Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ОПЕРНЫХ СЦЕН КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ФОРТЕПИАННОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ОПЕРНЫХ СЦЕН КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ФОРТЕПИАННОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
опера / композитор / исскусство / мастерство / opera / composer / art / mastery

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ситора Ибрагимова

История национальной оперы в музыкальной культуре Узбекистана начата операми “Буран” М. Ашрафи и С. Василенко в 1939, «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова в 1940 году. Бурный подъем в развития оперного искусства произошел в 50-60 годы ХХ века. Открытие Государственного Большого Академического Театра Оперы и Балета имени Алишера Навои, Государственной Филармонии, оперной-студии при консерватории подняли на небывалую высоту уровень исполнительского мастерства. Выдающиеся композиторы М.Ашрафи, С.Юдаков, М.Бурхонов, И.Акбаров, позже М.Бафоев, Р.Абдуллаев и другие написали оперные произведения которые стали национальным достойным классикой. Сцены из опер, в частности, арии, каватины, дуэты звучат на сценах театров, фестивалях, конкурсах. Вышеперечисленные жанры и их ансамблевые переложения вошли в учебные репертуары [1,с.56].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF OPERA SCENES TRANSFER BY UZBEKISTAN COMPOSERS IN PIANO ENSEMBLE PEDAGOGY

The history of the national opera in the musical culture of Uzbekistan began with the operas “Buran” by M. Ashrafi and S. Vasilenko in 1939, “Leili and Majnun” by R. Glier and T. Sadykov in 1940. A rapid rise in the development of operatic art occurred in the 50-60s of the twentieth century. The opening of the State Bolshoi Academic Opera and Ballet Theater named after Alisher Navoi, the State Philharmonic Society, the opera studio at the Conservatory raised the level of performing skills to an unprecedented height. Outstanding composers M. Ashrafi, S. Yudakov, M. Burkhonov, I. Akbarov, later M. Bafoev, R. Abdullaev and others wrote opera works that became national worthy classics. Scenes from operas, in particular, arias, cavatina, duets sound on the stages of theaters, festivals, competitions. The above genres and their ensemble transcriptions were included in the educational repertoires [1, p.56].

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ОПЕРНЫХ СЦЕН КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ФОРТЕПИАННОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal - Issue 7 / 2021 ISSN 2181-063X

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ОПЕРНЫХ СЦЕН КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ФОРТЕПИАННОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ситора Ибрагимова

Институт национального музыкального искусства имени Юнуса Раджаби

Аннотация: История национальной оперы в музыкальной культуре Узбекистана начата операми "Буран" М. Ашрафи и С. Василенко в 1939, «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова в 1940 году. Бурный подъем в развития оперного искусства произошел в 50-60 годы ХХ века. Открытие Государственного Большого Академического Театра Оперы и Балета имени Алишера Навои, Государственной Филармонии, оперной-студии при консерватории подняли на небывалую высоту уровень исполнительского мастерства. Выдающиеся композиторы М.Ашрафи, С.Юдаков, М.Бурхонов, И.Акбаров, позже М.Бафоев, Р.Абдуллаев и другие написали оперные произведения которые стали национальным достойным классикой. Сцены из опер, в частности, арии, каватины, дуэты звучат на сценах театров, фестивалях, конкурсах. Вышеперечисленные жанры и их ансамблевые переложения вошли в учебные репертуары [1,с.56].

Ключевые слова: опера, композитор, исскусство, мастерство

STUDY OF OPERA SCENES TRANSFER BY UZBEKISTAN COMPOSERS

IN PIANO ENSEMBLE PEDAGOGY

Sitora Ibragimova

Institute of National Musical Art named after Yunus Rajabi

Abstract: The history of the national opera in the musical culture of Uzbekistan began with the operas "Buran" by M. Ashrafi and S. Vasilenko in 1939, "Leili and Majnun" by R. Glier and T. Sadykov in 1940. A rapid rise in the development of operatic art occurred in the 50-60s of the twentieth century. The opening of the State Bolshoi Academic Opera and Ballet Theater named after Alisher Navoi, the State Philharmonic Society, the opera studio at the Conservatory raised the level of performing skills to an unprecedented height. Outstanding composers M. Ashrafi, S. Yudakov, M. Burkhonov, I. Akbarov, later M. Bafoev, R. Abdullaev and others wrote opera works that became national worthy classics. Scenes from operas, in particular, arias, cavatina, duets sound on the stages of theaters, festivals, competitions. The above genres and their ensemble transcriptions were included in the educational repertoires [1, p.56].

