ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА Полатханова Н.Ш. Email: Polatkhanova17149@scientifictext.ru
Полатханова Наргиз Шамильевна - профессор, кафедра специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: итальянская музыка XX века представляет собой сложную и противоречивую картину. В начале столетия продолжается расцвет оперного творчества, представленного такими мастерами как Пуччини, Леонкавалло, Масканьи. Под воздействием деятельности театра Ла Скала (которым до 1928 года руководил А. Тосканини) значительно повышается уровень и многих других оперных театров страны, особенно Римской оперы. Но главные достижения итальянского оперного искусства начала XX века лежат в области повышения исполнительской культуры, как вокальной, так и инструментальной.
Значительные творческие результаты бъти достигнуты в области камерного инструментального творчества и исполнительства. Симфонические и камерно-инструментальные концерты, не имевшие существенного значения в конце XIX века, в начале XX столетия приобретают большое значение, привлекая огромное количество заинтересованных слушателей, и представляют собой яркую и актуальную сторону итальянской музыкальной жизни.
Ключевые слова: музыка, искусство, культура, значение, театр, опера, исполнитель, деятельность, мастер.
ITALYAN MUSIC XX AGE Polatkhanova N.Sh.
Polatkhanova Nargiz Shamilyevna - Professor, DEPARTMENT SPECIAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: italian music XX age presents itself complex and inconsistent picture. At the beginning initially centuries lasts the bloom operatic creative activity, presented such master as Puchchini, Leonkavallo, Maskanii. Under influence of activity of the theatre La (which before 1928 managed A.Toskanini), vastly increases the level and many other opera houses of the country, particularly Roman opera. But the main of the achievement italian operatic art begin XX age lies in the field of increasing исполнительской cultures, both вокальной, and instrumental.
The Significant creative results were reached in the field of chamber instrumental creative activity and исполнительства. Symphonic and chamber-instrumental concertoes, not having vital importance at the end XIX age, at the beginning initially XX centuries gain big importance, attracting enormous amount of the interested listeners and present itself bright and actual side to italian music life. Keywords: music, art, culture, importance, theatre, opera, performer, activity, master.
УДК 078
С 1930 года в Венеции начинают проводиться Международные Фестивали современной музыки, с 1933 года во Флоренции организуется фестиваль «Международный музыкальный май». Следствием подъёма исполнительской культуры явилось формирование нового поколения музыкантов-исполнителей, среди которых следует упомянуть прежде всего замечательного пианиста Карло Цекки.
Одним из ведущих стилистических направлений в итальянском искусстве XX века становится неоклассицизм, к которому примыкает целая плеяда таких мастеров, как Бузони, Казелла, Малипье-ро, Петрасса и многие другие. Ряд эстетических проблем неоклассицизма выдвинул в своих трудах знаменитый пианист, композитор, педагог, образованнейший музыкант своего времени Ферруччо Бузони. В своём трактате «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (1907) он справедливо осудил догматическое следование традициям, мёртвое и нетворческое повторение старых художественных схем. «Задача творческого художника — устанавливать законы, а не следовать им. Кто придерживается данных ему законов, то перестаёт быть творцом» [1, 28]. В данной работе высказаны пророческие мысли Бузони по поводу неизбежного обогащения и расширения тонной системы в XX веке. Суждения итальянского пианиста и композитора подготовили почву для зарождения
неоклассического направления в музыке XX века: он ратовал не только за всемерное обновление формы, но и за чёткий контроль конструктивной мысли художника над бессознательным чувством.
Значение Бузони основывается на том, что сделано было им по достижении творческой зрелости. Это его многочисленные сочинения различных жанров для фортепиано, включающие циклы пьес, прелюдии, полифонические циклы элегии, фантазии, импровизации. Исполнительская редакция «Хорошо темперированного клавира» Баха, предпринятая Бузони внесла новую страницу в исполнительскую жизнь бессмертного творения Баха и открыла широкие перспективы в фортепианном исполнительстве XX века.
