишер Навои» имеет не только профессиональное значение в плане приобретения навыков пианиста-концертмейстера в работе над оперным клавиром, но и, что гораздо важнее, идейно-воспитательное значение в формировании высоких гражданских качеств личности, осознающей ценность духовного наследия нации. Соприкосновение с великой созидательной личностью Алишера Навои, уникального гения Востока, дает молодому музыканту богатейший творческий импульс, направляет его чувства и разум в русло высокой духовности.
К сожалению, приходится констатировать, что студенты-пианисты в силу специфики своей профессии, недостаточно уделяют внимание оперному искусству, его восприятию и изучению. А это не менее важно для полноценного развития творческой личности музыканта-исполнителя. Достаточно взглянуть на историю мирового фортепианного искусства и обратить внимание на феноменальную личность Ференца Листа, который не представлял своей жизни без театра и откликался на оперные спектакли своими знаменитыми транскрипциями и парафразами. Ведь и наши современные талантливые пианисты могли бы откликнуться на оперные спектакли узбекских композиторов такого рода «фортепианными» ответами. Это могло бы стать возрождением традиции назира, которую развивал Навои, откликаясь на «Пятерицу» Низами в своей «Пятерице».
Изучение клавира оперы «Алишер Навои» М. Бурханова целесообразно начинать с ознакомления с узбекской оперой, её истории и наиболее важными этапами эволюции жанра. Хорошим подспорьем в этом может служить труд «Узбекская опера» Я. Пеккера [2]. Особо надо обратить внимание на научную и художественную литературу о жизни и творчестве Алишера Навои и непосредственно на его сочинения, с которыми пианисты соприкасались реже, но теперь требующие более глубокого изучения.
Приступая к работе над клавиром, пианисту-концертмейстеру следует ознакомиться с либретто оперы, которое Бурханов нашел, взяв за основу пьесу «Алишер Навои» Уйгуна и Иззата Султана. Существуют аудио и видеозаписи оперы, с которыми следует ознакомиться, приступая к работе. Естественно, что целостное ознакомление с оперой и записями спектакля невозможно уложить в рамки аудиторного занятия, поэтому здесь необходимо время для самостоятельной работы. После этого для работы в классе отбираются наиболее важные с точки зрения образовательного процесса разделы оперы. Логичным является начать освоение клавира оперы «Алишер Навои» с арии Кул Мухаммада первого действия. Это ария-портрет отца Гули, замечательного бастакора. Для создания музыкального портрета узбекского бастакора Бурханов нашел убедительную характеристику, включив в состав симфонического оркестра народный инструмент - афганский рубаб, звучание, самобытный тембр которого стал своеобразным лейтхарактеристикой персонажа. Партия афганского рубаба дублируется в оркестре, усиливая её монодическую природу. В инструментальном вступлении задача пианиста заключается в создании эмоциональной атмосферы, подводящей певца к началу своей партии. Темп Moderato Assai, сосредоточенная мелодия, близкая к макомным, должна прозвучать на фортепиано подобно нежному звучанию афганского рубаба. Вокальная партия Кул Мухаммада, основанная на интонациях макома и катта ашула, развертывается неторопливо, импровизационно, в исполнительской манере народных певцов-хафизов. Кул Мухаммад вдохновлено поет, опираясь на узбекские народные традиции, аккомпанирую себе на афганском рубабе. Исполняя арию Кул Мухаммада важно проникнуться аурой, атмосферой погружения в мир традиционной музыкальной культуры, передать её необыкновенную красоту, богатство монодического искусства, найти утонченные тембровые краски, имитирующие звучание узбекских народных инструментов средствами фортепиано. Чуткое вслушивание в интонирование вокалиста, поющего в традиционной манере, поможет пианисту-концертмейстеру создать звуковой мир, созвучное воплощение художественного образа лирического портрета бастакора.
Ария Навои из первой картины первого действия относится к типу арии-портрета. Под понятием «ария-портрет» подразумевается тип характеристической арии, в которой композитор «крупным планом» представляет типические и индивидуальные свойства характера того или иного персонажа [3, 276]. Создать в музыке образ великой личности - трудная задача для композитора, а затем и для исполнителя. Бурханов блестяще справился с этой задачей, предоставив исполнителю поистине благодатный материал для творчества. Герой оперы раскрывается в арии многопланово и многогранно, и внутренне, и внешне. В душе Навои, в его переживаниях раскрывается внутренний колорит, во внешнем проявлении государственного деятеля раскрывается широта мышления, мудрость и величие. Поэт и гражданин показан в арии
на уровне художественных выразительных средств, в вокальной партии и в оркестре. Оркестровая партитура в арии симфонизирована, построена на основе народно-песенного материала, заимствованного из сокровищницы узбекского национального наследия. Творческое использование макомных интонаций, усулей, гармонии, обогащенными элементами народных ладов - всё это отражено в клавире оперы. Исполнение инструментальной партий требует от пианиста-концертмейстера большой проникновенности и выразительности.
Очень интересна ария Гули в третьей картине второго действия. Она представляет собой тип арии - эмоционального состояния. Исполняя эту арию, пианисту-концертмейстеру необходимо создать общий характер арии - эмоционально наполнено, глубоко, настороженно, драматично. Ремарка doloroso ориентирует исполнителя на скорбно, жалостно-печальный настрой. Каждый звук, каждый элемент фактуры должен быть тонко прочувствован пианистом-концертмейстером, который здесь как бы дышит вместе с певицей, ощущает её дыхание, её пульс, поддерживая звучанием фортепиано её эмоциональное состояние, находя для этого ясные, прозрачные краски, имитируя тембр флейт и кларнетов.
Ещё более сложное эмоциональное состояние требуется передать в арии Гули в пятой картине третьего действия. И здесь ремарка doloroso указывает на скорбный характер музыки, ещё более углубленный в психологическом плане. Работа над этой арией требует огромного внимания к тщательной отработке штрихов и приёмов исполнения. Роль пианиста-концертмейстера здесь исключительно важна и ответственна, поскольку вокальная партия Гули сложна в интонационном и ритмическом отношениях, изобилует паузами, сменами темпа и дыхания, освоение которых немыслимо без помощи пианиста-концертмейстера.
Опера «Алишер Навои» Муталя Бурханова отличается драматургической цельностью, логикой музыкально-тематического развития драматического конфликта, который раскрыты композитором в музыкальных характеристиках персонажей, в их ариях, которым в классе концертмейстерского мастерства необходимо уделить особое внимание и на их материале выработать навыки концертмейстерского мастерства, применяемые в изучении клавиров других композиторов.
Список литературы / References
1. Полатханова Р. Работа концертмейстера над оперной сценой в классе концертмейстерского мастерства. Т., 2006.
2. Пеккер Я. Узбекская опера. М., 1984.
3. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.