ГГлЦ^^Ш! 132 http://oac.dsmi-qf.uz

Keywords: opera, composer, art, mastery

Фортепианный ансамбль в Узбекистане как жанр имеет длительную историю развития. Он начал своё развитие в 40- годы XX века. В последние годы интерес к этому жанру возрастает больше. Изучение на уроках фортепианного ансамбля переложений симфонических, оперных и камерных произведений формирует необходимый навык грамотного чтения с листа .

Большое значение в узбекской ансамблевой фортепианной музыке имеют транскрипции. Транскрипция - переработка музыкального произведения, в отличие от обработки имеет относительно самостоятельное художественное значение. Причинам бытования транскрипций являются с одной стороны, стремление музыкантов - исполнителей к популяризации общеизвестных сочинений симфонической, музыкально-сценической и камерно- ансамблевой музыке. Их роль часто познавательная. [ 2, с.81]

Специалисты в области фортепианного ансамблевого искусства -А.Готлиб, Р.Кедрова, Т.Давыдова отмечают познавательное значение транскрипций.

В целях изучения особенно интересна опера «Лейли и Меджнун» (1940) Р.Глиэра и Т.Садыкова на одноименный сюжет поэмы Навои. Это лирико-эпическая опера в которой разнообразно использованы фрагменты из макомов «Шахноз-Гульёр» (часть-«Гирья»). «Сегох» передает плач матери (переложение Бертексона). Ариозо Лейли в последней картине построено на основе ташкентского макома «Чоргох». В раскрытии образа Омара использован отрывок из макома «Баёт 4» [1 ,с. 100]. В партиях двух фортепиано она звучит насыщенно, ритмично. Пианистам следует обратить внимание на усуль узбекской музыки.

Опера «Проделки Майсары» (1959) Сулаймана Юдакова - первая узбекская комическая опера. В ней использована подлинная наманганская свадебная «Хай, хай, улан джон улан», народно-танцевальная «Дутар баят» как традиционные формы и жанры. В опере и переложение преобладают веселые, оживленные, четкие ритмические напевы, плавные, танцевальные движения: «Лаъли Бадахшон», «Олма атиржон». Все они относятся к популярным бытовым песням. Речевая выразительность вокала передана через специфику шуточно-игровых песен-лапаров: «Бола-бола», «Коракош», «Корасоч» [3,с.89]. Переложение Т.Давыдовой сделано мастерски, использована аккордовая структура. Всё это даёт большой простор для творческой фантазии пианистам.

Для пианистов ансамблевое исполнительство открывает увлекательные грани мира музыки через возможность приобщения к совместному созданию звуковых образов. В высших учебных заведениях фортепианный ансамбль

I ГсОТ^^^^Н http://oac.dsmi-qf.uz

становится необходимой лабораторией творческого общения для студентов. Молодые пианисты получают возможность обмениваться накопившимся исполнительским опытом и одновременно учиться у своих ровесников.

Предмет фортепианного ансамбля составляет единый педагогический комплекс специальных дисциплин «Оперная подготовка», «Специальное фортепиано». Он способствует развитию интонационного гармонического слуха, вокального слуха, метро-ритма, музыкальной памяти. Игра в ансамбле воспитывает культуру звукоизвлечения, развивает тембровое слышание, умение выявлять различные фактурные пласты. Владение разнообразной нюансировкой, наличие развитого метроритмического чувства, быстрота реакции - вот те задачи, освоение которых расширяет профессиональный и выразительно-технический потенциал исполнителя и является незаменимой школой фортепианной игры.

Изучение на уроках фортепианного ансамбля переложений симфонических, оперных и камерных произведений мировой классики и узбекских оперных сцен обогащает и формирует необходимую для грамотного чтения с листа интонационную основу мышления.

Все это вызывает большой интерес у слушательей аудитории, молодежи. За последнее время все больше слушателей интересуются оперным искусством. Потому как театральное искусство, как никакой другой жанр воздействует на эстетическое воспитание молодого поколения, формирует вкус.

Таким образом, через изучение предмета фортепианный ансамбль, (переложения и транскрипции) музыканты постигают секреты оперного искусства.

Использованная литература

1. Пеккер Я. Узбекская опера - М.: Музыка, 1984.

2. Ганиева Л. Фортепианный дуэт в Узбекистане: вопросы интерпретации-Т.: Baktria press, 2013.

3. Плунгян В. Проделки Майсары С.Юдакова - Т.:Издательство Фан, 1992.

4. Ганиева Л. Методология изучения фортепианно-ансамблевого искусства Узбекистана. Нишон Ношир. 2016. 120 с.

5. Готлиб А. Основа ансамблевой техники - М.: Музыка,1971.

134

http://oac.dsmi-qf.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.