Художник огромного дарования, титан в истории пианизма, Бузони поднял на небывалую высоту фортепианную виртуозность, пианистическое мастерство, дал незабываемые образцы интерпретаций Баха, Моцарта, Бетховена, Листа. Он обогатил фортепианную литературу замечательными редакциями и транскрипциями, написал ряд талантливых музыкальных произведений; в его книге, в его многочисленных статьях содержатся интересные суждения, ценные мысли. Многое из того, что он внёс в исполнительскую трактовку фортепианных сочинений, в приёмы работы над техникой, прочно вошли в мировую сокровищницу пианистического опыта.
Оценивая в целом итальянскую фортепианную культуру начала XX века, необходимо отметить, что большую роль в развитии фортепианной музыки сыграло обращение к богатому наследию прошлого, как бы новое его открытие. В этой связи в первую очередь следует назвать имена Казеллы, Малипьеро и Пиццетти. Эти композиторы обратились к возрождению традиций старинной клавир-ной музыки, к творчеству мастеров XVП-XV[П веков - клавирным сонатам и сюитам Фернандо Гаспаро Турини, Балдассаре Галуппи, Пьетро Доменико Парадизи, Франческо Дуранте, Джованни Рути-ни, Доменико Чимарозы, Доменико Скарлатти.
Работая над подготовкой к изданию сочинений старинных кла-вирных мастеров, композиторы XX века обогатили свой собственный стиль под влиянием этих классиков. Так, в процессе культурных взаимодействий различных эпох, формировался итальянский неоклассицизм. В день открытия фестиваля МОСМ 1928 года, нарушая все традиции, зазвучала старинная итальянская музыка. Успех её был настолько велик, что в следующем году в программу фестиваля вновь была включена старинная итальянская классика, на сей раз слушатели открыли для себя произведения Монтеверди и Чимарозы. «Кликнули клич не только к истокам инструментальной музыки, к великому перелому стилей в XVII веке в Италии, а и к установке и обоснованию идей современной итальянской музыки на раскопах живого прошлого» [2, 12] - утверждал Б. Асафьев. В этом смысле, деятельность Казеллы представляет собой поистине уникальный образец органического единства учёного-первооткрывателя, просветителя, композитора, последовательно воплощающего в своём творчестве художественные принципы старинного итальянского наследия.
Провозглашая эстетику неоклассицизма, Казелла недооценивал роль импрессионизма, который также нашёл своё отражение в сочинениях итальянских композиторов XX века, и, даже, в сочинениях самого Казеллы. К импрессионистическим проявлениям в итальянской музыке XX века относятся сочинения Отторино Респиги, некоторые сочинения Ф. Маннино, Э. Мориконе. К итальянскому импрессионизму относятся фортепианные произведения М. Кастель-нуово-Тедеско — «Кипарисы», «Свет моря», созданные в 1916 году. Эти сочинения характеризуются роскошью музыкальных красок, богатой палитрой тембровых сочетаний, изощрённостью фортепианной фактуры. Влияние импрессионизма сказалось в таких сочинениях Казеллы, как Сонатина в трёх темпах для фортепиано, созданной в 1916 году.
Плодотворно влияло на формирование творческого стиля итальянских композиторов и обращение к фольклору. В 20-х-ЗО-х годах XX века в Италии была проведена колоссальная работа по записи, исследованию и публикации фольклора. В эти годы вышли в свет такие уникальные труды, как сборники народных песен Дж.Фары «Музыкальная душа Италии», «Сардинские песни», сборник А. Фа-варры Мистретты «Сицилийские песни земли и моря», исследования Фр. Балиллы Прателлы «Записи плачей, песен, хоров и танцев итальянского народа», «Этнофония Романьи». Такого рода публикации песенного и танцевального фольклора Италии привели к замечательным результатам в творчестве виднейших композиторов Италии, нашедших в музыкальном фольклоре прочную опору для освоения музыкального языка, жанров, форм своего творчества.
В 40-е годы возникает интерес к додекафонии, но её применение итальянскими композиторами лишено догматизма, довольно свободно и в сочетании с другими техниками письма. И в последующие, в 50-80-е годы XX века в период увлечения авангардистскими
экспериментами, в музыке итальянских композиторов наблюдается стремление соединить средства выразительности самых крайних течений с жанрами, формами и даже конкретными приёмами музыки XVI-XVII столетий.
В качестве образца итальянского фортепианного малого полифонического цикла интересен цикл «Прелюдия и фуга» Энио Кара-беллы. В данном цикле части контрастируют друг другу с точки зрения фактуры. Вместе с тем они обнаруживают глубокое внутреннее единство, проявляющееся в изумительной гибкости мелодических линий, в чисто итальянском бельканто. В основе прелюдии композитор использует традиционные виды виртуозной фортепианной техники. Форма прелюдии индивидуальна и построена на принципе трёхчастной репризности типа Da capo, оригинально трактованной композитором. Первая часть прелюдии выдержана в единообразном движении шестнадцатых, образующих разнообразные мелодические и гармонические фигурации. Лёгкая, изящная фактура этой части своей красочностью близка импрессионистической образности, колоритной зарисовки красивого пейзажа, изображения водной стихии.
Черноклавишная диатоника расцвечивается тончайшими хроматическими нюансами, охватывая по сути все регистры инструмента. Мелкая виртуозная техника прелюдии требует от пианиста тщательной работы в медленном темпе с плавным и естественным ощущением передачи фигурации из правой руки в левую и наоборот. Эта передача мелодической линии от партии одной руки в партию другой руки осуществляется ровно при хорошо сбалансированном звуке.
В среднем разделе прелюдии тепо mosso фактура резко меняется. Она также прелюдийна, но характер прелюдирования здесь совершенно иной. Восходящие триольные мелодические волны, выдержанные квинты в басу, причудливые гармонии и, наконец, виртуозная каденция составляют своеобразие этого раздела прелюдии. Характер этой музыки ассоциируется с субъективным лирическим высказыванием.
Реприза воспринимается как выражение более объективного начала. Исполняя её желательно избежать механического повторения и внести новые эмоциональные нюансы по сравнению с первой частью. В целом же прелюдия имеет явно вступительный характер. Сопоставление вышеописанных разделов воспринимается как предварительное апробирование разных типов образности, и в конце прелюдии возникает потребность в продолжении музыкального действия. Таким продолжением и оказывается фуга.
Примечательно, что фуга написана в тональности весьма далёкой от тональности прелюдии, которая изложена в Соль-бемоль мажоре, — в тональности си минор, завершаясь светлым Си мажором.
Смена размера подчёркивает причудливый характер музыки. Фуга экспрессивна, развитие в ней достигает большой интенсивности. Фуга трёхголосная, с тональным ответом, развёрнутыми интермедиями и свободными включениями и выключениями голосов.
В работе над фугой пианисту необходимо тщательным образом проинтонировать все тончайшие тональные и мелодические изгибы проведения темы, при наличии строгого слухового контроля и метрической точности исполнения. Большую роль в фуге играет тональное развитие. Проведения темы рельефны, даже если это неполные проведения, вычленения отдельных мотивов, подвергающихся секвенцированию. Благодаря этому композитор достигает эффекта неожиданного нарушения инерции восприятия и тем самым динамизируется процесс развития.
Музыкальное развитие в фуге происходит по принципу неуклонного нарастания напряжения, уплотнения фактуры, дробности ритмического рисунка: к движению восьмыми присоединяются триоли, затем шестнадцатые, и, наконец, тридцать вторые. Завершается фуга яркой кодой обобщающего плана. В фуге на первый план выступает разработочное начало, поэтому здесь можно говорить о некоторой симфонизации формы.
Список литературы / References
1. Зарубежная музыка ХХ века. Материалы и документы. М., 1975.
2. Асафьев Б. Альфредо Казелла. Л., 1927.